Операторы и работники фронтовых киногрупп. Малов Иван Федорович (1907–1943)


06.10.2019

В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 754-755 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой).

Малов Иван Федорович (1907–1943).

Кинооператор художественного и документального кино. Русский. Родился 23 февраля 1907 г. в д. Свезево (родился в сентябре 1907 года. - Прим ред. #МузейЦСДФ[1]) – погиб в июле 1943 года в районе станции Поныри Курской области (умер от ран в госпитале 2 декабря 1943 года. - Прим. ред. #МузейЦСДФ[2]).

Съемочная группа фильма «Детство Горького» (1938). На фото стоят (слева направо): асс. режиссера Рафаил  Перельштейн, гример (фамилия уточняется), асс. режиссера (в 1943-1945 гг. был представителем «Союзинторгкино» в Канаде) Леонид Альцев (третий слева), оператор Иван Малов, режиссер Марк Донской, предположительно администратор Цверик, оператор Петр Ермолов, асс. оператора Владимир Томберг. Фото из архива Р. Перельштейна.

«Я познакомился с Иваном Маловым, – вспоминал Владимир Томберг, – в 1937 году на киносъемках "Детства Горького". Он тогда работал вторым оператором у Петра Васильевича Ермолова, а я – ассистентом. У меня остались самые приятные воспомина­ния о Малове – чуткий, отзывчивый, увлеченный своим делом, он в любой момент был готов прийти на помощь, вовремя поддержать.
На войну Малов ушел рядовым солдатом, прошел с винтовкой в руках тяжкий путь от Москвы до Сталинградах[3]. Во время боев он случайно встретился с кинооператорами, которых так не хватало на фронтах. По просьбе руководителя киногруппы Александра Степановича Кузнецова Малова отозвал из армии начальник Политуправления генерал Галаджев.
Сталинградскую битву Иван Малов снимал в паре с Михаилом Посельским. Они сразу подружились. Миша рассказывал, как нелепо выглядели новенькие офицерские погоны инженер-капитана – звания, присвоенного ему, как фронтовому кинооператору, – со старой, видавшей виды солдатской шинелью Малова.

Снятые Маловым кинокадры сражений вошли в документальные фильмы: "Сталинград" (вышел на экраны в марте 1943 года) и "Орловская битва" (сентябрь 1943 г.).
По характеру Малов был человеком сугубо штатским, очень любил свою семью, часто писал с фронта домой».

(Томберг В. В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора. С. 188.)

Сохранились также воспоминания Михаила Посельского, с которым Малов работал в одной паре:

 «Как-то, еще в Сталинграде, на съемках в 62-й армии генерала армии Чуйкова, к нам подполз солдат и сказал, что он тоже кинооператор. Это был Ваня Малов. В потрепанной шинели с солдатскими обмотками на ногах, он прошагал с винтовкой в руках от Москвы до Сталинграда, где случайно встретился с нами[4].

Наша фронтовая киногруппа нуждалась в операторах, и мы решили обратиться к ко­мандующему Чуйкову с просьбой передать нам в помощники солдата Ивана Малова, бывшего кинооператора студии "Детфильм".

Чуйков ответил нам коротко:

– Для этого необходимы два условия: солдат должен состоять на учете в моей армии и должен быть живым и здоровым.

И вот наша машина мчится в район, где рекомендовал нам снимать генерал. Малов постепенно привыкал к своим новым обязанностям. А мы старались помочь товарищу поскорее освоиться в киногруппе. Например, добыли ему в подарок сапоги – очень уж не соответствовали присвоенному ему званию инженер-капитана истертые солдатские обмотки. Ваня работал отлично. Это с ним нам повезло стать невольными участниками ликвидации вражеского склада боеприпасов в боях под Гомелем.

Но в киногруппе Ване Малову удалось провоевать меньше года. Однажды ехал он в кузове "виллиса" с оператором А. Козаковым. Над дорогой то и дело появлялись фашистские самолеты, и операторам нужно было внимательно наблюдать за небом, чтобы в случае атаки вовремя покинуть машину. На дорожные колдобины никто особенно вни­мания не обращал. На мягком кофре от съемочной камеры сначала сидел Козаков, на более жестком ящике для пленки – Малов. Самолеты их пока не беспокоили. И вдруг, когда настало время меняться местами, раздался страшной силы взрыв – машина нале­тела на случайную мину.

Водитель был убит на месте. Ваня Малов умер в полевом госпитале на следующий день. У Козакова ампутировали часть ступни правой ноги и отняли до колена левую ногу. Когда я приехал на место взрыва, то увидел нашу машину на крыше дома, заброшенную туда воздушной волной…

По возвращении с похорон Вани Малова, мы увидели на его кровати письмо из дома от жены:

«Дорогой мой, мне приснился страшный сон, будто мы с дочкой потеряли тебя, я так переживаю, не могу успокоиться, места себе не нахожу. Только бы с тобой ничего не случилось!

Пиши, родной, чаще...

Всегда твоя Нюся».

(Посельский М. Свидетельства очевидца. С. 41–42.)

_________________________________
1. Из материалов автобиографии, хранящейся в Государственном центральном музее кино (— Ф. 56. — Оп. 2) следует, что И.Ф. Малов родился в сентябре 1907 года. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
2. Иван Малов скончался 02 декабря 1943 года  в госпитале от ранения, полученного в следствие разрыва противотанковой мины; похоронен на братском кладбище г. Новозыбков (ныне Брянская обл.). (Источник: Учетно-послужная картотека (учет безвозвратных потерь офицерского состава). - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
3. Некоторую путаницу в биографию Ивана Малова внес оператор Михаил Посельский, который в воспоминаниях ("Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек" изд.: — М.; "Эльф ИПР"), вышедших в 2005 году, утверждал, что И. Малов попал во фронтовую киногруппу из Действующей армии, куда был призван в начале Великой Отечественной войны, что является ошибкой. Согласно информации Портала «Память народа» (Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ) И. Малов призван в РККА в июле 1942 года (источник: Наградной лист кинооператора). - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
4. Из воспоминаний оператора Абрама Казакова («На Курской дуге»): «Летом 1942 года И. Малов при втором наборе во фронтовые группы все-таки сумел попасть на Донской фронт. Он приехал в Сталинград в августе месяце, когда шли бои на ближних подступах к городу. В то время он был необстрелянный, сугубо штатский человек, который даже не знал, как правильно подпоясывать ремнём шинель...»  - Прим. ред. #МузейЦСДФ.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

Монтажный лист оператора И. Малова «Девушки оружейники авиации» (работа по боевому снаряжению самолетов; Сталинградский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: 06.10.1942)

Монтажный лист операторов А. Казакова, И. Малова «Семья героя» (подвиг и гибель наводчика сержанта Хитрых, вручение награды семье погибшего; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. с № 903 по № 1099 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: 18.08.1943)

Монтажный лист оператора И. Малова «Материал к фильму» (подбитая и захваченная немецкая техника: танки, пушки; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. с № 903 по № 1099 (оригиналы военного отдела студии)» (Период создания: август 1943)

Монтажный лист операторов А. Софьина, И. Малова «Лагерь рабов» (немецкий рабочий лагерь в селе Хомутовка; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)»  (Период создания: 31.08-03.09.1943)

Монтажный лист операторов И. Малого, М. Посельского «Новгород Северский» (освобождение города; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)» (Период создания: 19.09.1943) 

Монтажный лист операторов И. Малого, М. Посельского «Чернигов» (разрушенный немцами город; Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)» (Период создания: 23-24.09.1943)

Монтажный лист операторов А. Софьина, И. Малова, М. Посельского «На западном берегу Днепра южнее Речицы» (работа артиллерии; Белорусский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 23-24.09.1943)

Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского «Борьба за Гомель» (работа артиллерии; Белорусский фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 24.10.1943)

Монтажный лист операторов И. Малова, М. Посельского о переправе через реку Сож (Центральный фронт) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: октябрь 1943)

Монтажный лист операторов А. Козакова, И. Малова «Речица» (материал к ранее заснятым боевым действиям) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1300 по № 1698)» (Период создания: 17-20.11.1943)


Материалы по теме