Эвакуация испанских детей в СССР в период Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. в кинодокументах РГАКФД

Гражданская война в Испании (17 июля 1936 — 1 апреля 1939).

17.07.2021

Опубликовано: Опубликовано: www.rgakfd.ru. Фото: "Советские корреспонденты проходят паспортный контроль на границе. Испания, 1936 год". На фото: кинооператор Борис Макасеев (справа), журналист Михаил Кольцов (слева; видна часть лица). Из архива В.И. Фомина.

Сообщение заместителя начальника отдела информационного обеспечения РГАКФД Е.Е. Колосковой на III Международной архивной конференции «Гуманитарные проблемы между двух мировых войн: документальное наследие». 10 апреля 2019 г.г. Москва.

век навсегда останется в памяти человечества как один из самых трагичных в его истории. За прошедшие 100 лет произошли две мировые войны, бесчисленное множество локальных войн и вооруженных конфликтов, итог которых – сотни миллионов погибших, телесно и душевно искалеченных. Возможно поэтому, человечество пришло к осознанию необходимости выработки механизмов политического государственного и общественного взаимодействия, если не полностью исключающих военные конфликты, то хотя бы создающих возможности их мирного урегулирования.

Российский государственный архив кинофотодокументов, являясь одним крупнейших в Российской Федерации и в мире хранилищ документальной фотографии и исторической кинохроники середины XIX–XXI вв. образно рассказывающих о важнейших событиях и фактах российской истории и истории зарубежных стран, в том числе разнообразных аспектах материальной, социально-политической и культурной жизни приглашает коллег к сотрудничеству.

В фонде РГАКФД широко представлена история более 120 зарубежных стран (68 тыс. наименований фильмов за 1917–1990-е гг.) и более 60 тыс. фотографий о развитии международных отношений СССР и России с более чем 100 зарубежными странами за 1918–2000-е гг.

Архив хранит внушительный комплекс кинофотодокументов по истории Испании – это более 1000 ед. хр. фотографий и более 2000 ед. хр. документальных фильмов.

К периоду Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. относятся 860 фотоснимков полученные архивом из МИД СССР в 1939–1940 гг.

На фотографиях представлены: боевые действия частей Республиканской армии: штурм крепости Моделин; оборона г. Теруэль; части Республиканской армии, отряды добровольцев и народной милиции, военная подготовка, строительство оборонительных укреплений, фотоснимки запечатлевшие республиканскую авиацию, танковые части, артиллерию, бронепоезда, ПВО, разведку и бойцов Республиканской армии в перерыве между боями.

Организация санитарной службы также нашла свое отражение в фотографиях – в том числе, на фронте и в тылу. Грамотно организованная транспортировка раненых с передовой в полевые и тыловые госпитали.

Особого внимания заслуживают фотографии женщин-добровольцев на фронте, за работой на оборонных предприятиях и участии в патрулировании улиц испанских городов.

Значительный массив составляют фотографии, запечатлевшие виды разрушений в Мадриде, Барселоне и других городах Испании, жертвы бомбардировок немецкой авиации.

По испанским событиям 1936–1939 гг. РГАКФД на хранении имеет 288 ед. кинодокументов за 1936–1939 гг.

В их составе – киножурналы, включающие сюжеты о Гражданской войне, такие как «Совкиножурнал», «СССР на экране», «Universal news Reel» (производство США) и «Spain Today» (производство Великобритания); спецвыпуски – «Испанские события», «К событиям в Испании» -их подавляющее большинство (193 ед. хр., освещавшие события в Валенсии, на Мадридском и Арагонском фронтах, в Барселоне, Гвадалахаре, Теруэле, Хихоне и Бильбао), а также хроникально-документальные фильмы. Назову несколько – «Женщины Республики Испания» (1936), «У басков» (1937), «Проводы испанских детей из Испании» (1937), «Испанские дети в СССР» (1937), «Барселона» (1939), «Мадрид в огне» (1936-1939), «Испания» (1939) и многие другие.

Наиболее полным фильмом является «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967 г., ЦСДФ, авторы сценария – Р. Кармен, К. Симонов; режиссер картины – Р. Кармен; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, А. Саранцев, В. Цитрон. Метраж фильма составляет 2082 метра). В фонде РГАКФД хранятся и материалы по фильму «Гренада…» общий метраж которых составляет 11168 метров.

На экране мы видим бомбардировки испанских городов, боевые действия частей Республиканской Армии Сооружение линий обороны, прибытие советского теплохода «Зыряник» с гуманитарным грузом СССР в порт г. Барселоны; советские и зарубежные интернационалисты в Испании во время: А.И. Родимцев, Н.Н. Воронов, И.П. Шумилов, Р.Я. Малиновский, П.И. Батов, М. Залка (Венгрия), П. Ненни, Паччарди (Италия), Г. Реглер (Германия), А. Марти (Франция) и другие; писателей И.Г. Эренбург, Э. Хеменгуэй, корреспондент М. Кольцов, кинооператоры Р. Кармен, Б. Макасеев среди республиканских солдат на передовой; испанских коммунистов: Х. Диас, Д. Ибаррури, П. Чека, Ф. Антона, С. Каррильо, Э. Листера, А. Михе в дни гражданской войны.

С началом Гражданской войны в Испании Советское правительство откомандировывает в революционные войска двух операторов – Бориса Макасеева и Романа Кармена. Вместе с документалистом Йорисом Ивенсом и Эрнестом Хемингуэем они вошли в «семью» боровшихся за республику интернациональных бригад.

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают их репортажи с фронтов гражданской войны в Испании.

Съемки, выполненные советскими операторами, разительно отличаются от кадров, снятых испанскими хроникерами. По воспоминаниям коллег Р. Камена, у испанцев все было просто и наивно, почти любительски, так могли бы снимать их предшественники тридцатью годами ранее. А Кармен и Макасеев часто снимали предельно изощренно и детализированно, с учетом всех достижений великого советского кинематографа.

Например, возьмем эпизод бомбардировки Мадрида. Вначале – площадь Кибелы в центре города, возникают детали: лапы, морды мраморных львов в скульптурной композиции. Затем говорится о налете фашистской авиации; летят бомбардировщики, на площадь падают бомбы, разбегаются люди. Снова подробности: трупы, отбитые львиные носы, искалеченные лапы… И тогда, «в ответ на зверства фашистской авиации», разворачиваются и дают залп орудия «революционного броненосца».

Подобная изощренность тем более удивительна, что оба оператора проявили ее во время самих съемок. Но еще больше обескураживает весь отснятый материал, в котором можно найти, например, такой кадр: мертвая девочка, зажавшая в окоченевших руках куклу. Около десяти (!) дублей этого кадра снято средними (!) планами.

Советские документалисты старой школы вспоминали, что трупы снимал только Кармен. И сегодня мы понимаем с какой целью он это делал – хотел потрясти зрителей, показать «лицо» агрессора. После испанской поездки его удостоили звания Репортера № 1. Получив его, он приобрел и возможность переступать грань дозволенного значительно чаще, чем другие советские операторы. 

На основе отснятых Р. Карменом видеоматериалов были созданы 22 выпуска кинохроники «К событиям в Испании», документальный фильм «Испания» (1939 год) и кинопоэма-фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967 год).

В 1968 г. на МКФ неигровых и анимационных фильмов эта работа выдающихся советских кинодокументалистов была удостоена главного приза.

По мере того, как осложнялась обстановка после начала Гражданской войны, из Испании начали вывозить детей, прежде всего по гуманитарным соображениям. Организацией занимались Национальный Совет по эвакуации детей ("Consejo Nacional de la Infancia Evacuada") и Международный Красный Крест. В Европе проходили специальные кампании «Помогите!». Тотчас же откликнулись: Франция приняла 20 000 детей, Бельгия – 5000, Великобритания – 4000, Швейцария – 800, Мексика – 455 и Дания – 100. В СССР за 2 года (1937–1938 гг.) было организовано 4 отправки юных испанцев. По данным Международного Красного Креста в общей сложности в СССР было отправлено 2895 детей и подростков в возрасте от 3 до 14 лет – 1676 мальчиков и 1197 девочек. Большинство – из бедных рабочих семей северных провинций: Страны Басков, Астурии и Кантабрии, районов, отрезанных на севере мятежниками от остальной страны. Детей сопровождала небольшая группа взрослых в качестве воспитателей. Позже, уже в детских домах, с детьми работало около 1400 учителей, воспитателей, врачей, среди них 159 человек были испанцы.

Дети прибывали в СССР на кораблях – из портов Валенсии, Бильбао, Гихона и Барселоны.

Эвакуация детей из охваченной войной страны в СССР началась весной 1937 года. Уже 30 марта пионерский лагерь «Артек» встречал ребят из Малаги, Валенсии, Мадрида в количестве 72 человек (53 мальчика и 19 девочек). Эта поездка была согласована с Министерством здравоохранения и социального обеспечения Испании, а вместе с детьми приехали и испанские учителя. В «Артеке» вскоре по прибытии возобновились школьные занятия. Из Испании доставлены в Артек необходимые учебники и детская литература и повара.

Всего за два года – с 1937 по 1939 годы – из Испании эмигрировало более 34 тысяч детей. Большинство из них вскоре вернулось на родину, но на чужбине надолго задержались те из них, кто эмигрировал в Мексику и особенно в Советский Союз. Но если испанским иммигрантам в Мексике было легче, хотя бы потому, что языковая среда была той же, что и на родине, то оказавшимся в СССР пришлось многое пережить, прежде чем они смогли адаптироваться к советским реалиям.

Приезд маленьких испанцев в СССР в конце 30-х годов вызвал большой отклик в советском обществе. Вторая экспедиция испанских детей, 22 июня 1937 г. в СССР из страны Басков доставил еще 1505 детей. Вот как в те дни сообщала пресса о прибытии Французского прохода «Сантай» в Кронштадт:

«Во всю длину огромного парохода – от носовой его части до кормы – виднелись детские головки. Дети размахивали ручонками, поднимали сжатые кулачки. Красные флажки мелькали в их руках».

Конечно, разлука с кровной семьей для испанских детей была трагедией, большой психологической травмой, однако вряд ли на родине их в тот период ожидало хорошее будущее. После окончания Гражданской войны семьи республиканцев в Испании считались «неблагонадежными», многие из них жили на грани нищеты. В Советском Союзе испанские дети смогли получить образование, жилье, заботу о них. Тем, у кого годы спустя все же появилась возможность вернуться, образование, полученное в СССР, очень помогло реализоваться профессионально.

После окончания Второй Мировой войны до января 1947 г. около 150 испанских детей выехали из Советского Союза в Мексику.

В 1957 году между советским и испанским руководством был подписан договор о возвращении «детей» на родину. 21 января, при посредничестве Красного Креста советский пароход «Крым» привез в Испанию 412 испанцев.

За 4 года из СССР выбыло почти 1900 человек. Вторая волна началась в 1977 г., после смерти Франко. Третья – в 1990-е гг. Тем не менее, тогда не все испанцы уехали. А некоторые, уехав, вернулись.

Во время и по окончании Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. в Советский Союз также эмигрировало около 5 тыс. взрослых испанцев. Более 780 эмигрантов добровольно участвовали в Великой Отечественной войне. Не менее 280 из них погибли или пропали без вести. Командир пулеметной роты Рубен Ибаррури (1920–1942), сын генерального секретаря компартии Испании Долорес Ибаррури, посмертно награжден золотой звездой Герой Советского Союза.

«Есть такой термин “на боевом взводе”. Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства» – эти слова кинодокументалиста С. Медынского как нельзя более точно отражают творческую и личностную суть режиссера Кармена.

Роман Кармен известен, прежде всего, как талантливый художник-фоторепортер, кинооператор, публицист, чья камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории.

Признание кинофотодокументов, как ценнейших памятников истории и культуры, приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Исследование этих специфических документов с источниковедческой и архивоведческой позиций дает уникальный материал для характеристики тех областей жизни общества и тех явлений, о которых мы знаем очень мало или не знаем практически ничего. Однако, к сожалению, российская историческая наука в значительной степени пока остается в стороне от «визуального» поворота, который в последние десятилетия затронул историю и историографию многих стран.

В заключении хотелось бы отметить, что в отечественных архивах аудиовизуальных документов представлена разнообразная по тематике кинофотохроникальная история России, что еще раз напоминает историкам о существовании пока практически не востребованной и не реализованной на практике источниковой базы исторических исследований.

 

В качестве сопровождения выступления была подготовлена кинопрограмма, включающая следующие сюжеты:

  1. «События в Испании», Каса-дель-Кампо, Союзкинохроника, 1936 г.

    Операторы Р. Кармен, Б. Макасеев. Арх. № 4408.

    Разрушения в Мадриде, трупы детей.

  2. «События в Испании», Союзкинохроника, 1936 г.

    Операторы Р. Кармен, Б. Макасеев. Арх. № 13632.

    Беженцы, дети в больнице. Дети на больничных койках в госпитале.

  3. «События в Испании», 1936 г. Арх. № 4483.

    Гуманитарная помощь женщинам и детям (сгущенное молоко).

  4. «События в Испании», г. Валенсия. Союзкинохроника, 1936 г.

    Операторы Р. Кармен, Б. Макасеев. Арх. № 4471.

    Испанские дети, эвакуированные в Валенсию. Дети, участники парада в Валенсии

  5. «События в Испании», Союзкинохроника, 1936 г.

    Операторы Р. Кармен, Б. Макасеев. Арх. № 13687.

    г. Бильбао. Эвакуация детей в СССР. Посадка на теплоход. Медицинский осмотр детей. Город Бильбао. Эвакуация детей в СССР. Посадка на теплоход. Медицинский осмотр детей.

  6. «Страна советов». «Мосфильм», 1937 г.

    Режиссер Эсфирь Шуб. Арх. № 7887.

    Бомбардировка Мадрида, бегут жители, спасатели достают ребенка из завалов разрушенного дома

  7. «События в Испании». Киностудия не установлена. 1936 г. Арх. № 10422.

    Эвакуация детей из Мадрида. Женщины в очереди за продовольствием. Отряды республиканцев.

  8. Совкиножурнал, № 50. Московская студия кинохроники. 1936 г. Арх. № 2893.

    Изготовление одежды для детей в Испании, отгрузка грузов для Испании СССР.

  9. «Союзкиножурнал», № 32. Студия Союзкинохроника. 1937 г.

    Режиссер Л. Варламов. Операторы Симонов, Лившиц, Амиров и другие. Арх. № 2938.

    Приезд испанских детей в СССР: Ленинград. Морской порт. Пароход у причала. Испанские дети на палубе, садятся в автобусы

  10. «Союзкиножурнал», № 33. Союзкинохроника. 1937 г.

    Режиссер Ф. Киселев. Оператор(ы) Беляков, Ешурин, Халушаков, Соловьев, Попов, Шнирман и другие. Арх. № 2935.

    Дети героического народа Басков приехали в Крым – жемчужину Черноморского побережья. В лучших южных санаториях будут жить испанские дети.

  11. «Новые Испанские дети в пионерском лагере "Артек"». Московская студия кинохроники. 1937 г.

    Режиссер М. Славинская. Оператор Б. Цейтлин. Арх. № 4141.

    Испанские дети в пионерском лагере «Артек», отдых, утренняя зарядка, занятия в кружках, купание в Черном море, национальные испанские танцы в исполнении испанских детей и др. сюжеты.