Киномолодняк на учёбе

«Советский экран», 1928 год, № 50

08.08.2018

В 1923 — 1930 — фотокорреспондент журнала «Огонёк», газеты «Рабочая Москва». Позже работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке»В 1932 году Роман Кармен окончил ГИК. 

Опубликовано: В. П. Лисакович «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа».

Бывший «Яр» – большой серый дом с массивным куполом расположился на Ленинградском шоссе. Кажется, не так давно он был за городом. Минуя запушённые снегом домики, к его подъезду подкатывали ночью с бубенцами традиционные тройки.

Москва растёт. Гулкими, железобетонными шагами город двигается на пригород. Он подошел вплотную к серому дому «Яра», окружил его тесным кольцом высоких домов, заводов, рабочих посёлков.

Новые жильцы серого дома – молодые, в полосатых майках, пришли в отдельные кабинеты большого ресторана учиться сложному ремеслу искусства кино. Только сейчас из широкой практики начинает возникать теория, культура этого молодого, своеобразного искусства. Многие рассматривают его как индустрию. Творцом фильма является не один человек, а крепко спаянный коллектив.

Государственный техникум кинематографии, ГТК, первое в мире учреждение, начавшее нащупывать пути изучения кинематографии. Первая школа, поставившая себе задачей воспитать кадры молодых работников для советского киноискусства. Шаг за шагом, порой в ужасных условиях, шёл техникум к намеченной цели.

Средства? Вначале их не было. Шесть лет борьбы и скитаний. ГТК теперь хозяин большого серого дома. Ресторан оказался прекрасно приспособлен для учебного заведения.

В бывших «отдельных кабинетах» сейчас на дверях таблички: «кабинет фото-технологии», «композиция кадра», «электромеханический кабинет»; в больших залах – физкультура, киноателье, просмотровый зал; в подвалах уютные лаборатории, монтажные, буфет, души.

Мраморная лестница. Крылатые бронзовые львы уже привыкли к веселому шуму. Лавина парней и девчат в полосатых чёрно-жёлтых майках (спортивная форма ГТК) несётся с акробатики принять душ. По дороге заглянут в буфет, в профком, запишутся на завтрашнюю массовку (пришло требование из Совкино). У каждого затаённая мысль: «А вдруг эпизод».

Широкоплечий парень, фыркая под душем, жалуется: «говорят, подхожу для эпизода, велят во фраке прийти на съёмку, а где я его возьму, чёрт его побери. Мишка, у тебя нет фрака?» Кругом сквозь плеск воды летят весёлые остроты. По лестнице движется группа. Эти – предмет всеобщей зависти. Они уже дошли «до ручки», им доверили самостоятельную съёмку. Тащат пудовые штативы и аппараты.

Гонг. Аудитории и кабинеты заполняются. Коридоры опустели. Заглянем в «отдельные кабинеты». Второй этаж. Мастерская композиции кадра. Здесь учатся снимать.

Динамика нашей эпохи требует своего отражения в киноискусстве. Современный «кадр» должен быть динамичен, как и время, его рождающее, он требует особых приёмов мастерства. Помимо умения чисто графически построить кадр, «правильно» расположив в нём натуру, будущий оператор изучает здесь приёмы эмоционального воздействия «кадра» на зрителя.

Идём к режиссёрам. Двадцать третья аудитория сохранила остатки яровского «шика».

Для учёбы нужна большая комната с крепкими дубовыми столами. Совершенно необходима чёрная доска и мел. Грандиозные зеркала, вделанные в мрамор, здесь «принудительный ассортимент», их бережно вынесут и покрасят стену клеевой краской.

Эйзенштейн проводит здесь свой учебный «производственный» план на текущий год. Аудитория полна. Эйзенштейн, сидя на краю стола, беседует с учениками…

Здесь же входит в задачу тепличное культивирование «талантов».

В различных аудиториях с актёрами работают Хохлова, Оболенский, Комаров.

В этом большом доме каждый уголок бурлит жизнью.

ГТК переживает сейчас поворот к большой будущей работе.


В 1932 году окончили операторское отделение ГИКа: И. Авербах, Е. Андриканис, Я. Берлинер, Т. Братешко, Р. Вилесова, Н. Власов, В. Демин, В. Захаров, В. Иванышкин, Н. Кагелев, Г. Канаев, Р. Кармен, С. Корнеев, П. Лампрехт, Мегден, Ф. Михальченко, Г. Могилевский, В. Николаев, Н. Носов, С. Прохоров, Д. Рымарев, М. Слуцкий, Ф. Смирнов, В. Спиридонов, Х. Сулейманов, М. Трутнев, С. Фридлянд, В. Чулков, С. Шейнин, В. Шелев, А. Эльберт.

В 1932 году окончили режиссерское отделение ГИКа: Я. Бабушкин, В. Белобородов, П. Беляева, Е. Битте-Борисович, К. Денисов, И. Должиков, Н. Ивакин, А. Кандахчян, Н. Караушев, Кац, Н. Комаревцев, А. Мангушев, С. Марданов, М. Мохов, В. Нижний, А. Ованесова, О. Подгорецкая, В. Попова, М. Румянцев, Г. Серпуховитин, В. Скрипицына, Н. Хоранова, П. Чуриков, Э. Эльяшева, К. Юдин.


Материалы по теме