Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ошурков Михаил Федорович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ошурков Михаил Федорович

12.01.2024

Валерий Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 777-778  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой). На фото кинооператоры 1-го Украинского фронта: Маматкул Арабов (слева) и начальника киногруппы 1 УкрФ Михаил Ошурков (с кинокамерой). 1944-1945 гг. Фото из семейного архива Шарофат Арабовой.

Ошурков Михаил Федорович (1906–1995).

Оператор и режиссер документального кино. Русский. Заслужен­ный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1979).

В 1928 году окончил операторский факультет ГТК. Всю свою творческую жизнь работал в документальном кино.
С 1933 пре­подавал в ГИКе /ВГИКе операторское мастерство.
В 1920–1930 снимал фильмы, посвященные строительству социализма.

Во время Великой Отечественной войны – руководитель фронтовых киногрупп, фронтовой кинооператор.

Съемки Ошур­кова вошли в документальный фильм «День войны» (1941). Со­здал полнометражный фильм «69-я параллель» (впоследствии вошел в сериал «Великая Отечественная»). В 1943–1945 его боевые кинорепортажи вошли в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине» (1944).  

В служебной характеристике Ошуркова по итогам его работы в 1942 г. отмечалось:

«Ведущий оператор фронта. За 28 апр. – 28 сент. 1942 г. снял 29 сюжетов (7 – в СКЖ, 8 – в "День войны", 10 – в фильм "Североморцы", 2 – в Летопись, 2 – в Фильмотеку).

Работает продуктивно, но процент боевых сюжетов (о действиях флота или морской пехоты) сравнительно невелик. Излюбленный его жанр – кинопортрет. В этом жанре сде­лал сюжеты для СКЖ о награждении и вручении гвардейских знамен.

Фотографическое качество съемок высокое».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 7.)

В январе 1945-го Ошурков стал одним из первых кинооператоров, запечатлевшим на пленке ужасы Освенцима (фильм «Освенцим», 1945). Снимал уличные бои за освобожде­ние Бреслау (Вроцлав), Берлина, Чехословакии («Берлин», «Освобожденная Чехослова­кия», 1945).

Михаил Федорович был одним из тех операторов и руководителей киногрупп, кто прошел через все испытания тяжелейших военных лет во всех отношениях ровно и до­стойно. От строгих глаз начальства это не укрылось:

«Ошурков М. Ф. работает оператором фронтовых киногрупп с начала Отечественной войны.

В должности начальника киногруппы Первого Украинского фронта т. Ошурков пока­зал себя как умелый руководитель, успешно совмещающий личную творческую работу с организационно-творческим руководством киногруппой.

Оценивая работу за период с июня 1944 г., необходимо отметить, что т. Ошурков про­дуктивно снимал все основные события своего фронта. Среди съемок, проведенных в этот период, необходимо отметить следующие:

  1. Корсунь-Шевченковская операция.
  2. В Карпатах.
  3. Англо-американские военнопленные в Освенциме
  4. г. Освенцим.
  5. Удар на левом фланге.
  6. Бой на улицах Бреслау.
  7. Встреча маршала Конева, генерала Бредли и др.

Непрерывная, продуктивная работа военного кинооператора в период Отечественной войны умножила и отшлифовала разносторонние дарования оператора, проявила новые качества его как мужественного мастера фронтовой хроники, дающего в сложной боевой обстановке материал большой политической ценности и художественной выразительно­сти.

Обладая необходимыми организационными навыками, будучи подкрепленными повсед­невной необходимой мощью своего опытного заместителя, т. Бессмертного, т. Ошурков сумел успешно руководить отличным коллективом операторов киногруппы Первого Украинско­го фронта, который своей самоотверженной работой сумел завоевать одно из первых мест среди лучших фронтовых киногрупп. Однако т. Ошуркову необходимо указать на некоторую излишнюю горячность в вопросах, требующих внимательного и точного решения, и поспеш­ность в суждениях, касающихся работы и роста своих подчиненных. Это не является препят­ствием для работы т. Ошуркова, так как он за последнее время в значительной мере их изжил.

Подводя итоги работы т. Ошуркова М.Ф., как начальника киногруппы, можно сказать, что он вполне соответствует этой работе, и в дальнейшем может быть успешно использо­ван как культурный оператор высокой квалификации, одаренный острым репортерским чутьем, обладающий возможностью работать над материалом как автор-оператор.

Тов. Ошурков М. Ф. достоин присвоения звания оператора высшей категории.

Начальник военных киногрупп Л. Сааков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 163.)

Нач. киногруппы и кинооператор М. Ошурков (слева) и режиссер А. Зархи на линкоре «Мис­сури». 2 сентября 1945 года.

В августе 1945 снимал подписание акта капитуляции Японии на борту линкора «Мис­сури», знаменовавшее окончание Второй мировой войны («Разгром Японии», 1945). В послевоенные годы снял тысячи документальных сюжетов и множество полнометраж­ных документальных фильмов о событиях в стране и за рубежом.

Лауреат Сталинских премий (1942, 1948, 1949, 1950) и Государственной премии СССР (1968). 


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Переходящее знамя ЦК Комсомола у подводников Северного флота» 

Операторы: М. Ошурков, В. Мищенко, Ф. Овсянников

«Вручение американских орденов морякам Северного флота»

Операторы: М. Ошурков, Ф. Овсянников

«Делегация Монгольской Народной Республики у танкистов» (1-й Украинский фронт)

«Снял оператор Эльберт, который погиб на поле боя...»

«БОИ ЗА ЧЕХОСЛОВАЦКУЮ ГРАНИЦУ»

12 октября 1944 г.

1-й Украинский фронт

Операторы: Богоров, Панкин

В середине сентября войска 1-го Украинского фронта прорвали оборону немцев юж­нее Жешува в направлении Кросно и, продвигаясь с боями, взяли несколько населенных пунктов и город Кросно. Продвигаясь дальше вместе с чехословацким корпусом, войска вышли к Чехослов. границе и форсировали ее.

Снято:

  1. Работа артиллерии по прорыву обороны немцев.
  2. Работа гвардейских минометов.
  3. Наблюдательный пункт. На наблюд. пункте: маршал Конев и ком. армии генерал полковник Москаленко.
  4. Передвижение частей.
  5. Город Кросно.
  6. Переход границы.
  7. Генерал Свобода на наблюдательном пункте и на границе.
  8. Чехословацкий корпус – продвижение его частей.
  9. Выход Чехословацкой армии на свою границу.

Так как операция еще не закончена (нет освобожденного большого села), то нельзя пока показать отношение чехословацкого народа к Красной Армии, а также и к своей ар­мии под командованием генерала Свободы. Это будет сделано при первой возможности.

Условия войны в Карпатах и вообще в горах, где бои идут мелкими [нрзб.], не дают возможности масштабного показа развертывания и наращивания сил нашими частями. Это нужно учесть.

Необходимо также учесть, что не все операторы могут работать в горах, где условия работы исключительно трудные.

В материале, привезенном Филипповым – «Конники Баранова» и «Маршал Конев на наблюдательном пункте», – есть куски, снятые к этой операции. Этот материал прошу взять у Солнцевой, так как операторы, снимавшие эти эпизоды, не могли их дублировать. «Конники Баранова» – снято 700 метров, часть пойдет в фильм «Украина», а остальные к этой операции съемки операторы продолжают, и по их окончании материал будет выслан в Москву дополнительно.

Прошу учесть, что значительную часть материала у чехов снял оператор Эльберт, ко­торый погиб на поле боя, это нужно как-то особо отметить в титрах.

Ошурков.

Подлинник. Машинопись.

(к материалу «Бои в Бреслау»)

20 апреля 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 551

Оператор: Арабов М.

240 м

Снято:

  1. Горящие кварталы города, огонь по ним нашей артиллерии прямой наводкой. Ата­ка этих кварталов нашей пехотой. Перебегающие пехотинцы и ползущие раненые по полю боя. Десант на самоходке и огонь ее. Перебегающий с киноаппаратом оператор Быков Ник. Владимирович. Убитый оператор Быков с раскрытой спиной, около него киноаппарат. Мимо него проползает раненый в ноги и с перевязанной коленкой.

Похороны оператора Быкова на офицерском кладбище в последнем славянском горо­де – Бреславле (Бреслау). Проходы и речи на кладбище. Могила и надпись. Говорит нач. группы майор Ошурков.

Арабов.

Подлинник. Автограф.

«Освободили военнопленных англичан...»

20 февраля 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 290

Оператор: Ошурков

СЧС-2, 60 метров

Войска 1-го Укр. фронта, продвигаясь с боями вперед, освобождают территорию Поль­ши и Германии. В снятом материале показаны английские военнопленные, освобожден­ные Красной Армией и находившиеся в заключении в Германии. В связи с договором они днями отправляются на родину.

  1. Группа офицеров.
  2. Кукси Томас (Бирмингам) [Бирмингем], в белом шарфе.
  3. Давид Мартын (Шотландия), в красном шарфе.
  4. Чарльз Селет (Австралия), в шляпе.

Ошурков.

Незаверенная машинописная копия.


Материалы по теме