Эльдар Александрович Рязанов — один из самых знаменитых режиссёров советского кино. Народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК (мастерская Г. М. Козинцева). Однокурсниками Рязанова были Станислав Ростоцкий, Василий Катанян, Лия Дербышева, Зоя Фомина, Виллен Азаров.
Дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с будущей женой Зоей Фоминой.
В 1950 — 1955 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Режиссёр документального фильма — «Остров Сахалин» (1954; совместно с режиссером В. Катаняном по сценарию И. Осипова, М. Трояновского; Премия Международного кинофестиваля в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале).
В 1955 — режиссёр (совместно с Сергеем Гуровым) первого экспериментального игрового широкоэкранного фильма-ревю «Весенние голоса» (другое название — «Счастливая юность»). Фильм о V Всесоюзном смотре художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР) был снят на киностудии «Мосфильм». В фильме снимались: Надежда Румянцева, Александр Зусманд (впоследствии закончил курсы клоунов у знаменитого Карандаша и работал клоуном ВО «Союзгосцирк»), а также студентка консерватории, молоденькая Евгения Мирошниченко, впоследствии народная артистка СССР.
По свидетельству Василия Катаняна, после выхода фильма «Весенние голоса» на экран Эльдар Рязанов был приглашен на «Мосфильм» руководителем киностудии Иваном Пырьевым.
Фильм «Карнавальная ночь» (1956), поставленный Рязановым в качестве режиссера «Мосфильма», имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова. Молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов после выхода фильма на экран стали кинозвёздами.
В последующие несколько лет Эльдар Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), трагикомедию «Берегись автомобиля» (1966), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).
В 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961).
В 1979 — 1986 — ведущий телепрограммы «Кинопанорама».
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб "Эльдар".
Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России.
В 2010 году Эльдар Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.
Отец — Александр Семёнович Рязанов (1898 — ?), уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии, участник Гражданской войны, в 1921 году заведующий сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба РВС Республики. Арестован 14 ноября 1937 года, 2 февраля 1938 года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Мать — Софья Михайловна Рязанова (1902–1969).
Отчим — Лев Михайлович Копп (1899–1985), инженер-строитель.
Первая супруга — Зоя Петровна Фомина (1924 –1999), режиссёр-документалист ЦСДФ (1950–1999); Лауреат Ленинской премии (1980).
Дочь — Ольга Эльдаровна Рязанова (род. 1951), окончила МГУ, филолог, киновед.
Внук — Дмитрий Витальевич Трояновский (род. 1987), тележурналист, писатель.
Вторая супруга — Нина Григорьевна Скуйбина (1930–1994), редактор киностудии "Мосфильм" (1970 — 1994).
Третья супруга — Эмма Валериановна Абайдуллина (15 мая 1941, Свердловск — 18 июня 2024, Московская обл.), журналист, редактор.
19 мая 2018 года в Самаре был открыт музей почетного гражданина Самары, народного артиста СССР Эльдара Рязанова.
1951 — Они учатся в Москве; совместно с З. Фоминой
1951 — Дорога имени Октября; совместно с Л. Дербышевой
1951 — В пионерских дворцах (фильм рассказывает о пионерских дворцах: Ленинградском, Московском, Рижском); автор сценария В. Дудинцев; режиссер Л. Кристи; операторы: А. Семин, В. Масс, Е. Мухин, В. Сурнин; ассистент режиссера Э. Рязанов; диктор Л. Хмара, редактор Ю. Каравкин; звукооператор В. Котов
1951 — На первенство мира по шахматам (шахматные поединки Д. Бронштейна, М. Ботвинника, Ф. Рогальца, А. Котова, И. Болеславского, Л. Сабо и др. в концертном зале им. Чайковского)
1953 — Твои книжки; совместно с З. Фоминой
1953 — Недалеко от Краснодара
1954 — Остров Сахалин; полнометражный; совместно с В.В. Катаняном
1955 — В Дальневосточных морях; совместно с В.В. Катаняном
1950 — Новости дня (октябрь) № 51; реж.: А. Рыбакова, Э. Рязанов
1950 — Пионерия № 8; режиссеры: Т. Лаврова, Э. Рязанов; операторы: Ж. Вартанян, Л. Качурьян, А. Семин, З. Фельдман, Б. Дементьев, П. Касаткин
1951 — Новости дня (декабрь) № 58; реж.: Э. Рязанов, З. Фомина
1951 — Советский спорт № 5
Дальневосточные экспедиции были счастливым периодом моей жизни на хронике. Каждодневная же работа над киножурналами и выпусками новостей после возвращения с Дальнего Востока невольно толкала к стереотипности мышления. Я чувствовал, что постепенно утрачиваю свежесть взгляда, начинаю думать штампами. Готовые рецепты, годящиеся на все случаи жизни, стали часто подменять творческие поиски. И я понял — надо уходить в художественное кино.
Эльдар Рязанов, Источник
[...]В начале перестройки Эльдар Рязанов на своем творческом вечере в Останкине, который транслировался по ТВ, зачитал один-два абзаца из моего письма (1 августа 1953 года В. Катанян был призван в Армию на трехмесячные сборы; — прим. ред. #МузейЦСДФ), посланного ему из этого военного лагеря в Петушках. К слову пришлось вот он и процитировал.Что тут началось!
Василий Катанян (1924 — 1999), режиссёр, сценарист; Лауреат Ленинской премии (1980); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)., Источник
Министерство обороны особенно возмутилось описанием моих гувернерских обязанностей относительно офицерских детей: такого не могло быть, так не обучали никогда! Как это так — солдат обслуживает семью офицера, а не несет воинскую службу?! Но это было распространенное до сих пор в армии преступное явление (со мной еще в безобидном виде). Тогда, на заре перестройки, это слово было еще внове и на ТВ-встрече названо не было, но сам факт... Словом, военное министерство пошло на Рязанова войной, да еще полезло в бутылку, узнав, что сам он в армии не служил!
"Сначала министр обороны Д.Т. Язов на встрече с писателями пальнул в меня из самого тяжелого орудия, ибо он был министром, — писал Рязанов. — А потом в "Правде" на меня в штыковую атаку пошел генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Самойлович, в "Красной звезде" по мне произвел залп Герой Советского Союза майор Кравченко, а в газете "Советский патриот" в меня швырнул гранату тоже Герой Советского Союза, какой-то старшина (фамилию не помню, так как эту газету не выписываю). Так что воинская субординация была соблюдена".
А началось-то все с цитаты из моего (В. Катаняна; — прим. ред #МузейЦСДФ) письма...
Рязанова пытались обвинить в уклонении от воинской службы во время Великой Отечественной, шли доносы, проверяли его зачетки ВГИКа, вызывали в военную прокуратуру. Армия со всеми ее пушками и танками, ракетами и бомбами встала на защиту "справедливости", хотя достаточно было заглянуть в метрику Рязанова, чтобы выяснить - в конце войны ему было всего семнадцать с половиной лет, а призывали, как известно, с восемнадцати. И когда три генерала в отставке выступили с обвинением, что Рязанов "смог укрыться от призыва в армию и участия в Великой Отечественной войне", то он, в частности, написал им: "...Вы возвели на меня напраслину, оговорили меня, обозвали трусом... В течение месяца я буду ждать от вас письменного извинения. Если его не последует, то я подам на вас в суд за оскорбление личности".
Все три генерала извинились. А Д. Язов, посрамленный Рязановым, остался его злейшим врагом. И во время путча, окажись его верх, Эльдару не поздоровилось бы. Но чем кончился путч — известно.[...]
Папа считал, что у него было три учителя в профессии: Сергей Эйзенштейн, с котором во время учебы во ВГИКе, у него сложились очень теплые дружеские отношения, Григорий Козинцев, мастер курса, который не особо его жаловал и даже хотел отчислить из ВГИКа, и Иван Пырьев, который был директором «Мосфильма». Он пригласил папу, работавшего на студии документальных фильмов, на «Мосфильм» и заставил буквально из-под палки снимать «Карнавальную ночь». Папа хотел снимать серьезные драматические фильмы, а вовсе не комедию, тем более музыкальную, и сопротивлялся из последних сил, но безрезультатно. Пырьев был авторитарным человеком с необузданным темпераментом, и папа его боялся.
Ольга Рязанова, Источник
Съемки шли очень тяжело, отсутствие опыта в игровом кино, перерасход сметы, пленки, отставание от плана. По «Мосфильму» поползли слухи, что начинающий режиссер гробит картину. Был созван худсовет, на котором именитые режиссеры -- Зархи, Юткевич и другие, не стесняясь в выражениях, высказали все, что они думают о дебютанте и отснятом материале. Пришли к выводу, что надо уже доснять эту халтуру и забыть о ней, как о кошмарном сне. Придя домой, папа бросил моей маме фразу: «Никогда не прощу тебе, что ты уговорила меня снимать этот фильм».
Узнав о результатах худсовета, Пырьев пригласил на просмотр Михаила Ромма. Они сидели с папой в зале вдвоем, и Михаил Ильич смотрел, как простой зритель, покатывался со смеху, реагировал на все шутки и ушел очень довольный. Благодаря Ромму папу оставили в покое, и он смог относительно спокойно работать.
Что касается Пырьева, он контролировал процесс создания «Карнавальной ночи» на всех этапах, используя метод кнута и пряника. В какой-то момент папа решил, что картина чересчур бесполая, и в финальную сцену добавил такого мощного сексуального накала, что Пырьев сказал: «Ты что, с ума сошел!» и потребовал переснять.
Папа говорил, что «Карнавальная ночь» стала для него школой жизни, выковала его характер. Когда он начинал ее снимать, он был безалаберным, необязательным двадцативосьмилетним разгильдяем. Фильм снимался не благодаря, а вопреки. Он мог раскиснуть, сдаться на волю обстоятельств, поплыть по течению. Но он собрал волю в кулак, трудности закалили его, и он стал твердым, пунктуальным, умеющим отстоять свое мнение режиссером. Пунктуальность с тех пор стала его пунктиком. Он часто повторял: «Точность – вежливость королей». Он никогда не опаздывал и приучил к этому меня, и даже на любовные свидания я всегда приходила вовремя.
Использована информация из открытых источников, в том числе: www.eldar-ryazanov.ru. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из семейного архива Ольги Эльдаровны Рязановой.