Георгий СИМОНОВ

оператор

Полное имя:
Георгий Александрович СИМОНОВ

Дата рождения:
14 января 1907
г. Ржев, Твер­ская губерния, Российская империя

Профессии:
оператор

Краткая биография

Симонов (иногда Симанов) Георгий Александрович (01 (14) января 1907, Ржев — 1982, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941). Член ВКП(б) — КПСС с 1939 года. 

В кино рабо­тал с 1924 года. В 1930 окончил Ленинградский фотокинотехникум.

С мая по октябрь 1930 — помощник оператора Ленинградской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
С октября 1930 по октябрь 1931 — служба в Красной Армии.
С января 1932 по август 1935 — оператор Ленинградской фабрики «Союзкинохроники».
С августа 1935 до июля 1936 — оператор Свердловской базы «Союзкинохроники» / Свердловской студии кинохроники.
С июля 1936 по июль 1942  — оператор Ленинградской студии кинохроники / Ленинградской объединенной киностудии.

Награж­ден в 1938 орденом «Знак Почета» за образцовое выполнение правительственного задания по съемкам эвакуации персонала станции «Северный Полюс».

Участник съемок фильма «Линия Маннергейма». Находился в действующих частях с первых дней военного конфликта. В хо­датайстве Главкинохроники о представлении его к правитель­ственной награде отмечалось, что «проявил мужество и инициативу при съемках в сложных фронтовых условиях в районе Выборга».[1]

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Воинское звание: ст. техник-лейтенант. 

  • С 13 июля 1942 —  оператор ки­ногруппы Волховского фронта.
  • С 11 сентября 1943  — оператор ки­ногруппы Западного фронта.

Участвовал в создании фильмов «Ленинград в борьбе», «День войны», «К вопросу о перемирии с Финляндией», спецвыпусков Ленинградской студии кинохроники.

Награжден орденами «Знак Почета» (1938), Красного Знамени (1940), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945) и др.

С мая 1944 по 1967 — оператор Ленинградской объединенной киностудии / Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ).

С 25 апреля 1946 по 21 октября 1947 —  кинокорреспондент Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); врио уполномоченного «Союзинторгкино» в Чехословакии.

______________________________
1. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 780).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1930 — Бить нельзя!; помощник оператора
1931 — Авария; помощник оператора

Документальные

1933 — Ударники — колхозники Ленинградской области во дворце Урицкого (1-й областной съезд колхозников Ленинградской области); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер М. Шапиро; операторы: П. Паллей, Г. Симонов
1935 — Столетие Калевалы; оператор
1937 — Мы будем лейтенантами флота; оператор
1938 — Папанинцы; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники, Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: Г. Симонов, Я. Славин, М. Трояновский; ассистент режиссера С. Каплун; звукооператор Д. Овсянников
1938 — Туристы в Ленинграде; операторы: В. Микоша, Г. Симонов
1939 — Великая присяга; оператор в соавторстве
1939 — Пулково; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Э. Иогансон; оператор Г. Симонов; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор Б. Картавенко
1939 — Завод – крепость обороны; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Боголюбов; оператор Г. Симонов; ассистент режиссера Н. Яблоков; ассистент оператора А. Сокольский; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор Р. Соловьев
1940 — Линия Маннергеймаполнометражный; режиссеры монтажа: Л. ВарламовВ. Беляев, Н. Комаревцев, ; операторы: Н. Блажков, В. ЕшуринВ. ДоброницкийС. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан) 
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, Л. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. ШулятинБ. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел РусановВладислав МикошаИван ПановИлья Гутман, Г. Симонов и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Москвичи – лесорубы; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: В. Каштелян; операторы: Г. Симонов, М. Оцеп;  музоформитель Г. Гамбург; звукооператор В. Нестеров; ассистент оператора Г. Захарова
1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией; полнометражный; производство: ЦСДФ, Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Ю. Райзман, Н. Шпиковский, Э. Волк, М. Егоров; операторы: И. Беляков, А. Богоров, А. Погорелый, Г. Симонов, Д. Рымарев, Е. Учитель, А. Шафран, Я. Блюмберг, Б. Дементьев, Ф. Леонтович, А. Левитан, А. Климов, О. Иванов, Л. Медведев, И. Панов, П. Паллей, А. Рубанович, К. Станкевич, Р. Халушаков, Г. Трофимов; асс. режиссера: З. Тулубьева, Я. Бабушкин, И. Верещагин; асс. оператора: Н. Козырев, Г. Сенотов, Ю. Королев; музоформитель: Д. Блок, Б. Вольский; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: М. Лебедев; художник: И. Нижник
1944 — Наши женщины; режиссеры: И. Венжер, М. Варейкис; операторы: Г. Симонов, С. Семенов, Д. Шоломович, М. Барбутлы, М. Силенко, Е. Лозовский, Л. Котляренко; ассистент режиссера Е. Козина; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Нестеров
1944 — 378-я Краснознаменная; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Н. Комаревцев; операторы:  А. Богоров, Б. Бурт, А. Лебедев, Г. Симонов; звукооператор Б. Картавенко
1945 — Ленинград встречает победителей; производство:  Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: М. Блажков, А. Богоров, В. Левитин, А. Погорелый, В. Синицын, Г. Симонов, Б. Соркин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро; ассистент режиссера Т. Прокофьева; звукооператор Б. Картавенко
1945 — 1725-1945 гг. Юбилейная сессия Академии наук СССР в Ленинграде; режиссер С. Якушев; операторы: Г. Симонов, Е. Учитель, В. Левитин, Б. Соркин
1945 — XXVIII годовщина Октября; оператор в соавторстве
1945 — Ленинград встречает победителей; оператор в соавторстве
1945 — Физкультурный парад; оператор в соавторстве

1947 — Международный фестиваль молодежи в Праге; операторы: В. Ешурин, Г. Симонов, И. Бессарабов
1949 — Пушкинские дни; режисеср Л. Степанова; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, И. Грязнов, С. Гусев, В. Ешурин, Е. Ефимов, С. Киселев, А. Кричевский, А. Крылов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, П. Опрышко, А. Погорелый, М. Прудников, М. Силенко, С. Семенов, Г. Симонов, В. Страдин, А. Хавчин, А. Щекутьев

1950 — Всенародный кандидат (предвыборное собрание рабочих завода им. Сталина, окружное предвыборное совещание в Таврическом дворце по поводу выдвижения кандидата в депутаты в Ленинградский областной Совет И. В. Сталина); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: Н. Блажков, О. Иванов, Я. Блюмберг, А. Павлов, А. Богоров, Г. Симонов, Я. Гринберг, В. Страдин, К. Станкевич; редактор Б. Савранский; звукооператоры: Б. Картавенко, Е. Бельский
1950 — Новый стадион; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Е. Учитель; ; операторы: Г. Донец, С. Бартошевич, Я. Блумберг, Я. Гринберг, О. Гигор, Б. Козырев, С. Ковалева, В. Максимович, А. Павлов, Г. Симонов, Г. Трофимов, В. Чулков
1950 — Досфлот; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: С. Фомин, Г. Симонов, С. Масленников, Д. Ибрагимов; сценарист А. Попов; редактор Б. Савранский; музыкальное оформление М. Черкасов; звукооператор Е. Бельский; диктор Р. Выгодский; консультант: полковник В. Поздникин
1950 — Ленинград голосует; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Н. Комаревцев; операторы: А. Богоров, О. Иванов, Н. Блажков, Л. Изаксон, Я. Гринберг, Г. Симонов, В. Дементьев, В. Страдин, Г. Трофимов
1951 — Кировцы; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер М. Доброва; оператор Г. Симонов; автор сценария Е. Серебровская; звукооператор Е. Бельский
1952 — Смена (о заводе "Электросила"); производство: 
Ленинградская студия кинохроники; режиссер А. Епихова; оператор Г. Симонов; звукооператор Е. Бельский; сценарист М. Доброва
1953 — 1-е Мая в городе Ленинграде; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: О. Иванов, С. Барташевич, Л. Изаксон, Н. Блажков, Ф. Овсянников, Я. Блюмберг, А. Павлов, В. Валдайцев, Г. Симонов, Я. Гринберг, К. Станкевич, В. Страдин; звукооператор: Е. Бельский
1953 — Стрелковый спорт в ДОСААФ; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор;  автор сценария С. Нагорный; звукооператор Е. Бельский; консультанты: М. Коноплев, А. Мельников 
1953 — На зимнем стадионе; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: О. Иванов, В. Валдайцев, С. Масленников, Ф. Овсянников, Г. Симонов звукооператор Е. Бельский
1953 — Встреча футболистов СССР — Албания; оператор в соавторстве
1953 — На зимних стадионах; оператор в соавторстве
1954 — Отважные и сильные (о досуге рабочих Кировского завода – членов ДОСААФ на водных станциях и в морских клубах); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор; звукооператор Е. Бельский; консультант Н. Сологубов
1955 — Кировский завод — сельскому хозяйст­ву; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; оператор Г. Симонов; звукооператор Б. Картавенко; автор сценария В. Карп
1955 — Пребывание английских кораблей в Ленинграде; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцев; операторы: Г. Виноградский, В. Гулин, Г. Симонов, Ф. Овсянников, С. Фомин
1955 — Огни над Шексной (строительство Череповецкого металлургического комбината); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер М. Доброва; оператор Г. Симоновавтор сценария В. Гурвич; звукооператор Б. Картавенко
1956 — Соревнования мотоциклистов; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Василенко; операторы: С. Фомин, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Симонов, Г. Трофимов, Я. Блюмберг; звукооператор Е. Бельский
1956 — Строители кораблей (о Балтийском судостроительном заводе); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор 
1956 — Делегация Фолькетинга Дании в Советском Союзе; производство: ЦСДФ; режиссер Я. Бабушкин; операторы: Г. Епифанов, А. Хавчин, Г. Фомин, Г. Симонов, В. Гайлис, П. Расулов; ассистент режиссера М. Панкина; звукооператор К. Никитин
1957 — Бригада новаторов; производство: ЛСДФ; оператор
1957 — В Монче-тундре; производство: ЛСДФ; оператор
1957 — Праздник на Неве; производство: ЛСДФ; оператор в соавторстве
1958 — Пи­онерский почин; производство: ЛСДФ; оператор
1960 — Мы учимся по-новому; производство: ЛСДФ; оператор
1960 — Творцы семилетки; производство: ЛСДФ; оператор
1961 — Юлия Вечерова; производство: ЛСДФ; оператор в соавторстве
1962 — В мире книг; производство: ЛСДФ; оператор
1962 — Подручные Хойзингера; производство: ЛСДФ; операторы: Г. Симонов, А. Иванов
1962 — Добрый со­вет; производство: ЛСДФ; оператор
1962 — В Мире книг; производство: ЛСДФ; оператор
1963 — Потерянные годы; производство: ЛСДФ; операторы: Г. Симонов, Р. Шевалье
1964 — В колхозе "Большевик"; производство: ЛСДФ; автор-оператор
1965 — Выращивание романовских ягнят; производство: ЛСДФ; оператор

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 200 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "На страже СССР", "Социалистическая деревня", "Наука и техника", "Пионерия", "Советское искусство", "Ленинградская кинохроника", "Ленинградский киножурнал", "Новости дня". "Наш край", "Северный киножурнал", "Советский спорт", "Советская Карелия".

__________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников, в т.ч.: фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ); биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 754-755); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 780). Информация о награжденииинформационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». 

Награды

1938 — Орден «Знак Почёта» (22 марта 1938 года)
1940 — Орден Красного Знамени (23 мая 1940 года)
1941 — Сталинская премия (15 марта 1941 года; за документальный фильм «Линия Маннергейма» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда» (29 июля 1943 года)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (08 апреля 1946 года)

Цитаты

[...]Кинооператоры Ленинградской студии кинохроники были разделены на фронтовые киногруппы, таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. В Северной группе (Объединенной Ленинградской и Северо-Западной группе) с начала войны работал 21 человек. Руководил фронтовой группой опытнейший документалист Иосиф Хмельницкий. Большинство кадров про городскую жизнь снято Ансельмом Богоровом и Владимиром Страдиным. Богоров, в частности, снимал знаменитые кадры работы Публичной библиотеки в блокадную зиму, выдачу нормы хлеба, ремонта танка в неотапливаемом цехе, пожар на Бадаевских складах. К Балтийскому флоту был прикреплен Сергей Фомин. На Карельском перешейке, пока это было возможно, снимали Ефим Учитель, Григорий Донец, Георгий Симонов, Филипп Печул. Попытки прорыва блокады на Невском пятачке снимал Анатолий Погорелый.
Операторы снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, словом, то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой.[...]

Мария Голик, Источник