Николай ТЕПЛУХИН

ассистент оператора, оператор, осветитель

Полное имя:
Николай ТЕПЛУХИН

Профессии:
ассистент оператора, оператор, осветитель

Краткая биография

Теплухин Николай (Кока) (дата рождения неизвестна — погиб в октябре 1940, Львов (ныне Украина)) — кинооператор.

В 1930 — 1940 — осветитель, асс. оператора, оператор Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» / Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.

Фото из семейного архива Елены Бойковой (дочери режиссера В.Н. Бойкова).

В 1933 году принимал участие в качестве ассистента оператора (совместно с В. Микошей ) в съемках Первой Альпиниады Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В Мультимедийном комплексе актуальных искусств (ГБУ КиДО города Москвы) хранится серия фотографий Первой Альпиниады РККА, снятых В. Микошей.

Съемочная группа фильма «Казахстан». На фото (слева направо): операторы Марк Трояновский и Александр Брантман, режиссер Яков Посельский, оператор воздушных съемок Николай Теплухин. 1939 год. Фото из семейного архива А.М. Трояновского (сына М.А. Трояновского).

Погиб в октябре 1940 года во Львове при выполнении воздушных киносъемок (выпал из кабины самолета).

СЕМЬЯ

Сестра — Нина Теплухина, работала директором картины на ЦСДФ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1933 — Есть в полет! (Подготовка стратостата к полету 30 сентября 1933 года); режиссер Д. Яшин; операторы: Пятов, Гиндин, Соломаха, Вихирев, Теплухин, Николаев
1933 — Спартакиада командиров (Спартакиады высшего и старшего начсостава РККА); режиссер Д. Яшин; операторы: Б. Бурт, К. Соломаха, С. Шер, Н. Теплухин 
1935 — День авиации; режиссер  Л. Степанова; операторы: М. Ошурков, Б. Макасеев, К. Теплухин, В. Пятов, С. Сегаль, Б. Небылицкий, Э. Тросман, Н. Вихирев, И. Беляков; звукооператор: С. Ренский; музоформитель: А. Гран
1935 — Праздник Советской Белоруссии; режиссеры: Л. Залкинд, Н. Степанов; операторы: М. Ошурков, Теплухин, Беров, Вейнерович, В. Цитрон
1937 — Рыбные богатства Дальнего Востока; производство: Московская студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, М. Лифшиц, М. Оцеп, В. Соловьев, К. Теплухин, А. Щекутьев; музоформитель: В. Смирнов; звукооператор Д. Овсянников, асс. режиссера: З. Дембовская, Полякова
1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; авторы сценария: Я. Посельский, И. Венжер, Д. Снегин, Ю. Платонов; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, Н. Теплухин

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1933 — Союзкиножурнал № 29; производство:  Союзкинохроника; режиссер Ф. Киселев; операторы: М. Кауфман, Мотков, Бунимович, Н. Самгин, В. Соловьев, В. Фроленко, Н. Теплухин, М. Ошурков
1934 — Союзкиножурнал № 16; режиссер О. Подгорецкая; операторы: Беляков, Рейзман, Теплухин; музоформитель: В. Смирнов
1935 — Социалистическая деревня № 2; режиссер Л. Зернов; операторы: Б. К. Макасеев, С. Я. Коган, К. Н. Теплухин, И. с. Дильдарян, Т. З. Бунимович, К. Н. Писанко
1935 — Союзкиножурнал № 19; режиссер Л. Степанова; операторы: Макасеев, Гусев, Рымарев, Софьин, Пятов, Вихирев, Ешурин, Теплухин, Блажков, Симонов
1937 — Союзкиножурнал № 24; режиссер Л. Задровочнов; операторы: Щекутьев, Соловьев, Ошурков, Гласс, Каиров, Орлянкин, Теплухин; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: Д. Овсянников
1937 — Пионерия № 12; режиссер С. Репников; операторы: С. Коган, Н. Теплухин, Брантман
1940 — Союзкиножурнал № 71; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: Р. Гиков; операторы: А. Ковальчук, А. Щекутьев, М. Силенко, Г. Асатиани, А. Булдаков, Я. Марченко, Р. Халушаков, С. Коган, Н. Теплухин; ассистент режиссера И. Маркелова

______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Цитаты

Из Москвы выехал в ночь на 21 февраля вместе с кинематографистами, державшими путь на 2-й Украинский фронт. 24 февраля мы были уже во Львове. Поселились в гостинице, которая раньше называлась «Жорж». Около нее в 1940 году погиб мастер воздушных съемок кинооператор Николай Теплухин. Он снимал город из кабины самолета, не пристегнувшись ремнем, чтобы ничто не сковывало его при работе. Увлекшись съемкой, Теплухин забыл о всякой предосторожности. На крутом вираже его выбросило из кабины. Те, кто находился в гостинице «Жорж», первыми услышали глухой удар об асфальт...

Семен Школьников, кинооператор

[...]Я познакомился со многими людьми разных специальностей — от монтажеров до осветителей. Всюду были хорошие, приветливые люди, и особенно близко я сошелся с осветителями. Они напоминали дружную самоотверженную команду трансокеанского парохода. Среди осветителей я хорошо знал Колю Теплухина, Виктора Штатланда, Володю Китаса, Женю Ангелова. Многие потом стали операторами. Близко сошлись мы с Кокой, как на студии звали Николая Теплухина.
Сблизила нас тяга к морю, романтическим приключениям и опасностям, к рискованным съемкам под землей, на воде и в воздухе. Не прошло и двух месяцев моей практики на студии кинохроники, как у нас «сколотилась» дружная, веселая компания.
К тому времени из Новороссийска вернулся наш документально-событийный ас Миша Ошурков, только что закончивший съемку фильма о торговых моряках Новороссийского порта. Двор студии окрасился в ярко-синий цвет. Приехавшая съемочная группа во главе с Ошурковым щеголяла, так же, как новороссийские бичи, в морской американской робе. Казалось, аромат морской романтики захлестнул студию валом, и корабельная «травля» слышалась во всех ее уголках — от склада пленки, где восседал мудрый Шнеерсон, до маленького кабинета, в котором веселый и острый на язык Ошурков «травил» соленые морские анекдоты.
Мое знакомство с веселой компанией «синих» перешло в большую дружбу. Мы стали встречаться не только на студии, но и дома, в клубе «Рабис», на волейбольных площадках ЦПКиО и в саду «Эрмитаж». Предводителем и душой нашей компании был Коля Теплухин.
Снова начались мечты — одна головокружительнее другой — о дальних странствиях и морских путешествиях с киноаппаратом в руках. Мы с Колей стали подумывать о том, чтобы удрать из Москвы на Дальний Восток. Но прежде мы решили осуществить трудное мероприятие — перевести Колю из осветительного цеха в операторский в качестве помощника оператора. А это пока было трудноосуществимо.[...]

Владислав Микоша, кинооператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]