Последнее обновление: 02.07.2023.
Венц-Эйслер Константин Михайлович (04 (17) апреля 1901, с. Аргамаково (ныне Чембарский р-он, Пензенской обл.)[1] — 26 октября 1959, Москва) — оператор игрового, документального и научно-популярного кино. Член РКП(б) — КПСС (1920 — 1926 и с июня 1955 года)[2]. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.
Учился в художественном училище. В 1915 – 1917 — жудожник в театрах.
В 1917 – 1922 — в Красной Армии. Затем работал художником-декоратором в Пензенском театре драмы.
В 1924 году переехал в Москву, работал художником в студии Федора Шаляпина.
С марта 1927 — на киностудии «Межрабпом-Русь» / «Межрабпомфильм».
С июля 1929 — на Ялтинской кинофабрике «Востоккино» / «Востокфильм», кинофабрике «Таджикфильм».
С апреля 1935 — на кинофабрике (затем киностудии) «Мосфильм».
В 1942 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фронтовой оператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 1943 года. Призыван Ленинския РВК, Ленинского района г. Москвы. Воинское звание: капитан, старший техник-лейтенант. Воинская часть: киногруппа 3-го Белорусского фронта (3 БелФ).
Снимал сюжеты для «Боевых киносборников» и СКЖ. На 3-м Белорусском фронте с июля 1944 г. После съемок в наземных войсках (десант автоматчиков, в танковой разведке, форсирование Немана) был переведен в киногруппу ВВС. Организовал и наладил работу узкопленочных кинопулеметов в 1-й воздушной армии, снимал сюжеты из боевой жизни авиачастей фронта.
Съемки Венца вошли в фильмы «Беларусь», «В логове зверя», «Кёнигсберг», «Берлин» и др.
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 88.)[2]
Письмо начальнику киногруппы 3-го Белорусского фронта А. И. Медведкину от оператора
Венца К.Н. В письме автор передает привет режиссерам Иосифу Посельскому и Сергею Гурову. Источник: Музей кино.
Награжден орденом Красной Звезды (1945), медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
С 1945 — на киностудии «Мосфильм».

2-й курс ВГИКа. Осень 1956 года. На фото (слева направо): преподаватель Гарри Львовна Полонская, Рита Касымова, Лариса Шепитько (третья слева), Володя Чумак (стоит на фото), Константином Михайловичем Венц, Джемма Фирсова, Сильвия Сергейчикова. Фото из частного архива.
Преподавал во ВГИКе, доцент с 1947 года.
В Музее кино хранятся дружеские шаржи на деятелей советского кинематографа, выполенные Константином Михайловичем Венцем.
Александр Медведкин. Шарж. 1937 год. Художник: Венц Константин Михайлович.
Источник: Музей кино.
Данных нет.
1927 — Человек из ресторана; режиссер Я. Протазанов; авторы сценария: Я. Протазанов, О. Леонидов; операторы: А. Головня, К. Венц; актеры: Михаил Чехов, Вера Малиновская, Иван Коваль-Самборский, Михаил Нароков, Степан Кузнецов, Михаил Климов, Андрей Петровский, К. Алексеева, Михаил Жаров, Раиса Карелина-Раич, Софья Яковлева, Софья Левитина, Виктор Громов
1928 — Потомок Чингисхана; игровой; производство: Межрабпомфильм; Авторы сценария: О. М. Брик, И. М. Новокшонов; режиссер В. Пудовкин; оператор А. Головня; оператор 2-й оператор К. Венц
1928 — Рыбаки Каспия
1929 — Стеклянный глаз (пародия на кинодраму; фильм, в какой-то мере направленный против штампов игрового кино и основанный на противопоставлении документальной и художественной кинематографии, представляет собой монтаж интересных, богатых по материалу документальных кадров. В картину включен игровой эпизод, пародирующий авантюрно-психологические кинодрамы и американские боевики тех лет; фильм сохранился без 4-й и 5-й частей); производство: Межрабпомфильм; авторы сценария и режиссеры: Л. Брик, В. Жемчужный; оператор: К. Венц (Эйслер); художник С. Козловский; актеры: Анатолий Головня, Вероника Полонская, Николай Прозоровский, А. Здрок, Е. Гвоздиков, И. Цитринник
1929 — Москва Советская; полнометражный (11 частей; учетный № в РГАКФД: 1468); производство: «Межрабпом-фильм»; режиссер В. Жемчужный; операторы: К. Венц, С. Геворкян, Г. Кабалов, П. Мосягин, В. Пронин
1930 — Татарстан (1-я часть: Страна четырех рек; 2-я часть: Земля не кормит; 4-я часть: На переломе; 6-я часть: Обновленная земля) (вошли кадры хроники до 1917; 1918-1920 гг., а также съемки 30-х годов); полнометражный (11 частей; учетный № в РГАКФД: 1459); производство: «Востоккино»; режиссеры: В. Дубровский, К. Поздняков: операторы: Я. Анощенко, К. Венц, Б. Франциссон
1930 — Железная бригада (о борьбе с бюрократами и вредителями на строящемся литейном заводе во времена первой пятилетки; фильм не сохранился); режиссеры: Д. Васильев, М. Вернер; оператор К. Венц; актеры: Анатолий Кторов, Нато Вачнадзе, Александр Громов, Дмитрий Консовский, А. Малеев, А. Нечаев, Александр Тимонтаев, Э. Олибол, Василий Ковригин, Д. Мощевитин, А. Сафрошин, М. Виноградов, Вера Попова
1930 — Керченский фронт (Территория Керченского завода. Рабочие за прокладкой железнодорожных путей. Доставка угля из Донбасса на пароходах. Подача угля в коксовые печи. Подача кокса к доменному цеху. Пуск домны № 2. Митинг на заводе по случаю пуска домны. Строительство домны № 3. Выплавка чугуна, разливка чугуна); производство: Ялтинская кинофабрика Востоккино; автор сценария Ермолинский; режиссер Вернер; оператор Венц
1931 — Два ключа; игровой
1931 — Джут (о классовой борьбе в казахских кочевьях в конце 1920-х годов); игровой; полнометражный; производство: Востокфильм (Ялта); авторы сценария: Сергей Ермолинский, Михаил Каростин; режиссер М. Каростин; операторы: М. Слащев, Ф. Шах, К. Венц
1932 — События в городе Сан-Луи (Стачка); игровой; производство: Арменкино; авторы сценария: Сергей Ермолинский, Илья Чубар; режиссер Михвил Вернер; оператор К. Венц
1933 — Тоннель; игровой
1934 — Живой бог (фильм рассказывает о разоблачении религиозной секты исмаилитов, возглавляемой принцом Ага-ханом ("живым богом"), который был принят при дворе английского короля и помогал английским колонистам укреплять власть в Таджикистане. Действие картины происходит в 1916—1926 годах); игровой; производство: киностудия "Таджиккино"; режиссер Михаил Вернер; автор сценария: Сергей Ермолинский; оператор Константин Венц; актеры: Максим Штраух, Александр Чаргонин, Лев Фенин, Иван Лагутин, Г. Магдусиева, Мухтар Дадашев, Н. Арнольди, Н. Орлов
1935 — Рыцари гусиного пера; игровой
1936 — Зори Парижа; игровой
1937 — Друзья-товарищи; игровой
1937 — Поколение победителей; игровой
1939 — На дальней заставе (о жизни советских пограничников); игровой; производство: СТАЛИНАБАДСКАЯ киностудия; режиссер: Евгений Брюнчугин; автор сценария: А. Пунченок; оператор: Константин Венц (Эйслер); композитор: Даниил Покрасс; художники: Петр Галаджев, Михаил Карякин; актеры: Всеволод Блюменталь-Тамарин, Асли (Аслиддин) Бурханов, Александр Баранов, Асад Исматов, Константин Нассонов, Х. Бабаханова; Фильм был подготовлен к выпуску, напечатан тираж (250 копий), но не вышел на экран
1941 — Мужество; игровой; в титрах не указан
1942 — Беларусь
1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Н. Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Е. Лозовский, А. Крылов, братья Алексеевы, Минкевич
1945 — Кёнигсберг; реж.: Ф. Киселев; операторы: киногруппа 3-го Белорусского фронта
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); реж.: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; К. Венц (?)
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директоры фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1945 — Легкая атлетика
1947 — Полесские Робинзоны; игровой
1955 — Храбрый заяц; мультфильм; режиссер: Иван Вано; рукводитель съемок в павильоне: К. Венц
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
Занимаясь атрибутацией фотографий Михаила Афанасьевича Булгакова, я заинтересовался фотосессией, исполненной фотографом и оператором Константином Михайловичем Венцем 27 февраля 1940 года (год високосный), за 12 дней до смерти М.А.[Булгакова] Константин Михайлович был приглашён Еленой Сергеевной Булгаковой по рекомендации Сергея Александровича Ермолинского, давнишнего друга семьи. Ермолинский и Венц часто сотрудничали на поприще кинематографа, Ермолинский сценаристом, Венц оператором. С.А. Ермолинский в будущем написал сценарий фильма " Неуловимые мстители"и т.д. Константин Михайлович преподавал долгие годы во ВГИКе. В последние годы он отошёл от операторской работы, в довоенные же годы создал массу хороших фильмов.[...]
Евгений Пажитнов, краевед, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ); биографические — сведения справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 161-162); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 682-683); сведения о наградах, фотография К. Венца: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа» (подлинные документы Второй Мировой войны), а также ГОСКАТАЛОГа.РФ, семейные архивы. Составитель: шеф-редактор сайта #МузейЦСДФ Нина Александровна Ярошевич.