Сталинградская битва

Съемки великой битвы на Волге стали особым этапом в развитии фронтового кинорепортажа.

17.07.2020

Фомин В.И.

Фомин Валерий Иванович (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — советский и российский киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Из книги Валерия Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..». Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», 2018 год). Сталинградская битва — одно из важнейших сражений Второй Мировой и Великой Отечественной войн происходила на территории СССР с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

Съемки великой битвы на Волге стали особым этапом в развитии фронтового кинорепортажа. Этому поспособствовало не только накопление более чем годового опыта съемок на войне, но, скорее всего, и сам совершенно особый характер Сталинградского сражения, переломившего не только ход Великой Отечественной войны, но и весь ход мировой истории.
Сталинградский репортаж довелось вести операторам Юго-Западного фронта. В основном это были украинские кинодокументалисты. До лета 1941 года многие из них работали в Киеве на Украинской студии кинохроники (А. Кричевский, А. Козаков, В. Орлянкин, А. Кузнецов и другие) и в ее корпунктах (во Львове – Г. Островский, М. Гольбрих – в Сталинске и т.д.). Когда началась война, было сформировано несколько фронтовых киногрупп (одна в Тернополе, другая во Львове, третья в Виннице, четвертая – основная – находилась в распоряжении Украинского военного командования). Затем их объединили в одну киногруппу Юго-Западного направления (потом фронта). С частями этого фронта хроникеры прошли тяжелый путь отступления от западных границ до берегов Волги. Вместе с бойцами кинорепортеры не раз бывали в окружениях, с боями прорывались, теряя своих товарищей. К началу Сталинградской битвы во фронтовой киногруппе из 16 хроникеров осталось только шесть. Поэтому для укрепления группы еще в январе 1942 года на Юго-Западный фронт были направлены операторы А. Софьин, Д.
Ибрагимов и молодой ассистент М. Посельский.

Тяжелые бои, развернувшиеся на дальних подступах к городу, снимали В. Смородин, К. Сидоров, М. Посельский, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, Б. Вакар.

Фронтовые кинооператоры В.И. Орлянкин и А.П. Софьин во время проведения киносъемки на одной из улиц Сталинграда (ныне Волгоград). 1942-1943 гг. Фото из архива В.И. Фомина.

Пока несколько операторов снимали бои на подступах к городу, В. Орлянкин, Б. Щадронов, Д. Ибрагимов и А. Софьин работали в городе. Кинодокументалисты, словно предчувствуя, какая судьба ожидает Сталинград, спешили заснять его во многом еще сохранившийся мирный облик.
Но, как ни значительны были все эти кинорепортажи, они рассказывали о боях под Сталинградом, на его подступах, а зрителей в те дни, прежде всего, интересовало то, что происходило в самом городе.

Первым из хроникеров, кто рискнул проникнуть в самое пекло Сталинграда, был Валентин Орлянкин. «Это дни, – писал он 29 сентября из Сталинграда, – жестоких уличных боев, где наши части отстаивают каждую улицу, каждый дом.

Действуя мелкими подразделениями, бойцы выбивают немцев из каждого подвала, чердака, подворотни. Мне с аппаратом [а у него не было портативной камеры "Аймо", и он снимал старым стационаром. – В.М.] удалось проникнуть в кварталы непосредственных боев. В обычном понятии – это передовая, откуда ведется огонь по противнику. Он скрыт в том доме, в этом квартале, вот там, в слуховом окне чердака».

В октябре – ноябре непосредственно в самом Сталинграде непрерывно работало 5-6 операторов. В это время были сняты лучшие сюжеты Сталинградского репортажа: «Еще один наш дом», «Смерть пулеметчика», «Сорок первый» и другие.

В Москве руководство Главкинохроники особо внимательно следило за работой киногруппы Сталинградского фронта, по косточкам разбирая каждую партию нового материала, поступавшего из осажденного города. Судя по всему, там съемками были не только довольны, но, скорее всего, даже потрясены. И, может быть, до какого-то момента кое-кто не был убежден, что город все же удастся отстоять. К тому же была загадочная установка с вершин власти сталинградские съемки на экран не выпускать. Поэтому в развернутом заключении на прислан-
ный из Сталинграда материал киногруппу сталинградцев похвалили, но очень сдержанно. И, как всегда, затребовали еще больше «результативных», «победных» кадров.

«Заключение Главкинохроники на цикл сюжетов киногруппы Сталинградского фронта "Сталинград сегодня"

21 октября 1942 г.

Начальнику киногруппы Сталинградского фронта
т. Кузнецову

В этом письме мы даем краткий разбор сюжетов, объединенных общей темой "Сталинград сегодня".

Весь полученный нами материал можно разбить на три группы.

К первой группе мы относим сюжеты, снятые в начальный период борьбы за город, когда перед операторами стояла задача показать Сталинград как крупный индустриальный и транспортный узел, показать жизнь города и работу по его укреплению.

Этой теме посвящено два удачных сюжета оператора Г. Островского. В сюжете "На Волге" есть ряд живописных пейзажных кадров. Показано усиленное движение транспортных судов. Подчеркнуто жизненное значение Волги как транспортной магистрали.

В сюжете "Строим пулеметный рубеж" показано ускоренное механизированное строительство укрепленных огневых точек. Сюжет дает хорошее представление об активной, энергичной работе саперных частей.

Сильное впечатление оставляют сюжеты "На СТЗ" и "Город фронту" оператора Орлянкина.
В первом из них рядом с войсками, подготавливающими оборонительные позиции, мы видим рабочих, продолжающих выпуск танков, видим вооруженные рабочие отряды, ведущие огонь по врагу. Жалко, что работа людей в непосредственной близости от наступающего врага была зафиксирована слишком скупо. Обстановку надо было использовать для более всесторонней детальной съемки. Плохо и то, что в монтажном листе нет имен людей, которые надо было сохранить для истории.

Во втором сюжете "Город фронту" умело заснята передача новых танков боевой части. В кадрах передано чувство энтузиазма, боевое настроение массы людей, провожающих танкистов на фронт.

Войска на марше хорошо показаны и в других сюжетах операторами Орлянкиным ("Артиллерийские резервы") и Щадроновым ("Американские танки"). Первый из них показал проходы механизированной артиллерии на фоне города. Второй – проезды танков по дороге на дальних подступах к городу. Все это кадры, удачные по фотографии, интересные и значительные по содержанию.

Второй, очень большой раздел, составляют съемки налетов вражеской авиации на город.
На эту тему снят ряд сюжетов операторами Орлянкиным, Щадроновым, Ибрагимовым, Софьиным.

Весь этот материал представляет значительную документальную ценность и будет сохранен в Летописи.

Мы особо отмечаем прекрасные кадры, снятые оператором Софьиным: горящий вокзал со скульптурной группой на переднем плане; женщину, передвигающую ящик с нотами; контрабасиста, выносящего свой инструмент из разбитого дома и др. Все эти кадры, отмеченные печатью острой наблюдательности, которая сообщает им ценность не простого, но художественного документа.

Третий раздел составляют сюжеты, неразрывно связанные с темой "Сталинград сегодня". Это сюжеты, показывающие борьбу нашей армии на дальних и ближних подступах к городу.
Работу в этом направлении следовало вести также активно и целеустремленно, как и в районе города.

К сожалению, Ваша киногруппа недооценила этот важнейший участок работы. Тема "Сталинград сегодня" была понята односторонне, боевые сюжеты в количественном отношении заняли слишком скромное место. Поэтому киногруппе в целом не удалось дать достаточно развернутую и точную картину одной из крупнейших битв отечественной войны.

На этот общий недостаток съемок Вам надо обратить самое серьезное внимание. Впредь надо так расставлять людей, чтобы обеспечивать съемку на решающих боевых участках.
Переходя к оценке отдельных боевых сюжетов, надо отметить еще один их недостаток – почти полное отсутствие результативных кадров, говорящих о силе наших ударов по немецкой армии.

С этой частью задачи хорошо справился только оператор Ибрагимов. В сюжете "Итальянцы не
хотят воевать" он хорошо заснял большую группу итальянских пленных. Значительная часть его сюжета "На Дону" посвящена съемке позиций, отбитых у немцев. Этот сюжет дал нам ряд интересных и ценных кадров. Отмечаем в первую очередь следующие кадры: итальянский танк, захваченный у врага и приведенный в расположение наших войск; трофейные пушки и другое оружие; подбитый самолет; трупы в окопе, разбитые земляные укрепления и блиндажи.

Жалко, что из числа 35 трофейных танков удалось заснять только один, но в целом съемка по следам боя проведена т. Ибрагимовым хорошо. Это содержательная съемка, в которой оператор впервые удачно соединил формальное мастерство с острой репортерской подачей материала.

Гольбрих С.М. Автор фото: В. Орлянкин. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (10449035).

Хорошо сняты т. Ибрагимовым также и раненые на берегу реки и пробеги пехоты и минометчиков. В этих кадрах чувствуется подлинная фронтовая жизнь. Таких наблюдений, хотя бы и разрозненных, надо фиксировать как можно больше. Сюжет "Северо-западнее Сталинграда" (Клетское направление, оператор Вакар, асс. оператора Гольбрих) снимался в условиях, когда наши части наносили успешные удары по врагу. Съемка нашей контратаки была развернута недостаточно. Операторы довольно успешно засняли начальную стадию боя, перегруппировку пехотной части, перебежки бойцов, стрельбу из минометов, пулеметов и т.п. Самый захват населенного пункта и итоги боя, к сожалению, не показаны.

В таком сюжете хотелось бы иметь активную убедительную концовку: видеть захваченные позиции врага, трофеи, пленных и убитых немцев.

Над съемкой такого результативного материала следовало упорно и настойчиво работать не только тт. Вакару и Гольдштейну, но и всей киногруппе в целом.

В сюжете есть небольшой теплый эпизод: показана старушка колхозница с внучкой, радушно встречающая наших раненых бойцов. Это колоритный штрих из жизни фронта. Наблюдений такого рода надо давать больше.

Оператор В. Орлянкин дал ряд интересных и разнообразных боевых кадров в сюжетах: "Оборона города", "Северо-Западнее Сталинграда" и "Канонерка Чапаева". Хорошо показана работа зенитчиков части полковника Антоненко; артиллеристы части подполковника Германа и краснофлотцев Волжской флотилии.

К лучшим фронтовым сюжетам мы относим звуковой сюжет "Боевое знамя" операторов Козакова и Кацмана. Здесь звучит большая эпическая тема. Показана встреча двух поколений. Участники обороны Царицына передают свое знамя боевой танковой части. Перекличка двух значительных моментов в истории нашей Родины глубоко волнует. В сюжете хорошо засняты люди, хорошо записаны их речи и при этом передано ощущение близости фронта. Очень умело засняты начальные кадры, где показана перебежка делегатов к позиции танкистов.

В сюжете нет стрельбы, нет того, что принято называть боевыми действиями, но по своему настроению – это подлинный боевой сюжет, активно мобилизующий зрителя.

Мы высоко оцениваем эту работу. Из этой удачи надо сделать необходимые выводы. Операторы часто слишком упрощенно решают задачу съемки боевых сюжетов. Тот же товарищ Козаков дал рядовые, малоинтересные кадры в съемке зенитной батареи (сюжет "К боям Северо-Западнее Сталинграда"). Этот сюжет не закончен. О результатах стрельбы мог бы сказать только диктор.

Поэтому использовать такой материал для журнала трудно. Другое впечатление оставляют его же кадры привала танкистов или переправы войск через Волгу. Такие кадры представляют значительный интерес для дополнительных боевых сюжетов. Они ярко рисуют масштаб операций и саму обстановку фронта.

Один из последних сюжетов оператора Щадронова "Кавалерийская атака" мы оцениваем как слабый. Атака кавалеристов снята, по-видимому, не в боевой обстановке. Больший интерес представляют кадры движения кавалерии по дорогам и переправам через реку: они могут быть использованы в фильмотеке. Вообще же тратить на такую съемку 213 метров пленки совершенно недопустимо.

Работа фронтового оператора требует всесторонней наблюдательности, умения использовать самые различные возможности, которые дает обстановка.

В боевых сюжетах надо давать больше результативных моментов, иллюстрирующих силу наших ударов по врагу. Надо давать также больше колоритных эпизодов, характеризующих различные стороны фронтового быта.

Посылаем акты. Надо принять меры для уменьшения технического брака.
Зам. начальника Главкинохроники Кацман
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 78. Л. 7–8, 8 об.)

Сталинградская битва стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Но она в то же время стала таким же переломным моментом и в работе советской фронтовой кинохроники.

«Сталинградский репортаж, – отмечал историк кино В.П. Михайлов, – разрушил многие прежние представления о формах изображения военной действительности на экране. Сначала это происходило стихийно под влиянием новых условий съемок во время уличных боев. Руины разбитого бомбами и снарядами города, нагромождения из камня рухнувших стен домов изменили привычные для военного хроникера точки съемки, сузили сектор обозрения.

Правда, оператор получил большую, чем на открытой местности, свободу передвижения, возможность ближе подбираться к врагу. Развалины домов позволяли репортеру через окна и проломы в стене производить съемки вблизи сражавшихся солдат.

В Сталинграде выявились все преимущества репортажной съемки. Она в большей степени соответствовала характеру уличных боев: короткими репортажными кинозарисовками легче было схватить, запечатлеть на пленке моменты скоротечных уличных схваток (рухнувший, сраженный пулей в проеме дверей фашист c гранатой в руке; съемка В. Орлянкина с танка, врезающегося в дом и разрушающего его; санитарка, перевязывающая раненого под обстрелом у полотна железной дороги и т.д.).

В сталинградском кинорепортаже был сделан еще один шаг в сторону реалистического изображения войны на экране. Кадры уличных боев свидетельствовали о мужестве и стойкости защитников города. Лучшие сюжеты сталинградского кинорепортажа ("Смерть пулеметчика", "Сорок первый", "Штурм Т-образного дома" и другие), рассказавшие о конкретных эпизодах борьбы, свидетельствовали о том, что фронтовой кинорепортаж вступает в новую фазу, связанную с конкретным изображением человека на войне, с показом на экране тех качественных изменений, которые происходили в Красной Армии».