Заключение Главкинохроники на цикл сюжетов киногруппы Сталинградского фронта «Сталинград сегодня»

21 октября 1942

Заключение Главкинохроники на цикл сюжетов киногруппы Сталинградского фронта «Сталинград сегодня»

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с.  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Киногруппа Сталинградского фронта. 1943 год. На фото (слева направо): Сидоров К.Н., Орлянкин В.И., Гольдштейн И.Ц., Вакар Б.В., (неустановленное лицо), Гольбрих С.М., Зенин С.С., Мухин Е.В. и Кацман И.С.. Автор фото: Я. Рюмкин. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17085255).

21 октября 1942 г.

Начальнику киногруппы Сталинградского фронта

т. Кузнецову

В этом письме мы даем краткий разбор сюжетов, объединенных общей темой "Сталинград сегодня".

Весь полученный нами материал можно разбить на три группы.

К первой группе мы относим сюжеты, снятые в начальный период борьбы за город, когда перед операторами стояла задача показать Сталинград как крупный индустриальный и транспортный узел, показать жизнь города и работу по его укреплению.

Этой теме посвящено два удачных сюжета оператора Г. Островского. В сюжете "На Волге" есть ряд живописных пейзажных кадров. Показано усиленное движение транс­портных судов. Подчеркнуто жизненное значение Волги как транспортной магистрали.

В сюжете "Строим пулеметный рубеж" показано ускоренное механизированное строительство укрепленных огневых точек. Сюжет дает хорошее представление об активной, энергичной работе саперных частей.

Сильное впечатление оставляют сюжеты "На СТЗ" и "Город фронту" оператора Орлянкина.

В первом из них рядом с войсками, подготавливающими оборонительные пози­ции, мы видим рабочих, продолжающих выпуск танков, видим вооруженные рабо­чие отряды, ведущие огонь по врагу. Жалко, что работа людей в непосредственной близости от наступающего врага была зафиксирована слишком скупо. Обстановку надо было использовать для более всесторонней детальной съемки. Плохо и то, что в монтажном листе нет имен людей, которые надо было сохранить для истории.

Во втором сюжете "Город фронту" умело заснята передача новых танков боевой части. В кадрах передано чувство энтузиазма, боевое настроение массы людей, провожающих танкистов на фронт.

Войска на марше хорошо показаны и в других сюжетах операторами Орлянки­ным ("Артиллерийские резервы") и Щадроновым ("Американские танки"). Пер­вый из них показал проходы механизированной артиллерии на фоне города. Вто­рой – проезды танков по дороге на дальних подступах к городу. Все это кадры, удачные по фотографии, интересные и значительные по содержанию.

Второй, очень большой раздел, составляют съемки налетов вражеской авиации на город.

На эту тему снят ряд сюжетов операторами Орлянкиным, Щадроновым, Ибра­гимовым, Софьиным.

Весь этот материал представляет значительную документальную ценность и будет сохранен в Летописи.

Мы особо отмечаем прекрасные кадры, снятые оператором Софьиным: горя­щий вокзал со скульптурной группой на переднем плане; женщину, передвигаю­щую ящик с нотами; контрабасиста, выносящего свой инструмент из разбитого дома и др. Все эти кадры, отмеченные печатью острой наблюдательности, которая сообщает им ценность не простого, но художественного документа.

Третий раздел составляют сюжеты, неразрывно связанные с темой "Сталинград сегодня". Это сюжеты, показывающие борьбу нашей армии на дальних и ближних подступах к городу.

Работу в этом направлении следовало вести также активно и целеустремленно, как и в районе города.

К сожалению, Ваша киногруппа недооценила этот важнейший участок работы. Тема "Сталинград сегод­ня" была понята односторонне, боевые сюжеты в ко­личественном отношении заняли слишком скромное место. Поэтому киногруппе в целом не удалось дать достаточно развернутую и точную картину одной из крупнейших битв отечественной войны.

На этот общий недостаток съемок Вам надо об­ратить самое серьезное внимание. Впредь надо так расставлять людей, чтобы обеспечивать съемку на решающих боевых участках.

Переходя к оценке отдельных боевых сюжетов, надо отметить еще один их недостаток – почти пол­ное отсутствие результативных кадров, говорящих о силе наших ударов по немецкой армии.

С этой частью задачи хорошо справился толь­ко оператор Ибрагимов. В сюжете "Итальянцы не хотят воевать" он хорошо заснял большую группу итальянских пленных. Значительная часть его сюжета "На Дону" посвящена съемке позиций, отбитых у немцев. Этот сюжет дал нам ряд интересных и ценных кадров. Отмечаем в первую очередь следующие кадры: итальянский танк, захваченный у врага и приведенный в расположение наших войск; трофейные пушки и другое оружие; подбитый само­лет; трупы в окопе, разбитые земляные укрепления и блиндажи.

Жалко, что из числа 35 трофейных танков удалось заснять только один, но в це­лом съемка по следам боя проведена т. Ибрагимовым хорошо. Это содержательная съемка, в которой оператор впервые удачно соединил формальное мастерство с острой репортерской подачей материала.

Хорошо сняты т. Ибрагимовым также и раненые на берегу реки и пробеги пехо­ты и минометчиков. В этих кадрах чувствуется подлинная фронтовая жизнь. Таких наблюдений, хотя бы и разрозненных, надо фиксировать как можно больше.

Сюжет "Северо-западнее Сталинграда" (Клетское направление, оператор Ва­кар, асс. оператора Гольбрих) снимался в условиях, когда наши части наносили успешные удары по врагу. Съемка нашей контратаки была развернута недостаточ­но. Операторы довольно успешно засняли начальную стадию боя, перегруппиров­ку пехотной части, перебежки бойцов, стрельбу из минометов, пулеметов и т.п.

Самый захват населенного пункта и итоги боя, к сожалению, не показаны. В таком сюжете хотелось бы иметь активную убедительную концовку: видеть за­хваченные позиции врага, трофеи, пленных и убитых немцев.

Над съемкой такого результативного материала следовало упорно и настойчиво работать не только тт. Вакару и Гольдштейну, но и всей киногруппе в целом.

В сюжете есть небольшой теплый эпизод: показана старушка колхозница с внучкой, радушно встречающая наших раненых бойцов. Это колоритный штрих из жизни фронта. Наблюдений такого рода надо давать больше.

Оператор В. Орлянкин дал ряд интересных и разнообразных боевых кадров в сюжетах: "Оборона города", "Северо-Западнее Сталинграда" и "Канонерка Чапае­ва". Хорошо показана работа зенитчиков части полковника Антоненко; артиллери­сты части подполковника Германа и краснофлотцев Волжской флотилии.

К лучшим фронтовым сюжетам мы относим звуковой сюжет "Боевое знамя" операторов Козакова и Кацмана. Здесь звучит большая эпическая тема. Показана встреча двух поколений. Участники обороны Царицына передают свое знамя бое­вой танковой части. Перекличка двух значительных моментов в истории нашей Ро­дины глубоко волнует. В сюжете хорошо засняты люди, хорошо записаны их речи и при этом передано ощущение близости фронта. Очень умело засняты начальные кадры, где показана перебежка делегатов к позиции танкистов.

В сюжете нет стрельбы, нет того, что принято называть боевыми действиями, но по своему настроению – это подлинный боевой сюжет, активно мобилизующий зрителя.

Мы высоко оцениваем эту работу. Из этой удачи надо сделать необходимые выводы. Операторы часто слишком упрощенно решают задачу съемки боевых сюжетов. Тот же товарищ Козаков дал рядовые, малоинтересные кадры в съемке зенитной батареи (сюжет "К боям Северо-Западнее Сталинграда"). Этот сюжет не закончен. О результатах стрельбы мог бы сказать только диктор. Поэтому исполь­зовать такой материал для журнала трудно. Другое впечатление оставляют его же кадры привала танкистов или переправы войск через Волгу. Такие кадры пред­ставляют значительный интерес для дополнительных боевых сюжетов. Они ярко рисуют масштаб операций и саму обстановку фронта.

Один из последних сюжетов оператора Щадронова "Кавалерийская атака" мы оцениваем как слабый. Атака кавалеристов снята, по-видимому, не в боевой об­становке. Больший интерес представляют кадры движения кавалерии по дорогам и переправам через реку: они могут быть использованы в фильмотеке. Вообще же тратить на такую съемку 213 метров пленки совершенно недопустимо.

Работа фронтового оператора требует всесторонней наблюдательности, умения использовать самые различные возможности, которые дает обстановка.

В боевых сюжетах надо давать больше результативных моментов, иллюстриру­ющих силу наших ударов по врагу. Надо давать также больше колоритных эпизо­дов, характеризующих различные стороны фронтового быта.

Посылаем акты. Надо принять меры для уменьшения технического брака.

Зам. начальника Главкинохроники Кацман

Редактор Попов.

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 78. Л. 7–8, 8 об.)