Операторы и работники фронтовых киногрупп. Аронс Илья Борисович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Аронс Илья Борисович

07.05.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 662-663 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Американские и советские военные кинооператоры в ожидании церемонии подписания Декларации о поражении Германии. Берлин, 5 июня 1945 года. На фото: оператор Е. Мухин, нач. киногруппы А. Кузнецов. неизвестный, операторы И. Аронс и Н. Киселев. Фото из архива В. И. Фомина.

Аронс Илья Борисович (1910–1983)

Оператор документального кино. Еврей. Беспартийный. В 1942 окончил ВГИК. С мая 1942 – фронтовой оператор. Снимал битву за Кавказ, бои на Кубани, освобождение Таманского полуострова, освобождение Керчи.

Год спустя его работу на фронте оценивал начальник Отдела фронтовых киногрупп Главкинохроники Р. Г. Кацман:

«За время работы во фронтовой киногруппе в качестве ассистента опе­ратора тов. Аронс проводил ряд самостоятельных досъемок в сюжетах и эпизодах, заснятых операторами тт. Бунимовичем и Левитаном.

Эти досъемки показали неплохую подготовку т. Аронса в отношении овладения операторской техникой. Он умело снимал в разных условиях, как на натуре, так и в помещении, со светом (сюжеты "Высокая награда" и "Прием в Военном совете фронта").

С конца осени 1942 года тов. Аронс работает самостоятельно в паре с ассистентом оператора тов. Стояновским. За это время им, совместно с т. Стояновским, засняты следу­ющие сюжеты и эпизоды:

  1. "Туапсе". Событийная съемка, показывающая следы бомбардировки города враже­ской авиацией. Качество фотографии хорошее. В сюжете есть живые репортерские на­блюдения.
  2. "Нефтегорские партизаны". Сюжет о возвращении отряда партизан в родной город. В кадрах хорошо переданы колоритные стороны партизанского быта, своеобразие природы лесистых предгорий Кавказа. Сюжет дает ряд выразительных портретов партизан, снятых не в статике, но в движении, в моменты, когда партизаны прощаются с лесной жизнью, сворачивают лагерь и уходят в родную станицу. На фоне станицы засняты живые кадры встречи партизан с родными и близкими, пережившими черные дни оккупации. Недо­статок сюжета в отсутствии завершенности, законченности. Эпизод о работе людей по восстановлению разрушенного врагом нефтяного хозяйства, который мог бы завершать сюжет, снят неоправданно скупо.
  3. "Краснодар наш" – тов. Аронс удачно снял с самолета ряд широких общих планов города, освобожденного Красной Армией. Эти кадры использованы в одноименном сюжете в СКЖ.
  4. В СКЖ были использованы также эпизоды: "Северо-восточнее Туапсе", "Бой в ущелье", "Война в горах".

Надо отметить, что тов. Аронс проявляет хороший вкус в композиционной обработке многих своих кадров.

Примером могут служить кадры стрельбы пулеметчика из сюжета "Бой в горах". Боевой момент передан в острой многоплановой композиции. Пулеметчик поддерживает атаку нашей пехоты, штурмующей высоту. Композиция кадра активно включает зрителя в происходящее действие. Правильно выбрана точка съемки, взятая из-за спины пуле­метчика с видом на ущелье и группу бойцов, взбирающихся по склону.

Подводя итог, надо сказать, что тов. Аронс в будущем, несомненно, сможет стать оператором. Однако для этого ему надо еще много работать, вырабатывая в себе способности к оригинальной разработке тематики сюжетов, к целеустремленному, вдумчивому наблюдению и творческому осмысливанию окружающих его явлений, а главное – бы­строта ориентировки.

В работах тов. Аронса пока лишь лучше удаются т. н. организованные, разработанные съемки и хуже подлинно хроникерские, репортерские. Хорошую теоретическую подготовку, приобретенную тов. Аронсом в ГИКе, он должен сочетать с упорным освоением метода кинорепортажа.

Результаты его практической работы во фронтовой группе могут быть оценены как хорошие».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 37.)

Осенью 1944-го Аронс был переведен в киногруппу 1-го Белорусского фронта. Хорошо снимал бои в Польше, особенно отличился во время боев за Познань. Кадры, снятые Аронсом, вошли в сюжеты СКЖ, в фильмы «Битва за Кавказ», «Комсомольцы», «Битва за Севастополь», «Освобождение Советской Белоруссии», «В Померании», «От Вислы до Одера», «Берлин», «Парад Победы».

«Тов. Аронс, – отмечалось в служебной характеристике, – представляет интересный тип оператора – мастера тонкой детали. Его съемки всегда политически и творчески ос­мыслены, хорошо решены сценарно и разработаны композиционно. Технически съемки тов. Аронса на высоком уровне. Съемки "Прага", "Артиллерия", "27-летние" – премирова­ны.

По характеру оператор Аронс энергичный, пытливый и решительный человек, не останавливающийся ни перед какими трудностями на пути к осуществлению поставленной задачи. 3.3.45».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 44.)

С 1947 работал на «Моснаучфильме» (с 1966 – «Центрнаучфильм»).

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Бер­лина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За до­блестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«В городе не осталось ни одного жителя — всех немцы угнали за собой...»

«НОВОРОССИЙСК НАШ»

18-я армия СКФ

16–17 сентября 1943 г.

Монтажный лист

Операторы: А. Левитан, И. Аронс

16 сентября 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта после пяти дней ожесточенных боев овладели городом Новороссийск.

В ходе боев снято:

С нескольких точек – город, цементный завод «Пролетарий», занятый противником. Гора Сахарная голова – командная высота над Новороссийском – находится в руках нем­цев (имеет характерную форму пирамиды).

За несколько дней до решающего наступления наша артиллерия приступила к плано­мерному разрушению вражеских огневых точек, наблюд. пунктов и укреплений. Съемка телеоптикой 850 мм – точные попадания наших снарядов по баку на волнорезе (ам­бразуры с крупнокалиберным пулеметом), по электростанции (огневые точки в проемах стен), по горе Сахарная голова (наблюд. пункты).

То же дублируется объективом 2100 мм.

Залпы и отдельные выстрелы орудий. На подступах к городу пехота 55-й гвардейской дивизии штурмует высоты, передвигается перебежками, поднимается по склонам.

14 сентября бои достигли особого напряжения. Советские бойцы наступали яростно. Их поддерживала артиллерия и авиация. Противник отчаянно сопротивлялся. Артогонь до­стиг высокой плотности. Разрывы снарядов различных калибров в районе боев. Разрывы авиабомб. Они застилают собой почти весь цемзавод. На окраине города и в районе цем­завода «Пролетарий» перебежками продвигается наша пехота 318-й стр. дивизии. Бойцы уже в цемзаводе. Среди развалин они перешагивают через трупы немцев, бегут дальше, вперед. Крупные планы стреляющих автоматчиков. На фоне видны трубы завода.

15 сентября с утра наступающую пехоту особенно интенсивно поддерживала наша авиация. В воздухе – Илы. Они переходят в «пике». Из-под плоскостей, оставляя дымные следы, слетают реактивные снаряды.

Второй заход – Илы штурмуют пушками. В районе причалов подожжено нефтехрани­лище противника. Над пожарищем кружатся Илы, вновь и вновь повторяя атаки.

Еще один заход – Илы поливают противника зажигательной смесью. Кверху поднима­ются густые клубы белого дыма.

К исходу дня 15 сентября противник, не выдержав нашего натиска, стал постепенно оставлять дом за домом, поджигая за собой здания.

Общие планы – над Новороссийском дымы пожарищ. Наши бойцы перебегают на фоне горящих зданий.

Из наблюдательного пункта выходят командующий 18-й армией генерал-лейтенант Леселидзе и член ВС армии генерал-майор Колонин в сопровождении штабных офице­ров. Крупные планы командования. Общий план на фоне Цемесской бухты.

16 сент. утром город был очищен от противника. По улицам освобожденного Новорос­сийска, преследуя врага, идут наши части. Идет пехота, артиллерия, танки, гвардейские минометчики и т.д.

На улицах лежат трупы немцев. Среди них – трупы морских пехотинцев (трупы с яко­рями на петлицах). Они были переброшены сюда срочно из Анапы на поддержку раз­громленной новороссийской группировки немцев.

Мимо трупов идут войска. Стоит подбитый «Фердинанд». На берегу – развороченная нашим снарядом немецкая пушка.

Новороссийские цемзаводы совершенно разрушены. Разрушен также знаменитый но­вороссийский элеватор.

В городе не осталось ни одного жителя – всех немцы угнали за собой.

Общие планы-панорамы. Бухта, город, цемзаводы. Развалины электростанции. Разва­лины цемзавода. Пустые разрушенные улицы.

На цемзавод «Пролетарий» пришел хозяин – директор завода т. Вебер. Вместе с ин­структором крайкома ВКП(б) т. Штукаловым они осматривают разрушения (т. Вебер – в фуражке).

По улице идет группа моряков – героев «Малой земли». На цемзаводе они устанав­ливают красный флаг.

Кинооператоры Левитан, Аронс.

Подлинник. Автограф.

«АНАПА»

22 сентября 1943 г.

Монтажный лист №№ 1285, 1286, 1287

Кинооператоры: Левитан, Пойченко, Аронс

Снято 305 метр. Камера «Аймо». Пленка «Изопанхром». Эм. № 154

Характер съемки – солнце, натура

Пленку списать с Левитана – 90 м, с Пойченко – 150 м, с Аронса – 85 м

22 сентября наши войска освободили г. Анапу от немецких захватчиков.

Снято:

1) Оператор А. Левитан (коробка № 1).

  1. По улицам города мимо дымящихся развалин идут советские танки. Их приветству­ют жители.
  2. На улицах Анапы огневые позиции нашей артиллерии. Артиллеристы ведут огонь.
  3. Разрушения, произведенные немцами в городе. На центральной улице – разрушен­ный дом горкома ВКП(б). Дом курортного управления.
  4. Наши трофеи: немецкие пушки, боеприпасы, прочее военное имущество. Трофеи грузят на машины.
  5. Домой возвращается анапский партизан Василий Федорович Руденко. Его встречает сестра, тетя, соседи.
  6. Девушки Руденко и Чернецова устанавливают на доме красный флаг.
  7. В порту – сожженный немцами причал.
  8. Разрывы нашей артиллерии в районе санатория «Бимлюк», еще занятого немцами.

2) оператор Аронс (коробка № 2).

  1. Минометная батарея ст. лейт-та Жимогулова ведет огонь на подступах города. (Вда­ли видно здание Морского училища.)
  2. Пулеметный расчет сержанта Чередниченко бьет по засевшим в доме гитлеровцам.
  3. Бойцы-автоматчики ведут огонь на окраине города.
  4. Население возвращается в город (снято на фоне проходящей вперед артиллерии).
  5. Подбитый «Фердинанд».
  6. Разрушенное здание почты и поликлиники г. Анапа.
  7. Население встречало бойцов Кр. Армии как родных, близких людей. Анна Глебовна Озоли­на, как мать, ухаживала за бойцами. Она моет голову бойцу-казаху Халмурзаеву (см. на обор.).

3) Оператор М. Пойченко.

  1. Общие и средние планы. Танки и тяжелая артиллерия выходит из гор на равнину. Трудности передвижения.
  2. Танки гв. полковника Шуренкова (Новороссийская бригада) врываются на улицы Анапы.
  3. Уцелевшие жители.
  4. Разрушения.
  5. Брошенные немцами пушки и снаряжение.
  6. Партизан т. Руденко возвращается домой (снято совместно с опер. Левитаном).
  7. Разрывы в районе пляжа, санатория «Бимлюк», снятые F-210 и общие планы.

Кинооператоры А. Левитан, И. Аронс, М. Пойченко.

Примечание: в курортном районе Анапы (грязелечебница, санаторий «Бимлюк», пляж и пр.) в момент съемки еще находился противник. Поэтому эти объекты не сняты.

22 сент. 1943 г.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

«"Подарок вражеской артиллерии" — два крупных сома величиною более метра»

«ЧЕРЕЗ ВОДНЫЙ РУБЕЖ»

4 октября 1943 г.

9-я армия Сев.-Кавказского фронта

Монтажный лист № 1361

Кинооператор: И. Аронс

Наши части, тесня противника к Керченскому проливу, подошли к последнему рубежу на реке Кубань. Отступая, немцы уничтожили все мосты и переправы. Командир 54-го отдельного понтонного батальона майор Нерославский собрал немецкий трофейный пе­реправочный парк, и в течение двух часов его часть навела переправу через реку Кубань. Еще невдалеке рвались вражеские снаряды, а уже наша тяжелая артиллерия и войска проходили по наведенному мосту вперед к Тамани.

Снято:

Река Кубань…

На берегу стоят заместитель командира батальона по политчасти майор Пузенко и ко­мандир роты капитан Голик. Они с биноклями в руках разведывают место для наведения переправы. Вдали – разрывы вражеской артиллерии. На лодке они подплывают к месту, где немцы взорвали мост.

Понтонеры на плечах несут понтонные лодки и спускают их на воду для сборки паро­мов. Другая часть приступает к установке козловых опор и укладке настилочных досок. Отличник понтонер к-ц Бородин (снят крупно) вращает ручку лебедки, выравнивая коз­ловые перекладины.

Отдает приказание командир роты капитан Голик Борис Иванович. Собранные паромы вводят в линию моста.

Вражеские наблюдатели заметили производимые работы, и разрывы снарядов при­близились, но понтонеры не прекращали работать.

Несколько снарядов легло в воду совсем невдалеке, не причинив вреда, окатив струей воды работающих. На поверхность реки всплыли оглушенные разрывом рыбы. Понтонер, ефрейтор Вишняков, страстный любитель ухи, вылавливает «подарок вражеской артиллерии» – два круп­ных сома величиною более метра каждый и передает их бойцам на ужин. На секунду все отры­ваются от работы и смеются над таким нежданным результатом обстрела. Работа идет к концу: в линию моста вводят последнее звено, бросают якоря. Мост наведен за час 55 минут.

Дорожники устанавливают регулировочный пункт и дорожные указки. Мы читаем, что позади крупные города: Новороссийск, Краснодар, Анапа. Стрелка «вперед» указыва­ет на Тамань. Тут же лежит сваленная немецкая надпись «Tamanj».

По готовой переправе проходят части Красной Армии. Тягачи тащат тяжелую артилле­рию. Идут автомашины и обозы.

С противоположной стороны пропускают свежую группу пленных. Это фрицы, которые решили, что лучше идти по мосту, нежели «купаться» в Керченском проливе.

Оператор (И. Аронс).

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

 «По косе Чушка идут наши танки...»

«ЭПИЗОДЫ, СНЯТЫЕ НА ПОСЛЕДНИХ РУБЕЖАХ ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

11 октября 1943 г.

Монтажный лист

Оператор: Левитан А.Ю. Ас. оператора: Аронс И.Б.

Эпизод 1-й – «Порт Темрюк».

Морскую пристань Темрюк немцы использовали для снабжения своих войск на Та­манском плацдарме. Сюда доставлялись различными плавсредствами войска и военные грузы.

При отступлении с Тамани противник пользовался портом для эвакуации своих войск. Наша авиация разбила и потопила тут немало немецких плавсредств.

Сняты баржи, пароход, катера, разбитые нашей авиацией. Все это полузатоплено и обгорело. На некоторых из них сохранились немецкие названия.

Эпизод 2-й – «Рыбаки помогают десантникам».

При взятии нашими войсками укрепленного пункта противника в районе села Голу­бицкая успех операции обеспечила десантная группа, высадившаяся со стороны моря в тыл противника.

Провести операцию помогли советские патриоты – местные рыбаки. Они спрятали от немцев лодки, и когда десантникам понадобились плавсредства, то эти лодки сослужили большую службу.

Снято: рыбаки тов. Харенко (в кепке с усами), Стефанов (в ушанке) ведут командира роты капитана тов. Васянина к лодкам, замаскированным в камышах.

Десантники садятся в лодки. Лодки отплывают.

Лодки с десантниками (с движения).

Общий план. Лодки с десантниками подплывают к берегу противника. Видны берего­вые укрепления. На берегу видны разрывы.

Бойцы прыгают с лодок. Бегут по воде к берегу.

Высадка десанта, снятая с нескольких точек.

Бойцы штурмуют проволочные заграждения. Автоматчики ведут огонь. Ведут огонь минометчики.

Перебежка бойцов на фоне горящих камышей.

Эпизод 3-й.

Противник, отступая на Таманском полуострове, минирует все дороги, мосты и даже поля и виноградники.

Снято разминирование виноградника. На одном гектаре виноградника минеры обна­ружили до 500 противотанковых мин.

Минеры старшего лейтенанта Лаврухина разминируют виноградник. Идут со щупами, обследуют каждый куст.

Старшина тов. Горохов обнаружил мину под гроздьями винограда. Он ее обезврежи­вает. То же делает сержант Геламулин.

Старший лейтенант Лаврухин также обезвреживает мины.

Эпизод 4-й – «На косе Чушка».

Отсюда, с этой длинной песчаной отмели, ушли последние немцы с Тамани.

Мы видим остатки его плавсредств, разбитые нашей авиацией.

Два взорванных катера, сгоревший взорванный причал. На фоне причала полузато­пленная разбитая шхуна.

По косе Чушка идут наши танки, бронетранспортер и машины.

На броневике везут трех пленных немцев – эти трое не успели эвакуироваться в Керчь.

На море шторм.

Несколько кадров моря через колючую проволоку.

Сейчас эти берега охраняются нашими бойцами.

Несколько кадров часовых, охраняющих очищенный от противника Таманский полу­остров.

Оператор Левитан.

Ас. оператора Аронс.

Примечание: съемки, проведенные в последний день операции на Таманском по­луострове, видимо, будут самыми бледными, так как на рассвете 9 октября операторы увидели оставленную противником косу Чушку без каких либо следов пребывания там немцев.

На песке не валялось ни одного трупа, не было никакой разбитой техники, за исклю­чением снятых потопленных катеров и баржи.

В то же время съемки, проведенные в предыдущие дни, значительно ярче показы­вают операции по ликвидации Таманского плацдарма противника, в частности, видимо, интересны съемки тов. Пойченко и Котляренко, сделанные ими в районе порта Тамань (этот материал выслан в студию несколько дней тому назад).

Таким образом, видимо, будет целесообразно при монтаже сюжета центр тяжести его (по­каз разгрома) перенести на показ операции в районе Тамани. Во всяком случае, видимо, не удастся сделать необходимого акцента на последнем моменте операции, т.е. на косе Чушка.

Насколько мне известно, оператор тов. Микоша проводил съемку телеобъективом в момент эвакуации войск противника с косы Чушка (съемка велась из порта Тамань). В то время по переправляющемуся противнику активно действовала наша штурмовая авиа­ция. Снятый им материал может представлять большой интерес.

Начальник киногруппы Севкавфронта Трояновский.

Подлинник. Машинопись.

На Южном направлении. «Особенно храбро действовали саперы...»

К СЪЕМКЕ «РАЗМИНИРОВАНИЕ ПЕРЕДНЕГО КРАЯ»

10 апреля 1944 г.

Под Керчью

Монтажный лист

Оператор: И. Аронс

Снято 60 м

Снято ночью при лучах прожектора. Пленка «Панхром», эм. № 154

В ночь, накануне освобождения Керчи, когда наши войска перешли в наступление и прорвали немецкую оборону, особенно храбро действовали саперы генерал-майора Пилипца. Под огнем противника разминировали передний край и проделали проходы в проволочных заграждениях.

Снято: передний край обороны в сумерках. Немцы непрерывно освещают его ракета­ми. По позициям шарит луч вражеского прожектора. К проволоке ползут саперы, режут, проделывают проходы и обезвреживают мины. В проход устремляется наша пехота.

Снимал И. Аронс.

Подлинник. Машинопись.

«Единственный житель, который уцелел в городе...»

К СЪЕМКЕ «КЕРЧЬ»

11 апреля 1944 г.

Монтажный лист

Коробка № 1

Оператор: И. Аронс

Снято 60 м. Солнце – натура

Пленка СЧС-4, эм. № 34. Камера «Аймо»

Наши войска в ночь с 10 на 11 апр. штурмом овладели Керчью.

Снято:

  1. Проход войск в городе. На фоне моря и разрушенных зданий идет пехота, едут ар­тиллеристы.
  2. Город пуст – немцы угнали все население. Пустынный квартал. Знаменитая митри­датская лестница. Горят здания.
  3. Большое немецкое кладбище.
  4. Общий вид на Митридатскую крепость. Здесь у немцев была создана многоярусная оборона (панорама).
  5. Вид на город и порт через советский флаг.
  6. Горящие здания.
  7. Труп немецкого артиллериста на фоне трофейного орудия.
  8. Отбитое у немцев 150 мм дальнобойное орудие, которым они обстреливали Кер­ченский пролив.
  9. Эпизод со стариком т. Панько.

Кузьме Ивановичу Панько 80 лет. Он единственный житель, который уцелел в городе. Жену, детей и внуков немцы угнали на каторгу. Старшего сына расстреляли. Старик во время оккупации скрывался в землянке.

Оператор застал т. Панько в минуту величайшей радости. К нему с частями Красной Армии пришел внук – лейт. Заболотный со своими командирами. 3 года не видел старик своего внука.

Трогательная встреча... Старик плачет и крестит внука... Он вынимает и показывает красный флаг, который он во все время немецкого гнета носил на груди. Флаг водружа­ется у дома старика Панько.

Снимал И. Аронс.

Керчь.

Подлинник. Машинопись.

«Немцы подожгли в городе все лучшие здания. Горит пединсти­тут...»

«ВОЙСКА ПОДХОДЯТ К ФЕОДОСИИ»

13 апреля 1944 г.

Монтажный лист к съемке «Феодосия», коробки 3–4

Снято – 150 м. Пленка СЧС-4 – кор. № 3 – 90 м

Солнце – натура, СЧС-2 – коробка № 4 – 60 метров

13 апреля войска Отдельной Приморской армии овладели городом Феодосия.

Снято:

  1. На подступах к Феодосии наши войска, преследуя отступающего противника, захва­тывают большие трофеи. На дорогах – брошенные врагом пушки. Трупы немцев и румын.
  2. Группа артиллеристов – румын, которых немцы оставили прикрывать свой отход, увидев безнадежность своего положения, целиком сдалась в плен и передала подошед­шей нашей пехотной части 3 исправных полевых и 4 зенитных орудия. В кадре: румыны передают свою технику. Расчет румын артиллеристов.
  3. Войска подходят к Феодосии. На первом плане – немецкий указатель «Город Фео­досия».
  4. Общий план Феодосии – с верхней точки (панорама).
  5. Немцы подожгли в городе все лучшие здания. Горит пединститут.
  6. Общий план города и бухты.

В порту – разбитые нашей авиацией суда. Снято с верхней точки. На переднем плане – брошенное немцами зенитное орудие.

  1. Вид на город. На переднем плане – цветущее абрикосовое дерево.
  2. Башни старинной феодосийской крепости.
  3. Большое немецкое кладбище, которым немцы испоганили один из лучших садов в городе. На монументе немецкая надпись: «В борьбе за великую Германию павшим в Феодосии немецким солдатам и офицерам 132-й пех. дивизии». Здесь более 3-х тысяч крестов, которые подытоживают потери этой дивизии в прошлых боях.
  4. Феодосия – родина художника Айвазовского. Вот дом, где жил и работал Айва­зовский. После смерти художника здесь был музей и картинная галерея. Подлинники Айвазовского были нами своевременно эвакуированы вглубь страны. Все оставшееся здесь немцы разворовали и увезли в Германию. Дом-музей разорили. Сняты пустые залы музея, кабинет Айвазовского, где он творил. Из окна видно море.
  5. Танкисты подполковника Сайченко въезжают на улицы города. Обрадованные жи­тели горячо встречают танкистов, угощают их крымским вином.

Снимал И. Аронс.

Подлинник. Машинопись.

«Встреча населением Люблина польского войска...»

Снято 26–27 июля 1944 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 977

Оператор: И. Аронс

Снято 180 метров, СЧС-2, эм. № 5-18-2. Натура. Камера «Аймо»

Пленку списать с Аронса

Снято:

  1. Встреча населением Люблина польского войска. Проезды по городу артиллерии, самоходных орудий и автомашин с офицерами и солдатами. На машине стоит генерал-лейтенант Берлинг, его приветствует население.
  2. Над Люблином взвивается польский национальный флаг (флаг устанавливают под­поручик Натек Грубер и капрал Стефан Люсняк).
  3. Из лесов возвратились в город польские партизаны. Их встречает население. Парти­заны проходят мимо разбитой немецкой техники. Командир партизанских отрядов Лю­блинской области подполковник Пшегош Корчинский беседует с населением.
  4. Похороны 800 расстрелянных немцами польских мирных жителей.

Оператор И. Аронс.

Незаверенная машинописная копия.

«Но война идет своим чередом...»

К МАТЕРИАЛУ «ДВАДЦАТИСЕМИЛЕТНИЕ»

6 ноября 1944 г.

Монтажный лист № 1555

Операторы: И. Аронс, И. Комаров  

Снято 100 м, пленка СЧС-2, эм. № 5-24. Снято при полуваттном свете

Гвардии подполковнику Пальгову Николаю Николаевичу 27 лет. Он кавалер четырех орденов. За последние операции он получил орден Александра Невского.

Сегодня, в канун 27-й годовщины Октябрьской революции, гвардии подполковник Пальгов, командир гвардейского минометного Новгород-Северского Краснознаменного, ордена Алек­сандра Невского полка, пригласил на праздничный ужин своих боевых друзей.

Все приглашенные – ровесники Октября. Все они родились в год рождения Советского государства. Всем им по двадцать семь лет.

Нами сняты:

1) Начальник штаба полка гвардии майор Жарков К.С.[1], кавалер ордена Александра Невского (с усиками), слушает радио.

2) Герой Советского Союза сержант Карбаев Ербали[2] (узбек – провозглашает тост).

3) Майор Баймурзин (казах, слушает радио). Среди гостей присутствуют офицер Поль­ской армии подполковник Певишкис Владнеш (произносит тост) и ветеран, участник гражданской войны гвардии ефрейтор Исаков.

Собравшиеся слушают трансляцию доклада т. Сталина на торжественном заседании 6 ноября. В этот час все мысли собравшихся воинов обращены к тому, кто воспитал в них чувство глубокой любви к Родине, тов. Сталину.

Но война идет своим чередом. С наблюдательного пункта командования потребовали огонь по врагу. Подполковник, оторвавшись от праздничного стола, дает приказ по теле­фону: открыть огонь по вражеским целям.

И в эту праздничную ночь гвардейцы-минометчики, вдохновленные речью вождя, продолжали свою грозную работу по уничтожению немецко-фашистских захватчиков.

(Ночью в траншее снят гвардии майор Кириленко Влад. Алексеевич. Он принимает приказ и командует гвардейскими минометами.)

Операторы И. Аронс, И. Комаров.

Незаверенная машинописная копия.
_________________________________
1. Возможно, это Жарков Евгений Степанович, командир дивизиона.

2. Возможно, это Карабаев Ельбай (Алабай), сержант, Герой Советского Союза.

«Немецкие сани для сибирского похода»

К материалу для фильма «ОСВОБОЖДЕНИЕ ВАРШАВЫ»

22 октября 1944 г.

Монтажный лист № 1504

В 47-й армии 1-го Белорусского фронта

Оператор: И. Аронс. Пленка СЧС-2, эм. № 524 и 1196

Снято 240 метров. Пленку списать с Аронса

Примечание: одновременно смотрите монтажный лист опер. Комарова. Артиллерия у нас снята вместе.

Снято:

  1. Артподготовка (30-я гвардейская Краснознамен. Пражская артиллерийская бригада):
  2. a) Артиллерийский дивизион (12 пушек) 152 мм орудий ведут беглый и залповый огонь по укреплениям противника на северных подступах к Варшаве. На переднем плане – часто встречавшаяся в Польше на дорогах и в степи скульптура Божьей матери (Матки боски). Снято 23 выстрела.

б) 2 тяжелых дальнобойных орудия бьют из окрестностей Праги (на фоне костела) (8 выстрелов).

в) Дивизионные залпы и беглый огонь из 122 миллиметровых пушек. На переднем плане в траншее работает штаб дивизиона. Командует командир дивизиона 30-й арт. бригады майор Довбня (40 выстрелов).

г) На высоком дереве подвешена «люлька». Это наблюдательный пункт командира бригады. С помощью механической лебедки, установленной на «Студебеккере», люлька с наблюдателями подымается на высоту 12-метрового дерева. У стереотрубы в люльке наблюдает за ходом боя командир, гвардии полковник т. Жигарев.

д) Солдаты-артиллеристы Польской армии ведут огонь из 152 мм пушек (8 выстрелов).

  1. Командование Н-ской армии.

Общий план 35-метровой башни в районе Праги, где расположен наблюдательный пункт командующего.

а) Ген.-лейт. Гусев, командующий; ген.-майор Кузьмин (в шинели); ген.-майор Анаш­кин (в кожаном пальто).

б) Ген.-полковник Казаков и ген.-лейт. Гусев у стереотрубы на вышке.

в) Общ. план района боя во время артподготовки (снято с той же вышки).

г) Ген.-лейт. Гусев у планшета управляет боем, давая приказы по телефону.

III. Немцы готовились зимовать.

а) В числе трофеев захвачено 6000 бронированных саней, предназначенных для буксирования пехоты танками и самоходными орудиями. На санях немецкая надпись «NurbisGD». Видимо, немцы рассчитывали применить эти сани в условиях сибирской зимы. Удирая, немцы не успели увезти или уничтожить более 6000 таких саней.

б) Горы бумажного белья немцы содержали на своих складах. Это белье должно было предохранить немецких солдат от зимних холодов.

с) Здесь же склады эрзац-валенок. Но это уже не фетровые или войлочные эрзацы, которые встречались под Сталинградом. Наши бойцы примеряют эту необычную для нас «модельную обувь».

И. Аронс.

Незаверенная копия. Машинопись.

«БОИ НА ПОДСТУПАХ К ВАРШАВЕ» (Северо-восточнее Праги[1])

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист №№ 1105, 1106

Операторы: Посельский, Аронс

Северо-восточнее Праги. Наши части, преодолевая ожесточенное сопротивление про­тивника, с боями продвигались вперед.

Дальнобойные 152 мм орудия гвардейской Краснознаменной отдельной пушечной бригады, где командиром гвардии полковник Жигарев, ведут дивизионный залповый и беглый огонь по противнику. Стреляет дивизион. Подает команду гв. капитан Аси­нов Т.А. (на фоне дуло пушки). Наводчица гвард. сержант Итяксова Анна Васильевна, участница Сталинградской битвы. Бойцы ласково называют ее Анкой.

Команду «огонь» подает старший на батарее гв. ст. сержант Воротилин И.И., командир бригады гв. полковник Жигарев, снят на своем НП (на дереве).

Танкисты Севской [Севско-Померанской] Краснознаменной ордена Богдана Хмель­ницкого, ордена Кутузова 65-й танковой бригады ведут бой в районе города Радзы­мин.

Танкисты перерезают шоссейную дорогу в 14 км от Варшавы. Только что ранен ме­ханик, водитель танка Т-34 гвардии старшина Розов. Санитары сержант Евсеев (с уса­ми) и гвардии ст. сержант Попиков принимают раненого танкиста. Командир батальона гв. майор Дикун Г.В. (у таблички «Варшава – 14 км» и внутри танка).

Далее снято: работа нашей противотанковой артиллерии, пехота в наступлении. Пу­леметный расчет Героя Советского Союза (за Днепр) мл. лейтенанта Ананьева Мартына Алексеевича. Подбитые немецкие танки дивизии СС Геринга.

В населенном пункте <…> костел, взорванный немцами. В разрушенном костеле ксендз Маршиньяк Францишек <…>.

Незаверенная копия. Машинопись.

________________________________
1. Прага (польск. Praga) – исторический район польской столицы – предместье Вар­шавы, расположенный на правом берегу Вислы. Статус города предместье получило 10 февраля 1648 года указом короля Владислава IV Вазы. 18 апреля 1791 года город Прага был упразднен, став одним из исторических районов Варшавы.
Во время Второй мировой войны Прага осталась относительно не разрушенной. По­страдали, главным образом, корпуса промышленных предприятий. 14 сентября 1944 года войска Красной Армии заняли Прагу.

«МАРШАЛ ЖУКОВ В ПОЗНАНИ»

Снято 4 апреля 1945 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 627

Оператор: И. Аронс

Снято 80 метров, пленка «Агфа-орто-Рапид».

Натура – солнце и пасмурно

  1. Прилет маршала Жукова из Москвы 4/IV.

а) Познанский аэродром. Самолет маршала приземляется. Из «Дугласа» выходит мар­шал; за ним генерал-полковник артиллерии т. Казаков. Встречают генерал-лейтенант Те­легин (член ВС фронта) и генерал-полковник авиации Руденко.

б) Маршал Жуков осматривает приземлившуюся на аэродроме «летающую крепость».

  1. Маршал Жуков в познанской цитадели.

Маршал осматривает руины познанской крепости, где была разгромлена окруженная группировка противника.

Командующий артиллерией фронта генерал-полковник Казаков и командующий авиацией фронта генерал-полковник Руденко показывают маршалу результаты работы наших артиллеристов и летчиков.

Оператор: И. Аронс.

Подлинник. Автограф.

«Обнаружено оборудование стартовых установок для выпуска ре­активных снарядов (Фау)...»[1]

1 апреля 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: И. Аронс

Снято 105 метров

Пленка

Натура, пасмурно

В районе города Штеттина, в одном из лесов, захваченных нашими войсками, обнару­жено оборудование стартовых установок для выпуска реактивных снарядов (Фау).

Оборудование сосредоточено в отдаленном от города лесу, и весь этот район огоро­жен и хорошо замаскирован. Видимо, с приближением линии фронта немцы начали эва­куировать свое секретное оружие, но не успели вывезти и даже взорвать оборудование стартовой катапульты.

До расследования специалистами трудно точно установить, что за оружие, но предпо­ложительно, по оставленным деталям можно составить полное представление о собран­ной стартовой дорожке.

Катапульта длиною в 25 метров состоит из 4-х звеньев, из которых три звена имеют длину по 6 метров, а четвертое – 7 метров. Все звенья скрепляются и устанавливаются под углом на специальных подставках. По верхней части стартовой дорожки проходит скользящая плоскость с ребрами-ограничителями, по которой скользит снаряд. В центре звеньев внутри проходит труба, имеющая, по-видимому, конструктивное значение. Катапульта устанавливается на специальных четырех подставках разной высоты для придания угла прицела. На базе оставле­ны снаряды без оперения, которые немцы успели вывезти. Каждый снаряд весит более двух тонн и имеете форму сигары, с основанием диаметром в 0,5 метра и длиною 2,8 метра.

Снято:

  1. Въезд в лес строго охранялся. Справа бронированный колпак охраны.
  2. Лес был разбит на просеки. Каждая просека носила название улицы. Главная аллея называлась Адольф Гитлер-штрассе.
  3. Замаскированы подъездные ж.-д. пути.
  4. Общий вид оставленных деталей стартовых установок (панорама).
  5. Старший техник лейтенант тов. Кравченко осматривает и замеряет реактивный снаряд.
  6. Оставленный снаряд (панорама).
  7. Звенья стартовых установок сложены в штабель.
  8. Отдельное звено. Старший лейтенант Кравченко показывает скользящие плоскости и ребра-ограничители.
  9. Комплект подставки одной катапульты. Старший лейтенант Кравченко показывает, под каким углом крепились звенья установки.
  10. Несколько звеньев немцы успели взорвать.
  11. Общие планы аллей и леса, где сложены установки.

Примечание: название сюжета, а также все объяснения в монтажном листе написаны со слов старшего лейтенанта Кравченко, который занимается изучением всех деталей Фау. Необходимо этот материал в Москве показать специалистам из артуправления РККА для того, чтобы исправить или дополнить эти сведения. Если окажется, что это Фау-1, то желательно дать нарисованную схему общего вида установки с самолетом и очертить (мультипликация) все снятые мною детали.

Оператор И. Аронс.

Снято в населенном пункте Шпек Штеттинского района 1 апреля 1945 года.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

______________________________
1. На документе имеется указание цензора «Хранить в 1-м отделе. 26.5.».

«Слева в кадре дорожный плакат ''Никогда не отставай от своей части...''»[1]

(К материалу для выпуска «Берлин»)

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 588

Оператор: Аронс

Снято 240 метров. Пленка «Орто Рапид»

Сняты для фильма режиссера тов. Райзмана следующие монтажные куски:

  1. Разрывы авиабомб на переднем крае противника.
  2. Движение техники по дорогам (тяжелая артиллерия).
  3. Пехота на марше.
  4. Большая колонна пленных (снято с движения).
  5. По берлинскому шоссе проходит большая группа пленных (колонна проходит). 2 от­ставших немца догоняют хвост колонны. Слева в кадре дорожный плакат: «Никогда не отставай от своей части».
  6. По разделу «Материальная подготовка операции». Снято: лесной склад – бензохра­нилище. Отсюда тысячи бензовозов вывозят горючее для армейских частей. Склад тща­тельно замаскирован.
  7. Снято с самолета: переправа через Одер в г. Кюстрине. Общие планы города и реки с наведенными переправами. Общие планы реки Одер.
  8. Трупы немецких солдат в траншеях.

Аронс.

Машинопись. Заверенная копия.

_____________________________
1. Название монтажного листа отсутствует. 


Материалы по теме