Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 761-763 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Владислав Микоша и Константин Ряшенцев в Севастополе. 1944 год. Источник: www.russiainphoto.ru.
Микоша Владислав Владиславович (1909–2004)
Прославленный оператор документального кино. Родился 25 ноября (8 декабря) 1909 года в Саратове. Работал киномехаником в кинотеатре «Искра», увлекся кино.
В 1929 году поступил в ГТК. В 1931 году, еще будучи студентом, был принят кинооператором на «Союзкинохронику». После окончания операторского факультета ГИКа работал на Дальневосточной студии, затем на Центральной студии кинохроники.
На фронт пришел со студии «Мостехфильм». Снимал оборону Одессы и Севастополя, а также освобождение Крыма; работал на Черноморском флоте, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах, в Дунайской военной флотилии. Удостоен Госпремии СССР за съемки фильма «Черноморцы». Участвовал в создании фильмов «Комсомольцы», «Битва за Севастополь», «В логове зверя», «В Померании», «День войны», «Десант в Крыму», «Разгром Японии».
За годы съемок на разных фронтах получал блестящие служебные характеристики.
Вот первая из них:
«Только с 15/VI по 4/VII–1942 г. Микоша снял 14 сюжетов, из которых одна часть войдет в фильм "День войны", другая – в фильм "Черноморцы". Общий метраж съемок за это время – 1196 метров. Из них технический брак – 171 м.
Тов. Микоша – один из талантливых операторов, обладающий качествами кинохроникера, журналиста: политически устремлен, инициативен, глубоко осмысливает материал, умело строит сюжет и дает высокое качество фотографии.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 69.)
Другая характеристика еще круче:
«…тов. Микоша является одним из ведущих военных корреспондентов кинохроники.
Его работа по съемкам обороны Севастополя в 1942 году получила всеобщее признание.
Им сняты решающие событийные эпизоды для фильма "Черноморцы", за что ему была присуждена Сталинская премия.
В декабре 1943 года приступил к съемкам освобождения Крыма. Шел вместе с армией, в ее боевых порядках, начиная от переправы у косы Чушка на Керченском полуострове и кончая ликвидацией остатков немецких войск, прижатых к морю у мыса Херсонес.
Дал ряд прекрасных эпизодов, среди которых особенно выдаются кадры боя на подступах к Севастополю. Кроме того, оператором была образцово использована телеоптика: сняты редчайшие кадры обстрела немецкого транспорта в море и воздушный бой, позволяющие зрителю видеть падение трех сбитых немецких самолетов.
За свою смелую и творчески интересную работу в период освобождения Крыма тов. Микоша, безусловно, заслуживает представления к правительственной награде.Зам. директора Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Сааков».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 91. Л. 91.)
Однако последний начальник киногруппы Марк Трояновский, исходя из поговорки про пятна на солнце, углядел у своего подчиненного слабые, по его мнению, местечки:
«В группе 2-го Белорусского фронта с января 1945 г. Все это время участвует в съемках наступления фронта. Побывал в нескольких опасных операциях; проявил себя смелым оператором.
Вместе с этими положительными качествами надо отметить имеющуюся у Микоши неорганизованность. При съемке события у него сильно развита ориентация на самотек, т.е., когда материал перед глазами, он его сходу снимает. Проявляет при этом присущие ему качества оператора-хроникера с хорошим вкусом. Когда же надо приложить усилия отыскания материала или некоторой его организации, чтобы выполнить задание, то он это не всегда делает. Занимает выжидательную позицию. Отсюда сравнительно небольшая продуктивность его работы.
Микоша, безусловно, хороший и смелый кинооператор, но у него есть элементы какой-то избалованности. Наверное, это идет от привычки работать с прохладцей в условиях Черноморской группы, где вообще мало снимали и у него был ассистент и администратор.
Поэтому тяжелые во всех отношениях условия работы в пехоте он принимает нелегко и без особой охоты.
К сожалению, ничего не знаю о качественных результатах его работы за истекшие 3 месяца.
Считаю, что изменение его категории проводить оснований не имеется.Начальник киногруппы 2-го Белорусского фронта Трояновский.
19 марта 1945 г.».(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 77.)
Вот, бывало, и так непросто складывались отношения между самыми авторитетными
мастерами фронтового кинорепортажа.
А зато кинокритик Дая Смирнова по сумме всего заснятого Владиславом Владиславовичем на войне заслуженно причислила его к самой высокой категории:
«Микоша, неутомимый кинохроникер 1930-х, был не только фронтовым кинооператором и фотокорреспондентом, журналистом, спецкором центральных газет. Он написал книги "С киноаппаратом в бою", "Рядом с солдатом", "Годы и страны". Снятые им кадры, запоминающиеся, пластически выразительные и эмоциональные, включали в свои фильмы известные режиссеры, в частности, Игорь Савенчко воспроизводил композиции Микоши в игровом фильме "Третий удар". Микоша – один из тех документалистов, тех фронтовых операторов, чьи киноматериалы позволяют сделать вывод, что военная хроника внесла существенный вклад не только в историческую летопись, но и в художественный образ войны».
И это, в самом деле, так.
Награжден орденами Красного Знамени, Высшим офицерским крестом (Польша), Ру-
мынским офицерским крестом, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За освобождение Варшавы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны – на ЦСДФ.
Автор нескольких замечательных книг воспоминаний, из которых лучшая, посмертно
изданная – «Я останавливаю время».
«Все, что осталось от фашиста – кисть руки...»
«СЕВАСТОПОЛЬ ДАЕТ ОТПОР»
Снятый материал для полнометражного фильма (дополнение к посланному)
10 апреля 1942 г.
Монтажный лист
Операторы: Вл. Микоша, Д. Рымарев
Севастополь
Слушают штурмана Чипиженко, он читает стихи Маяковского.
17–18 . После прямого попадания загорелся танкер.
Машинопись. Незаверенная копия.
«РАЗГРУЗКА КАРАВАНА»
10 октября 1942 г.
Монтажный лист №№ 1124, 1125, 1126
Операторы: В. Микоша, Р. Халушаков
Операторы: В. Микоша, Р. Халушаков.
Подлинник. Автограф.
«ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗГРОМА НЕМЕЦКИХ ВОЙСК НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ»
12 сентября 1943 г.
Монтажный лист
Оператор: В. Микоша
13а. Испуганные птицы тучами поднимаются в воздух.
12/IX 43 г.
Снято 180 метров пленки тип 6.
Убедительно прошу лабораторию, Гришу Шевякова, в частности, с возможной внимательностью и тщательностью проявить и обработать мой материал, т.к. снимался он в чрезвычайно трудных условиях переднего края фронта.
Весь материал подлинный, документальный, поэтому не лишена возможность некоторых накладок, которые, если такие окажутся, необходимо выправить.
Повторяю свою просьбу еще раз и прошу сделать все возможное, за что благодарю заранее. Этот материал дался мне ценой большого риска, постоянной игрой в прятки со смертью.
С тов. приветом, Ваш В. Микоша.
Подлинник. Автограф.
«Солнце, окутанное дымом пожарищ...»
«НА КЕРЧЕНСКОЙ ПЕРЕПРАВЕ»
26 февраля 1944 г.
Монтажный лист
Оператор: В. Микоша
Асс. оператора: К. Ряшенцев
Снято 375 м
На Керченской переправе. Снято: мотоботы с войсками уходят в Крым. Комендант переправы капитан 3-го ранга Коневский руководит переправой – принимает раненых.
Общие планы г. Керчи с косы Чушка. Керчь под огнем нашей артиллерии на улицах занятой немцами Керчи.
Налет Ю-87 под прикрытием «мессершмиттов» на наши позиции. Горящий «мессершмитт» в воздухе.
Горящий «мессершмитт» в воздухе.
Налет эскадрильи «бостонов» на г. Керчь. Бомбежка города и горы Митридат.
Четверка «бостонов» прорывается через заградительный зенитный огонь немецких батарей.
Разрывы бомб в городе.
Воздушный бой наших истребителей с «мессершмиттами».
Штурмовка Илами Керчи с бреющего полета. Пикируя из черных разрывов немецких зениток, они устремляются на город, ведя огонь из пушек и пулеметов.
Огневой налет нашей артиллерии с завода Войкова на район Керчи (консервный з-д).
Пожары в Керчи.
Солнце, окутанное дымом пожарищ.
Испуганно мечущиеся стаи птиц.
Потопленные немецкие посуды в Керченском проливе.
Посадка десантных войск на тендеры, мотоботы (съемка вечером).
Общий план Керчи сквозь амбразуру разбитого дома.
Оператор В. Микоша, асс. оператора К. Ряшенцев.
Подлинник. Машинопись.
«Свастика на дне моря»
«СЕВАСТОПОЛЬ»
14 мая 1944 г.
Монтажный лист
Оператор: В. Микоша
Ассистент: К. Ряшенцев
Финал севастопольской эпопеи – результат штурма немецкой группировки у Херсонского маяка.
1) Захват территории.
2) Тысячи пленных.
3) Трофеи.
4) Убитые.
5) Остатки потерпевших торпедирование.
6) Последний сдавшийся фриц.
7) Крупные планы убитых.
8) « » пленных.
9) « » раненых.
10) Горящие баржи, корабли, самолеты.
11) Траншеи, полные убитых.
12) Трупы в море, на берегу.
13) Свастика на дне моря.
План в общих чертах.
Севастополь.
В. Микоша.
Подлинник. Машинопись.
«СЦЕНЫ И ЭПИЗОДЫ НА УЛИЦАХ ГОРОДА ЭЛЬБИНГ» [1]
12 февраля 1945 г.
Монтажный лист №№ 216, 217
Операторы: В. Микоша, Д. Шоломович
(Подсъемки к расширенному материалу операторов Семина и Маневича – см. их монтажный лист)
Снято 210 метров. Пленка СЧС-2
Снято:
Об. планы разрушенного гор. Эльбинг – улицы, дома, порт, завод.
Разрушенное здание гестапо, видна вывеска «Полицей Президиум».
Противотанковые орудия, брошенные немцами на улицах города.
Трупы мирных граждан – поляков, расстрелянных немцами при отступлении.
Памятники: Ф. Шихау (сзади разбитое дерево) и Герману Балку на центральной площади города.
Сцены и эпизоды на улицах города Эльбинг.
Операторы: В. Микоша, Д. Шоломович.
Незаверенная машинописная копия.
На монтажном листе есть отметка, что материал был снят для режиссера Я.М. Посельского.