Опубликовано: в газете Краснознаменного Черноморского флота "Флаг Родины" (издается с 15 июля 1920 года) от 28 апреля 1987 года. Фото: Иван Запорожский (на фото третий слева) у крымских партизан. 1943 год. Фото из семейного архива Александра Тарасова (племянника И.А. Запорожского).
Кто смотрел киноэпопею "Великая Отечественная"[1], тот не смог не обратить внимания на заключительные титры с перечнем фамилий фронтовых кинооператоров, живых и погибших, чьи съемки , сделанные в годы войны, легли в основу этого фильма. Для того, чтобы запечатлеть мужество и героизм советских воинов в боях с немецко-фашистскими захватчикам, необходимо было такое же мужество проявить и тем, кто пробирался к переднему краю, выходил на боевые операции в море, летал на бомбежку вражеских объектов с особым "оружием" — кинокамерой. Это благодаря им, кинооператорам, мы имеем сейчас возможность смотреть бесценные, неповторимые кадры военной кинохроники.
В этом списке есть и фамилия фронтового кинооператора И.А. Запорожского. Вот уже сорок пять лет не расстается он с камерой, запечатлевая на пленке страницы летописи нашей эпохи. И все эти годы его работа самым непосредственным образом связана с Черноморским флотом.
Всесоюзный государственный институт кинематографии Иван Запорожский окончил летом 1941 года, за несколько дней до начала войны. Вскоре вместе в другими операторами был мобилизован, а ещё через некоторое время зачислен курсантом пехотного училища.
Однако, в начале 1942 года все пятеро кинооператоров были отозваны и отправлены на различные участки фронта снимать военную кинохронику. Ивану Запорожскому предстояло лететь в Керчь. Но пока оформлялись документы, пришла горькая весть: Керченский полуостров оставлен нашими войсками. Следующим объектом, куда через месяц он должен был отправиться, был Севастополь. Но и там вскоре тучи сгустились настолько, что добраться туда было невозможно. И вот уже новое сообщение — "последний матрос Севастополь покинул..." В июле 1942 Запорожский прибыл, наконец, на Кавказ, в распоряжение командования Черноморского флота.
Там и начались его фронтовые будни. Ходил на кораблях и катерах на выполнение боевых заданий. Высаживался вместе с десантом на малоземельском пятачке снимал защитников Мысхако, моряков, прорывавшихся к ним на помощь, летчиков, громивших захватчиков с неба.
В марте 1943 года Иван Запорожский получил необычное задание — вылететь в распоряжение крымских партизан, чтобы заснять их жизнь, быт, выход на боевые операции. И уже через несколько недель вся страна увидела на экранах документальные кадры, сделанные далеко за линией фронта, в глубоком тылу противника.
Спустя немногим более полугода он вновь отправился тем же воздушным маршрутом к партизанам. Обратно уже не вернулся: в апреле 1944 года отряды народных мстителей вышли из лесов и, действуя смело и решительно, помогли передовым частям советских войск изгнать захватчиков из областного центра — Симферополя. В боевых порядках партизан бессменно находился со своей кинокамерой и старший лейтенант Запорожский.
Теперь впереди лежал Севастополь. Многие эпизоды боев за Черноморскую твердыню запечатлел на пленку кинооператор, завершив их съемкой победоносного салюта в честь освобождения города. Суровым обвинением фашистским вандалам стали кинокадры разрушенных ими жилых кварталов, общественных зданий. Города по существу не было. И не было в послевоенный период большей радости для кинооператора, чем снимать возрождающийся Севастополь. В документальных фильмах, журналах кинохроники они легли рядом — картины варварских разрушений и поднятые самоотверженным трудом людей белокаменные дома, протянувшиеся вдоль широких проспектов и улиц.
После изгнания гитлеровских захватчиков из Крыма И. Запорожский участвовал в освобождении Болгарии, затем в тысячекилометровом походе Дунайской флотилии и закончил боевой путь в австрийском городе Линц. В том же победном сорок пятом он снимал полководца И.С. Конева. Теперь эти кадры войдут в документальный фильм о прославленном маршале[2], к созданию которого приглашен и Запорожский.
Все послевоенные годы Иван Андреевич возглавляет операторский пост Центральной студии документальных фильмов по Крымской области и Черноморскому флоту. Многие события из жизни флота — учения, призовые стрельбы, вручение наград, выпуски военно-морских училищ, визиты партийных и государственных деятелей, встречи ветеранов, годовщины и праздники, события культурной жизни сохранились для истории благодаря оператору-хроникеру.
Специфика его работы такова, что у него нет фильмов, снятых от начала до конца самостоятельно. Но отдельные яркие эпизоды, сюжеты кинокадры Ивана Запорожского вошли в такие неповторимые документальные ленты, как «Битва за нашу Советскую Украину» [3], «Битва за Крым», «Черноморцы»[4], «Повесть о наших детях»[5], «На австрийской земле»[6], «Великая Отечественная»[7], в десятки и сотни выпусков киножурналов, в том числе таких, как "Советский воин", "Советский патриот".
На днях в Севастопольском Доме офицеров состоялся просмотр киноматериалов, снятых Иваном Андреевичем в послевоенные годы на Черноморском флоте. Одним из наиболее ярких был сюжет о встрече спустя сорок лет бывших членов экипажа сторожевого корабля СК-065, совершившего героический подвиг в августе 1943 года (по другим данным — в марте; — прим. ред. #МузейЦСДФ)[8] в поединке с 30 фашистскими самолетами. Зрители горячо благодарили фронтового кинооператора за его неутомимый труд по созданию боевой кинолетописи флота и летописи его послевоенных будней.
Сорок пять лет не расстается с кинокамерой Иван Андреевич Запорожский. Его боевая киновахта на Краснознаменном Черноморском флоте и в Крымской области продолжается.[9]
1987 год.
______________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Документальный фильм «Неизвестный солдат» (1979; фильм 20-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война"); полнометражный; художественный руководитель, режиссер и автор сценария: Роман Кармен; кинохроника: фронтовые кинооператоры ЦСДФ). В конце фильма идет перечисление фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны, съемки которых вошли в киноэпопею. "Всеми дорогами Великов Отечественной, все её 1418 дней и ночей вместе с солдатами шли советские фронтовые кинооператоры. В огне боёв они сняли почти 4 миллиона метров плёнки и если бы её не было — не было бы и этих фильмов. Многие кадры оплачены кровью кинооператоров. Их было 252..." (цитируется с экрана).
2) Документальный фильм «Повесть о маршале Коневе» (1988; ЦСДФ; режиссер: Данилов Л.; авторы сценария: Баскаков В., Цветков К.; оператор (современные съемки): Воронцов С.). Вошли съемки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны, снимавших на Северо-Западном, Западном, Калининском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В фильм вошли кадры, снятые И.А. Запорожским 07 ноября 1945 года в Вене (Австрия) — официальный прием главнокомандующего Центральной группы войск на территории Австрии и Верховного комиссара по Австрии, дважды Героя Советского Союза (1944, 1945), Маршала Советского Союза (1944) Ивана Степановича Конева в честь 28 годовщины со дня Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября в Доме офицеров Советской армии, расположенном в бывшем Императорском дворце Франца Иосифа (ныне Императорский дворец Шёнбрунн).
3) Документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину» (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие)
4) Документальный фильм «Черноморцы» (1942; Центральная студия кинохроники; полнометражный; режиссер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Короткевич, А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка, И. Запарожский (не указан в титрах); диктор: Ю. Левитан; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Котов; асс. режиссера А. Евсиков; директор картины Н. Тарасов).
5) Документальный фильм «Повесть о наших детях» (1945; режиссер: А. Ованесова; оператор в соавторстве).
6) Документальный фильм «На австрийской земле» (1946; полнометражный; авторы сценария: Е. Габрилович, Б. Небылицкий; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: М. Пойченко, И. Запорожский, И. Сокольников, Д. Каспий).
7) Документальный фильм «Великая Отечественная» (1965; (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов).
8) Сивенко Павел Павлович (10 апреля 1919 года, Тбилиси, ГССР — 11 марта 2015 года, Севастополь, Крым) — советский моряк, Капитан 1-го ранга, участник Великой Отечественной войны, командир СК № 065 (Береговая база 5 ДМО ОВР Туапсинской ВМБ (б. береговая база 5 ДСКА ТВМБ) Черноморского флота).
Сивенко П.А.: "В феврале 1943-го года в результате десантной операции был образован плацдарм южнее Новороссийска, вошедший в историю Великой Отечественной войны под названием «Малая Земля». Наш катер начал сопровождать транспорты из Туапсе на плацдарм. Туда шли корабли с вооружением и боеприпасами, назад они везли раненых. 25 марта 1943-го года нам поручили сопровождать в район Малой Земли транспорт «Ахиллеон», нагруженный боеприпасами для десантников, которые к тому времени не имели ни одного зенитного снаряда. Когда мы подходили к Геленджику, то нас атаковали вражеские торпедные катера, но мы скрылись за дымзавесой и вошли в порт. Здесь я понял, что надо ждать налета вражеской авиации, и приказал команде подготовиться к отражению воздушной атаки. Дело в том, что немецкие самолеты вглубь Черного моря не летали, им надо было захватить побережье, поэтому они курсировали вдоль берега, и особенно любили внезапно атаковать Батуми, где стояли боевые корабли нашего Черноморского флота.
И точно все предположил – на нас налетели вражеские бомбардировщики и пикировщики. Только одного я не смог представить заранее – что на нас налетит более 50 самолетов противника. Атаковали они группами, которые налетали и улетали, но всего мы насчитали именно столько врагов в воздухе. На наш катер сбросили свыше ста бомб, большинство из которых разорвались вблизи от катера. Пришлось много маневрировать и стрелять, так что мы еле дождались того момента, пока прилетела наши истребители.< >
В итоге, несмотря ни на что, мы доставили транспорт «Ахиллеон» на плацдарм, после чего, отказавшись от помощи, самостоятельно вернулись в Геленджик. Механики насчитали в обшивке катера свыше 1600 пулевых и осколочных пробоин. Так закончился для нас восьмичасовой бой 25 марта 1943-го года..."
9) 3АПОРОЖСКИЙ Иван Андреевич (04 (17) мая 1917, село Битица (ныне Сумской р-он, Харьковская обл.; Украина) — 09 января 1993, Ялта, Крым). Заслуженный работник культуры РСФСР (1979). Член СК СССР. Беспартийный. В 1941 году окончил операторский факультет ВГИКа. С 1942 — оператор Центральной студии кинохроники. Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В 1946 — 1988 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). С июня 1946 — собственный корреспондент ЦСДФ в Крыму и на Черноморском флоте. Иван Андреевич Запорожский похоронен на «Ялтинском кладбище» (находится рядом со старой дорогой ведущей к Бахчисараю).