Всеми дорогами Великов Отечественной, все её 1418 дней и ночей вместе с солдатами шли советские фронтовые кинооператоры. В огне боёв они сняли почти 4 миллиона метров плёнки и если бы её не было — не было бы и этих фильмов. Многие кадры оплачены кровью кинооператоров. Их было 252... финальные титры фильма "Неизвестный солдат" (1979) — фильм 20-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война").
9 мая 2016 года впервые в Москве родственники фронтовых кинооператоров и активисты прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров.
Куратор Московского клуба документального кино Мила Космочевская: "... к 70-летию Великой Победы устроили в фойе Белого зала Дома кино выставку «Их было 258 фронтовых кинооператоров», которая проходила более месяца и получила отличные отзывы, так как мы показали не только кадры съемок, но и портреты фронтовых кинооператоров времен Великой Отечественной войны."
Московский клуб документального кино им. Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши совместно с Гильдией кинооператоров СК РФ и Московским отделением СК РФ почтили память фронтовых операторов, пронеся их портреты 9 мая по Красной площади в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк».
Куратор Московского клуба документального кино Мила Космочевская (на фото слева): «Наш клуб носит имя фронтового кинооператора Владислава Микоши, а Джемма Сергеевна долгое время была председателем клуба. Поэтому тема фронтовых кинооператоров была и остается «больной» все эти годы. Мы долго добивались того, чтобы установили памятник фронтовым кинооператорам, и в 2016 году, наконец, это должно произойти. Мы, так или иначе, на протяжении всех лет существования клуба устраивали вечера памяти, связанные с деятельностью фронтовых кинооператоров и их подвигом...»
Джемма Сергеевна Фирсова (Микоша) (1935 – 2012) — актриса, режиссёр документального кино и общественный деятель. Родилась в семье военного. С детства увлекалась историей. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1966, мастерская А. Довженко, М. Ромма). Лауреат Государственной премии СССР (1973) — за фильм «Зима и весна сорок пятого». Лауреат Ленинской премии СССР (1980) за документальную киноэпопею «Великая Отечественная» («Неизвестная война»); «Битва за Кавказ» (9-й фильм киноэпопеи "Великая Отечественная").
Джемма Фирсова: "Война и кино для меня тесно взаимосвязаны. В сорок шестом году в Калининград приехал Георгий Александров – снимать “Встречу на Эльбе”, и мой отец был назначен военным консультантом фильма. Это была моя первая встреча не с экранным кино, а с тем, которое делается у тебя на глазах. Через год состоялась вторая встреча: опять приехали “мосфильмовцы”, на этот раз М.И. Ромм со съемочной группой фильма “Секретная миссия”, и мой отец снова был назначен консультантом. Михаил Ильич часто бывал у нас дома, и, помню, меня потрясла одна фраза, произнесенная им в беседе с папой:“Режиссура – это не профессия, это образ жизни”. И я вдруг поняла, что это – как раз для меня..."
Микоша Владислав Владиславович (1909 – 2004) — кинооператор-документалист, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, кинорежиссёр. Капитан третьего ранга. Награждён орденами и медалямим.
«Черноморцы», «Героический Севастополь», «Битва за Севастополь», «День войны», «69 параллель», «Кавказ», «Освобождение Варшавы», «От Вислы до Одера», «Данциг наш», «Кенигсберг», «Разгром Японии», «Парад Победы» — это только военные фильмы 1941–1945 годов, в которые вошли кадры, снятые четырежды лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом СССР Владиславом Микошей.
Владислав Микоша: "Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была
«корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»..."
В годы Великой Отечественной войны кинохроника как самый оперативный вид киноискусства приобрела решающее значение. Съёмки боевых действий начались буквально в первые дни войны. Вскоре была налажена стройная организация фронтовой кинохроники.
При всех фронтах находились киногруппы, которые вели свою работу под руководством военного командования. Материал, заснятый фронтовыми операторами, пересылался в Москву, где Центральная студия кинохроники (с 1944 года - ЦСДФ) даже в самые тяжёлые дни немецко-фашистского наступления не прекращала своей работы. С 1940 года киностудия располагалась в Лиховом переулке (дом 6) — это был боевой штаб кинохроники. Сюда ежедневно прибывали со всех фронтов коробки отснятой плёнки.
В Москве монтировались отдельные выпуски хроники и полнометражные документальные картины. Это была огромная и по своему размаху и по своему значению работа.
Роман Кармен: "В дни боев под Москвой наша студия кинохроники оказалась в Лиховом переулке, в помещении эвакуированной студии имени Горького. До этого мы ютились в дряхлом, тесном домике в Брянском переулке. Правда, мы — кинохроникеры — по сей день поминаем добрым словом милую «Брянку», в стенах которой создано было много прекрасных фильмов, там прошла наша молодость, там, собственно говоря, рождалось, утверждалось искусство современного документального кино.
Здесь, в Лиховом, был командный пункт съемок, производимых в боях под Москвой, а впоследствии студия в Лиховом стала штабом всей фронтовой кинохроники. Сюда приезжали операторы со всех фронтов — привозили снятый материал. Когда немцы оказались на подступах к Москве, мы жили здесь на казарменном положении. Отсюда выезжали на съемки, до переднего края было рукой подать.
Встречи с приезжими товарищами в подвале Лихова переулка были мимолетны, но памятны. Здесь узнавали — тот погиб, этого веселого балагура никогда больше не увидим, сложил голову на Южном фронте, иные не вернулись из окружения.
В большой комнате, где сейчас аналитическая лаборатория, мы жили. Стояла там и моя койка. Кое-что я принес сюда из моей нетопленной квартиры на Полянке: какой-то коврик, несколько фотографий сынишки, жены. Рядом стояли койки Романа Григорьева, который тогда руководил фронтовой кинохроникой, звукооператора Халушакова, моего друга, с которым мы вдоволь пошатались по разным широтам.
Обычно фронтовые операторы задерживались на студии не более суток. Сдать пленку в проявку, провести ночь в этом уюте, созданном в студийном подвале, встретиться с товарищами. Всегда находилась чарка водки, а то и спирт, который научились пить, не разбавляя, а иногда наспех перекусывали в столовой, что была здесь же, и опять уезжали.[…]
Прошли годы. Над входной дверью студии в Лиховом переулке висит доска: «Центральная ордена Красного Знамени студия документальных фильмов». Мы, хроникеры, гордимся этим боевым орденом." (из книги "Но Пасаран!" (Мемуары); изд.: М.; Советская Россия, 1972)
Куратор Московского клуба документального кино Мила Космочевская: "Для нас было естественно примкнуть с портретами фронтовых кинооператоров к «Бессмертному полку». Эта идея родилась, что называется, сообща; даже удивительно, как многие из наших клубных активистов солидарно мыслят!
Мы стали разыскивать контакты через Гильдию операторов, которая также активно участвовала в этой инициативе, ветеранскую группу СК, через Интернет; во многом помог Виктор Доброницкий. Всего мы нашли более двадцати родственников. Не все могли пойти; многие, в связи с состоянием здоровья, отказались, хотя горячо поддержали наше начинание...".
За время войны было выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 «Фронтовых киновыпуска», 67 тематических короткометражных и 34 полнометражных документальных фильмов. Три с половиной миллиона метров отснятой плёнки составляют в настоящее время кинолетопись Великой Отечественной войны, имеющую исключительную историческую ценность.
Отдавая должное деятельности кинодокументалистов, их поистине героическому труду, мы всё же должны сказать, что в их работе не все стороны военной действительности получили достаточно полное и глубокое отражение. Много внимания и сил они уделяли боевым действиям Советской Армии и партизан. Исторические сражения, важные военные операции запечатлены ими, как правило, разносторонне. Хорошо передан был патриотический подвиг защитников Родины. Армия как грозная и могучая сила в целом была показана ими убедительно, правдиво и впечатляюще.
На фото Игорь Семёнович Шейнин с портретом отца.
Семён Альтерович Шейнин (1908 – 1994) — в 1942 – 45 фронтовой оператор, его съёмки вошли в фильмы: "Освобождение Украины" (1944); "Берлин" (1945); "Освобождённая Чехословакия" (1946); киноэпопея "Великая Отечественная" (1979). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Источник: www.mikosha.club
Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши «Окно в Россию. Связь времён» направил письмо генеральному директору Музея Москвы А.Н.Сапрыкиной с предложением о создании мемориала памяти погибших кинооператоров, ушедших на фронты Великой Отечественной войны из московской студии ЦСДФ.
Напоминаем, что в результате расформирования ЦСДФ (Центральной студии документальных фильмов) остаётся бесхозной мраморная доска с именами погибших фронтовых кинооператоров — сотрудников студии.
Фронтовые кинооператоры, кинохроникёры - героические люди, выполнявшие свой профессиональный долг - оставили нам в наследие бесценные кадры кинохроники. Кинохроника, которая в наш информационный век является прямым доказательством.
Незамедлительный ответ Музея Москвы оставляет надеяться на, всё-таки, положительный исход нашего дела. Невосполнимой утратой будет потеря такого артефакта.
На сайте #МузейЦСДФ представлены фотографии из семейного архива Алексея Трояновского — «Марк Трояновский...С ВЕКОМ НАРАВНЕ».
29 ноября 2016 года — 110 лет со дня рождения фронтового кинооператора, режиссёра-документалиста, педагога Романа Кармена.
Роман Лазаревич КАРМЕН — кинодокументалист, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии.
Художественный руководитель, продюсер и автор сценария (совместно с И. Ицковым и К. Славиным) киноэпопеи «Великая Отечественная», созданной при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. Режиссёр 1-й и 20-й сирий ( «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат») . В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война". Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл" (1979 год).
Лев РОШАЛЬ (о Кармене): "Он шел от жизненного материала. И еще — от творческой интуиции, от того, что в искусстве во все времена называлось вдохновением.
Но у карменовского вдохновения был, как и у всякого художника, свой стимулятор: необыкновенное чутье на то, что надо именно сегодня. Почувствовав насущную потребность данного исторического отрезка раньше многих других, он быстрее других уходил со старта и раньше других оказывался на финише..."
На фото (слева направо): Игорь Шейнин, сын Семена Шейнина, Виктор Доброницкий, сын фронтового оператора Виктора Васильевича Доброницкого; Алексей Трояновский, сын Марка Трояновского.
Кинооператор Виктор Доброницкий нес уникальный снимок отца и тети, сделанный в Чехословакии под Прагой, где пересеклись фронтовые дороги оператора и его сестры, военврача Софьи Доброницкой.
Виктор ДОБРОНИЦКИЙ — в 1935 году окончил операторский факультет ВГИКа. Киноопертор Московской студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ). Фронтовой кинооператор. Снимал боевые действия на реке Халхин-Гол (1939), во время советско-финляндской войны (1939 — 1940) и на фронтах Великой Отечественной войны.
Виктор ДОБРОНИЦКИЙ — В 1972 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова).
С 1961 ассистент оператора, с 1972 оператор ЦСДФ / РЦСДФ. Снял более 200 документальных и игровых фильмов и программ. Мастер-руководитель операторского факультета ВГИКа.
Вице—президент гильдии кинооператоров России. Академик Общероссийской академии кинематографических искусств «Ника».
На фото Федор Михайловский — правнук фронтовых кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Захаровой перед маршем Бессмертного полка. 09 мая 2016. Москва. Фото Павла Михайловского.
На фото Леонид Гершкович, внук Михаила Посельского.
Съемки Михаила Посельского вошли в фильмы: «Сталинград», «Орловская битва» (оба — 1943), «Бобуйский котёл», «Освобождение советской Белоруссии», «Хелм-Люблин» (все — 1944), «Берлин», «Разгром Японии» и «Парад Победы» (все — 1945). С 1945 по 1949 — оператор ЦСДФ. В 1949 — 1964 — оператор, затем режиссёр Рижской киностудии. С 1964 — 1984 оператор, режиссёр на ЦТ Гостелерадио СССР. С 1984 — 1987 режиссёр "Совэкспортфильма".
На фото кинорежиссёр, продюсер Евгения Головня с портретом своего отца — Виктора (Альберта) Карловича Рихтера, морской офицер, участник Великой Отечественной войны. Воевал с 17 лет. Имел награды: за оборону Одессы, оборону Севастополя, оборону Кавказа и множество других, был дважды ранен.
Соколов Борис Александрович является единственым из ныне живущих фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.
Отснятые капитаном Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы периода Великой Отечественной войны, в частности, «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие. Соколов был одним из тех, кто участвовал в съемках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
22 июня награда «Солдат Истории» (статуэтка солдата) была вручена Борису Александровичу Соколову. Церемония вручения первой общественной награды РВИО «Солдат Истории» состоялась в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Эта награда вручалась за вклад в изучение, сохранение и популяризацию истории России.
Николай БЫКОВ (1909 — 1945) — фронтовой кинооператор.
Фронтовой оператор М.А. Арабов: "Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд, и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съемок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов. Владимир Сущинский и Николай Быков пали смертью героя в боях за Бреслау. Оба они были похоронены с воинскими почестями на польской земле..."
Школьников С.С. В объективе - война. — М.: Воениздат, 1979.
Илья Семёнович ГУТМАН — режиссёр и оператор документального кино (более сотни операторских и около 40 режиссерских работ). В годы Великой Отечественной войны — фронтовой оператор. Режиссёр фильмов «Битва за Москву» и «Освобождение Польши» киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война» (The Unknown War))
В одном строю бок о бок оказались и дети, и праправнуки фронтовиков, погибших и пропавших без вести; летчики и пехотинцы, кинохроникеры и танкисты ‒ у памяти нет границ. Важными были слова благодарности от прохожих в адрес колонны операторов. «Спасибо фронтовым операторам за бесценные кадры войны!» — такова главная оценка труда 258 фронтовиков, вооруженных кинокамерами. Как гимн, звучали слова из песни «Баллада о фронтовом операторе»: «Снимал он трудный быт войны и смерть, и жизнь одновременно, снимал он танки у дорог, горелый лес, оживший в мае, но догадаться сам не мог, что он историю снимает...».
На фото семья Михайловских — внуки и правнуки фронтовых кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Захаровой.
Прошли сегодня с семьей в "Бессмертном полку" в отряде "Фронтовых кинооператоров". Мой прадедушка Евгений Андриканис (призер Каннского фестиваля) снимал "Небо Москвы", был фронтовым оператором Воронежского фронта, а затем кинооператором, прикомандированном к эскадрилье Нормандия Неман - французским летчикам, воевавшим в составе красной армии, а также снимал "Дни и ночи".
Моя прабабушка Галина Захарова служила в блокадном Ленинграде фронтовым кинооператорам и большая часть ленинградской хроники, которую мы видели - ее работа.
Другой прадедушка Николай Михайловский - фронтовой корреспондент "Правды", побывал на трех флотах (Черноморский, Балтийский и Северный), чуть не погиб в Таллинне при крушении судна "Вирония", написал кучу замечательных книжек про отечественных моряков и широко известен в литературных кругах.
Мой дедушка Владимир Пугин - младший лейтенант 142 мотострелковой дивизии, минометчик, награжден орденами Красной Звезды (она, прямо как в кино, спасла его от пули, и один ее луч искривился) и Отечественной войны, а также медалями "За отвагу" и "За оборону Ленинграда".
Эти люди прошли через всю войну, достойно выполняя свой долг перед Родиной, а после состоялись как профессионалы высочайшего класса каждый в своем деле, вырастили моих бабушек и дедушек, моих родителей. Сегодня я чувствую, что они стоят за моей спиной как никогда прежде. Спасибо им за все, что они сделали.
На этом фото моему деду Николаю Михайловскому 30 лет. Сейчас он погрузится на штабной корабль Вирония, а через несколько часов немецкие бомбардировщики разбомбят и Виронию, и ещё несколько десятков кораблей во время Таллинского перехода - попытке спасти остатки Балтийского флота. За двое суток погибли не менее 50000 человек, что для морских сражений считается немыслимыми потерями. Мой дед чудом остался жив, прошёл всю войну в качестве военного корреспондента газеты "Правда", работал на трех флотах - Балтийском, Черноморском и Северном, затем, уже после войны, написал несколько книг о героизме наших моряков и подводников, очень любил этот праздник — 9 мая — ещё и потому, что это был день его рождения. Сегодня ему бы исполнилось 105 лет.
С праздником! С Днём Победы!
В акции принял участие и секретарь СК РФ Михаил Калинин (на фото), благодаря его поддержке «шествие фронтовых операторов» стало возможным. Он пронес фотографию деда, фронтовика Михаила Георгиевича Калинина.