Пётр НОВИЦКИЙ

оператор, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Пётр Карлович НОВИЦКИЙ

Дата рождения:
26 апреля 1885
Украина, Российская империя

Дата смерти:
07 сентября 1942 (57 лет)
СССР

Профессии:
оператор, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Новицкий Петр Карлович родился 26 апреля 1885 года в Москве в семье служащего.

Образование получил в киевском реальном училище и в художественном училище, которое окончил в 1909 году. Фотографией начал заниматься будучи студентом. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер». 

Ученик фотографа Н.А. ПетроваПервая фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910 № 3), посвящена учителю.
По окончании училища работал фоторепортёром в газете «Киевская мысль».

В 1910 году переехал в Москву.
С 1910 г. — оператор Московского отделения фирмы "Гомон". 

В 1912 г. снимал события Балканской войны. Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии, Сербии, Турции. Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, в 1914 году был приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны

В 1914 — 1918 гг. работал военным кинооператором в Скобелевском комитете. До начала Февральской революции работал на передовой в составе 96-го Омского полка, им были засняты взятие русскими войсками Перемышля, бои на Гнилой Липе, у Белявы и другие события Первой мировой войны. В периоды затишья военных действий обращался к художественной фотографии, производил съёмки на прифронтовой полосе. Трижды был ранен.

Демонстрация первых революционных пожарных. Москва. 14 марта 1917. Фото: П. Новицкого («Общественное достояние»).

В 1917 г. снимал сюжеты для киножурнала "Свободная Россия". Снимал события Февральской революции в Москве. В дни Октябрьской революции вёл съёмки на улицах Петрограда в составе киногруппы под руководством сотрудника Скобелевского комитета журналиста Михаила Кольцова.
В 1918 — 1922 гг. — в Московском кинокомитете Наркомпроса и ВФКО.
В 1918 — 1919 гг. снял ряд сюжетов для киножурнала «Кинонеделя» и «Киноправда».
Съемки событий Февральской революции и событий Октябрьской революции в Петрограде вошли в фильм «Октябрьский переворот» (1917). Снял также документальные фильмы «Украинское движение» (1917), «Роспуск Учредительного собрания» (1918), материалы для кинопериодикии др.

В апреле 1918 снял первый советский документальный фильм «Разоружение анархистов».

В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова в автомашине после окончания парада частей Красной Армии в Москве на Ходынском поле. 1 мая 1918 года («Общественное достояние»).

В 1918 году снял празднование 1 мая на Ходынском поле — военный парад и другие эпизоды праздника. Кинокадры его хроники, запечатлевшие В. И. Ленина с женой и сестрой в автомобиле, впоследствии многократно воспроизводились в виде отдельных фотографий.

В годы Гражданской войны работал на фронтах, принимал участие в рейсах агитпоездов (в 1918 г. в военном отделе издательства ВЦИК было решено вместо отправки агитационной литературы на фронт и в прифронтовые районы в обычных поездах организовать особые, специально оборудованные агитпоезда. В 1919 году Президиум ВЦИК рассмотрел два положения: об организации литературно-инструкторских поездов ВЦИК и об инструкторах на агитпоездах. . В 1919-21 в стране действовало 5 таких поездов, условно именовались «ВЦИК на колесах». Вслед за агитпоездом имени Ленина были организованы агитпоезда "Октябрьская революция", "Красный казак", "Красный Восток", "Советский Кавказ", агитационно-инструкторский пароход "Красная звезда" и др. На Аагитпоездах имелись книжные склады, киноустановки, типографии и магазины. В работе агитпоездов активно участвовали видные деятели коммунистической партии и Советского государства: М. И. Калинин, Н.. Крупская, В. М. Молотов, среди агитаторов и инструкторов были представители ЦК партии и многих центральных правительственных учреждений и общественных организаций; — прим. ред.). В 1920 году совместно с Дзигой Вертовым и другими кинематографистами сопровождал председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина на агитпоезде "Октябрьская революция".  

Съёмки П. Новицкого вошли в фильмы «История Гражданской войны» (1921), «Великий путь» (1927). 

В 1922 — 1931 гг. работал на Московских кинофабриках "Госкино", "Совкино", "Союзкинохроники". 

Ледокол «Челюскин». 1933. Фото: П. Новицкого («Общественное достояние»)

Участник всех полярных экспедиций, проведенных под руководством О.Ю. Шмидта. Снимал работу первых советских полярных экспедиций: «Курс — норд» (1930; совместно с Н.В. Пинегиным), «К белому пятну Арктики» (1931; совместно с Н.Н. Кармазинским). 

П.К. Новицкий обучает фотографии М.И. Ульянову. Советское Фото, № 1 за 1976 год  («Общественное достояние»).Новицкий фотографировал Сталина и представителей семьи Ульяновых,  журнал «Советское фото» называл его мастером и ставил в один ряд с такими талантливыми фоторепортерами, как Борис Игнатович и Петр Оцуп

В 1925 году в составе группы кинодокументалистов «Пролеткино» совершил экспедицию в Сибирь, проделав путь по «Дороге декабристов». Вёл путевые дневники, публиковал их в киножурналах. Выступал в печати также с научно-популярными очерками, статьями, посвящёнными техническому и творческому аспектам фотографии. Консультировал коллег, обучал молодых фотожурналистов искусству фоторепортажа. Обучил съёмке сестру В. И. Ленина М. И. Ульянову, ею были сделаны снимки, запечатлевшие последние годы жизни В.И. Ленина в Горках.

Пролетарское фото. 1933. № 1. с. 5

В 1932 году в качестве фоторепортёра принял участие в экспедиции, ставшей началом освоения Северного морского пути, — задокументировал двухмесячный рейс ледокола «Александр Сибиряков» из Архангельска во Владивосток через Северный Ледовитый океан. Фотохроника Новицкого запечатлела работы экспедиции, будни экипажа, картины природы Арктики. В 1934 году в составе той же экспедиционной группы участвовал в походе парохода «Челюскин» — им были сделаны исторические кадры крушения ледокола, жизни полярников на льдине и спасения экипажа. В экстремальных условиях Новицкий вёл фотохронику и дневниковые записи, наравне с полярниками выходил на авралы, делил все тяготы похода.
На обратном пути экспедиции Новицкий сделал серии фотоочерков, посвящённых этнографии, людям и животному миру Севера. В посёлке Уэлен им было заснято празднование 1 мая «во всех его своеобразных оттенках», серия снимков посвящена быту и прикладному искусству Чукотки, лирический фотоочерк «Собачья душа» отразил жизнь полярной собаки — со щенячьего возраста до последних дней. Серия фотографий посвящена самолёту-амфибии «Ш-2», использовавшемуся в экспедиции.

Пролетарское фото. 1933. № 1. с. 26

В экспедициях 1932 и 1934 годов Новицкий отснял свыше 20 000 плёночных негативов. Исследователь Арктики О.Ю. Шмидт отмечал научную ценность фотографий Новицкого, демонстрировал его снимки на лекциях в виде диапозитивов. 

За участие в походе на «Сибирякове» награжден орденом Трудового Красного Знамени (1932).
В 1934 году был выпущен специальный номер журнала «СССР на стройке», иллюстрированный его арктическими работами. Фотографии Новицкого и его очерк о походе были опубликованы в издании «Поход „Челюскина“» (1934).

Кинооператоры Николай Вихирев, Петр Новицкий и Владислав Микоша на Камчатке после челюскинской эпопеи. 1934 год.

Фото из архива Д. Фирсовой-Микоши 
(опубликовано на сайте "История России в фотографиях").

Работы Новицкого арктической серии выставлялись на международных фотовыставках в Париже, Лондоне, Вене. В 1939 году его фотокомпозиция «Ночь в Арктике» получила Большую серебряную медаль фотосалона в Антверпене.

СЕМЬЯ

Сын — Новицкий Вадим Петрович (род. 20 декабря 1941 года),  в 1960 — 1963, 1968 — 1972 — асс. опера­тора, оператор ЦСДФ; в 1967 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова); в 1972 — 1976 — оператор к/ст «Таджикфильм», с 1977 в ТО «Экран» (ТВ), с 1982 — оператор отдела хроники ЦТ.

ВОЕННАЯ ХРОНИКА (1913-1916) / Учетный №РГАКФД 11623

Операторы: А.Д. Дигмелов, П.К. Новицкий, Эрколь

  • Взлетает германский аэроплан. Бегут в атаку германские солдаты. Взрывы снарядов на поле, в окопе сидят германские солдаты.
  • Россия, г. Москва. - "Царь-колокол", колокольня Ивана Великого и звонница в Кремле.
  • Панорама города (снято с аэроплана), аэроплан в воздухе делает "мертвую петлю".
  • Россия, г. Тифлис, 1913 г. (Съёмки А.Д. Дигмелова. Производство фирмы "Пате")
  • По площади строем проходят с винтовками солдаты 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка.
  • Россия, [1913 г.] - Занятия солдат на плацу перед казармами по штыковому бою.
  • Летит аэроплан.
  • Россия. Русские моряки стреляют из кормового орудия. Русские военные корабли в море.
  • Россия, [1913 г.]. Около зданий казарм на поле залпом стреляют из винтовок шеренги [юнкеров].
  • Россия, [1916 г.] Цех завода, офицер стоит около сложенных снарядов.
  • Франция, [1916 г.] Изготовление крупнокалиберных снарядов и орудий. Стреляные снарядные гильзы складированы на поле. Французские солдаты в окопах.
  • [1915-1916 гг.] Русские солдаты плывут по морю в катерах.
  • [Турция, 1915-1916 г.] Пароход в море, на дальнем плане город.
  • Русский военный корабль.
  • Тренируются в лагере английские пехотинцы.
  • Россия, [1914-1916 гг.] По дороге скачут русские кавалеристы с пиками.
  • [1914-1916 гг.] Перископ подводной лодки в море.
  • [Французские солдаты] в поле.
  • Россия, [1914-1916 гг.] Русский аэроплан на аэродроме.
  • Франция, [1916 г.] Стреляют французские орудия. По дороге едет французская артиллерия.
  • Россия, [1915 г.] Два [члена Государственной Думы] перед зданием.
  • Франция, [1916 г.] Цех военного завода.
  • [1916г.] Русский аэростат в воздухе.
  • Франция, [1916 г.] По дороге едет французская крупнокалиберная артиллерия.
  • Россия, [г.Тифлис] Улица города.
  • [Греция, г.Салоники, 1915-1916 гг.] Пароходы в порту.
  • [1914-1916гг.] Поле битвы.
  • Россия, г.Москва. "Царь-колокол", колокольня Ивана Великого и звонница в Кремле.
  • У берега реки стоит плот с буксиром.
  • Россия, [1916 г.] Рабочие в респираторах работают в цехе.
  • Россия, Царское Село, 6 июня 1914 г. На перроне железнодорожного вокзала в почетном карауле стоят солдаты Кирасирского полка, проходят саксонский король Фридрих-Альберт III в сопровождении Николая II (в кирасирской форме) и русских офицеров.
  • Идёт [марокканская] кавалерия на верблюдах.
  • Россия. Здание завода.
  • [1916 г.] Солдаты в воронке от снаряда.
  • Нос корабля на стапеле.
  • Россия, [1914 г.] Гидросамолёт в воздухе.
  • Франция, [1914-1916 гг.] Стоят генерал Ж. Жоффр и офицеры.
  • Мужчина в банке открывает огромную дверь сейфа.
  • Военный корабль в море.
  • [1916 г.] Стреляют из орудия русские артиллеристы.
  • Россия, [г.Петербург, 1914 г. Производство фирмы А.А. Ханжонкова] Строительство линкора на [Балтийском судостроительном заводе]. Русский офицер около орудийной башни.
  • Франция, [1916 г.] В окопах сидят французские солдаты.
  • [Турция, 1915-1916 гг.] Бухта, у бортов парусников взрываются [русские] снаряды. Стреляют русские корабли.
  • Россия, [1916г. Съёмки П.К. Новицкого. Производство Скобелевского комитета] Стоят генерал Д.Г. Щербачёв, русские офицеры и мужчины в штатском.
  •  Италия, г.Рим, [1913 г.] (Производство фирмы "Пате") Со знамёнами стоят итальянские офицеры и солдаты. Раздача знаков родным солдат, погибших во время войны в Триполисе (Ливии): на площади стоят офицеры, генерал вручает знаки, на стуле сидит женщина и плачет, рядом стоит мужчина.
  • [1914-1916 гг.] Король Великобритании Георг V с офицерами верхом объезжает стоящих в поле английских солдат.
  • Франция, [1914-1916 гг.] Лётчик и стрелок в кабине аэроплана, на котором надпись "Mauritius III".
  • Россия, г.Барановичи, [1915 гг. Съёмки Эрколя. Производство Скобелевского комитета] Бельгийские офицеры входят в одно из зданий Ставки Верховного Главнокомандующего.
  • Россия, [1916г.] Через лес идут пленные австро-венгерские солдаты.
  • Франция, [1916г.] - Пленные германские солдаты идут через окоп французских солдат.
  • Панорама города.
  • Россия, [1915г.] По дороге едет бронеавтомобиль.
  • Аэростат в воздухе.

ФИЛЬМОГРАФИЯ, КИНОЛЕТОПИСЬ, КИНОПЕРИОДИКА

Арктика. Операторы на пароходе «Смоленск». На фото (слева направо): Владислав Микоша, Аркадий Шафран, Николай Вихирев, летчик Сигизмунд Леваневский, оператор Петр Новицкий  1934 год. Фото из частного архива.

1911 — Живописная Москва (совм. с А. Винклером)
1911 — Муром (Город Муром; Муром зимой) 
1911 — Неурожайные губернии в России (Голодные места в России; Голод в России) 
1911 — Торжества 35-летнего юбилея Минского вольно-пожарского общества
1912 — 1913 — Пате-журнал (Россия, г.Тула, 28 апреля 1912 года: открытие памятника императору Петру I во время празднования 200-летия Тульского оружейного завода: полицейский отдаёт честь выходящему из коляски офицеру, строй солдат. Вдоль строя солдат проходят офицеры, процессия духовенства. Офицеры садятся в автомобиль. Стоят войска, публика, духовенство. Здание Тульского оружейного завода, стоит памятник Петру I, масса народа); съёмки П.К. Новицкого
1912 — Затмение солнца в Москве 4 апреля 1912 г.
1912 — Майские торжества в Москве в 1912 г. (Майские торжества) 
1912 — Открытие памятника Петру Великому в Туле 
1912 — Пожар Голофеевской галереи в Москве 
1912 — Юбилейные торжества императорского Тульского (Петра I) оружейного завода (в присутствии Е.И.В. Великого Князя Сергея Михайловича) 
1913 — К делу Бейлиса 
1913 — Производство плетеной мебели 
1913 — Юбилейные торжества в Москве (Чтение манифеста на Красной площади) 
1914 — Страничка жизни; совм. с В. Старевичем
1915 — Наши казаки на войне 
1915 — Падение и сдача Перемышля 9 марта 1915 г.
1916 — Великие битвы Великой войны; Производство: Скобелевский комитет; лператор
1916 — Английские войска в Москве 
1916 — Бой в Буковине; совм. с Н. Топорковым
1916 — Буковинский прорыв (Боевые действия кавалерии в Буковине); совм. с Н. Топорковым
1916 — Галицийский прорыв (Боевые действия армии генерала Щербачева) 
1916 — Кощунство немцев в Дубно 
1916 — Кощунство немцев в Почаевской лавре 
1916 — Немецкие кощунства над православными святынями в освобожденных нашими доблестными войсками городах Дубно и Почаеве; Производство: Скобелевский комитет; оператор
1916 — Полеты над завоеванной землей в Анатолии (съемки турецкой территории русскими летчиками: летчики готовят самолеты "Вуазен" и "Моран-парасоль" к полету, берут авиабомбы и садятся в самолет; съемки турецкой территории (в т. ч. городов Трапезунд и Разе) с самолета); Производство: Скобелевский комитет; операторы: Н.А. Топорков, П.К. Новицкий
1917 — Великие дни Российской революции с 28 февраля по 4 марта 1917 года
1917 — Октябрьский переворот (Вторая революция) 
1917 — Мирные переговоры в Брест-Литовске (29 ноября — 2 декабря 1917г.. Прибытие советской делегации на переговоры в Брест-Литовск. Члены делегации направляются на переговоры. Зал заседаний. Переговоры. Леопольд Баварский подписывает условия переговоров. Среди присутствующих — Л.М. Карахан, А.А. Иоффе, А.А. Биценко, Л.Б. Каменев, Анастасов, Ганчев, Зекки-паша, Гофман, Покорный); Производство: Скобелевский комитет; операторы: Е. Мозделевский, П. Новицкий
1917 — Украинское движение 
1918 — Всероссийский съезд Советов 
1918 — Красная Финляндия (февраль 1918 г.); кинолетопись; оператор
1918 — Открытие и роспуск Учредительного собрания 
1918 — Первомайские торжества 1918 г. в Москве 
1918 — Полтора пуда 
1918 — Похороны 5 января
1918 — «В.И.ЛЕНИН НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ. 1 МАЯ 1918 г.» (В.И. Ленин и Н.К. Крупская сидят в автомашине на заднем сиденье. В.И. Ленин одет в зимнее пальто и зимнюю шапку. М.И.Ульянова сидит на переднем сиденье автомобиля, беседует с человеком в шинели.); оператор: П.К. Новицкий
1918 — Разоружение московских анархистов; совм. с Э. Тиссэ
1919 — VII съезд Советов 
1919 — VIII съезд РКП (б) 
1919 — Вскрытие мощей Тихона Задонского; Производство: Москинокомитет; оператор
1919 — Вступление украинских войск в Киев 
1919 — Поезд "Октябрьская революция" 
1919 — Похороны Я.М. Свердлова («МОСКВА. ПОХОРОНЫ СВЕРДЛОВА. В.И. ЛЕНИН ВЫСТУПАЕТ НА ТРАУРНОМ МИТИНГЕ. 18 МАРТА 1919 Г.»; операторы: Г.В. Гибер, С.П. Забозлаев, А.А. Левицкий, П.К. Новицкий, Э.К. Тиссэ
1919 — "Похороны Свердлова"; операторы: Гибер Г.В., Левицкий А.А., Тиссэ Э.К., Забозлаев С.П., Новицкий П.К.     

1919 — Похороны погибших при освобождении г. Киева частями Красной армии; оператор совм. с А. Дорэдом
1919 — Председатель ВЦИК товарищ М. И. Калинин
1919 — Прибытие в Москву отрядов революционного Китая (Китайский батальон) 
1919 — Проводы Ф. Э. Дзержинского в Польшу 
1920 — Разгром Врангеля; совм. с Э. Тиссэ
1921 — 1 мая в Москве 
1922 — Киноправда № 13; реж.: Д. Вертов; операторы: Быстров, А. Левицкий, П. Новицкий 
1923 — Празднование 1 мая 1923 г. в Москве (Праздник Первого Мая 1923 г. в Москве); Производство: Севзапкино; реж.: Д. Вертов; операторы: Г.В. Гибер, Ермолов, П. Новицкий
1923 — Празднование 1 мая 1923 г. в Москве; Производство: Пролеткино; реж.: Д. Вертов; оператор
1923 — Борьба Гладильщикова с медведем 
1923 — На заводе "Мостяжарт" 
1923 — Празднование VI-ой годовщины Октябрьской революции; оператор
1924 — I-ая волостная сельскохозяйственная выставка; Производство: Госкино; оператор 

1924 — Открытие Семиреченской железной дороги 
1924 — Похороны тов. Ленина (Похороны В. И. Ленина) 
1924 — Счастливы втрое при советском строе 
1925 — Под знаменем труда (1-е мая 1925 года); операторы:  П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне
1925 — Ленинская киноправда (Киноправда № 21) 
1925 — Лицом к селу; совм. с Э. Тиссэ
1925 — Текстильное производство (Текстильщики) 
1927 — Всесоюзный староста 
1928 — Всесоюзная спартакиада 1928 г.; полнометаржный; Произвоодство: Совкино; реж.: Я. Посельский ; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1928 — Лихое золото; совм. с В. Солодовниковым
1929 — Весенняя спартакиада 
1929 — Законы улицы 
1930 — Курс Норд; совм. с Н. Пинегиным
1930 — К белому пятну Арктики; Производство: Союзкино; режиссёры: Н. Кармазинский, П. Новицкий
1931 — Велопоход; совместно с И. Манаковым
1931 — Вторая большевистская весна 
1932 — Совкиножурнал № 26; Производство: Союзкино; реж.:  операторы: П. Новицкий, М. Ошурков, В. Игнатов, Гродский, Карасев, И. Беляков, Н. Юдин  
1933 — Пионерия №3; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: Н. Кармазинский, А. Ованесова; операторы: Гусев, П. Новицкий, Н. Урванцев, М. Лившиц, Филин, Мясников
1938 — На почетном посту; Производство: Азерфильм; реж.: Н. Сафронов; операторы:  А. Александров, П. Новицкий
1958 — Живой Ленин; полнометражный; реж.: М. Ромм, М. Славинская; вошли съемки П. Новицкого

На фото в центре сидят (справа налево): В.М.Молотов, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель СНК; Лазарь Каганович с группой корреспондентов; операторы: Михаил Ошурков (слева от Кагановича), Борис Цейтлин, Петр Новицкий (с фотоаппаратом сидит слева на фото); стоят на фото: звукооператор и оператор Сергей Семенов; организатор кинопроизводства Виктор Иосилевич (четвертый слева). Предположительно – 1936 год. Фото из семейного архива.

____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1928 — Пролетарское фото, вып. 06 (изд.: — М.; "Журнально-газетное объединение")
1933 — Пролетарское фото, вып. 01 (изд.: — М.; "Журнально-газетное объединение")
1934 — Поход «Челюскина». Том первый (с. 472; тираж - 100.000 экз.) (изд.: — М.: Издательство «Правды»)

Награды

1932 — Орден Трудового Красного Знамени (За участие в походе на «Сибирякове»)

Цитаты

Получили мы известие, что на экраны Советского Союза вышла полнометражная кинокартина «Курс — норд» о нашем пути на Землю Франца-Иосифа. Делал ее Петр Константинович Новицкий — первый оператор, посвятивший себя Арктике. Когда мы вместе плыли на «Седове», Петр Константинович рассказывал, что ему довелось снимать царя сразу после его отречения. В Октябрьские дни он снимал Смольный, вход «Авроры» в Неву, бои Красной гвардии под Гатчиной. Владимир Ильич Ленин просмотрел весь отснятый Новицким и другими операторами материал о первых днях революции и дал распоряжение отпечатать десять экземпляров для американских рабочих. Самого Владимира Ильича Новицкому запечатлеть не удалось: Ленин ссылался на свою занятость...
Тем временем «Седов» подходил все ближе к Земле Франца-Иосифа. Последнюю ночь мы почти не спали, готовясь к встрече дорогих гостей. Дом наш расцветили флагами, а на флагштоке повесили расшитый золотом флаг, который был поднят во время торжественного открытия станции.
Наш повар и Алексин, которого прикрепили к нему в помощники, жарили дичь, пекли пироги, колдовали над всевозможными соусами. Перед приходом «Седова» я нарвал букет полярных цветов и украсил ими стол.
22 июля, около 4 часов дня, мы увидели густой дым ледокола. А в 23 часа, украшенный флагами расцвечивания, в бухту гордо вошел «Седов». Раздался его троекратный приветственный бас, и почти одновременно с берега и корабля прогремели винтовочные салюты и раздалось продолжительное «ура!». Видно было, как с мостика, махая шапками, нас приветствовали Шмидт, Воронин, Визе и Самойлович. Мы им отвечали тем же.
Не успел ледокол отдать якорь, как от берега отошла шлюпка и помчалась к кораблю. Это Илляшевич с Алексиным на веслах спешили к начальнику экспедиции с докладом о зимовке. Седовцы встретили их взрывом аплодисментов и криками «ура!».
— Приветствую! Ну как зимовали?.. — спросил Шмидт Илляшевича.
Петр Яковлевич начал докладывать о том, как велись научные работы, как мы жили долгую полярную ночь.
В это время кинооператоры Новицкий и Кармазинский, запечатлев на пленку первую встречу на корабле, уже спешили на нашей шлюпке к берегу, чтобы снять оставшихся на станции зимовщиков и их встречу с руководством экспедиции. Петр Константинович мечтал увидеть нас бородачами и был чрезвычайно огорчен, когда встретил всех тщательно выбритыми и в костюмах.
— Это не зимовщики, а какие-то лондонские денди. Вы понимаете, что испортили исторические, мировые кадры? Такими я мог снять вас и в Ленинграде! — возмущался он.
К берегу уже подходили корабельные шлюпки, и, оставив нас, Новицкий стал снимать высаживающихся на припай Шмидта, Воронина, Самойловича, Визе и Хлебникова, их дружеские объятия и троекратные поцелуи с зимовщиками...

Муров Михаил (из книги "Записки полярника"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]