Екатерина ВЕРМИШЕВА

педагог, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Екатерина Ивановна ВЕРМИШЕВА

Профессии:
педагог, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Вермишева Екатерина Ивановна (07 декабря 1925, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), РСФСР, СССР — 1998, Москва, Российская Федерация). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Народная артистка РСФСР (1979). Орден "Дружба народов" (Вьетнам). Беспартийная. Член СК СССР — СК России.

В 1953 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Юткевича).
С 1953 — на Ленинградской студии кинохроники (ЛСДФ).
С 1960 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

На фото (слева направо): режиссер Анатолий Калошин, звукооператор Игорь Гунгер, режиссёр Екатерина Вермишева. Автор фото: Юрий Барыкин. Реставрация фото: Т. Юрина.

Автор фильмов —  «Наши современники» (1961), «Солнце, дождь и улыбки» (1962), «Двадцатилетие великого подвига» (1965), «Великий праздник» (1967) и других.

Руководила мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

СЕМЬЯ

Дед (по линии отца) — Вермишев (Вермишянц) Христофор Аввакумович  (1863 (по др. источнику — в 1862г.) —1933), издатель (до 1917 года) ведущих бакинских газет «Баку» и «Биржевые ведомости», один из лидеров кадетской партии Закавказья, в 1905 занимал пост городского головы Тифлиса. Имел шестерых детей от первого брака  с урожденной княгиней Долгоруковой — Иван, Екатерина, Григорий, Константин, Елена, Варвара.
Дед (по линии матери) — Акопов Дмитрий (Джумшуд) — представитель деловых кругов Баку (с братом Петрусом Акоповым владел в Баку Товариществом заводов «Вулкан» (литейное и механическое производство)). Имел пятерых дочерей от брака с Анной Давидовной Акоповой (урожденной Адамовой), принадлежавшей к семье бакинских нефтепромышленников и купцов Адамовых, — Тамара, ЛюсиВиргиния, Элеонора и Изабелла, а также сына Сергея
Отец — Вермишев Иван Христофорович, партийный функционер.
Мать — Вермишева (Акопова) Элеонора Дмитриевна (1902, Кисловодск — 1980, Москва).
Брат — Вермишев Константин Иванович.
Родственник — Вермишев Александр Александрович (1879 — 1919), революционер, комиссар отдельного запасного батальона Южного фронта. В августе 1919 года раненым попал в плен, был казнён белогвардейцами.
Дочь — Вермишева Марина Викторовна (06 июля 1953, Москва —  04 сентября  2015, Москва) — режиссер-документалист.
Внук — Вермишев Дмитрий Сергеевич, работает на ТВ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Режиссер Екатерина Вермишена на съемках в Анголе. 1976 год. Фото из семейного архива Ю.Ю. Оганджанова.1960 — Черные дела американской разведки (спецвыпуск); режиссер
1961 — Под знаменем Великого Октября (спецвыпуск); режиссеры: Е. Вермишева, Л. Махнач
1961 — Сибирские напевы; режиссеры: Е. Вермишева, Л. Махнач; операторы: С. Киселев, М. Ошурков; звукооператор: У. Уманский
1961 — Наши современники (фильм состоит из сюжетов, посвященных людям различных профессий); полнометражный; режиссер; операторы: Г. Аслан, Е. Легат, И. Бганцев, Н. Русанов, С. Киселев, Г. Серов, О. Лебедев, И. Филатов
1961 — Человек вернулся из космоса (спецвыпуск о полете в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года; использованы материалы зарубежной кинохроники); режиссер
1961 — Парламентарии Чехословакии в Советском Союзе; режиссер
1963 — Фидель Кастро в солнечном Узбекистане (спецвыпуск); режиссер
1963 — СССР и Куба – братья (спецвыпуск); режиссер
1963 — Солнце, дождь и улыбки (фильм о VIII Международном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки в 1962 году); полнометражный; режиссеры: Е. Вермишева, Л. Махнач; операторы: А. Колошин, Е. Аккуратов, Н. Генералов, В. Киселев, В. Ходяков; авторы сценария: Л. Зорин, А. Кривоналов; диктор: Л. Хмара; музыка: В. Чистяков; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов
1963 — На Курской дуге (боевые действия советских войск: авиации, пехоты, танковых соединений в Сталинградской битве, на Курской Дуге; освобождение от оккупантов Орла, Белгорода, Курска); режиссер; оператор: Г. Голубов
1963 — Искусство должно служить народу (специальный выпуск посвящен юбилейной выставке Московских художников, встрече творческой интеллигенции с членами ЦК КПСС и правительства 17 декабря 1962 года и в марте 1963 года); режиссер; операторы: В. Киселёв, М. Ошурков
1964 — Свет великой дружбы (визит советской партийно-правительственной делегации во главе с Н. С. Хрущевым в Венгрию); режиссер; операторы: С. Киселев, М. Ошурков; звукооператоры: В. Георгиевская, В. Котов
1964 — Две недели в Японии (пребывание делегации Верховного Совета СССР во главе с зам. Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном в Японии); режиссер; операторы: Н. Генералов, О. Лебедев
1964 — Страна Советов приветствует Президента Индии (пребывание Президента Республики Индии С. Радхакришнана в СССР); режиссер; операторы: Ю. Леонгардт, М. Ошурков; звукооператоры: З. Уздин
1964 — Под знаменем Великого Октября (спецвыпуск, посвященный празднованию 47-й годовщины Октябрьской революции в Москве); режиссер
1965 — Москва рукоплещет героям космоса (спецвыпуск, посвященный встрече летчиков-космонавтов СССР, членов экипажа космического корабля - спутника "Восход-2" А. А. Леонова и П. И. Беляева); режиссер
1965 — Май 1965 (спецвыпуск); режиссеры: Е. Вермишева, Е. Сеткина
1965 — 20-летие великого подвига; полнометражный; режиссеры: Е. Вермишева, Е. Сеткина; главный оператор: М. Ошурков
1966 — Встречи на дружественной земле Австрии (пребывание в Австрии Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного); режиссер
1966 — Рубежи пятилетки (спецвыпуск № 7; XXIII съезд КПСС); режиссер
1966 — Медвежий цирк; режиссер: оператор: И. Гутман
1969 — Его звали Хо Ши Мин; полнометражный; режиссер; оператор: М. Попова; автор сценария: И. Ицков
1971 — ХХIV съезд партии Ленина; полнометаржный; реж.: И. Бессарабов, Е. Вермишева; операторы: И. Бессарабов, В. Ходяков, В. Байков, И. Бганцев, П. Касаткин, В. Киселев, А. Левитан, Ю. Коровкин, Л. Михайлов, П. Опрышко, И. Филатов 
1971 — И выросли сыновья; полнометаржный; реж.: Е. Вермишева; операторы: А. Бабаджан, И. Бганцев, К. Гложек, А. Истомин, Л. Михайлов, Г. Серов, Д. Сечеляну, Я. Тодоров 
1972 — Вьетнамский набат; автор сценария: М. Ильенский; режиссёр: Е. Вермишева; редактор: Т. Карпова; звукооператор: И. Гунгер
1972 — Пентагон (фильм об агрессивных милитаристических планах военно-промышленного комплекса США); полнометражный; режиссёр; автор сценария: В. Маевский
1973 — Мир тебе, планета Земля; полнометражный; режиссер; операторы: В. Ходяков, И. Бганцев, В. Доброницкий, П. Касаткин, В. Киселев, А. Крылов, С. Кузминский, Г. Монгловская, Г. Мякишев, Е. Федяев, И. Филатов
1973 — Визит Л. И. Брежнева во Францию; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, И. Бганцев 
1973 — Повесть о первой весне (Вьетнам в первую весну после заключения Парижского соглашения в1973 году); полнометаржный; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, И. Бганцев, О. Воинов, О. Лебедев; звукооператор: Ю. Оганджанов; композитор: Д. Тер-Татевосян  
1974 — Встреча во Владивостоке (22 ноября. 1974 года. Прибытие во Владивосток для встречи с Президентом США Д. Фордом Л. И. Брежнева); режиссер; операторы: И. Бганцев, О. Воинов, Л. Максимов, А. Саранцев 
1974 — Джунгли остывают от войны (фильм о национально-освободительном движении Лаоса); полнометражный; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, И. Бганцев 
1975 —  СССР — Великобритания. Новая страница отношений (официальный визит в СССР Премьер-министра Великобритании Г. Вильсона, министра иностранных дел и министра по делам Содружества Д. Каллагэна); режиссер; операторы: И. Бганцев, А. Истомин, В. Грезин, Г. Захарова, А. Крылов, Л. Максимов, А. Мирумян, В. Усанов, И. Филатов 
1975 — Президент Итальянской республики в СССР; режиссер; операторы: И. Бганцев, С. Кузминский, В. Семин
1975 — Мир дому твоему (фильм посвящен 30-летию Победы над фашистской Германией); полнометаржный; режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Байков, И. Бессарабов, Д. Гасюк, Б. Головня, В. Извеков 
1975  Война окончена — борьба продолжается (фильм посвящен Социалистической республике Вьетнам); полнометражный; режиссер; операторы: И. Бганцев, О. Лебедев 
1979 — Кампучия: народ, который хотели убить; режиссер; оператор: И. Бганцев
1979  Репортаж с границ Вьетнама (диверсии со стороны Китая на границе с Вьетнамом, провокации на границе Кампучии и Вьетнама); режиссер; оператор: И. Бганцев
1979  Кто сеет ветер (преступления китайских руководителей против кампучийского народа, агрессивные действия против социалистического Вьетнама); полнометражный; режиссер; оператор: И. Бганцев
1980 — Вручение Ленинской премии Леониду Ильичу Брежневу; режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Ходяков
1981  Репортаж с Карибского меридиана; полнометаржный; режиссер; оператор: И. Бганцев
1982 — Пентагон; новая редакция фильма 1972 года; полнометражный; режиссёр; автор сценария: В. Маевский
1982 — Неофашизм; полнометражный; режиссер; оператор: В. Ходяков
1984 — Визит в СССР короля Испании Хуана Карлоса I; режиссер; операторы: В. Извеков, С. Кузминский
1984 — Объединить усилия ради мира (визит в Москву Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра); режиссер; операторы: В. Извеков, С. Кузминский
1985 — Помни (воспоминания участников Бельгийского и Французского сопротивлений); режиссера; оператор: И. Бганцев
1987 — Заговор против страны Советов; полнометражный; режиссер; оператор: И. Бганцев; звукооператор: В. Иванов; редактор: А. Голубев 
1988 — Прозрение (фильм о политике и политиках, охватывает период с 1917 г. до наших дней на основе фотографий и кинохроники); полнометражный; режиссер; оператор: И. Бганцев
1988 — Тайна Буэнос-Айреса; режиссер; оператор: И. Бганцев
1989 — Визит М. С. Горбачева в Великобританию; режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Извеков 
1992 — Чтоб не пропасть поодиночке (фильм о ветеранах Великой Отечественной войны; в фильме затрагивается проблема взаимоотношений народов бывшего Советского Союза после его распада); режиссер; операторы: С. Кузминский, В. Извеков
1994 — Герои — пасынки (фильм о героях Второй Мировой войны); полнометражный; режиссер; авторы сценария: Е. Вермишева, Г. Шергова; оператор:  С. Кузминский

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер киножурналов: "Ленинградский киножурнал" (1952 – 1956; Ленинградская студия кинохроники), "По Карело-Финской ССР" №8 (1952; Ленинградская студия кинохроники); "Наш край" (1953 – 1956; Ленинградская студия кинохроники); "Иностранная кинохроника" (1960; ЦСДФ); "Новости дня" (1960 – 1973; ЦСДФ); " Советский воин" (1962; ЦСДФ), "По Советскому Союзу" № 6 (1964; ЦСДФ).
____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог ГРАКФД. Фотографии из частных архивов.

Фильмография других студий

1953 — Школа в лесу (фильм о жизни и учеба детей, перенесших тяжелые болезн; оператор: Л. Изаксон) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1954 — Школьный учебно-опытный участок (филь о работе юных мичуринцев Лантратовской средней школы Троицкого района Ворошиловградской области на школьном учебно-опытном участке; оператор: Ф. Овсянников) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1955 — Международные соревнования радистов (операторы: Я. Гринберг, С. Ковалева) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1955 — Фестиваль ленинградской молодежи (операторы: Г. Донец, С. Барташевич, Р. Валдайцев, В. Гулин, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдин, С. Фомин) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1956 — Друзья едут на целину (операторы: В. Гулин, А. Павлов, А. Рейзентул) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1956 — Ленинградская спартакиада (операторы: А. Погорелый, В. Гулин, С. Фомин) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники
1959 — Мой город (оператор: А. Погорелый) (режиссёр) — Ленинградская студия кинохроники

Звания

1974 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1979 — Народная артистка РСФСР

Цитаты

Мне посчастливилось знать Екатерину Ивановну с конца шестидесятых до начала девяностых годов "нашего" прошлого века, в период её работы на ЦСДФ. Моя мама, Леонтьева Александра Григорьевна, работала с Екатериной Ивановной на нескольких картинах и в киножурнале "Новости дня", будучи ассистентом режиссёра, а затем и монтажёром. Я частенько забегал на студию после школы к маме на обед, поскольку жил в соседнем дворе, за невысокой кирпичной стеной, отделявшей легендарный "Лихов, 6" от нашего дома (Лихов, 2/3). В начале семидесятых, заканчивая "английскую спец." на бывшей улице Ермоловой, я иногда выполнял на студии небольшие переводы для новостных журналов.
Вне зависимости от погоды и политических ухищрений, Екатерина Ивановна - прежде всего; Женщина, Изящный магнетизм, Мастер и, конечно, - широта Поступка, присущего аристократии духа из редеющего созвездия без пространственно-временных лимитов. Не пообщавшись с Вами и двух минут, Екатерина Ивановна навсегда оставляла инверсионный след на стенках Вашего миокарда...

Вадим Леонтьев, Источник

[...]Среди фильмов последнего времени, убедительно раскрывающих формы и методы провокаций, применяемые врагами мира и международного сотрудничества, считаю серьёзной удачей сделанную на ЦСДФ ленту «Куда ведут нити заговора…» (сценарий М. Озерова, В. Севрука, режиссёр Е. Вермишева, оператор В. Ходяков).
С первых кадром этого фильма становится ясным и очевидным: над ним работали люди талантливые. Талантливые в своей страстности, доказательности своих посылов и аргументов, в точном видении факта и безупречно профессиональном умении представить его зрителю.Фильм «Куда ведут нити заговора…» посвящён теме, актуальность которой благодаря усилиям американской администрации, увы, постоянно возрастает, – речь идёт о подрывной деятельности Центрального разведывательного управления США против стран социализма... На экране – финал одной из провалившихся операций ЦРУ.[...]
В режиссёрской манере Е. Вермишевой, в авторском комментарии М. Озерерова и В. Серврука привлекает строгость стилистики. Творческая группа фильма с максимальной скрупулёзностью проработала обширнейший материал и заставила его «заговорить» – чётко прорисованные детали, остро, динамично выстроенные эпизоды освобождают авторов от необходимости преподносить зрителю готовые выводы. Зрителя приглашают к размышлении. К размышлению о той преступной роли, которую играет в современном мире ведомство, именуемое Центральным разведывательным управлением США.
У входа в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли начертаны слова: «И познаешь правду, которая сделает тебя свободным…» Слова многозначительные. А вот как расшифровываются они: 90 процентов бюджета ЦРУ идёт на психологическую войну против стран социализма.[...]

Генрих Гурков, Источник

[...]Выделяются среди других лент ЦСДФ своей динамичностью, сильным звучанием картина Е. Вермишевой «Неофашизм»[1982; полнометражный; оператор: В. Ходяков], снятая сравнительно недавно, новая лента Д. Фирсовой «Предупреждение об опасности»[1983], только что созданный И. Свешниковой фильм «Скрываются от возмездия»[1983; полнометражный; авторы сценария: С. Лосев, И. Свешникова; оператор В. Доброницкий]. В них не только достаточно свежего и для многих из нас ошеломляющего документального материала, все эти ленты предельно правдивы.
…Перед вами современные неофашисты – такие, какие они есть, со всей их бесноватостью, зверской жаждой крови, предельным тупоумием, фанатичной ненавистью к коммунистами и Советскому Союзу. Это потенциальные строители новых лагерей смерти – так по крайней мере им хотелось бы. Они почти ничем, кроме некоторой «модернизации» языка не отличаются от своих предшественников. Тем сидящим в зрительном зале, кто помнит о Гитлере и гестапо, становится пусть и не страшно (мы знаем, как мы покончили с гитлеровской чумой), но омерзительно на душе. Хочется выйти на улицу и подышать свежим воздухом.
По-иному, наверное, будут реагировать зарубежные зрители «Неофашизма» из капиталистических стран, там, где об этих молодчиках знают очень мало, сплошь и рядом даже в существование неофашистской угрозы не верят… И фильм Е. Вермишевой многих заставит ужаснуться и – а это главное – всерьёз задуматься о реальности этой угрозы.[...]

Эрнст Генри, Источник

[...]География её работ чрезвычайно пестра. От джунглей Индокитая до юга Африки, от Западной Европы к берегам Карибского моря. Не однажды приходилось видеть режиссёра после поездок с лицом, искусанным экзотическим гнусом, с желтоватым налётом, какой кладёт тропическая лихорадка, с глазами, подведёнными многодневной, тысячекилометровой усталостью. Только никогда не услышишь от неё рассказов про то, как было трудно, опасно, как прошли кинематографисты под пулями и взрывами. Вермишева отшутится, спроси её про опасность – «на войне как на войне»…[...]
Вообще анализ сущности империализма так или иначе возникает в разных картинах режиссёра. Но к каким бы губительным явлениям для судеб народов ни обращалась в своём творчестве Екатерина Вермишева, на первый план у неё выходит не пафос обличения, но утверждение мира, ведущим становится мотив единения людей перед угрозой разрушения человека и человеческого.[...]

Галина Долматовская, кандидат искусствоведения, Источник

[ Страница дополняется материалами ]