Последнее обновление: 22.08.2023.
Варейкис Марианна (Марьяна) Сергеевна (02 апреля 1906, Мелитополь (ныне Украина)[1] — 12 ноября 1967, Москва) — режиссер документального кино. Беспартийная.
С 1923 по 1927 год училась в театральной школе (студия им. Ф. Шаляпина) в Москве[2].
В 1927 году поступила в 1-й Московский государственный университет на литературный факультет, который окончила в 1931 году[3].
В кино с 1932 года. Режиссер Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» / Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.
В 1941 — режиссер Ташкентской студии кинохроники.
В 1942 — режиссер Киргизской студии кинохроники.
С 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники (с 1944 года — Центральная студия документальных фильмов).
По инициативе М. Варейкис начал выходить киножурнал для дошкольников «Звёздочка» (в РГАКФД хранятся номера с 1936 по 1938 гг.)[4].
Монтировала кинопериодику: «На страже», «На страже СССР», «Пионерия», «Новости дня», «Советское искусство».
Ряд киножурналов сделан в соавторстве с режиссером Виктором Моргенштерном.
В Музее кино хранится сообщение Марианне Варейкис от комиссара Советской части Международной Выставки в
Нью-Йорке Г.А. Тихомирнова о направлении ей нагрудного значка с эмблемой Павильона СССР.
Осенью 1940 года Марианна Варейкис была направлена во Фрунзе для съёмок документального фильма «Поэма о высокой земле» (название рабочее). Сценарий написал известный дунганский поэт Ясыр Шиваза, операторы — Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов[5].
В марте 1941 года картина «На высокой земле» вышла в прокат. Название было изменено, но фильм стал именно поэмой, вдохновенной песней о республике. Известные композиторы В. Власов и В. Фере написали к нему музыку, которая подчеркнула эпическую суть фильма[6].
В начале 40-х годов режиссер переживала творческий кризис, о чем свидетельствует письмо М. Варейкис (хранится в Музее кино: ГЦМК КП-18397/424) Роману Григорьевичу Кацману. В письме М. Варейкис говорит об искренности в творчестве, о мужестве признавать ошибки, о творческих планах.
Во время Великой Отечественной войны М. Варейкис находилась в эвакуации во Фрунзе, где в этот период также находилась небольшая группа специалистов: операторы М. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, режиссер Д. Эрдман, звукооператоры И. Гунгер, Л. Копытов и работники лаборатории: С. Иванов (руководитель), А. Корыткина, С. Колесников и другие. В 1943 году ими на собственной производственной базе Фрунзенской студии кинохроники был выпущен первый киножурнал «Советская Киргизия» (с января 1940 года киножурнал «Советская Киргизия» выходил на Ташкентской киностудии)[7]. До конца войны было выпущено более 100 номеров киножурнала[8].
Режиссер документального фильма (совместно с С. Коганом) «За китами в Антарктиду» (1947).
Последняя работа режиссера датирована 1948 годом — киножурнал «Пионерия» № 6 (учетный номер 7150 в каталоге РГАКФД).
Отец — врач.
Первый муж — Варейкис Вацлав Михайлович (1904 — 1974), в рядах Красной армии с 1919 года; в 1929 году принимал участие в коллективизации в Тамбовской губернии; в 1933 году работал на строительстве МТС в Поволжье, затем на Украине; член ВКП(б) с 1919 по 1937 г. (исключен после ареста брата Варейкиса И. М. с мотивировкой — «За связь с врагом народа Варейкисом И. М.»); работал в Московской городской конторе Госбанка (ул. Неглинная, д. 12); 27 июля 1943 года ушел на фронт добровольцем; направлен в контрразведку — 2-й отдел для литовских частей (принимал участие в установлении Советской власти в Литовской ССР с июля 1944 г.); в 1946 г. Особым Совещанием приговорен к 10 годам ИТЛ по ст. 58–10, ч. I; отбывал срок в Воркутлаге; в 1953 году дважды обращался в Президиум Верховного Совета СССР и лично к Н. С. Хрущеву с просьбой о реабилитации; реабилитирован постановлением Центральной Комиссии по пересмотру дел 28 марта 1955 года.
Сыновья:
— Варейкис Эдгар Вацлавович (1925 — 1964), участник Великой Отечественной войны; призван в РККА 12 февраля 1943 года; воинское звание: ст. лейтенант; награжден медалью «За боевые заслуги».
— Варейкис Эрик Вацлавович (1928 — 1980), работал директором картины на ЦСДФ.
Второй муж — Семёнов Сергей Андреевич (1906 — 1956), оператор, фронтовой кинооператор, режиссер. Лауреат четырёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1949).
1941 — На высокой земле; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Ташкентской киностудии; авторы сценария: М. Варейкис, Я. Ширваз; режиссер М. Варейкис; операторы: М. Каюмов, Н. Самгин, А. Брантман; музоформитель А. Ройтман; звукооператоры: А. Камионский, М. Каплунский
1941 — Мы с вами, боевые товарищи; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: М. Варейкис, М. Славинская; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Глидер; музоформитель А. Ройтман; звукооператор В. Нестеров
1942 — Киноконцерт (военнослужащие частей и соединений ПВО г. Москвы исполняют вокальные, музыкальные, танцевальные номера художественной самодеятельности); режиссер М. Варейкис; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов ; ассистент режиссера Т. Ширман; звукооператор В. Котов
1944 — Наши женщины; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: И. Венжер, М. Варейкис; операторы: Г. Симонов, С. Семенов, Д. Шоломович; ассистент режиссера Е. Козина; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Нестеров
1945 — Киноконцерт (военнослужащие частей и соединений ПВО г. Москвы исполняют вокальные, музыкальные, танцевальные номера художественной самодеятельности); производство: ЦСДФ; режиссер М. Варейкис; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов; асс. режиссера Т. Ширман; звукооператор В. Котов
1947 — Передача приветственных адресов и подарков иностранных демократических организаций на имя И. В. Сталина и Н. М. Шверника (делегации передают подарки на имя И. Сталина в честь тридцатилетия Октябрьской революции; выставка подарков); режиссер М. Варейкис; операторы: Б. Макасеев, В. Штатланд
1947 — За китами в Антарктиду (фильм рассказывает о китобойном промысле флотилии "Слава" в Антарктиде); режиссеры: С. Коган, М. Варейкис; оператор С. Коган; асс. режиссера Е. Козина; диктор Ю. Левитан; звукооператор К. Никитин; музоформитель Д. Блок; художник Н. Кольцов
1967 — Опасные партнеры; режиссер М. Варейкис; оператор В. М. Русанов; асс. оператора Г. Завьялов
Режиссер киножурналов: "Звездочка", "На страже", "На страже СССР", "Пионерия", "Новости дня", "Советское искусство".
1933 — На страже СССР № 6/18; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Кушешвили, Ковнат, Сидоров, Ешазаров
1933 — На страже СССР № 7/19; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Шаповалов, Кушешвили, Н. Самгин, К. Писанко, Н. Вихирев, К. Саламаха, К. Сидоров
1948 — Пионерия № 6; режиссер М. Варейкис; операторы: И. Запорожский, Т. Арабов, Б. Небылицкий, О. Рейзман, А. Шафран, С. Школьников
[...]По заказу «Союзкинохроники» осенью 1940 года режиссер Марианна Варейкис приступила в Кыргызстане к съемкам полнометражного документального фильма по сценарию известного дунганского поэта Ясыра Шивазы. Операторы Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов отсняли высокогорные долины, озера, ледники, в том числе ледник Иныльчек, пик Хан-Тенгри, стремились передать новизну своих впечатлений, суровую экзотику Центрального Тянь-Шаня. Для киноленты, которая вышла на экраны в марте 1941 года под названием «На высокой земле», впервые известным композиторам В. Власову и В. Фере была заказана оригинальная музыка (российские композиторы В. Власов и В. Фере, начиная с 1937 года, неоднократно обращались к кыргызской тематике. В соавторстве с народным артистом СССР Абдыласом Малдыбаевым они создали первые в Кыргызстане оперы, балеты, оратории и кантаты).[...]
Лузанова Е. С. Киноискусство в Кыргызстане, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино). Фото из частных архивов. Информация о семье (первом муже и детях) М.С. Варейкис предоставлена внучкой кинооператора С.А. Семенова — Лабудиной Мариной Валентиновной..