Дербышева Лия Николаевна (23 марта 1922, Москва — ноябрь 2003, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). «Отличник кинематографии СССР» (1969). Кандидат искусствоведения (1975). Ветеран труда (1981). Член КПСС с 1955 года. Член СК СССР — СК России.
«Хочу оставить потомкам как можно больше кинолент о моём современнике, раскрыть для них его душу»
Лия Дербышева (из сборника «Союзинформкино», 1984 год)
Окончила Московский энергетический институт (МЭИ). В 1950 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). Однокурсники — Станислав Ростоцкий, Зоя Фомина, Вениамин Дорман, Эльдар Рязанов, Виллен Азаров, Василий Левин, Василий Катанян.
1962 год. На фото (справа налево): режиссеры Ирина Венжер, Нина Соловьева, оператор Георгий Епифанов, режиссер Лия Дербышева, оператор Л. Котляренко (стоит слева на фото). Фото из семейного архина Н.Я. Венжер (дочери И. Венжер).
В 1950 — 1992 — ассистент режиссера, затем режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Мастерская Л.Н. Дербышевой (в центре). На фото: Александр Андреев (сидит на полу справа), Александр Микриков (сидит второй слева); стоят в верхнем ряду (слева направо): Ирина Свешникова (третья слева), Стас Раздорский и Олег Уралов. ВГИК. 1973-1974 гг.
С 1969 года вела во ВГИКе мастерскую режиссёров документального кино и телевидения.
Первые демократические выборы директора ЦСДФ. 29 апреля 1987 года. На фото (справа налево): Л.И. Дербышева, В.И. Сафрайтер, А.Е. Воронцов, Б. Л. Карпов, А. Колобродов, Г. Мякишев, Г. Завьялов, В. Забабурин. Фото Юрия Барыкина.
Режиссер документальных фильмов «Дорога имени Октября» (1951), «Искусство друзей» (1957), «В городе клоун. Олег Попов в Ленинграде» (1966), «Самый нужный человек» (1977), «Слово о вещах» (1982), «Завещание Веры Мухиной» (1989) и других.
Лия Николаевна Дербышева с подругой Александрой и сыном Сергеем Пономаревым. Фото из семейного архива Елены Мжельской (невестки Л.Н. Дербышевой).
Мать — Товбина (Товбин) Анна Петровна (1887 — 1961, Москва), член ВКП(б) с 1909 года, сотрудница Наркоминдела.
Дербышева Лия Николаевна с бабушкой на даче. 29 июля 1924 года. Фото из семейного архива Елены Мжельской (невестки Л.Н. Дербышевой).
Отец — Дербышев Николай Иванович (1879, Омск — 1955, Москва), родился в семье рабочего-кожевника. С двенадцати лет начал работать на литейном заводе, затем в типографии наборщиком. В 1896 году Дербышев вступил в подпольную социал-демократическую организацию. В 1900 году был арестован и после годичного одиночного тюремного заключения выслан в Омск под надзор полиции. В Омске Н. И. Дербышев с местными социал-демократами организовал Омский социал-демократический комитет. В 1902 году за распространение первомайских листовок был вновь арестован. Приговорен царского судом к трем годам тюремного заключения и четырем годам ссылки в Тобольскую губернию. Осенью 1905 года Н. И. Дербышев работает в Уральском комитете РСДРП, возглавляет одну из боевых дружин екатеринбургских рабочих. В начале 1906 года Н. И. Дербышева был арестован и в декабре выслан в Олонецкую губернию, откуда через два месяца бежал. Поселившись нелегально в Петербурге под фамилией «Войтклич», Дербышев поступает инструктором в школу словолитных машин. Выступает как агитатор Василеостровского райкома партии под кличками «Василий», «Борода». Во время Февральской революции — председатель совета старост типографии Сойкина. Избрали председателем профсоюзного комитета типографии. В начале лета 1917 года принимал участие в I конференции фабрично-заводских комитетов Петрограда, на которой выступал В. И. Ленин. На конференции был избран председателем Центрального совета фабзавкомов (ЦК ФЗК). В дни Октябрьского переворота члены Центрального совета фабзавкомов находились в распоряжении Военно-революционного комитета, выполняя различные ответственные поручения.
Дербышев Н.И. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 5418327.
Позже Н. И. Дербышев был назначен народным комиссаром печати, а затем избран секретарем Петроградского совета профсоюзов. Впоследствии работал заместителем председателя СНХ Северной области, начальником Главного управления полиграфического производства, председателем ЦК союза печатников.
Сын (от брака с Вадимом Ивановичем Пономаревым) — Сергей Вадимович Пономарёв, педагог, сценарист.
Лия Николаевна с первым мужем Вадимом Пономарёвым, сыном Сергеем и падчерицей Эллой. Фото из семейного архива Елены Мжельской (невестки Л.Н. Дербышевой).
Внучка — Варвара Пономарева, аспирантка Карлова университета в Праге. Работает в издании Nová čeština doma & ve světě.
Муж — Чачин Владимир Михайлович (1923 — 1977) — писатель, журналист, сценарист; участник Великой Отечественной войны. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1955). Печатался с 1948. Работал спецальным корреспондентом газеты "Правда", затем в журнале «Молодой коммунист» редактором отдела комсомольской жизни. Автор сборников "О друзьях-товарищах" (1950), "Навстечу солнцу" (1956), "Если сердце открыто людям" (1956), романа-трилогии о военном поколении "Король с Арбата" (1972; в книге очень точно передана атмосфера 30-х годов). Ушел на фронт со школьной скамьи. Именно там, на фронте под Смоленском осенью 1941 года, начинается действие "Короля с Арбата". Основное место в повести занимает история мальчика с Плющихи , "коронованног", по тогдашнему московскому обычаю, друзьями по двору и давшему при коронации клятву "никогда не притеснять слабых, вести беспощадную войну с "домпять" и способствовать процветанию торговли с палатками "Утильсырья"". История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает в окопах семнадцатилетний доброволец, "король с Арбата" Алеша Грибков и – четверть века спустя – его создатель и прообраз Владимир Чачин. В браке с Л. Н. Дербышевой с января 1973 года.
1951 — Дорога имени Октября (фильм к 100-летию Октябрьской железной дороги); режиссеры: Л. Дербышева, Э. Рязанов; автор сценарого и текста: О. Савич; операторы: Г. Земцов, Е. Легат, Н. Шмаков; звукооператор: К. Никитин
1951 — Юные спортсмены (тренировки и соревнования юных спортсменов на стадионах, в школьных спортзалах, бассейнах, катках, трассах); режиссёры: Л. Дербышева, В. Катанян; операторы: М. Ошурков, О. Рейзман
1953 — Лев Толстой; полнометражный; реж.: С. Бубрик; авторы сценария: Л. Никулина, С. Бубрик; оператор: Е. Ефимов; звукооператор: К. Никитин; асс. режиссёра: Л. Дербышева
1954 — В передовых леспромхозах (производственные процессы заготовки древесины на лесосеках Городищенского и Крестецкого леспромхозов на Западном Урале); режиссер; операторы: Г. Голубов, И. Михеев
1955 — Страницы истории (фильм посвящен созданию коллективных хозяйств-колхозов и артелей в СССР; использованы документы и материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР, Госфильмофонда СССР); полнометражный; реж.: Л. Кристи, Л. Дербышева
1956 — Президент Сукарно – гость Советского Союза; полнометражный; режиссёр: Л. Дербышева; операторы: А. Зенякин, П. Касаткин, М. Ошурков, И. Сокольников; автор текста: Л. Браславский; дикторы: О. Высоцкая, А. Задачин; звукооператор: И. Гунгер
1956 — Гости Афганистана в Советской стране; режиссёр; операторы: Г. Голубов, А. Зенякин, И. Михеев, Н. Соловьев, В. Ходяков
1956 — Московский энергетический (фильм рассказывает о Московском энергетическом институте); режиссёр; оператор О. Рейзман; авторы сценария: М. Анвельт, Л. Дербышева; звукукооператор: И. Гунгер
1957 — Искусство друзей (в июле – августе 1957 года в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов; фильм рассказывает о выступлениях художественных коллективов и отдельных представителей стран-участниц фестиваля); полнометражный; режиссёр; автор сценария и текста В. Комиссаржевский; главные операторы: А. Левитан, Р. Халушаков; операторы: Н. Генералов. П. Касаткин, М. Прудников, М. Силенко, В. Трошкин, С. Фрид; Гл. звукоопеартор И. Гунгер; редактор Э. Бахрах; асс. режиссера: Е. Залкинд, Д. Мусатава, Л. Рамазина; директор картины Б. Чекалов
1957 — В независимой Гане; реж.: В. Киселёв, Л. Дербышева; оператор: В. Киселев; композитор: М. Меерович
1957 — Герои Бреста (фильм о защитниках Брестской крепости); режиссёр; операторы: С. Киселев, П. Опрышко, В. Пужевич, Г. Серов, А. Щекутьев; автор текста И. Горелик; диктор Л. Хмара; звукооператор К. Никитин
1958 — Малыши (съемки фильм апроходили в роддомах г. Москвы); режиссёр
1958 — Всегда с партией; полнометражный; режиссёр; операторы: О. Арцеулов, Ю. Бородяев, Н. Генералов, Ю. Егоров, О. Лебедев, В. Трошкин; звукооператор; В. Нестеров
1958 — Искусство молодых (фильм об артистах, выступающих в Вене на Международном фестивале молодежи); режиссёр; операторы: А. Колошин, И. Бессарабов
1958 — Весенний ветер над Веной (фильм о VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Вене); полнометражный; режиссёр; операторы: А. Колошин, И. Бессарабов, В. Копалин, Д. Каспий, Л. Максимов, А. Семин; автор сценария: Р. Рождественский
1958 — А. И. Микоян в Мексике; режиссёр; оператор: П. Касаткин; композитор: А. Меерович; автор текста: Г. Боровик; звукооператор: В. Георгиевская, З. Уздин
1959 — На внеочередном XXI-ом съезде КПСС № 6 (Съезд строителей коммунизма); режиссёр совместно с З. Фоминой
1960 — Сердечные встречи на финской земле (пребывание Н. С. Хрущева в Финляндии); режиссёры: Л. Дербышева, А. Колошин; операторы: А. Колошин, И. Бганцев
1961 — Голоса целины; полнометражный; режиссёр; оператор: В. Воронцов
1961 — Песня Имы Сумак (гастроли певицы из Перу - Имы Сумак в Москве); режиссёр; оператор: В. Трошкин
1962 — Знаменосцы счастья (фильм посвящен 45-й годовщине Октябрьской революции); режиссёр; оператор: А. Хавчин; звукооператор: В. Котов; автор текста: В. Чачин
1962 — Визит дружбы в страны Африки (фильм о визите А. И. Микояна в Гвинею, Гану, Мали, Марокко); режиссёр; операторы: В. Воронцов, М. Попова
1962 — Путешествие в год 1918; режиссёр; оператор Г. Епифанов; композитор В. Рубин; звукооператоры: И. Гунгер, Ю. Оганджанов
1963 — Лес шумит (фильм рассказывает о борьбе с лесными пожарами на примере Брянского лесничества); режиссёр; оператор: Г. Епифанов; звукооператор: И. Гунгер; автор сценария: В. Горохов
1964 — Мы встречаем немецких друзей (фильм о пребывании В. Ульбрихта (Германия Восточная) и сопровождающих его лиц в СССР); полнометражный; режиссёр; операторы: Ю. Леонгардт, Б. Шер, А. Истомин, В. Микоша, М. Прудников, Н. Шмаков
1965 — Осенний хоровод (концерта самодеятельности учащихся профтехучилищ Советского Союза в КДС); режиссёр; операторы: Г. Асланов, Н. Даньшин; звукооператоры: З. Уздин
1965 — Мой город – моя судьба; режиссёр; оператор: А. Левитан; авторы сценария: В. Чачин, Л. Дербышева; композитор: А. Севастьянов; звукооператор: А. Петров
1965 — Мы – рабочий народ (фильм посвящен 25-летию профессионально-технического образования в СССР); режиссёр; оператор: Н. Даньшин; автор сценария: В. Чачин
1966 — В городе клоун. Олег Попов в Ленинграде; Производство: ЦСДФ по заказу ВО "Совэкспортфильм"; режиссёр; автор сценария: Л. Браславский; оператор: В. Байков ; композитор: Е. Крылатов
1968 — Беспокойный народ (празднование в Москве Дня советской молодежи); режиссёр; автор сценария: В. Чачин; оператор: В. Бойков
1968 — Подросток (фильм рассказывает о проблемных подростках); полнометражный; режиссёр; оператор: В. Байков; автор сценария: Э. Кузнецов; композитор: Ю. Буцко
1971 — Москва первомайская (спецвыпуск); режиссёр
1971 — На XXIV съезде КПСС № 4 (Будущее в наших руках); режиссёр
1972 — Премьер-министр Малайзии в СССР; режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Ходяков
1972 — Наш гость – Фидель Кастро; режиссёр; операторы: В. Воронцов, В. Цитрон, Ю. Буслаев, В. Ловков
1972 — Шаги по земле (подготовка сельскохозяйственных работников (механизаторов) в сельском профессионально-техническом училище № 6 в Подмосковье.); режиссёр; оператор: П. Касаткин
1972 — Москва – город прибрежный (фильм рассказывает о Москве, как о городе прибрежном, о водном проспекте столицы Москве-реке, о капитанах речного транспорта, о работе речных портов столицы); режиссёр; автор сценария В. Чачин; оператор В. Ходяков; звукооператор З. Уздин; редактор Г. Духовская; диреткор картины М. Захаров
1974 — Рабочий человек; режиссёр; автор сценария: В. Чачин; оператор: В. Никонов; звукооепратор: Е. Уманский
1975 — Весна труда; полнометражный; режиссер; автор сценария В. Чачин; операторы: Г. Мякишев, В. Никонов; звукооператор Ю. Игнатов; редактор Т. Карпова; асс. режиссера: Э. Алексеенко, Л. Рамазина; графическое оформление: художники — М. Артамонов и М. Морозова, оператор — З. Громова; мастера-светотехники: В. Бежкин, Н. Пронин; директор картины Н. Алексеев
1976 — Премьер-министр Анголы в стране Ленина; режиссер; операторы: И. Бганцев, Е. Федяев
1976 — На XXV-м съезде КПСС. Дело партии-дело народа (спецвыпуск № 2); режиссёр
1976 — На XXV съезде КПСС. Планы партии претворим в жизнь! (спецвыпуск № 8); режиссёр
1976 — Премьер-министр Анголы в стране Ленина; режиссёр; операторы: И. Бганцев, Е. Федяев; редактор Л. Камышин; редактор Н. Кутырева; звукооператор Ю. Игнатов
1977 — Самый нужный человек (фильм рассказывает о профтехучилищах (ПТУ) в СССР); полнометражный: реж.: Л. Дербышева, А. Соловьева; операторы: Г. Мякишев, И. Фрэз
1978 — СССР - Болгария: дружба и сотрудничество; режиссёр; операторы: Л. Максимов, Е. Федяев
1978 — Сердечное спасибо (фильм о совместном космическом полете космонавтов из СССР и ГДР В. Быковского и З. Йена; автор сценария: В. Коновалов; режиссёр; операторы: Кузминский С., Филатов И.; редактор: Т. Тихомирова; звукооператоры: Ю. Зорин, Ю Игнатов; асс. режиссёра: Э. Алексеенко; директор картины: А. Еланчук
1979 — Равнение на мужество (фильм к 60-летию Центрального Музея вооруженных сил СССР); режиссёр и автор сценария; оператор: И. Фрез; автор текста: В. Капитановский
1980 — Легка ли земля Кубани... (киноповесть о кубанской земле, ее тружениках, трудных и славных буднях; фильм комментирует Галина Шергова); полнометражный; режиссёр; авторы сценария: Л. Дербышева, Г. Шергова; автор текста: Г. Шергова; оператор: А. Колобродов; редактор: В. Писарук; мантажер: Р. Завалишина; звукооператор: Л. Веренинов, Ю. Игнатов, П. Пивоваров; диреткор картины: К. Рыжиков
1981 — К новым рубежам (26-ой съезд КПСС. Выступления Брежнева, Тихонова и других делегатов, гостей съезда); по заказу ССОД; режиссёр;
1981 — Эстафета творчества; полнометражный; режиссёр; операторы: А. Истомин, В. Маев
1981 — Понимать друг друга (IV Международная олимпиада по русскому языку среди школьников); режиссёр и автор сценария; операторы: Д. Парфёнов, А. Полуянов; редактор Г. Слуцкая
Съемочная группа фильма «Производство промышленности группы "Б"». На фото (слева направо): оператор Виктор Маев, режиссёр Лия Дербышева, директор картины Галина Сергеева. г. Новокузнецк. 1982 год. Фото из семейного архива Елены Семиной (Сергеевой).
1982 — Слово о вещах (Производство промышленности группы «Б»); (фильм о производстве товаров народного потребления на примере предприятий: Новокузнецкого металлургического комбината, шахт Кузбасса, обувной фабрики "Масис", Прокопьевского фарфорового завода, ткацких фабрик и др; проблемах "дефицита", качества выпускаемой продукции); полнометражный; автор сценария: В. Капитановский; режиссёр; оператор: В. Маев; звукооператор: Ю. Зорин; редакторы: Е. Крамарский, В. Панасюк; монтаж Р. Завалишина; директор картины Г. Сергеева
1983 — Путь к людям (в фильме показана работа райкомов партии Москвы; комментарии секретарей Перовского, Советского, Киевского и др. районных комитетов КПСС г. Москвы; роанализированы проблемы: брака и семьи, пьянства и др.); полнометражный; режиссёр; операторы: И. Кузнецов, Ю. Орлов
1986 — Город (о работе председателей исполкомов городских Советов народных депутатов пяти городов, о проблемах этих городов); полнометражный; режиссер; оператор Ю. Ивлев; звукооператор Ю. Зорин; композитор Ю. Каспаров; монтажер Д. Ломакина; директор картины В. Сафрайтэр
1987 — Сказание о празднике (празднование 840-летия со дня основания Москвы); реж.: И. Галин, Л. Дербышева; авторы сценария: Галин И., Аронов А., Дербышева Л.; гл. оператор: В. Маев; операторы: Е. Аккуратов, В. Головня, Ю. Голубев, В. Еланчук, И. Двойников, Г. Епифанов, Г. Завьялов, А. Зайцев, Ю. Ивлев, Б. Извеков, В. Ловков; редактор: А. Кибкало; звукооператор: Ю. Зорин; диреткор картины: А. Грушенков
1987 — Праздник делаю сам! (праздник двора, организованный для жителей одного из микрорайонов г. Свердловска членами молодежного жилищного комплекса); режиссёр и автор сценария; оператор: А. Лобов; редактор: А. Кибкало; автор текста: С. Пономарев; звукооператор: Ю. Зорин, И. Мазаев; директор картины: В. Сафрайтэр
1988 — Визит Франца Враницкого в СССР (пребывание Федерального канцлера Австрии Франца Враницкого в СССР); режиссёр; операторы: В. Байков, Ю. Голубев; автор текста: С. Пономарев; звукооператор: Ю. Зорин; директор картины: В. Черненко
1989 — Завещание Веры Мухиной (фильм о жизни и творческой судьбе скульптора Веры Мухиной рассказывает ее сын В. Замков (использованы письма, дневники, кадры кинохроники)); режиссёр; Дербышева; оператор: В. Маев
1989 — Открытый урок. Репортаж с педагогического съезда (Всесоюзный съезд работников народного образования в декабре 1988 года); режиссёр; операторы: С. Кузминский, Л. Максимов
1989 — Кто поможет Светлане Рябцевой? (фильм о судьбах талантливых педагогов); режиссёр; оператор: М. Минкин
1990 — Тихий голос академика Сахарова (о событиях в стране между 2 -ым и 3-ьим Съездами Народных депутатов; о похоронах академика А. Сахарова); режиссёр и автор сценария; операторы: А. Зайцев, В. Ступин; редактор: Н. Чуев; звукооператор: И. Мазаев; монтажер: З. Чепёлкина; директор картины В. Журавлёв
1991 — Самые важные девять месяцев (фильм о зарождении и развитии человеческой жизни); полнометражный; Производство: Современник (ЦСДФ); режиссёр; оператор: А. Ломтев
1993 — Только кошки (фильм рассказывает о клоуне и дрессировщике Юрии Куклачеве, о его театре кошек; автор сценария: С. Пономарев; режиссёр; оператор: А. Терехов; звукооператор: Ю. Котов; монтажер: З. Чепёлкина; директор картины: Т. Курская
Режиссёр киножурналов: "Новости дня", "Московская кинохроника", "Страна Советская", "Пионерия", "Советский воин", "Хроника наших дней".
1985 — Хроника наших дней № 11 (Прощание с Константином Устиновичем Черненко); режиссёр
[...]За то время, что оставалось у меня до отъезда в Москву, я побывала в драмкружке института и выступила на двух или трех вечерах. После чего ко мне подошел Теодор Лазаревич и сказал, что ему очень понравилось, как я пела цыганский романс в цветастой шали и читала монолог, уже не помню какой, что-то из военной литературы. В это время я даже получила роль Ксении (младшей сестры) в лавренёвском "Разломе", а роль старшей сестры досталась Лии Дербышевой, которая училась на курс старше меня на этом же факультете и с которой мы сразу подружились на почве театральных дел. Она не скрывала, что мечтает быть артисткой. Я сказала, что тоже мечтаю об этом, и по приезде в Москву буду пытаться поступить в театральное училище при Малом театре. Я начиталась книжек про Ермолову, Малый театр. В провинции мы о МХАТе мало знали. О ГИТИСе вообще ничего не знали. Короче говоря, я очень хотела поступить в училище при Малом театре. Моя новая подруга загорелась тем же желанием, сказав, что это прекрасно и вдвоем нам будет легче поступать.
Дина Мусатова, режиссер, Источник
Наступил день реэвакуации института в Москву. Нас разместили по вагонам. Лия Дербышева перевела меня в свой вагон, где были ребята постарше, с ними было веселее, чем с первокурсниками. Меня прекрасно встретили. Весело было — это не то слово. Бесконечные гитары, песни, розыгрыши, шутки. Ехали мы в Москву около месяца.[...]
Это был уже 43-й год. Наш эшелон ехал вне расписания, мы пропускали всё, что имело отношение к фронту. Иногда подолгу стояли, иногда быстро проскакивали. Как получалось. Жизнь в эшелоне была сумбурная. Вдруг нас будят в три часа ночи и говорят, чтобы мы готовили котелки, т.к. на следующей станции будут давать суп. В вагон вкатывается чан, всем разливают суп из крапивы с чем-то ещё, и все едят в три часа ночи. Суп раздавали по карточкам, которые были у каждого. На другой станции нас ждала баня. И мы мчались стремглав, получали свои шайки и свою воду и мылись...[...]
Было много очаровательных стихов, песен — так мы ехали и, наконец, приехали в Москву.[...]
В поезде я окончательно подружились с Лией Дербышевой, которая была москвичкой. Она сказала: "В общежитие я тебя не пущу, будешь жить у меня". Оказалось, что у неё родители — старые большевики. И огромная, шикарная квартира на Арбате, пятикомнатная. Дом был старинной постройки, красивый, каменный. Квартира была с двумя балконами, большой ванной, большим коридором и большой библиотекой. Словом, это было удивительное помещение. В главной комнате висела шикарная люстра, эркер, весь из стекла, выходил на улицу. Стоял огромный великолепный стол, мебель всяческая удивительная, рояль, старинные ноты. Подруга на этом рояле часто играла, я тоже. Иногда мы с ней вместе музицировали и пели.[...]
[...]Лия Дербышева, уже окончила МЭИ. Серьезная, но иногда вдруг взрывается смехом. Стремительная, малоконтактная, из тех, про кого говорят "Шутки в сторону!".[...]
В.В. Катанян, режиссёр, Источник
[...]25 апреля. К нам пришли читать лекции по научно-популярному кино Александр Згуриди и по хроникальному Арша Ованесова. Предложили, кто хочет, может специализироваться по этим видам кинематографа. Я решил пойти на хронику. Минайченкова и Дербышева тоже. Элик с Зоей еще не решили. Пока что мы идем к Ованесовой ассистентами-практикантами на фильм "30 лет комсомола".[...]
В.В. Катанян, режиссёр, Источник
[...]15 и 17 апреля 1950 года, защитив дипломы и получив звание режиссеров художественных фильмов, мы пришли на Центральную студию документальных фильмов, куда нас направили из Главка и зачислили ассистентами (Фомина, Рязанов, Дербышева и я). Мы ассистировали то мастерам, то тусклым ремесленникам. Понемногу нам стали давать работать самостоятельно, делать "Пионерию", ежемесячный журнал о детях и для детей, когда-то придуманный Аршей Ованесовой. Когда сказали про Станиславского, что он вышел из самодеятельности, то услышали в ответ: "Из самодеятельности вышел каждый, кто в нее вошел". Так и из "Пионерии" вышел каждый, кто в нее вошел.[...]
В.В. Катанян, режиссёр, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог ГРАКФД и каталог ООО НЭТ-ФИЛЬМ. Фотографии из частных архивов.