Последнее обновление: 02.03.2023.
Капкин Мордух Мовшевич / Михаил Мордухович (10 (23) марта 1913, Борисов (ныне Минская область, Республики Беларусь)[1] — 01 февраля 1944, Донбасс (по другим данным на Криворожском направлении). Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944; посмертно). Беспартийный.
В 1928 году окончил 8 классов средней школы.
В 1928 — 1930 — рабочий (наборщик) в типографии в Борисове[2].
В 1930 году городским комитетом ВЛКСМ и трестом «Белгоскино» был направлен на учебу в Государственный техникум кинематографии (ГТК; преобразован в Государственный институт кинематографии (ГИК) 05 августа 1930 года).
В 1936 году окончил операторский факультет ГИКа.
В 1936 — 1938 — оператор Минской студии кинохроники.
В РККА с 1938 года. Участник Финской компании 1939 — 1940 гг.
В 1940 — 1941 — оператор Минской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной воны. Воинское звание: инженер-капитан. Воинская часть: 3 УкрФ (3 УкрФ).
Киногруппа 3-го Украинского фронта. 1943 год. На фото (слева направо): оператор Александр Брантман, (неустановленное лицо), операторы Михаил Капкин и Иван Грачев. Фото из семейного архива Е.А. Немировой (дочери А.М. Брантмана).
В качестве кинооператора в составе фронтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях в составе 3 УкрФ, в том числе:
— Днепропетровской наступательной операции; Период: c 23.10.1943 по 05.11.1943 г.;
— Наступательной операции на криворожском направлении. Период: c 14.11.1943 по 30.11.1943 г.;
— Никопольско-Криворожской наступательной операции (Операция 2-го удара); Период: c 30.01.1944 по 22.02.1944 г..
Погиб 01 февраля 1944 года во время боевой наступательной операции на Криворожском направлении (машину, в которой ехал Михаил Капкин, отбросило на мину)[4].
Отец — рабочий типографии в г. Борисове.
1939 — С хутора в колхозные селения; оператор в соавторстве с другими операторами
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
1938 — Социалистическая деревня № 3; реж. М. Фиделева; операторы: Фроленко, Ешурин, Шир Захидов, Ципорин, Рымарев, Капкин
1938 — Железнодорожник № 6; реж.: Г. Сатарова; операторы: Бурт, Рымарев, Доброницкий, Штатланд, Ефимов, Шафран, Капкин
1938 — Железнодорожник № 10; реж.: Г. Сатарова; операторы: Городецкий, Козьмин, Соловьев, Каиров, Косицин, Семенов, Штатланд, Капкин
1941 — Союзкиножурнал № 8; реж.: М. Фиделева; операторы: Ф. Овсянников, А. Левитан, М. Беров, М. Капкин, Я. Славин, М. Безвиконная, Г. Николаев, А. Брантман, М. Каплунский, Г. Донец
1941 — Союзкиножурнал № 48; реж.: И. Кравчуновский; операторы: М. Ошурков, М. Капкин, И. Сокольников, В. Маневич, Н. Степанов, И. Беляков, А. Хавчин, А. Каиров, Т. Меристу
1943 — Союзкиножурнал № 66-67; реж.: М. Фиделева; операторы: К. Богдан, Г. Бровин, А. Кричевский, В. Смородин, А. Шафран, А. Брантман, М. Грачев, В. Ешурин, М. Капкин
1943 — Союзкиножурнал № 39; реж.: И. Венжер; операторы: И. Беляков, Е. Мухин, А. Хавчин, В. Цитрон, М. Капкин, И. Комаров, Крылов, Д. Шоломович
1943 — Ворошиловград (Юго-Западный фронт, 14-16 февраля 1943 года); кинолетопись
1943 — В излучине Днепра; кинолетопись: операторы: М. Капкин, И.Чикноверов
1943 — Расстрел фашистами парламентеров национального комитета "Свободной Германии"; кинолетопись; операторы: Бронтман, Капкин
1943 — Северский Донец; кинолетопись
1943 — Похороны гвардии полковника Лебедева; кинолетопись; операторы: Брантман А.М., Капкин М.М.
1943 — Первый поезд через новый Днепропетровский мост; кинолетопись; операторы: Брантман, Капкин
1943 — Борьба за Днепрогэс (3-й Украинский фронт, ноябрь, 1943 года); кинолетопись
1944 — Минометчики–сталинградцы (киносъёмки, вошедшие в кинолетопись, проводились в частях 8-й гвардейской армии генерал-полковника В.А. Чуйкова, 3-й Украинский фронт); операторы: Брантман А.М., Капкин М.М.
____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2); «Когда пушки гремели. 1941-1945» (Москва, изд. «Искусство», 1978 год). Наградный документы и боевой путь: информационный портал Минобороны РФ «Память Народа».
Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».
Бои уже шли за пределами Брестской крепости – война быстро растекалась по дорогам пограничных районов Белоруссии. Ничего еще не зная об этом, наши минские кинодокументалисты, операторы Михаил Беров, Володя Пужевич и Юрий Иванцов отправились на съемки открытия рукотворного озера на окраине Минска и в парк на соревнования по стендовой стрельбе. Операторы Володя Цитрон, Жора Голубов и Николай Шадронов с режиссером Владимиром Стрельцовым снимали в западных районах республики на самой границе, где зрел богатый урожай. А я вместе с выпускником Московского института кинематографии Мишей Капкиным в роковой день 22 июня 1941 г. отправлялись в командировку в Беловежскую пущу, под Брестом, для съемок фильма о заповеднике, который еще в тридцать девятом году, в дни воссоединения Белоруссии, пленил меня своей первозданной красотой.[...]
Иосиф Вейнерович, кинооператор, Источник
То, что осталось от недавно цветущего города, представляло теперь ужасающее зрелище: дома, сгоревшие дотла, тлеющие развалины, местами то тут, то там виднелись обгоревшие трупы людей, и среди этого кошмара бродили, жалобно мяукая, обезумевшие голодные кошки. Никто не тушил пожары, и совсем не было видно людей. Здание студии полыхало багровым пламенем. Горела фильмотека, где хранились наши фильмы и киножурналы, и вместе с ней склад республиканского фонда кинопроката. Над хранилищем взлетали, взрываясь в воздухе огненными фейерверками, коробки с кинопленкой. Жаркое пламя полыхало во всю ширину улицы и обжигало за добрую сотню метров так, что следовало бросить всякую надежду пробиться ближе и что-либо еще пытаться спасти. Растерзанный город остался один на один с бедой! Высшее руководство, как выяснилось гораздо позже, спешно бежало, даже не проинформировав население о стремительно приближавшейся линии фронта. В уцелевших еще нескольких зданиях государственных учреждений, как и на улицах, людей уже не было. Ни одной души…
И тогда пришло верное, хотя и вынужденное решение: как-то добираться до Москвы, в наш Главк и на Центральную студию кинохроники – это решение определило дальнейшую мою судьбу и моих коллег, ставших фронтовыми кинооператорами[...]