Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 692-693 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото кинооператоры (слева направо): Георгий Голубов и Леонид Котляренко. Белорусский фронт. 1944-1945 гг.
Голубов Георгий Альбертович (1916–1992).
Один из ведущих операторов советской кинохроники. Родился в селе Алешки Херсонской губернии в семье служащих (отец – горный техник, мать – зубной врач). Русский. Беспартийный. В 1939 окончил операторский факультет ВГИКа. До войны работал на Минской студии кинохроники.
Войну встретил в действующей армии, потом был отозван на операторскую работу во фронтовую группу. Снимал в киногруппах Северо-Кавказского и 2-го Белорусского фронта. Многие съемки Голубова вошли в оперативные выпуски хроники, а также в фильмы «Битва за Кавказ», «Минск наш», «Освобождение Вильнюса», «Кёнигсберг», «В логове зверя» и др.
Пожалуй, самую лучшую и точную характеристику этому оператору-скромняге дал редактор Отдела фронтовых киногрупп Главкинохроники Всеволод Попов:
«Несколько слов о Голубове. В его репортаже мы имеем пока что лучшие человеческие эпизоды и кадры. Весь материал "Люди из концлагеря", широко использованный в выпуске, снят глубоко и с большим вкусом и тактом.
В репортаже "Вперед на Запад" (район Богушевска) у него хороший эпизод о встрече сержанта с семьей после четырехлетней разлуки.
Учтите, что жизнь Голубова за время войны была очень тяжелой, в группе Южного фронта он оформлялся более года, не имел аппарата, документов, зарплаты, болел, был выбит из колеи, много терпел от жесткого примитивного отношения к себе случайных мелких начальников. Я все это наблюдал лично во время командировки на юг осенью прошлого года.
Я не поверил Гуляеву, говорившему о том, что Голубов трус и что его надо отозвать с фронта. Теперь это опровергается просмотренным материалом, о котором напишу Вам подробнее.
У людей на фронте свои биографии, свои пути и переживания. Возьмите Сущинского. Осенью прошлого года его считали почти безнадежным. А я знал, что этот человек подолгу бывал в передовых цепях, экспериментируя, определяя возможность съемки войны в разгаре боя. В то же время он не давал полезных съемок. Психологически его состояние было тяжелым. Мы нашли способ вытянуть его, внушить ему чувство уверенности, и в результате в Крыму он был смелым, выносливым, профессионально зрелым оператором, каким, я надеюсь, будет и у Вас.
У Голубова психика, осложненная свойствами характера и той тяжелой жизнью, о которой я уже сказал. В то же время он интеллигентнее, культурнее и тоньше большинства операторов, с которыми мне приходилось встречаться».
(Цена кадра. С. 426–427.)*
За работу во фронтовых киногруппах награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны работал на ЦСДФ.
_______________________________
* Из письма редактора Всеволода Попова начальнику фронтовой киногруппы 3 Белорусского фронта А.И. Медведкину (18 июля 1944 года).
«Надевают маскхалаты, берут автоматы, гранаты, сдают документы и ордена...»
«НОЧНИКИ»
2 сентября 1943 г.
Монтажный лист № 1128
Для группы «25 лет комсомола»
Операторы: М. Пойченко, Г. Голубов
Съемки проводились вечером и в сумерки. Пленка «Дюпон Супериор-2», эмульсия № 126-450-30, 140 метров, СЧС-1, эмульсия № 22 и «Панхром», эмульсия № 154, 210 метров. Всего 350 метров
Диверсионно-разведывательный отряд моряков комсомольцев, которым командует лейтенант Пшыченко Василий Михайлович, много раз переходил линию фронта и углублялся в тыл противника. Дерзкими налетами он внезапно обрушивался на немецкие штабы, взрывал и поджигал склады, сеял смерть и панику в стане врага.
Сегодня отряд комсомольцев-смельчаков готовится в очередную опасную операцию.
Снято:
Солнце погружается в море.
На пустынном берегу расположился отряд комсомольцев-разведчиков, они готовятся к очередной своей операции. Разведчики надувают резиновые шлюпки, готовят оружие, курят, отдыхают.
Средние и крупные планы: 1. Старшина 2-й ст. орденоносец Шамрай – на первом плане без рубахи и с автоматом – бесстрашный разведчик, первый мастер по уничтожению немецких штабов. 2. Старшина 2-й ст. орденоносец Ткаченко – в центре группы в тельняшке – ловкий специалист по «языкам». 3. Краснофлотец, орденоносец т. Кондратьев – без головного убора в маскхалате, набивает диск автомата – специалист по уничтожению немецких артиллерийских батарей. 4. Сержант, дважды орденоносец Зина Романова, бесстрашная разведчица, будучи трижды ранена, она вернулась в свою часть, чтобы мстить за двух родных братьев, расстрелянных немцами.
В море появился катер.
Комсомольцы надевают маскхалаты, берут автоматы, гранаты, сдают документы и ордена.
Катер подошел к берегу, взял на борт разведчиков и ушел в море.
На палубе, в пути, командир отряда т. Пшыченко повторил задачу, проверил готовность каждого бойца.
Крупные планы бойцов, сидящих и лежащих на палубе в ожидании команды к бою.
Вражеский берег близок.
Катер приглушил моторы.
Ловко, бесшумно моряки спускают шлюпки на воду, быстро садятся в них и скрываются в сумерках.
Вражеский берег ночью. Часть города Новороссийска, где видны взрывы, пожары – результат работы комсомольцев.
Утро. Солнце серебрит морскую зыбь, «наплыв». Комсомольцы, возвратившиеся с задания, сладко спят в тени под яблоней.
Средние и крупные планы спящих.
Возвращаются документы и ордена.
Два узелка остаются. «Наплыв».
В развернутых узелках комсомольские книжки и ордена, владельцы которых Витя Челенко и Никита Уличный не вернулись, они погибли героической смертью.
В своем блокноте Витя Челенко написал:
«Если я погибну в борьбе за рабочее дело, прошу политрука Вершинина и старшего лейтенанта Куницына зайти, если будет возможность, к моей матери, которая проживает в
г. Ейске, и рассказать старушке о ее любимом сыне и о том, как он без промедления отдал жизнь за освобождение своей родины от вшивых фрицев. Прошу мой орден, комсомольский билет и этот блокнот вручить мамаше. Пусть она хранит и вспоминает сына моряка, моя бескозырка будет всегда напоминать ей о Черноморской славе».
Кинооператоры: (подписи).
Черноморский флот. Разведотряд Новороссийской базы Черноморского флота.
2/IX–43
Подлинник. Машинопись. Подписи – автограф.
«ЛЮДИ ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ»
5 июня 1944 г.
Киногруппа 3-го Белорусского фронта
Оператор Голубов Г.А.
Снято на пленке СЧС-1
Юго-восточней Витебска, в районе озера Шелохово, враг отступил на 3 км, отойдя на правый берег р. Суходровка. Операция сколь-нибудь значительными боями не сопровождалась. На освобожденной территории немцы оставили лагерь, где они держали 8000 жителей г. Витебска и пригородных районов. Трудоспособные были отправлены в Германию на каторгу, остальные – старики, больные, женщины и дети.
Лагерь расположен в лесу в 800-1000 м от немецкой передней линии траншей (новой). Заключенные жили под открытым небом. Свирепствовал тиф и проч. болезни. Люди умирали от болезней и истощения. Перед уходом немцы расстреляли несколько десятков человек: среди них был мальчик 15 лет (фамилию установить не удалось).
Как только немцы ушли, люди стали уходить из лагеря, направлялись в наш тыл. Я добрался в лагерь в пять часов утра. Шел проливной дождь. В этих условиях я произвел съемку, т.к. оставшихся должны были срочно отправлять (лагерь простреливался).
Технически съемка должна быть невысокого качества вследствие дождя и раннего утра. Затем я догнал идущих. Снял их. Снял также на бивуаках. К сожалению, встречу нельзя было снять как следует, т.к. был дан приказ, запрещающий бойцам подходить к эвакуированным (очень много инфекционных больных). После этого я вернулся в пустой лагерь. Снял часть расстрелянных, которые еще не были похоронены, могилы замученных в лагере, лес с передним краем лагеря.
Данный материал, с моей точки зрения, может быть полезен для фильма «Освобождение Белоруссии». В основном с этим расчетом я и снимал.
Снято 4 июня 1944 г.
Снято:
Оператор Голубов Г.А.
Подлинник. Машинопись.
«"Только для немцев" – категорически гласит надпись на уборной. Немцы проходят мимо этой надписи под конвоем...»
«ВПЕРЕД НА ЗАПАД» (ГОРОД БОГУШЕВСК)
27 июня 1944 г.
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 718
Оператор: Голубов
Войска 3-го Белорусского фронта могучим наплывом устремились на запад. Бесконечным потоком идет могучая техника Красной Армии. Вот город Богушевск. Перерезав здесь ж. д. Витебск – Орша, войска 3-го Белорусского фронта предрешили участь этих важнейших узлов сопротивления противника. Немцы стремительно отступали, не успев даже угнать эшелон с горючим. Вот он – бензин, выкачанный немецких сателлитов. Догорала сожженная мебельная фабрика, дымились подожженные нашими артиллеристами немецкие танки. Танк сгорел, фриц спекся. Вот он, обгоревший, лежит у танка. «Пантера» усиленно драпала, но артиллеристы работали славно и метко. Идут «катюши» – любимицы бойцов, оставляя за собой исковерканные «тигры», «пантеры» и прочих представителей фашистской фауны.
А вот еще 400 представителей зверинца. Они имеют весьма бледный вид. Чистокровные, как стадо баранов, бредут в пыли. Это первые ласточки. «Только для немцев» – категорически гласит надпись на уборной. Немцы проходят мимо этой надписи под конвоем. Без конца мимо еще горящих зданий проходит могучая техника.
Из леса возвращаются в город жители, скрывавшиеся от немцев. Но некоторых подлецы находили. В последнюю минуту в звериной жестокости немцы расстреливали всех, попадавшихся им на глаза. Фекла Жигало у трупов расстрелянной дочери Фени, 9 л., племянницы Тани, 10 л., отца мужа И.А. Жигало, 75 л., и деверя В.И., 50 л. Они были расстреляны 29-го за то, что не хотели идти в Германию. Муж Феклы расстрелян в другом лесу.
Проходя мимо дер. Ворошилы Богушевского района, гв. ст. серж. артил. Платонов Я.М. получил разрешение зайти в родную деревню. Здесь он встретил мать М.И. Платонову, 63-х лет (в платке, плачет), невестку Н.А. Платонову (молодая, плачет, разговаривает, справа от Якова в середине эпизода), сестру Надежду Малаховну (в синем платке, с косами) и ее сына Владимира, племянницу (дочь невестки Венеру, в сарафанчике, в конечных кадрах держит медаль). Снята встреча после 4-х лет разлуки. Здесь же присутствует корреспондент армейской газеты Александр Фридляндский. Он здесь же, в этой деревне, узнал, что немцами была расстреляна в 1942 г. его мать. Когда окружающие ему рассказывают о зверствах немцев, он с горечью говорит: «У меня тоже немцы расстреляли мать». Плачет.
Голубов.
Тему сержанта и Фридляндского я собираюсь развивать в дальнейшем для фильма. Сообщите, интересует ли Вас подобный материал.
Голубов.
Снято в р-не г. Богушевска и в городе. Красноармейцы и офицеры, бравшие этот город.
Незаверенная копия. Машинопись.
«Ведет огонь с окна квартиры из автомата, замаскировав его горшками с цветами...»
«БОИ ЗА ВИЛЬНО»
12 июля 1944 г.
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 814
Оператор: Голубов Г.А.
420 м. СЧС-2
Снято в различных условиях, преимущественно с солнцем. Возможны не снятые куски по 3-4 м, необходимо было перезаряжать. Аппарат тянул плохо, возможны неровности в экспозиции.
Снято:
Ср. пл. Замаскированный на дереве ст. л-т ведет наблюдение и корректирует лично огонь своей батареи.
Голубов.
Незаверенная копия. Машинопись.
____________________________
1. В монтажном листе фамилия не названа.
«Отец и сын пьют свои положенные 200 грамм за здоровье матери...»
«7 НОЯБРЯ»
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 1537
Оператор: Голубов
180 м. Пленка СЧС-2, из них 30 м «Панхром»
Снято со светом и на натуре. Есть недодержка, необходимо учесть при проявке.
Мною снята встреча праздника в одной из частей, находящихся в настоящий момент в Восточной Пруссии.
На площади немецкого городка Гросс Варнингкена выстроен Неманский стрелковый полк. Командир дивизии ген.-майор Калинин обращается с поздравительной речью к бойцам и офицерам. На правом фланге у полкового знамени стоят отец и сын – сержанты Кожаевы (знаменосцы). Отец Авраам Ермилович, сын Иван Авраамович. Оба награждены одинаково орденами Красной Звезды и Славы III степени и медалями «За отвагу». Генерал-майор Калинин поздравляет их особо и целует их перед строем.
Машинопись. Незаверенная копия.
«Кто был поздоровее и помоложе, успел удрать из города...»
«БОИ В ПРУССИИ»
12 февраля 1945 г.
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 227
Оператор: Голубов Г.А.
Пасмурно и дождь – 160 м. Пленка СЧС-2, эм. № 56; наружные 2 куска «Панхром»
Снято:
Вот майор Курин беседует с группой французских военнопленных, работавших на заводе. Слева направо: 1) Армон Шварц, 2) Ришер, 3) Пиле, 4) Мархро, 5) Мулис. Все они уже 5 лет (с 1940 г.) томились на фашистской каторге.
Колхозник Предчум (с белой бородой), 62 года, тоже работал землекопом.
Вот с немецким клеймом для русских военнопленных Кузнецов Константин из Смоленска. В боях под Псковом его, тяжелораненого, захватили немцы и после концлагеря отправили на каторгу.
Голубов.
Незаверенная машинописная копия.
_______________________________
1. Кройцбург был взят штурмом 8 февраля 1945 года воинами 5-й армии. После войны город вошел в состав Калининградской области.
В качестве возможных вариантов переименования Кройцбурга предлагались названия Славгород и Славск. Указом Президи ума Верховного Совета РСФСР от 17 ноября 1947 года Кройцбург потерял статус города и был разделен на два населенных пункта: поселки Славское (бывшая центральная часть города) и Енино, вошедшие в состав Багратионовского района.
ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА
5 февраля 1945 г.
Рельеф, карта – Дульцев.
Беженцы-немцы на дорогах – Беров, Крылов.
Беженцы в городе – Придорогин, Лозовский.
Боевые действия на подступах – все.
Сообщение сержанта-оператора – Лыткин, Соболев.
Крепостная артиллерия Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Форты и укрепления Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Выход к морю – все.
Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – Дульцев, Придорогин.
Побережье, море – Дульцев, Придорогин.
Следы боев за выход к морю – Дульцев, Придорогин.
Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.
Повар раздает пищу – Голубов.
Солдат пришивает пуговицу – Голубов.
Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.
Эпизод с авиаразведчиком – Писанко, Венц.
Штаб перед штурмом. Операт. отдел – Дульцев, Придорогин.
Штурм – все.
Артподготовка – все.
Экспериментальные пушки – Дульцев.
Боевая работа авиации – Писанко, Венц.
Танки идут в атаку – Лозовский, Довнер.
Танковый бой – Лозовский, Довнер.
Наши части врываются на окраину – все.
Уличные бои – все.
Работа пехоты и автоматчиков – все.
Работа артиллеристов – все.
Саперы – все.
Здание правительства – Придорогин.
Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.
Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.
Тюрьма – Параден плац – Беров.
Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.
Дом Биржи – Придорогин.
Вагоностроительный завод – Крылов.
Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – Дульцев, Лыткин.
Сев. – Довнер, Крылов.
Жел. дор. узел – Придорогин.
Дом внутри – Дульцев.
Генералы и полковники – все по особому списку.
Кёнигсберг с самолета – Писанко.
Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.
Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.
Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.
(ГЦМК. Ф. 1.)
Подлинник. Машинопись.