Арнольд ГРОМАН

ассистент оператора, оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Громан Арнольд Яковлевич (1918, Ростов-на-Дону, Ростовский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — сентябрь 1941, под Киевом (ныне Украина)) — ассистент оператора.[1]

В кино с 1931 года. С 19 января 1936 — ассистент оператора Украинской студии кинохроники в Харькове.
С 1939 — ассистент оператора Украинской студии хроникально-документальных фильмов («Укркинохро­ника») в Киеве.[2]

С июля 1941 — ассистент оператора в киногруппе Юго-Западного фронта[3].

Снимал боевые действия под Киевом. Вместе со всей киногруппой оказался в окружении под Киевом, погиб[4].

Согласно Донесениям Главкинохроники о безвозвратных потерях от 14.06.1942 г., также попали в окружение члены киногруппы Юго-Западного фронта:

  • Ваховский  Михаил Ильич (1918, Киев — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Койфман Марк Борисович (1906, г. Мирополь, Волынская губерния, Российская империя (ныне Житомирская обл., Украина) — сентябрь 1941, под Киевом (ныне Украина)) — оператор Украинской студии кинохроники, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941); 
  • Крившенко Михаил Иванович (1909, Харьков — сентябрь 1941, под Харьковом) — зам. начальника киногруппы ЮЗФ; администратор Украинской студии кинохроники; 
  • Соломаха Константин Николаевич (1911, станция Бежица (с 1936 года станция Орджоникидзеград) — 23 декабря 1943, Витебская обл., Белоруссия) — асс. оператор Центральной студии кинохроники;
  • Ковальчук Александр Петрович (1910, г. Днепропетровск — 1967, там же) — оператор Украинской студии кинохроники; с сентября 1941 по февраль 1944 находился в окружении: попал в плен, содержался в лагере для военнопленных во Владимире-Волынском, бежал из лагеря; с 1944 года вновь оператор Украинской студии кинохроники;
  • Ковальчук Всеволод Львович (1909, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 1976, Одесса (ныне Украина)) — оператор Украинской студии кинохроники; во время нахождения на оккупированной территории работал фотографом и лаборантом в частной фотографии в Одессе; с апреля 1944 — заведующий фотолабораторией областного отдела искусств Одесского облисполкома, начальник областного треста «Укрфото»; с июля 1944 — оператор и начальник Одесского корпункта Украинской студии кинохроники;
  • Малько Георгий Саввич (1915, с. Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Донецк) — не ранее июня 1944, Киргизская ССР) — оператор Украинской студии кинохроники. Член ВЛКСМ; удалось выжить и перебраться в Харьков; в период оккупации работал фотографом в Харьковском драматическом театре; в июне 1943 года переехал во Фрунзе; работал оператором Фрунзенской студии кинохроники; в июне 1944 незаконно арестован; осужден по статье 58-10 УК СССР; умер в заключении;
  • Романов Михаил Данилович (12 (25) июля 1911, Славянск (ныне Украина) — 15 апреля 1990, Киев (ныне Украина) — кинорежиссер Украинской студии кинохроники; член ВКП(б) с 1930 года; до апреля 1945 года находился в плену; с 1946 — на Украинской студии хроникально-документальных фильмов («Укркинохро­ника»);
  • Самгин Николай Александрович (15 декабря 1907, г. Сормово — 18 сентября 1941, в районе г. Лохвица) — оператор Центральной студии кинохроники;
  • Семененко Исаак Дементьевич (род. в 1906 году (по другим данным в 1905), Радом (ныне Польша) — не ранее 1955, Киев)[5] — кинооператор Украинской студии кинохроники; долгое время считался погибшим в окружении под Киевом вместе с большой частью киногруппы;
  • Юрков Михаил Григорьевич (1905, Масальск, Зап. обл. — сентябрь 1941, Киев) — директор съемочной группы Центральной студии кинохроники и зам. начальника фронтовой киногруппы.

Также в окружение попали: кинооператоры «Укркинохроники» Чижевский[6] и Исаак Александрович Котлерман (26 декабря 1914 — сентябрь 1941, под Киевом).

_____________________________
1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 230). 
2. Там же.
3. Источник (сведения о потерях)информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»
4. Там же.
5. Там же (с. 784).
6. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 829).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (киножурналы)

1940 — Союзкиножурнал № 65; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер В. Бойков; операторы:  А. Громан, А. Кричевский, Б. Макасеев, Р. Халушаков, И. Беляков, А. Лебедев, А. Киаров, А. Сухов; асс. режиссера З. Дембовская; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Гран
1940 — Союзкиножурнал № 57производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Фиделевой; операторы: К. Крыжановская, А. Громан, Б. Вакар, И. Беляков, В. Штатланд, А. Щекутьев, Д. Рымарев, А. Кричевский, Г. Асатиани, Г. Желтобрюх, А. Кушешвили, Т. Бунимович  
1940 — Пионерия № 10; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Славинский; операторы: А. Кричевский, А. Софьин, В. Тромберг, А. Громан; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсянников

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • Имя Арнольда Громана на мраморной доске памяти среди других имён украинских кинодокументалистов студии «Укркінохроніка», погибших в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.

__________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 230). Картотека Центральной студии документальных фильмов «Кинолетопись»: сведения о фронтовом кинооператоре, ассистенте оператора Арнольде Яковлевиче Громане
 (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17289956 / Музей кино). Воспоминания «В обороне Киева»; биографические сведения об операторе Арнольде Яковлевиче Громане (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10063511 / Музей кино). Документы (сведения о потерях)информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»

Цитаты

[...]Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…
Боюсь, однако, что и у моего старшего коллеги не было полных данных об истинных наших потерях. Достаточно сказать, что ни в графу погибших, ни в графу уцелевших не попала такая категория как «без вести пропавшие». А таковые имелись – и в немалом числе – и в составе наших фронтовых киногрупп. Лишь совсем немногие из числа этих «без вести пропавших» позднее обнаружились и подали о себе те или иные «вести». Большинство же исчезло навсегда. И скорее всего – погибли.
Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась в первые же месяцы войны при окружении Киева – вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти (!!!) человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было известно. Самым же удивительным в этой истории было то, что и фронтовые операторы, оставившие помимо миллионов метров пленки огромное количество иных свидетельств – десятки книг воспоминаний и др., – об этой бесследно пропавшей киногруппе украинской кинохроники, едва ли не самой многочислен­ной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было.
Не фигурировали фамилии членов этой киногруппы и в официальном перечне потерь – не было их ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее – до последнего времени можно было только гадать. Однако уже в процессе работы над этой книгой удалось все же обнаружить письмо трех членов пропавшей киногруппы, которым удалось выжить. В письме на имя Ф.М. Васильченко они сообщали, что, оставшись на оккупированной фашистами Украине, создали подпольную организацию и по возможности пытались продолжить борьбу с оккупантами. Никаких других документов, которые могли бы поведать о том, что же стало с остальными операторами-окруженцами, по сию пору выявить не удалось.[...]

В. И. Фомин, киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]