Марк КОЙФМАН

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Марк Борисович КОЙФМАН

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Койфман Марк Борисович (1906, г. Мирополь, Волынская губерния, Российская империя (ныне Житомирская обл., Украина) — сентябрь 1941, под Киевом, УССР, СССР (ныне Украина) — режиссер и кинооператор документального кино, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941).[1]

В 1918 году поступил в частную еврейскую гимназию Каган-Карновской на Подоле в Киеве. 
Позже окончил трудовую школу в Киеве. После переезда в Могилев работал «мальчиком», затем помощником  рентгенотехника в рентгеновском кабинете.[2]
В 1922 году окончил электротехническую школу. Работал электротехником на Капустянском сахарном заводе.
В 1925 (до августа) — помощник моториста, моторист на электростанции в Вапнярке.
В сентябре 1925 года поступил на операторское отделение Одесского кинотехникума; окончил в 1928 году.
С 1927 года также учился на архитектурном факультете Одесского изотехникума. 
В 1928 — 1930 годах учился в Киевском художественном институте (не окончил).
С 1928 года снимал сюжеты для киножурнала «Кiно-тиждень».
С 1929 года работал на кинофабрике ВУФКУ / «Украинфильм».
С января по сентябрь 1930 — специальный корреспондент кинофабрики ВУФКУ в Николаеве.
С октября 1930 — специальный корреспондент по Донбассу кинофабрики ВУФКУ в Сталино.
С 6 сентября 1931 — на Украинской кинофабрике «Союзкинохроники» /  Украинской студии кинохроники в Харькове.
С 1939 — на Украинской студии кинохроники в Киеве.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны.

  • С июля 1941 — в киногруппе Юго-Западного фронта[3].

Вместе со всей киногруппой оказался в окружении, пропал без вести (по-видимому, расстрелян в Киеве, оккупированном фашистами)[4].

Согласно Донесениям Главкинохроники о безвозвратных потерях от 14.06.1942 г., также попали в окружение члены киногруппы Юго-Западного фронта:

  • Ваховский  Михаил Ильич (1918, Киев — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Громан Арнольд Яковлевич (1914, Ростов-на -Дону — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Крившенко Михаил Иванович (1909, Харьков — сентябрь 1941, под Харьковом) — зам. начальника киногруппы ЮЗФ; администратор Украинской студии кинохроники; 
  • Соломаха Константин Николаевич (1911, станция Бежица (с 1936 года станция Орджоникидзеград) — 23 декабря 1943, Витебская обл., Белоруссия) — асс. оператор Центральной студии кинохроники;
  • Ковальчук Александр Петрович (1910, г. Днепропетровск — 1967, там же) — оператор Украинской студии кинохроники; 
  • Ковальчук Всеволод Львович (1909, Одесса — 1976) — оператор Украинской студии кинохроники; 
  • Малько Георгий Саввич (1915, с. Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Донецк) — не ранее июня 1944, Киргизская ССР) — оператор Украинской студии кинохроники. Член ВЛКСМ; удалось выжить и перебраться в Харьков; в период оккупации работал фотографом в Харьковском драматическом театре; в июне 1943 года переехал во Фрунзе; работал оператором Фрунзенской студии кинохроники; в июне 1944 незаконно арестован; осужден по статье 58-10 УК СССР; умер в заключении;
  • Романов Михаил Данилович (1911, Славянск (ныне Украина) — 1990, Киев (ныне Украина)) — кинорежиссер Украинской студии кинохроники; до апреля 1945 года находился в плену;
  • Самгин Николай Александрович (15 декабря 1907, г. Сормово — 18 сентября 1941, в районе г. Лохвица) — оператор Центральной студии кинохроники;
  • Семененко Исаак Дементьевич (род. в 1906 году (по другим данным в 1905), Радом (ныне Польша) — не ранее 1955, Киев) — кинооператор Украинской студии кинохроники)[5]; долгое время считался погибшим в окружении под Киевом вместе с большой частью киногруппы;
  • Юрков Михаил Григорьевич (1905, Масальск, Зап. обл. — сентябрь 1941, Киев) — директор съемочной группы Центральной студии кинохроники и зам. начальника фронтовой киногруппы.

Также в окружение попали операторы «Укркинохроники» Чижевский[6] и Исаак Александрович Котлерман (26 декабря 1914 — сентябрь 1941, под Киевом).

_____________________________
1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 419). 
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же (с. 784).
6. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 829).

СЕМЬЯ

Брат — Илья Борисович Койфман.
Дочь — Биата Марковна (1933 — ...) — инженер.
Сын — Котлов Валерий Маркович (род. в г. Губаха Пермской обл, Коми АССР в 1942 году).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1931 — Большевик; оператор
1933 — Никита Изотов (фильм рассказывает о рабочем-шахтере); производство: Украинская фабрика Союзкинохроники; режиссер М. Левков; оператор М. Койфман
1935 — Я дала слово товарищу Сталину (фильм о  2-м Съезде колхозников-ударников); производство: Украинская фабрика Союзкинохроники; режиссер Д. Федоровский; оператор М. Койфман; звукооператор Г. Григорьев
1935 — Встреча 4-х городов (соревнования спортсменов Киева, Харькова, Москвы и Ленинграда по различным видам спорта; бег, прыжки, метание диска, беговая эстафета для женщин, а также по футболу; проведение физкультурного парада); производство: Украинская фабрика Союзкинохроники; режиссеры: Ю. Мурин, Е. Кивва; операторы: Г. Александров, А. Емельянов, М. Койфман, А. Кричевский, А. Шаповалов
1935 — Великая годовщина ( Киев. Физкультурный парад. Футбольный матч на стадионе "Динамо". Воздушный парад. Выступает М. В. Водопьянов. Народное гулянье. Катание в лодках по реке Днепр. Кадры хроники: Н. И. Подвойский принимает присягу частей Красной Армии перед отправкой на фронт. Инсценированные съемки, посвященные Гражданской войне: бои с бандами С. В. Петлюры, с белополяками.); производство: Украинская фабрика Союзкинохроники; режиссер Е. Кивва; операторы: Г. Александров, А. Казаков, А. Кричевский, М. Койфман, К. Куляев; звукооператор Г. Григорьев 

1935 — В бывшем гнезде мракобесия (фильм рассказывает о Киево-Печерской лавре с позиции  научного атеизма); производство: Украинская фабрика Союзкинохроники; режиссер М. Романов; оператор М. Койфман; звукооператор Г. Григорьев
1940 — На Дунае; Производство: Украинская студия кинохроники и Центральная студия
кинохроники; полнометражный; реж.: И. Копалин, И. Посельский; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, 
М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд; Сталинская премия (1941)

КИНОПЕРИОДИКА и КИНОЛЕТОПИСЬ

1933 — Социалистическая деревня № 14; производство: Союзкино; режиссер Карабанова; операторы: Лебедев, Тросман, Пятов, Койфман, Беляков, Фомин, Писанко
1934 — Социалистическая деревня № 24; режиссер Л. Зернов; операторы: Койфман, Шаповалов, Булдаков, Пятков
1934 — Союзкиножурнал № 18; производство: Союзкино; режиссер С. Гуров; операторы: М. Койфман, В. Беляев; музоформитель А. Гран; звукооператоры: Ренский, Рогова
1935 — Союзкиножурнал № 13/548; производство: Союзкинохроника; режиссер: В. Бойков; операторы: Кушешвили, М. Лифшиц, Столповский, Койфман, О. Иванов, В. Ешурин, К. Писанко, Троссман, Пятов
1936 — Социалистическая деревня № 12; производство: Союзкинохроника; режиссер Л. Задворочнов; операторы: Емельянов, К. Кутуб-Заде, М. Койфман, Антонов, Ибрагимов, К. Мотков, Ефремов
1939 — Железнодорожник № 2; режиссер: С. Репников; операторы: Чаплыгин, Вейнерович, Койфман, Писанко, Брантман, Е. Мухин; звукооператор Д. Овсяников;  музоформитель Д. Штильман
1940 — Союзкиножурнал № 116; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Сеткина; операторы: А. Щекутьев, Койфман, Пуров, Софьин, Широнин, Брантман, Беляков, Штатланд
1941 — Союзкиножурнал № 36; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Кравчуновский; операторы: А. Ковальчук, М. Койфман, П. Ногин, А. Балухтин
1941 — Союзкиножурнал № 66-67; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Сеткина; операторы: К. Богдан, В.С. Ешурин, А. Ковальчук, М. Койфман, А. Кричевский, И. Семененко, А. Шафран
1941 — Съемки с фронта (Юго-Западный фронт, август 1941 года); сюжет для кинолетописи; оператор

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • Имя Марка Койфмана на мраморной доске памяти среди других имён украинских кинодокументалистов студии «Укркінохроніка», погибших в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.

  • В Московском Доме кино имя Марка Койфмана на мраморной доске памяти среди других имён павших за Родину в годы Великой Отечественной войны кинематографистов.

___________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 419-420). Картотека Центральной студии документальных фильмов «Кинолетопись»: сведения о фронтовом кинооператоре Койфмане Марке Борисовиче (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290000 / Музей кино); Материалы об операторе Марке Борисовиче Койфмане, собранные А.А. Лебедевым (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10063517 / Музей кино). Документы (сведения о потерях)информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»

Награды

1941 — Сталинская премия (за полнометражный документальный фильм «На Дунае» (1940))

Цитаты

[...]Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…
Боюсь, однако, что и у моего старшего коллеги не было полных данных об истинных наших потерях. Достаточно сказать, что ни в графу погибших, ни в графу уцелевших не попала такая категория как «без вести пропавшие». А таковые имелись – и в немалом числе – и в составе наших фронтовых киногрупп. Лишь совсем немногие из числа этих «без вести пропавших» позднее обнаружились и подали о себе те или иные «вести». Большинство же исчезло навсегда. И скорее всего – погибли.
Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась в первые же месяцы войны при окружении Киева – вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти (!!!) человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было известно. Самым же удивительным в этой истории было то, что и фронтовые операторы, оставившие помимо миллионов метров пленки огромное количество иных свидетельств – десятки книг воспоминаний и др., – об этой бесследно пропавшей киногруппе украинской кинохроники, едва ли не самой многочислен­ной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было.
Не фигурировали фамилии членов этой киногруппы и в официальном перечне потерь – не было их ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее – до последнего времени можно было только гадать. Однако уже в процессе работы над этой книгой удалось все же обнаружить письмо трех членов пропавшей киногруппы, которым удалось выжить. В письме на имя Ф.М. Васильченко они сообщали, что, оставшись на оккупированной фашистами Украине, создали подпольную организацию и по возможности пытались продолжить борьбу с оккупантами. Никаких других документов, которые могли бы поведать о том, что же стало с остальными операторами-окруженцами, по сию пору выявить не удалось.[...]

В. И. Фомин, киновед, Источник