Исаак КОТЛЕРМАН

оператор, фронтовой кинооператор

Имя при рождении:
Iсаак Олександрович Котлерман

Дата рождения:
26 декабря 1914
Российская империя

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Благодарим Ольгу Николаевну Пронину (племянницу И. А. Котлермана) за предоставленную информацию и фотографии из семейного архива.

Котлерман Исаак Александрович (26 декабря 1914 — сентябрь 1941, под Киевом) — оператор документального кино[1].

Учился на рабфаке. Работал на Харьковском паровозостроительного завода. Окончил ФЗУ[2].

В 1938 году окончил операторский факультет ВГИКа. Получил диплом с отличием: "Точка зрения и ракурс в кино"[3]. 
С 1938 — на Украинской студии кинохроники в Харькове (с 1939 года в Киеве).

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны.

  • С июля 1941 — в киногруппе Юго-Западного фронта[4].

В сентябре 1941 года попал в окружение под Киевом со всей киногруппой и, по-видимому, погиб[5].
По другим данным: с 1941 г. на фронте в погранвойсках, погиб в сентябре 1941 г. при отступлении из Киева, при переправе через Днепр[6]. 

Согласно Донесениям Главкинохроники о безвозвратных потерях, также попали в окружение члены киногруппы Юго-Западного фронта:

  • Ваховский  Михаил Ильич (1918, Киев — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора  
  • Громан Арнольд Яковлевич (1914, Ростов-на -Дону — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Крившенко Михаил Иванович (18 (31) УIII.1909, Харьков (ныне Украина) — сентябрь 1941, под Харьковом (ныне Украина) — киноадминистратор; член ВКП(б) (с 1938 г.); заместитель начальника киногруппы;
  • Соломаха Константин Николаевич (1911, станция Бежица (с 1936 года станция Орджоникидзеград) — 23 декабря 1943, Витебская обл., Белоруссия) — асс. оператор Центральной студии кинохроники;
  • Ковальчук Александр Петрович (1910, г. Днепропетровск — 1967, там же) — оператор Украинской студии кинохроники; с сентября 1941 по февраль 1944 находился в окружении: попал в плен, содержался в лагере для военнопленных во Владимире-Волынском, бежал из лагеря; с 1944 года вновь оператор Украинской студии кинохроники;
  • Ковальчук Всеволод Львович (1909, Одесса, Хирсонская губерния, Российская империя — 1976, Одесса (ныне Украина)) — оператор Украинской студии кинохроники; во время нахождения на оккупированной территории работал фотографом и лаборантом в частной фотографии в Одессе; с апреля 1944 — заведующий фотолабораторией областного отдела искусств Одесского облисполкома, начальник областного треста «Укрфото»; с июля 1944 — оператор и начальник Одесского корпункта Украинской студии кинохроники;
  • Малько Георгий Саввич (1915, с. Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Донецк) — не ранее июня 1944, Киргизская ССР) — оператор Украинской студии кинохроники. Член ВЛКСМ; удалось выжить и перебраться в Харьков; в период оккупации работал фотографом в Харьковском драматическом театре; в июне 1943 года переехал во Фрунзе; работал оператором Фрунзенской студии кинохроники; в июне 1944 незаконно арестован; осужден по статье 58-10 УК СССР; умер в заключении;
  • Романов Михаил Данилович (12 (25) июля 1911, Славянск (ныне Украина) — 15 апреля 1990, Киев (ныне Украина) — кинорежиссер Украинской студии кинохроники; член ВКП(б) с 1930 года; до апреля 1945 года находился в плену; с 1946 — на Украинской студии хроникально-документальных фильмов («Укркинохро­ника»);
  • Самгин Николай Александрович (15 декабря 1907, г. Сормово — 18 сентября 1941, в районе г. Лохвица) — оператор Центральной студии кинохроники;
  • Койфман Марк Борисович (1906, г. Мирополь, Волынская губерния, Российская империя (ныне Житомирская обл., Украина) — сентябрь 1941, под Киевом, УССР, СССР (ныне Украина) — оператор Украинской студии кинохроники, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941);
  • Семененко Исаак Дементьевич (род. в 1906 году (по другим данным в 1905), Радом (ныне Польша) — не ранее 1955, Киев) — оператор Украинской студии кинохроники[7];
  • Юрков Михаил Григорьевич (1905, Масальск, Зап. обл. — сентябрь 1941, Киев) — директор съемочной группы Центральной студии кинохроники и зам. начальника фронтовой киногруппы.

Также в окружение попал оператор «Укркинохроники» Чижевский[8].

В Музее кино хранится письмо фронтового кинооператора Авдеенко Я. П. от 25 октября 1985 года на имя Лебедева А.А. о гибели военного оператора при Штабе войск Юго-западного фронта (снимал в погранвойсках) И. А. Котлермана[9].

_______________________________
1. Картотека Центральной студии документальных фильмов «Кинолетопись»: сведения о фронтовом кинооператоре Котлермане Исааке Александровиче. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290000 / Музей кино)
2. Там же.
3. Там же.
4. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 442). 
5. Там же.
6. Картотека Центральной студии документальных фильмов «Кинолетопись»: сведения о фронтовом кинооператоре Котлермане Исааке Александровиче (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290000 / Музей кино). 
7. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 784).
8. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 829).

9. Материалы об операторе Исааке Александровиче Котлермане, собранные А.А. Лебедевым (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10063484 / Музей кино).

СЕМЬЯ

Отец  — Александр Котлерман.
Мать — 
Эсфирь (Фира) Котлерман.

Сестра — Анна Александровна Котлерман — учитель русского языка и литературы.
Племянница — Ольга Николаевна Пронина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Игровые

1938 — Человек с ружьем (историко-революционный фильм; звуквой и немой варианты; восстановленный вариант 1965 года); производство: Киностудия «Ленфильм»; режиссер: С. Юткевич; главный оператор: Жозеф Мартов; асс. оператора (в титрах не указан)

Документальные

1939 — Прием в ГИК; производство: ВГИК; режиссеры: М. Ошурков, Р. Гиков; операторы: Д. Шоломович, Д. Каспий, И. Котлерман 
1940 — Жемчужина Карпат; асс. оператора

КИНОПЕРИОДИКА

1939 — Пионерия № 12; производство: Союзкинохроника; режисеср: Л. Снежинская; операторы: Амиров, Котлерман, К. Кутуб-Заде, Комаров, Вейнерович, Бурт; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсянников

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • Имя Исаака Котлерман на мраморной доске памяти среди других имён украинских кинодокументалистов, погибших в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.

______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 442). Картотека Центральной студии документальных фильмов «Кинолетопись»: сведения о фронтовом кинооператоре Котлермане Исааке Александровиче (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290000 / Музей кино); Материалы об операторе Исааке Александровиче Котлермане, собранные А.А. Лебедевым (источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10063484 / Музей кино).

Цитаты

[...]Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…
Боюсь, однако, что и у моего старшего коллеги не было полных данных об истинных наших потерях. Достаточно сказать, что ни в графу погибших, ни в графу уцелевших не попала такая категория как «без вести пропавшие». А таковые имелись – и в немалом числе – и в составе наших фронтовых киногрупп. Лишь совсем немногие из числа этих «без вести пропавших» позднее обнаружились и подали о себе те или иные «вести». Большинство же исчезло навсегда. И скорее всего – погибли.
Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась в первые же месяцы войны при окружении Киева – вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти (!!!) человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было известно. Самым же удивительным в этой истории было то, что и фронтовые операторы, оставившие помимо миллионов метров пленки огромное количество иных свидетельств – десятки книг воспоминаний и др., – об этой бесследно пропавшей киногруппе украинской кинохроники, едва ли не самой многочислен­ной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было.
Не фигурировали фамилии членов этой киногруппы и в официальном перечне потерь – не было их ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее – до последнего времени можно было только гадать. Однако уже в процессе работы над этой книгой удалось все же обнаружить письмо трех членов пропавшей киногруппы, которым удалось выжить. В письме на имя Ф.М. Васильченко они сообщали, что, оставшись на оккупированной фашистами Украине, создали подпольную организацию и по возможности пытались продолжить борьбу с оккупантами. Никаких других документов, которые могли бы поведать о том, что же стало с остальными операторами-окруженцами, по сию пору выявить не удалось.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]