Всеволод КОВАЛЬЧУК

оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Всеволод Львович КОВАЛЬЧУК

Дата рождения:
18 марта 1909
г. Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти:
31 июля 1976 (67 лет)
г. Одесса, УССР, СССР

Профессии:
оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Ковальчук Всеволод Львович (05 (18) марта 1909, Одесса (ныне Украина) — 31 июля 1976, Одесса (ныне Украина)) — оператор. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941).[1] Беспартийный. Член СК УССР.

В 1929 году окончил операторский факультет Одесского государственного техникума кинематографии (ГТК).
С 1930 года работал на Одесской кинофабрике «Украинфильм».
С ноября 1931 по 1934 — на Киевской кинофабрике «Украинфильм».
С 1934 по январь 1938 — на Горьковской базе «Союзкинохроники» / Горьковской с
тудии кинохроники.
С 21 января 1938 — редактор-аннотатор Главкинохроники Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
В 1939 — 1941 — оператор Украинской студии кинохроники[2].

Фронтовой кинооператор в начале Великой Отечественной войны.

  • С июля 1941 — в киногруппе Юго-Западного фронта[3].

Был прикомандирован к танковому корпусу. Вместе с частью в последних числах июня попал в окружение под Дубно, из которого вышел с уцелевшим личным составом части и прибыл в Политуправление Юго-Западного фронта.[4]

30 июля 1941 года в газете «Советская Украина» был опубликован очерк Ковальчука «25 дней в тылу у немцев»[5].

В сентябре 1941 года вторично попал в окружение в районе Прилуки[6].

Согласно Донесениям Главкинохроники о безвозвратных потерях от 14.06.1942 г., также в сентябре 1941 года попали в окружение члены киногруппы Юго-Западного фронта:

  • Ваховский Михаил Ильич (1918, Киев — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Громан Арнольд Яковлевич (1914, Ростов-на-Дону — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Крившенко Михаил Иванович (1909, Харьков — сентябрь 1941, под Харьковом) — зам. начальника киногруппы ЮЗФ; администратор Украинской студии кинохроники; 
  • Соломаха Константин Николаевич (1911, станция Бежица (с 1936 года станция Орджоникидзеград) — 23 декабря 1943, Витебская обл., Белоруссия) — асс. оператор Центральной студии кинохроники;
  • Ковальчук Александр Петрович (1910, г. Днепропетровск — 1967, там же) — оператор Украинской студии кинохроники; с сентября 1941 по февраль 1944 находился в окружении: попал в плен, содержался в лагере для военнопленных во Владимире-Волынском, бежал из лагеря; с 1944 года вновь оператор Украинской студии кинохроники;
  • Койфман Марк Борисович (1906, г. Мирополь, Волынская губерния, Российская империя (ныне Житомирская обл., Украина) — сентябрь 1941, под Киевом, УССР, СССР (ныне Украина) — оператор Украинской студии кинохроники, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941);
  • Малько Георгий Саввич (1915, с. Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Донецк) — не ранее июня 1944, Киргизская ССР) — оператор Украинской студии кинохроники. Член ВЛКСМ; удалось выжить и перебраться в Харьков; в период оккупации работал фотографом в Харьковском драматическом театре; в июне 1943 года переехал во Фрунзе; работал оператором Фрунзенской студии кинохроники; в июне 1944 незаконно арестован; осужден по статье 58-10 УК СССР; умер в заключении;
  • Романов Михаил Данилович (1911, Славянск (ныне Украина) — 1990, Киев (ныне Украина)) — кинорежиссер Украинской студии кинохроники; до апреля 1945 года находился в плену;
  • Самгин Николай Александрович (15 декабря 1907, г. Сормово — 18 сентября 1941, в районе г. Лохвица) — оператор Центральной студии кинохроники;
  • Семененко Исаак Дементьевич  (род. в 1906 году (по другим данным в 1905), Радом (ныне Польша) — не ранее 1955, Киев)[7] — кинооператор Украинской студии кинохроники; долгое время считался погибшим в окружении под Киевом вместе с большой частью киногруппы;
  • Юрков Михаил Григорьевич (1905, Масальск, Зап. обл. — сентябрь 1941, Киев) — директор съемочной группы Центральной студии кинохроники и зам. начальника фронтовой киногруппы.

Также в окружение попали операторы «Укркинохроники» Чижевский[8] и Исаак Александрович Котлерман (26 декабря 1914 — сентябрь 1941, под Киевом).

Во время нахождения на оккупированной территории работал фотографом и лаборантом в частной фотографии в Одессе; с апреля 1944 — заведующий фотолабораторией областного отдела искусств Одесского облисполкома, начальник областного треста «Укрфото».[9]

«После внезапного прорыва вражеской танковой колонной нашей обороны попадаю в плен в селе Сенча. При конвоировании колонны военнопленных через г. Лубны совершаю побег и возвращаюсь в Киев, а оттуда на родину, в Одессу.

Во время нахождения на оккупированной территории работал фотографом и лабо­рантом в частной фотографии. На второй день освобождения Одессы – 11.4.1944 г. был назначен зав. фотолабораторией облотдела искусств облисполкома, а с 28.4.1944 – ра­ботал в облотделе треста "Укрфото". Получив телеграфный вызов от Украинской студии кинохроники, я 1.7.1944 г. выехал в Киев. 9.7.1944 г. был оформлен на работу одесского корреспондентского пункта "Укркинохроники"».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 707. Л. 4–5.)[10]

С июля 1944 по 1972 — оператор и начальник Одесского корпункта Украинской студии кинохроники.

Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

_____________________________
1.  Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 410).
2. Там же.
3. Там же.
4. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 728).
5. Там же.
6. Там же.
7. 
Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 784). 
8. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 829).
9. Там же.
10. Там же.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Игровой 

1933 — Степные песни; 2-й оператор

Документальные

1939 — Иван Франко; оператор
1939 — Киев; оператор
1939 — Колхозные таланты; оператор 
1940 — На Дунае; Производство: Украинская студия кинохроники и Центральная студия
кинохроники; полнометражный; реж.: И. Копалин, И. Посельский; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, 
М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд; Сталинская премия (1941)
1940 — Гуцулы; оператор
1940 — Первомай; оператор
1941 — Великая годовщина; оператор 
1941 — Внеочередная сессия ВС УССР; оператор
1946 — Здравствуй, Родина!; оператор
1947 — Морские пограничники;
1949 — Город-герой; оператор
1949 — Их приголубила Родина; оператор 
1951  Торжество молдавского народа; оператор 
1951  Говорит Одесса; оператор
1951  1-я сессия Верховного Совета Молдавской ССР; оператор
1952 — Суд народа; оператор
1952  На морских рубежах; оператор
1953 — Юбилей Шев­ченко; оператор
1954 — Отважные китобои; оператор
1955 — Рассказ об одной семье; оператор
1958 — Богатая осень (трудовые будни в колхозных хозяйствах разных регионов СССР); производство: ЦСДФ; авторы сценария: Е. Осликовский, М. Слуцкий; режиссер М. Слуцкий; операторы: А. Белинский, А. Зенякин, И. Кацман, В. Ковальчук, С. Коган, М. Силенко, Е. Яцун, М. Ошурков, А. Колошин, В. Комаров, Е. Кряквин, И. Лисицкий, И. Михеев, А. Мысливец, К. Урбанович; автор текста Л. Браславский; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров
1965 — Друзья среди друзей (фильм рассказывает об иностранных студентах, обучающихся в СССР);  производство: ЦСДФ; режиссер З. Тузова; операторы: Г. Монгловская, В. Ковальчук, Б. Куптиевская, Н. Шмаков
1966 — Необычная фабрика; автор-оператор
1966 — Путь к новой жизни; автор-оператор
1966 — Город у моря; оператор
1967 — Ветераны; оператор
1967 — В помощь колхозам и совхозам; автор-оператор
1967 — Высокая награда; оператор
1967 — Династия; оператор
1967 — Солнце над Нилом; производство: ЦСДФ; режиссер Т. Ширман; операторы: В. Ковальчук, Б. Макасеев
1968 — Родина Кравченков; оператор
1969 — Динас­тия Синовцев; широкоэкранный
1970 — Прошу лоцмана; оператор
1970 — Шлях для счастливой жизни; автор-оператор
1970 — Птицефабрика; автор-оператор
1971 — Райотдел сельхозтехники; автор-оператор
1972 — Партизанская искра; автор-оператор
1973 — Оперный театр; оператор
1974 — До свидания, корабль!; оператор
1975 — Город корабелов; оператор

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 500 сюжетов (по другим данным более 1200) для киножураналов: "Союзкиножурнал", «Советская Украина», «Новости дня», "Советский партиот" "Пионерия", Советский спорт", "Страна советская" и др.

1937 — Союзкиножурнал № 44; производство: Союзкинохроника; операторы: А. Казаков, В. Ковальчук, М. Глидер, З. Уздин, Г. Шулятин, А. Шаповалов, Е. Богоров, К. Широнин
1940 — Союзкиножурнал № 35; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: Г. Шулятин, О. Иванов, А. Ковальчук, И. Вейнерович, И. Семененко, В. Ковальчук, И. Славин, Н. Блажков; ассистент режиссера Е. Петухова
1940 — Союзкиножурнал № 53; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: А. Ковальчук, В. Ковальчук, К. Богдан, В. Страдин, С. Фомин, Г. Шулятин, А. Гриверман; ассистент режиссера С. Каплун
1940 — Союзкиножурнал № 63; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Беров, Г. Голубев, В. Ковальчук, С. Гусев, П. Лампрехт, М. Базов, И. Семененко, А. Сологубов, Н. Теплухин; ассистент режиссера К. Кива 
1940 — Союзкиножурнал № 66; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Кравчуновский; операторы: В. Ковальчук, А. Козаков, Б. Синеоков, С. Давидсон, И. Беляков, М. Шнейдеров, Я. Смирнов, В. Цитрон
1940 — Союзкиножурнал № 67; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: К. Кутуб-Заде, В. Ковальчук, А. Лебедев, Б. Королев, К. Богдан, В. Доброницкий, С. Коган, Б. Макасеев, В. Штатланд; ассистент режиссера К. Кива
 
1940 — Союзкиножурнал № 69; производство:  Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: А. Ковальчук, В. Ковальчук, К. Богдан, В. Страдин, С. Фомин, Г.;  ассистент режисера С. Каплун; звукооператор В. Нестеров; музоформительГ. Гамбург
1940 — Союзкиножурнал № 84; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Беров, Г. Голубев, С. Семенов, М. Соболев, В. Ковальчук, С. Гусев; ассистент К. Кива; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Гран
1940 — Союзкиножурнал № 88; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: К. Кутуб-Заде, В. Ковальчук, А. Лебедев. Б. Королев, К. Богдан, А. Левитан, В. Доброницкий, С. Коган, Б. Макасеев 
1970 — Новости дня № 20; режиссер В. Раменский; операторы: Е. Аккуратов, А. Истомин, В. Киселев, М. Ошурков, П. Опрышко, В. Никонов, В. Валдайцев, Ю. Николаев, Р. Шевалье, В. Шевченко, В. Ковальчук, Б. Цинерман, И. Филатов

________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 91-92). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 410-411); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 728). 
Документы (сведения о потерях)информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»

Цитаты

[...]По-разному складывалась судьба фронтовых кинохроникеров, различны были и их пути познания войны.
Одних война застала врасплох на границе во время съемок мирных фильмов и им, как и маленькой группе оператора В. Ковальчука, его ассистенту В. Смородину и помощнику оператора М. Крившенко, пришлось с боями пробиваться на Восток. В. Ковальчук и его товарищи вместе с бронетанковой частью бригадного комиссара Н. Попеля 25 дней шли по вражеским тылам. Сначала хроникеры снимали (и это была первая съемка на фронтах Великой Отечественной войны), а когда пленка кончилась, взялись за оружие.
Путь к своим был нелегок. Каждый день бои; фашистские самолеты засыпали солдат листовками, грозили полным уничтожением, предлагали добровольно сдаться в плен. Но попелевцы шли и шли на Восток. Наконец, наступил день, когда кончилось горючее у нескольких уцелевших танков. Дальше предстояло идти лесами и болотами. По приказу комиссара уничтожили все тяжелое имущество. Хроникеры взяли в руки винтовки и встали в строй.[...]

В. И. Фомин, киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]