Михаил ВАХОВСКИЙ

ассистент кинооператора, кинооператор

Имя при рождении:
Моисей Ильич Ваховский

Профессии:
ассистент кинооператора, кинооператор

Краткая биография

Ваховский  Михаил Ильич (1918, Киев — сентябрь 1941, под Киевом (ныне Украина) — ассистент оператора. Беспартийный.

В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. Работал ассистентом оператора Украинской студии хроникально-документальных фильмов («Укркинохро­ника»).

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. На фронте с 26 июня 1941 года.

  • Ассистент оператора киногруппы Юго-Западного фронта (ЮЗФ).

Михаил Ваховский погиб (по данным, указанным на сайте «Память народа» (проект Минобороны РФ) — пропал без вести) в 1941 году под Киевом в окружении с частями командующего войсками фронта генерала Михаила Кирпоноса — киногруппа, большинство из которой составляли сотрудники «Укркинохро­ники», попала в окружение при взятии немецко-фашистскими войсками Киева[1].

Согласно Донесениям Главкинохроники о безвозвратных потерях от 14.06.1942 г., также попали в окружение члены киногруппы Юго-Западного фронта:

  • Громан Арнольд Яковлевич (1914, Ростов-на -Дону — сентябрь 1941, под Киевом) — асс. оператора Украинской студии кинохроники; 
  • Крившенко Михаил Иванович (1909, Харьков — сентябрь 1941, под Харьковом) — зам. начальника киногруппы ЮЗФ; администратор Украинской студии кинохроники; 
  • Ковальчук Александр Петрович (1910, г. Днепропетровск — 1967, там же) — оператор Украинской студии кинохроники; с сентября 1941 по февраль 1944 находился в окружении: попал в плен, содержался в лагере для военнопленных во Владимире-Волынском, бежал из лагеря; с 1944 года вновь оператор Украинской студии кинохроники;
  • Ковальчук Всеволод Львович (1909, Одесса, Хирсонская губерния, Российская империя — 1976, Одесса (ныне Украина)) — оператор Украинской студии кинохроники; во время нахождения на оккупированной территории работал фотографом и лаборантом в частной фотографии в Одессе; с апреля 1944 — заведующий фотолабораторией областного отдела искусств Одесского облисполкома, начальник областного треста «Укрфото»; с июля 1944 — оператор и начальник Одесского корпункта Украинской студии кинохроники;
  • Койфман Марк Борисович (1906, г. Мирополь, Волынская губерния, Российская империя (ныне Житомирская обл., Украина) — сентябрь 1941, под Киевом, УССР, СССР (ныне Украина) — оператор Украинской студии кинохроники, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941);
  • Малько Георгий Саввич (1915, с. Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне Донецк) — не ранее июня 1944, Киргизская ССР) — оператор Украинской студии кинохроники. Член ВЛКСМ; удалось выжить и перебраться в Харьков; в период оккупации работал фотографом в Харьковском драматическом театре; в июне 1943 года переехал во Фрунзе; работал оператором Фрунзенской студии кинохроники; в июне 1944 незаконно арестован; осужден по статье 58-10 УК СССР; умер в заключении;
  • Романов Михаил Данилович (1911, Славянск (ныне Украина) — 1990, Киев (ныне Украина)) — кинорежиссер Украинской студии кинохроники; до апреля 1945 года находился в плену;
  • Самгин Николай Александрович (15 декабря 1907, г. Сормово — 18 сентября 1941, в районе г. Лохвица) — оператор Центральной студии кинохроники;
  • Семененко Исаак Дементьевич (род. в 1906 году (по другим данным в 1905), Радом (ныне Польша) — не ранее 1955, Киев) — кинооператор Украинской студии кинохроники[2]; долгое время считался погибшим в окружении под Киевом вместе с большой частью киногруппы;
  • Соломаха Константин Николаевич (1911, станция Бежица (с 1936 года станция Орджоникидзеград) — 23 декабря 1943, Витебская обл., Белоруссия) — асс. оператор Центральной студии кинохроники[3];
  • Юрков Михаил Григорьевич (1905, Масальск, Зап. обл. — сентябрь 1941, Киев) — директор съемочной группы Центральной студии кинохроники и зам. начальника фронтовой киногруппы.

Также в окружение попали: кинооператоры «Укркинохроники» Чижевский[4] и Исаак Александрович Котлерман (26 декабря 1914 — сентябрь 1941, под Киевом).

В Музее кино хранится письмо Нелли Ваховской фронтовому кинооператору А. А. Лебедеву с просьбой помочь разыскать информацию о брате — операторе Михаиле Ильиче Ваховском.

_______________________________
1. 16 сентября 1941 года немецкие армии "Центр" и "Юг" замкнули кольцо вокруг Киева. В кольце окружения оказались несколько армий Юго-Западного фронта (командующий — генерал-полковник М. П. Кирпонос), в том числе киногруппа Юго-Западного фронта.
Из письма Виктора Васильевича Раковского Евгению Николаевичу Андриканису следует, что часть членов киногруппы ЮЗФ (Ваховский, Громан и Вакс) были расстреляны на Крещатике в Киеве. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 21354873 / ГЦМК КП-18768/445
2. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 784).
3. Там же. (Стр. 800).
4. 
«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 829).

СЕМЬЯ

Отец — Ваховский Илья Маркович.
Сестра — Ваховская Нелли Ильинична.

КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ

Киножурналы

1941 — Союзкиножурнал № 49; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Кравчуновский; операторы И. Беляков, В. Доброницкий, М. Ошурков, А. Щекутьев, К. Писанко, М. Ваховский, К. Широнин, Б. Маневич, В. Шевченко, А. Хавчин
1941 —  Железнодорожник № 6; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Г. Сатарова; операторы: М. Каюмов, Я. Славин, М. Ваховский, В. Собовой, А. Софьин, Н. Вихирев, М. Ошурков, Б. Шер; музоформитель:  Д. Штильман; звукооператор: А. Камионский

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Имя Михаила Ваховского на мраморной доске памяти среди других имён украинских кинодокументалистов студии «Укркінохроніка», погибших в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.  

______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Донесения о безвозвратных потерях: информационный портал "Память народа" (проект Минобороны РФ). Материалы ГОСКАТАЛОГа. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 738). Документы (сведения о потерях)информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»

Цитаты

[...]Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…
Боюсь, однако, что и у моего старшего коллеги не было полных данных об истинных наших потерях. Достаточно сказать, что ни в графу погибших, ни в графу уцелевших не попала такая категория как «без вести пропавшие». А таковые имелись – и в немалом числе – и в составе наших фронтовых киногрупп. Лишь совсем немногие из числа этих «без вести пропавших» позднее обнаружились и подали о себе те или иные «вести». Большинство же исчезло навсегда. И скорее всего – погибли.
Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась в первые же месяцы войны при окружении Киева – вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти (!!!) человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было известно. Самым же удивительным в этой истории было то, что и фронтовые операторы, оставившие помимо миллионов метров пленки огромное количество иных свидетельств – десятки книг воспоминаний и др., – об этой бесследно пропавшей киногруппе украинской кинохроники, едва ли не самой многочислен­ной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было.
Не фигурировали фамилии членов этой киногруппы и в официальном перечне потерь – не было их ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее – до последнего времени можно было только гадать. Однако уже в процессе работы над этой книгой удалось все же обнаружить письмо трех членов пропавшей киногруппы, которым удалось выжить. В письме на имя Ф.М. Васильченко они сообщали, что, оставшись на оккупированной фашистами Украине, создали подпольную организацию и по возможности пытались продолжить борьбу с оккупантами. Никаких других документов, которые могли бы поведать о том, что же стало с остальными операторами-окруженцами, по сию пору выявить не удалось.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник