Последнее обновление: 24.08.2024.
Тиссэ Эдуард Казимирович (01 (13) апреля 1897, Либава (ныне Латвия): по другим данным — Стокгольм (Швеция)[1] — 18 ноября 1961, Москва) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1949, 1950). Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года. Член Союза кинематографистов СССР.
После окончания Cтудии Живописи и Фотографии Гренцина, остался у него работать в качестве кинооператора; в 1913 году снимал видовые фильмы в Голландии, затем совершил поездки для съемки натуры по Скандинавии, Прибалтийскому краю, Северной Германии[2].
С 1914 года — оператор кинохроники. В 1916 — 1918 годах — военный кинооператор Скобелевского кинокомитета.
В сентябре-ноябре 1918 года начальник штаба Экспедиционного партизанского отряда Всероссийского Центрального Исполнительского Комитета; находясь в тылу у белочехов, командуя партизанским отрядом, также выполнял обязанности кинооператора[3].
В 1919 — 1923 годах снимал важнейшие события Гражданской войны (Урал, Сибирь, Крым) как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино.
С наступлением голода он объезжает всё голодающее Поволжье, производит съемки последствий неурожая и эпидемии холеры.<...>
Как оператор он участвует во взятии Крыма и присутствует, производя съемки, при первом взятии Прибалтийского края; также он, как оператор, идет снимать взятие Урала и Сибири. С Конной Армией Буденного он двигается от Воронежа до Кавказа и на других фронтах.
С режиссером А.Е. Ивановым Тиссэ едет на дальний север для зафиксирования быта самоедов. Тиссэ снимает I-й Съезд Коминтерна и участвует в засъемке похороны Ленина.[4]
Позже, работая в художественной кинематографии, не порывал связи с кинохроникой. В 1933 году снял документальный фильм «Москва – Кара–Кум – Москва»[5].
На фото (справа налево): инженер-изобрататель А. К. Буров (второй справа), С. М. Эйзенштейн, Э. К. Тиссэ (пятый справа), Г. В. Александров (стоит за С. Эйзенштейном). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.
В 1924 году работал с С. М. Эйзенштейном на фильме «Стачка», в дальнейшем был оператором всех его фильмов.
В 1929 — 1932 годах вместе с С. М. Эйзенштейном и Г. В. Александровым был за рубежом в официальной поездке с целью изучения техники звукового кино; в качестве кинооператора принимал участие в съёмках фильма
«Да здравствует Мексика!».
«В декабре 1930 года Эйзенштейн, Александров и Тиссэ выехали в Мексику в компании брата Мэри Крейг Синклер [жена американского писателя Upton Beall Sinclair] Хантера Кимброу, выступавшего в роли руководителя проекта[«Да здравствует Мексика!»]. Время для поездки оказалось не самым удачным. В марте 1929 года мексиканское правительство официально признало коммунистическую партию незаконной, что привело к охлаждению советско-мексиканских отношений. Ситуацию усугубил декрет о запрете на въезд в страну коммунистам. Эйзенштейна и его коллег уже через две недели после приезда взяли под стражу для допроса. Мэри Крейг Синклер развернула кампанию в поддержку Эйзенштейна, подкрепленную телеграммами от Альберта Эйнштейна, Джорджа Бернарда Шоу, Фэрбенкса, Чаплина и двух сенаторов США, и только после этого Эйзенштейна с товарищами освободили и объявили почетными гостями мексиканского правительства.»[6]
Картина - пародийная стилизация под эксвото.<...>
Изображены три участники киногруппы "Que viva Mexico!" (С. Эйзенштейн, Г. Александров и Э. Тиссэ), которых спасает от расстрела явившаяся им Мадонна. По свидетельству мексиканского художника Пабло О'Хиггинса, посетившего Кабинет Эйзенштейна на Смоленской, лицо Мадонны на этом эксвото похоже на лицо тогдашнего президента Мексики. Автор эксвото написал картину по следам реального события - ареста киногруппы 21 декабря 1930 г. в Мексике. Кинематографистов отпустили по ходатайству друзей Эйзенштейна, которые обращались, в том числе, к президенту страны. Автором этого шуточного эксвото мог быть Роберто Монтенегро, с которым Эйзенштейн познакомился в Мексике. В нижней части картины подпись на мексиканском испанском: "Sergei, Grisha y Eduardo; estando los tres en trance apurado, nos encomendamos ala Santa Virgen de la Soledad, habiendo recibido de ella su infalible y divino favor. Mexico 21 de diciembre de 1930". <"Сергей, Гриша и Эдуардо; будучи втроем в тяжком положении, вручаем себя Пресвятой Деве Соледад [Одиночества], получив от нее неизменную и божественную милость">[7]
На фото (слева направо в первом ряду: русский комик Аркадий Бойтлер (режиссер, продюсер, создатель мексиканского кинематографа и дублер Ч. Чаплина), мексиканский актер [неустановленное лицо], Сергей Эйзенштейн: во второй ряду (слева направо): Эдуард Тиссэ, Григорий Александров. 01 февраля 1931 года, Мехико. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
С 20-х годов преподавал операторское мастерство в Госкиношколе (ныне — ВГИК), с 1943 года — профессор ВГИКа.
В 1956 году вместе c З. М. Аграненко поставил фильм «Бессмертный гарнизон».
Умер 18 ноября 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Отец — Казимир Тадеушевич Николайтис.[1]
Сестра — Людмила Казимировна Тиссэ, работала в Госкиношколе; секретарь-ассистент Сергея Эйзенштейна.
Жена — Тиссэ Бианка (Бьянка) Петровна (1921 — 2005).
Дочь — Элеонора Тиссэ, (род. в 1947 голду в Москве), кинооператор, живет с семьей в Норвегии[2].
Документальные
1918 — Сигнал; производство: Московский кинокомитет; режиссер: А. Аркатов; операторы: И. Дорэд, Э. Тиссэ
1918 — Разоружение московских анархистов; операторы: П. Новицкий, Э. Тиссэ
1918 — Кинонеделя № 28; операторы: А.Ф. Винклер, Г. Лемберг, Э. Тиссэ
1918–1922 — Киносъёмки В.И. Ленина при жизни
1919 — "Советская Латвия" (киносборник)
1919 — Похороны Я. М. Свердлова («МОСКВА. ПОХОРОНЫ СВЕРДЛОВА. В.И. ЛЕНИН ВЫСТУПАЕТ НА ТРАУРНОМ МИТИНГЕ. 18 МАРТА 1919 Г.»; операторы: Г. В. Гибер, С. П. Забозлаев, А. А. Левицкий, П.К. Новицкий, Э. К. Тиссэ
1919 — Похороны Свердлова; операторы: Гибер Г.В., Левицкий А.А., Тиссэ Э. К., Забозлаев С.П., Новицкий П.К.
1920 — II-й Конгресс Коминтерна; операторы: Л. Вериго-Даровский, Н.Ф. Григор, Н.Ф. Козловский, [Э.К. Тиссэ]
1920 — Разгром Врангеля; операторы: П. Новицкий, Э. Тиссэ
1921 — На мужицкой земле; производство: коллектив «Творчество» и ВФКО; режиссер: Б. Чайковский; оператор
1921 — Голод... голод... голод...; производство: 1-я Госкиношкола и ВФКО; режиссеры: В. Гардин, В. Пудовкин; оператор
1921 — Серп и молот (о неурожае и последствиях эпидемии холеры во время голода в Поволжье); производство: Госкпношкола и ВФКО; режиссер: В. Гардин; оператор
1925 — Киноправда № 21 (Ленинская); производство: Культкино; режиссер: Д. Вертов; операторы: Г. Гибер, А. Левицкий, А. Лемберг, П. Новицкий, М. Кауфман, Э. Тиссэ, Ю. Желябужский, С. Забозлаев
1925 — Лицом к селу; П. Новицкий, Э. Тиссэ
1929 — Горе и радость женщины (Frauennot — Frauenglück); (Швейцария)
1931 — Землетрясение в Оахаке (Мексика)
1933 — Москва – Кара-кум – Москва; производство: Союзкинохроника; реж.-операторы: Э. Тиссэ, Р. Кармен, М. Громов
1933 — Социалистическая деревня № 16; киножурнал; производство: студия «Союзкинохроники», режиссер: И. Копалин; операторы: Ципорин, Филин, Тиссэ, Кармен, Макасеев, Писанко; ассистент: Л. Зернов
1933 — Страна Советов; полнометражный; производство: Мосфильм; режиссер: Э. Шуб ; авторы сценария: Б. Агапов, Э. Шуб; операторы: Э. Тиссэ, Б. Петров; музоформители: Л. Штейнберг, Н. Н. Крюков; песни: М. Светлов; звукооператор: В. Лещёв
1940 — Бессарабия
1948 — Владимир Ильич Ленин (фильм о жизни вождя социалистической революции Владимира Ильича Ленина); производство: ЦСДФ; авторы сценария: Евгений Кригер, Василий Беляев, Михаил Ромм; режиссёры: Василий Беляев, Михаил Ромм; операторы: Борис Волчек, Григорий Гибер, Иосиф Голомб, Александр Левицкий, Евгений Славинский, Эдуард Тиссэ,; асс. режиссеры: Мария Славинская; композитор: Арам Хачатурян; текст читает: Леонид Хмара
1933 — «Социалистическая деревня» № 16; производство: Союзкинохроника; режиссер: И. Клопалин; операторы: Ципорин, Филин, Тиссэ, Кармен, Макасеев, Писанко; ассистен: Л. Зернов
1933 — Союзкиножурнал № 22; производство: Союзкино; режиссер: Н. Караушев; операторы: Донец, Паллей, Софьин, Р. Кармен, Э. Тиссе, Сидоров, М. Ошурков; звукооператор: М. Шер
1933 — Союзкиножурнал № 25; производство: Союзкино; режиссер: Н. Соловьев; операторы: Ошурков, Кауфман, Э. Тиссе, Р. Кармен, Беляков, Григор, Николаев, Пятов, Лебедев; ассистент: В. Смирнов; звукооператор: С. Семенов
1933 — Союзкиножурнал № 27; производство: Союзкино; режиссер: Л. Степанова; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен, Богоров, Самгин; музоформитель: Г. Гамбург; звукооператор: Скляревский
Игровые
1924 — Старец Василий Грязнов
1924 — Стачка; режиссер: С. Эйзенштейн; оператор (совместно с В. Хватовым)
1924 — Тёплая компания; производство: 1-я фабрика Госкино; режиссер: Лео Мур; оператор (совместно с А. Рылло)
1925 — Броненосец «Потёмкин»; игровой; полнометражный; Производство: первой кинофабрике «Госкино»; режиссер: Сергей Эйзенштейн; операторы: Эдуард Тиссэ, Владимир Попов; директор фильма: Я. Блиох. Фильм неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
1925 — Еврейское счастье (совместно с В. Хватовым, И. Струковым)
1928 — Октябрь ("Десять дней, которые потрясли мир"); режисеры и авторы сценария: С. Эйзенштейн, Г. Александров; оператор
1929 — Старое и новое; авторы сценария и режиссеры: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн; операторы: Э. Тиссэ, В. Попов
1929 –1930 — Сентиментальный романс (Le Romance sentimentale); (Франция) авторы сценария и режиссеры: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн
1932 — Да здравствует Мексика! (Мексика)
1935 — Аэроград; режиссер: А. Довженко; оператор (совместно с М. Гиндиным, Н. Смирновым)
1937 — Бежин луг (фильм не закончен)
1938 — Александр Невский; режиссер Эйзенштейн; оператор
1945 — Иван Грозный; 1-я серия; реж.: С. Эйзенштейн; операторы: Э. Тиссэ, В. Попов; продюсер: Я. Блиох
1946 — В горах Югославии (СССР — СФРЮ); режиссер А. Роом; автор сценария Г. Мдивани; оператор
1946 — Иван Грозный. 2-я серия; режиссер С. Эйзенштейн; операторы: А. Москван, Э. Тиссэ
1946 — Иван Грозный. 3-я серия; режиссер С. Эйзенштейн; операторы: А. Москван, Э. Тиссэ; (фильм был восстановлн на к/с Мосфильм в 1987 году)
1948 — Возвращение с победой; режиссер А. Иванов; оператор
1949 — Встреча на Эльбе; режиссер Г. Александров; оператор
1952 — Композитор Глинка; режиссер Г. Александров; оператор
1953 — Серебристая пыль; режисеер А. Роом; оператор
1956 — Бессмертный гарнизон; режиссёры: Захар Аграненко и Эдуард Тиссэ по сценарию Константина Симонова.; оператор: Григорий Айзенберг
«В этот особняк на Малом Гнездниковском переулке мы входили весной восемнадцатого года с красногвардейским отрядом, ставили посты в подъезде и у ворот, медленно проходили комнату за комнатой и зимний сад с пальмами в кадках и погреб с винными лужами... К этому времени отважные, чудаковатые, непохожие, своеобразные люди стали понемногу собираться в нетопленных, замусоренных комнатах Гнездниковского. Плечистый юноша в студенческой фуражке пробовал объяснится с щуплым австрийским военнопленным в изодранной шинели... Круглый юноша, грозно вихря стоящие дыбом волосы, угрожал поставить Москву дыбом и весь мир дыбом. Они были почти подозрительны на вид, эти разношерстые, немыто-нечёсаные и несомненно плохо кормленные люди. Что можно было ждать, как можно было верить в эту публику? Ну а тот, кто поверил, не раскаялся. Прошли года: студент стал учить других, он вырос в крупнейшего режиссера Вертова, автора изумительных „Трех песен о Ленине“. Пленный в австрийской шинели стал известен всему миру как чудесный оператор Тиссэ».
Источник
М. Кольцов «Правила игры» (1935)[...]
[...]«...27 апреля 1918 года после демобилизации из царской армии я пришел в Малый Гнездниковский переулок, где в то время организовывался первый Кинокомитет советской кинематографии, председателем которого был Н.Ф. Преображенский. С этого дня началась моя работа в советской кинохронике». (Стенограмма семинара операторов киностудии «Мосфильм» 27 апреля 1956 (РГАЛИ ф.2453))[...]
Источник
[...] «Работники кинохроники в те годы помимо прямых обязанностей кинооператоров всегда выполняли и специальные задания. Так, Эдуард Тиссэ был активным участником партизанской борьбы на территории, занятой белочехами. А территория эта простиралась одно время от Волги до Енисея. Одним из приказов он же был назначен начальником штаба партизанской части, а другой документ, за подписью тов. Буденного, удостоверял, что Эдуарду Тиссэ поручено доставить с фронта в Москву важные документы... Летом 1919 года Кинооотдел направил меня и оператора Э. Тиссэ для съемок на Восточный, колчаковский фронт. Мы прибыли на фронт в ту пору, когда Красная Армия выгнала Колчака из Оренбурга. В городе налаживалась нормальная жизнь, а за рекой стояла колчаковская белая армия — там проходила линия фронта. Командование поручило нам провести съемку наступления на станцию Донгузскую (в семи километрах от Оренбурга). Вначале предполагалось снимать с броневика, но это оказалось неудобным, и мы с Тиссэ поехали на открытом грузовике. Ранним утром, помню, переехали мы мост и в первой же деревне были обстреляны из пулемета. Однако ничего интересного для съемки не было. Мы поехали прямо по степи и неожиданно очутились шагах в ста от казацкой пушки. И тут машина наша, как часто бывает в напряженные моменты, испортилась. Пока шофер пытался ее завести, казаки прямой наводкой стали по ней пристреливаться. Вот тут я увидел, что такое находчивый и смелый оператор: Тиссэ сумел быстро снять тяжелый (не хроникальный) аппарат со штатива и, одной рукой прижав его к груди, другой беспрерывно вертел ручку и успел зафиксировать на пленку несколько разрывов снарядов буквально рядом с нами. Все это отлично получилось на экране» (Л. Кулешов А. Хохлова «50 лет в кино» 1918 — начало 1920 —х годов, с.41-42 (М. «Искусство» 1975))[...]
Лев Кулешов, Источник
[...Э. Тиссэ также много бывал в районах боевых действий: под Ригой и на Волге, в Конной армии Буденного и в дивизии латышских стрелков, на подступах к Уралу и среди войск, штурмовавших Крым. Нередко ему приходилось снимать в гуще сражения: с бронепоезда, из трофейного танка, с кавалерийской тачанки. А порой обстановка заставляла откладывать в сторону камеру и с винтовкой в руках отражать атаки противника. В эти же годы — в интервалах между поездками на фронт — Тиссэ работал в Москве. Наиболее интересны из его московских съемок первых лет революции — ленинские кинопортреты на II конгрессе Коминтерна.[...]]
Лебедев А.А., киновед, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фотографии: МАММ / МДФ, ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).