Полное имя:
Олег Владимирович УРАЛОВ

Дата рождения:
29 сентября 1943
г. Москва, РСФСР, СССР

Дата смерти:
30 сентября 2015 (72 года)
Германия

Профессии:
директор киностудии, кинорежиссёр, продюсер

Краткая биография

Благодарим братьев Ураловых — Глеба и Степана за предоставленные материалы из семейного архива.

Уралов Олег Владимирович (29 сентября 1943, Москва — 30 сентября 2015, Германия) —режиссер-документалист, автор более 70-ти документальных фильмов. Лауреат Государственной премией СССР (1984) и Первой премии КГБ СССР в области литературы и искусства[1]. Член КПСС с 1972 года. Член СК СССР — СК России.

После окончания средней школы № 167 работал на московских предприятиях слесарем, радио-монтажником и механиком точных работ. Учился в МАИ.

Окончил Заочную Высшую Партийную Школу при ЦК КПСС (ЗВПШ), отделение журналистики. 

В 1974 году окончил ВГИК по специальности "режиссер документального кино и телефильма" (мастерская
Лии Николаевны Дербышевой).

Мастерская Л.Н. Дербышевой (сидит в центре). На фото: Александр Андреев (сидит справа на полу), Александр Микриков (сидит второй слева); стоят в верхнем ряду (слева направо): Ирина Свешникова (третья слева), Стас Раздорский и Олег Уралов. ВГИК. 1973-1974 гг.

С 1974 по 1978 — работал в Главной редакции телеинформации Агентства Печати Новости (АПН).
С 1978 года — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В московском Доме кино. На фото (слева направо): Олег Уралов, режиссёр из Германии,  сценарист Герман Климов, режиссёр Игорь Гелейн. Конец 70-х - начало 80-х годов. Автор фото: Юрий Барыкин.

Неоднократно избирался секретарем партийной организации ЦСДФ.
В период 1986 — 1987 гг. — директор ЦСДФ.

Олег Уралов с дирижёром и скрипачем Владимиром Спиваковым. Автор фото: Юрий Барыкин.

После пятого съезда Союза Кинематографистов СССР в 1986 году был избран секретарем СК.
В 1987 году возглавил Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» — Председатель совета директоров и генеральный директор (первая независимая продюсерская, производственная и дистрибьюционная кинокомпания в СССР и РФ).

На фото (справа): Олег Уралов, Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна Горбачевы. 1989-1990 гг. Фото из семейного архива братьев Ураловых.

В 1988 году — Заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии СССР (Госкино СССР).

Региональный президент от России в Европейской Экономической Палате.
Президент Фонда духовного развития «Искусство-детям».
Член Попечительского совета Благотворительного Фонда сохранения и развития культурных ценностей "Дельфис".
Действительный член Российской Академии Естественных Наук.
Почетный "Doctor of Humane Letters" американского колледжа в Швейцарии.
"Элита российского бизнеса" — 1993 (международная ассоциация журналистов АСМО-Пресс) Platinum Executive Edition 1996 —1997 (Interglobal Who’s Who). 
Член жюри международных кинофестивалей документальных фильмов в Тампере, Карловых Варах и Дрездене.

_______________________________________
1. Премия, присуждавшаяся Комитетом государственной безопасности СССР с 1978 по 1988 год писателям, режиссёрам, актёрам, деятелям искусства, участвовавшим в создании произведений о работе советских органов госбезопасности.

СЕМЬЯ

Олег, Глеб и Степан Ураловы. Конец 70-х - нач. 80-х годов. Фото из семейного архива братьев Ураловых.

Трое сыновей от двух браков.
Старший сын — Глеб Уралов (родился 02 октября 1971 года) — режиссер, художник; работал асс. режиссера на студиях «МКВ», ПТО «Русское видео», «Сирин»; в 1994 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастера: А.Ю. Иванкин, И.С. Клебанов, В.В. Доброницкий); с  1994 по 2001 — режиссер ВПТО «Видеофильм»; с 2002 — режиссер — «Киностудия «Параджаноф фильм», ТК «Совершенно секретно» и др.; профессионально занимается фотографией.
Двое сыновей (от второго брака)  Степан и Дмитрий (родился 01 ноября 1985 года).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

На фото в первом ряду (слева направо): режиссер Александр Бибарцеврежиссер Александр Павлов, Ольга Шервуд, Александр Антизерский, Дмитрий Сагайдак, директор ЦСДФ Олег Уралов (четвертый слева), Марина Касимова (пятая справа), режиссер Михаил Литвяков, Юрий Рост (с трубкой), Олег Лучинин (справа в белой рубашке); во втором ряду (справа налево): писатель Чабуа Амираджиби (второй справа), Владлен Кузин, Галина Познякова, режиссер Людмила (Ляля) Станукинас (в белой блузе), киновед Софья Сваровская (стоит за Станукинас), Сергей Циханович (стоит слева за Сваровской), Леонид Михеев; в верхнем ряду (слева направо): операторы Юрис Подниекс, Евгений Голынкин, Николай Волков, режиссер Евгения Головня, режиссер Ирина Калинина (четвертая справа, в очках). (Фото из архива Евгения Голынкина.

1978 — Американцы знакомятся с нами (фильм рассказывает о национальной выставке СССР, посвященной 60-летию Октябрьской революции, проходившей в США, в Лос-Анджелосе); операторы: Грезин В., Серов Г.; автор текста: Пумпянский А.
1978 — На страже мира и труда (фильм о праздновании 60-летия Советских Вооруженных Сил); операторы: Грезин В., Епифанов Г., Карпов А., Максимов Л., Минаев А., Монгловская Г., Семин В., Ходяков В.
1979 — Красная гвоздика (о VII Международном фестивале молодежной песни "Красная гвоздика", проходившем в Сочи с 1 по 10 сентября 1979 года); оператор И. Фрез; автор текста: Л. Браславский
1979 — Москва № 37 Выполняя решения партии (о выполнении решений 27-го съезда КПСС коммунистами столицы); операторы: Е. Аккуратов, И. Фрез
1980 — Сионизм стрит (фильм рассказывает о расистской сущности идеологии сионизма, о преступной деятельности Израиля на оккупированных территориях); операторы: Микоша В., Фрез И.
1980 — Иерусалим (фильм посвящен проблеме Иерусалима, возникшей в результате политики правительства Израиля); оператор: В. Микоша
1982 — Сионизм перед судом истории (о реакционной идеологии и практике сионизма); полнометражный; оператор И. Фрез
1983 — Карьера под солнцем (о наемных убийцах, солдатах удачи, действующих в различных частях света против народов, борющихся за свободу и независимость); по заказу ССОД 
1984 — Жизнь, отданная народу (фильм посвящен памяти Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума ВС СССР Ю. В. Андропова); полнометражный; совместно с И. Гелейном; операторы: Горбатский В., Максимов Л., Федяев Е., Филатов И.; автор текста Ицков И.; редакторы: А. Голубев, Е. Крамарский
1984 — Воля народа (о встрече К. У. Черненко с избирателями Куйбышевского района столицы); операторы: Бганцев И., Извеков В., Кузнецов И., Максимов Л., Семин В., Филатов И.
1984 — Ю.В. Андропов. Страницы жизни (фильм, посвящённый советскому партийному и государственному деятелю Ю. В. Андропову, отображает основные этапы его биографии на фоне истории страны); полнометражный
1985 — Женева: начало диалога (о встрече в Женеве Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и Президента США Р. Рейгана в ноябре 1985 года); операторы: Извеков В., Ходяков В.
1986 — Дело об украденной скрипке (первый советский видеофильм, посвящённый проблеме растущей в СССР контрабанды); операторы:  Виктор Доброницкий, Юрий Орлов, Илья Фрез
1989 — Время Горбачева (на англ. языке); производство:  ВПТО "Видеофильм"

На фото (слева направо): звукооператор Виктор Брус, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, асс. режиссера Глеб Уралов, оператор Валерий Никонов. Фото из семейного архива братьев Ураловых.
1992 — М.С. Частный взгляд на жизнь президента (этот фильм для тех молодых, кто родился в период перестройки или позже, кто интересуется историей современной России и хочет иметь свое собственное мнение о различных периодах ее жизни); полнометражный; Производство: Студия МВК Корпорации Видеофильм; операторы: Б. Саксонов, В. Никонов
2002 — Встреча предначертанная (фильм о судьбе дочери российского императора Николая II  был показан в июне 2003 года на РЕН-ТВ и послужил началом дискуссии о "воскрешении Анастасии" на ток-шоу, которая в течении двух вечеров демонстрировалась в эфире этого канала в скорректированном и урезанном виде); операторы: С. Кузьминский, В. Извеков

КИНОПЕРИОДИКА

Последнее интервью Олега Уралова ТК Ностальгия.
Запись прямого эфира передачи “Рожденные в СССР” с Владимиром Глазуновым (12.05.2015)

 

Награды

1985 — Гран-при V Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате (за фильм «Ю.В. Андропов. Страницы жизни» (1984))
1987 — Государственная премия СССР (за фильм «Ю.В. Андропов. Страницы жизни» (1984))

Цитаты

«Имидж» студии среди советских документалистов был довольно «кондовый». Студия, кроме того что была «центральной», играла роль «главной». То, что придавало тогда особый статус студии и рассматривалось как основное преимущество – близость к ЦК КПСС («верный отряд партии» и т.д.), оказалось впоследствии «ахиллесовой пятой». В те первые годы на ЦСДФ я не услышал «первого звонка», предупреждавшего меня тогда о моих последующих иллюзиях о возможности «перестройки» студии. Упоминаю сознательно это немодное сейчас слово «перестройка» – именно в те годы была упущена реальная возможность создания новой ЦСДФ, путём обновления и технологического парка, и творческого коллектива.

Олег Уралов

Я никогда не забуду то содружество, которое называлось «коллективом Центральной студии документальных фильмов», фундамент которого сформировало братство боевых операторов. Мы искренне уважали их и преклонялись перед их мужеством…

Олег Уралов

Помню, когда мы с Илюшкой Фрэзом и Славой Ивановым вернулись из Прибалтики и привезли несколько сюжетов о Рейне Раамате, Юрисе Подниексе и фильм о фестивале Августа Сукутса "И жизнь наша кино..". В нижнем просмотровом (один из кинозалов ЦСДФ) должен был состояться показ смонтированных сюжетов и фильма. Народу собралось много. Мастера-старейшины, как всегда в тылу, на задних рядах, молодёжь в первых. Мы уже разболтали, что снимали практически с рук (умышленно отказываясь от штатива, Илюха отрабатывал "свой почерк"). Но реакции операторов побаивались. Олег Уралов только что вернулся из-за какой-то "заграницы". Просмотр закончился... не ругали, но и не одобряли... тишина и наша группа притихла. И, вдруг Олег говорит: "Так и надо снимать, если сам материал ведёт за собой, и оператор чувствует его так. Значит они живут одной жизнью живой. А у Фрэза железные операторские руки! " Да еще добавил, что "заграницей" молодёжь тоже так снимает. В те годы - это была похвальба! Жаль, что потом нас всех, со своими поисками разнесло по разным сторонам судьбы... А "Жизнь наша кино.." показывают ежегодно на фестивале в Риге (у Августа Сукутса!!!). Спасибо Олегу за поддержку.

Евгения Головня, режиссёр-документалист, продюсер, Источник

Олег Уралов желал перемен для ЦСДФ. Речь шла о переходе с плёнки на видео, но его не поддержали представители старшего поколения, в первую очередь - кинооператоры. Если бы приняли его концепцию, ЦСДФ была бы технически перевооружена. Дальнейшая судьба киностудии могла стать не столь трагической. Олег Владимирович уже тогда прекрасно понимал, что за видео будущее, а была лишь середина 80-х годов.
Позже Михаил Горбачев предложит создание Советов трудовых коллективов и введение выборности директоров предприятий. Олег Владимирович был назначен директором ЦСДФ (1985). А уже следующего директора ЦСДФ Новикова В.В. избирал трудовой коллектив.
В 1987 году при непосредственном участии Олега Уралова было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение "Видеофильм", которое он и возглавил. Дальнейшая история всем нам хорошо известна. В моей памяти Олег Владимирович останется тем молодым, умным, энергичным представителем своего поколения. Вечная ему память!..

Нина Ярошевич, редактор сайта #МузейЦСДФ, Источник

Источники информации

Использованы материалы из открытых источников, а также персонального сайта Олега Уралова. Фотографии из частных архивов.