Альберт Гендельштейн

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Альберт Александрович Гендельштейн

Дата рождения:
04 апреля 1906
г. Пенза, Пензенская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 марта 1985 (78 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Гендельштейн Альберт Александрович (04 апреля 1906, Пенза — 25 марта 1981, Москва) — режиссёр и сценарист игрового и документального кино.

В 1927 году окончил режиссёрский факультет Государственного техникума кинематографии (ГТКа). Ассистент режиссера  Всеволода Пудовкина на съемках картины «Конец Санкт-Петербурга» (1927). Режиссёром «культурфильмов». 

Режиссер игровых фильмов «Любовь и ненависть» (1935; «Межрабпомфильм»; фильм рассказывает о событиях гражданской войны), «Лермонтов» (1934; фильм снимали во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Сталинабадской студии). 

Письмо начальнику производственного отдела т. Данильян о предложениях членов группы кинокартины «Лермонтов» (режиссера Гендельштейна, оператора Шеленкова, художника Ефимова и других) по экономии производства без ущерба для художественной ценности фильма. Фильм: Лермонтов. 1943 год. Источник: ГОСКАТАОГ.РФ / Музей кино.

  • В 1943 — 1945 годах — режиссер во фронтовой киногруппе 1-го Украинского фронта.

С 05 августа 1944 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[1].

Режиссер документальных фильмов «Александр Покрышкин» (1945; ЦСДФ; вошли съёмки операторов 1-го Украинского фронта и Новосибирской студии кинохроники).

С 15 января 1946 — режиссер киностудии «Воентехфильм» / «Моснаучфильм» (с 1966 — «Центрнаучфильм») в порядке перевода из ЦСДФ[2].

Фильмы «Первые крылья» (1950) и «Во глубине сибирских руд...» (1961), созданные режиссером на киностудии «Моснаучфильм», вошли в золотой фонд научно-популярного кино.

Один из последних фильмов режиссера «Дмитрий Шостакович. Эскизы к портрету композитора» (1967) — рассказ о жизни и творчестве выдающегося композитора Д. Д. Шостаковича охватывает период времени между серединой 1920-х и серединой 1960-х годов, содержит редкие кадры документальной кинохроники, в том числе кадры исполнения Седьмой симфонии 8 августа 1942 года в осажденном Ленинграде. 


______________________________
1. Источник: рукописный архив ГЦМК (— Ф. 56.  — Оп. 2),
2. Там же.

СЕМЬЯ

Дочь (от брака с актрисой Рогулиной Евгенией Ивановной (1906, Самара — 1984, Душанбе), училась в Ленинградском техникуме экранного искусства) — актриса  Севела (Гендельштейн) Юлия Альбертовна (род. в 1931 году), актриса; окончила Московское театральное училище им. Б. Щукина; снималась в кинофильмах «Заре навстречу» (1959), «Чёрная чайка» (1962), «Здравствуй, это я» (1965).
Сын — Рогулин (Гендельштейн) Валерий Альбертович ( род. в 1936 году), режиссёр научно-популярных фильмов и телепередач.
Внучка (дочь Юлии Альбертовны Гендельштейн и Эфраима Севелы) — Мария Севела (род. в 1960 году), историк.
Вторая жена —  Эдит Утёсова, эстрадная певица.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В 2007 году вышел документальный фильм «Судьба романтика. Альберт Гендельштейн» (хронометраж: 39 мин.; режиссер и автор сценария С. Старстина), посвященный 100-летию со дня рождения кинорежиссера. Премия «ЛАВР» в 2007 году.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

Актриса Эмма. Кадр из фильма «Любовь и ненависть». 1935 год.

1935 — Любовь и ненависть; производство «Межрабпомфильм»; автор сценария Александр Ермолинский; режиссер Альберт Гендельштейн; оператор Василий Пронин; композитор Дмитрий Шостакович; в ролях: Эмма Цесарская, Александр Чистяков, Вера Марецкая и др. 
1938 — Поезд идёт в Москву (совм. с Д. Познанским)
1941 — Ровно в семь (новелла в Боевом киносборнике № 7)

1943 — Лермонтов (Страницы биографии великого русского поэта); производство Объединенной Сталинабадской киностудии и «Союздетфильма»; автор сценария К. Паустовский; режиссёр А. Гендельштейн; в главных ролях: А. Консовский и др. 

Документальные и научно-популярные

1928 — То, что станет бумагой; производство: Межрабпом-фильм; режиссер А. Гендельштейн; оператор А. Шеленков  
1929 — Сплав леса; производство: Межрабпом-фильм; режиссер; оператор А.В. Шеленков
1929 — Катушка; производство: Межрабпом-фильм; режиссер; оператор А.В. Шеленков
1929 — Окно в Европу; производство: Межрабпом-фильм; режиссер; оператор А.В. Шеленков
1945 — Александр Покрышкин; производство: ЦСДФ; режиссер; операторы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. БыковК. Кутуб-ЗадеА. ШафранС. Шейнин и
Новосибирской студии кинохроники: Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв

1949 — В гостях у старейших; производство: Моснаучфильм; режиссер
1950 — Первые крылья (фильм о создании Можайским А.Ф. первого в мире самолета); авторы сценария: Шпиковский Н., Шипилов И.; режиссер; операторы: Строд К., Эзов Э.; композитор Хачатурян А.
1954 — На полях Кубани; производство: Моснаучфильм; режиссер
1956 — «Товарищ» уходит в море; автор сценария; режиссер Н. Курихин
1957 — Художники пяти континентов (фильм посвящен Международной выставке искусств, прошедшей в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов);  режиссеры: Гендельштейн А., Толчан Я.; автор сценария Шпиковский Н.; операторы: Вагин А., Каиров А., Ковзель В., Строд К., Уточкин П.; композиторы: Локшин А., Севастьянов А.; диктор Хмара Л.
1959 — Точка опоры в небе. Вертолёты помогают строителям; производство: Моснаучфильм; режиссер
1961 — Во глубине сибирских руд (фильм рассказывает о том декабристе Н.Бестужеве, который в ссылке создал галерею портретов декабристов и их жен); режиссеры: А. Гендельштейн, А. Алипова; автор сценария: И. Зильберштейн; оператор Л. Зильберг; текст читают: Л. Хмара, Ю. Яковлев; автор текста Г.Шергова
1963 — Два дня в Непале; производство: Моснаучфильм; режиссеры: Д. Боголепов, А. Гендельштейн; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; композитор В. Гевиксман; автор текста Н. Шпиковский; звукооператор В. Кутузов
1963 — Здравствуй Индия (пребывание советских космонавтов В. В. Терешковой, А. Николаева и В. Быковского в Индии); производство:  Моснаучфильм; режиссеры: Д. Боголепов, А. Гендельштейн; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня
1963 — На земной орбите — Мексика (пребывание летчиков-космонавтов СССР Ю. А. Гагарина и В. В. Терешковой в Мексике); производство: Моснаучфильм; режиссер; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня
1963 — Скульптор и время; производство: Моснаучфильм; режиссер
1963 — «Чайка» на острове Свободы; производство: Моснаучфильм; режиссер; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня
1964 — Индонезия и Бирма приветствуют героев (пребывание в Индонезии летчиков-космонавтов СССР В. Терешковой, А. Николаева, В. Быковского);производство: Моснаучфильм; режиссеры: Д. Боголепов, А. Гендельштейн; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; звукооператор В. Кутузов; композитор В. Гевиксман; автор текста В. Ильинский
1964 — Остров вечного лета — Цейлон; режиссер совместно с Д. Боголеповым
1964 — Чайка в Лондоне (пребывание летчика-космонавта СССР В. В. Николаевой-Терешковой в Лондоне и Стратфорде - на родине В. Шекспира: встреча В. В. Терешковой у Букингемского дворца, вручение в Британском обществе межпланетных сообщений золотой медали "За успехи в освоении космоса"); производство: Моснаучфильм; режиссер; операторы: Б. Головня, Е. Покровский
1965 — В небе Покрышкин (в фильм вошли кадры из фильма 1945 года «Александр Покрышкин»); производство: Моснаучфильм; режиссер
1967 — Дмитрий Шостакович. Эскизы к портрету композитора; полнометражный; производство: Центрнаучфильм; авторы сценария: Г. Ягофельд, А. Гендельштейн режиссер А. Гендельштейн; оператор А. Зильберг; текст читает П. Хмара
1969 — Руками хирурга; производство: Центрнаучфильм; режиссер
1972 — Зинаида и Михаил Воронины (о советских гимнастах Зинаиде и Михаиле Ворониных); производство: Центрнаучфильм; режиссер
1975 — Когда молчат песни и предания (фильм 1 из цикла «Древнерусская архитектура»); производство: Центрнаучфильм; режиссеры: А. Гендельштейн, В. Двинский; автор сценария В. Яковлева; оператор Е. Небылицкий; звукооператор Н. Кузнецов; муз. редактор А. Гольдштейн

КИНОПЕРИОДИКА

Автор ряда сюжетов в киножурналах «Звёздочка», «Здоровье», «Наука и техника», «Новости сельского хозяйства», «Хочу всё знать».

1945 — Новости дня № 38-39; режиссер; редактор А. Колбановский; консультант А. Малофеев; диктор Ю. Левитан; асс. режиссера К. Козина; музоформитель А. Блок; звукооператор Гунгер

___________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД, НЭТ-ФИЛЬМ (ООО). Биография (ЦСДФ): ГЦМК.

Библиография

1971 — Берман В. Альберт Гендельштейн // 20 режиссёрских биографий / Сборник "Мастера советского кино". — 390 с. (изд.: — М.: Искусство)
1987 — Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. , . — С. 488. — 640 с. — 100 000 экз. (изд.: — М.: Советская энциклопедия)

Награды

1956 — МКФ в Канне (Франция) (приз за лучший сценарий, фильм «„Товарищ“ уходит в море»)
1968 — 3-й Всесоюзный кинофестиваль (Ленинград, 1968) (главный приз за фильм «Дмитрий Шостакович»)
1970 — 4-й Всесоюзный кинофестиваль (Минск, 1970) (диплом и премия за лучшую режиссуру, фильм «Руками хирурга»)

Цитаты

Фильм «Любовь и ненависть» имел огромный успех и единодушную хвалебную прессу. В Советском Союзе и за рубежом его сравнивали с «Броненосцем “Потемкиным”» и «Чапаевым»... «Фильм этот напоминает своим масштабом и построением античные драмы, – отмечала пресса, – в нем грандиозное сочетание рассудка и страсти, трезвости и пафоса, в нем наблюдается тот драматизм, которым отличаются только крупные массовые драматические действия. Лишь к таким фильмам, а не к фильмам, представляющим Древний Рим в стиле дешевых литографий, применим эпитет “монументальный”».
В 40-е годы фильм «Любовь и ненависть» был незаслуженно и надолго забыт. В середине 70-х его вновь неожиданно показали в Москве в «Иллюзионе» и «Кинотеатре повторного фильма». Сотрудники журнала «Советский экран», помня о грандиозном успехе фильма в прошлом, попросили Сергея Ермолинского, автора сценария и одного из самых близких друзей М. Булгакова, поделиться впечатлениями о повторном показе. «Разумеется, пришедшим на просмотр любителям кино было любопытно посмотреть на совсем молодую Веру Марецкую, худенького Михаила Жарова, почти мальчишку Николая Крючкова, наконец на одну из “звезд” тех лет Эмму Цесарскую, – писал на страницах журнала сценарист. – Но не только это оказалось интересным. Зритель не остался равнодушным к фильму, несмотря на то что много кусков в нем утеряно, не всюду сохранен его монтажный строй, что для такого фильма особенно важно. Но едва ли не самым главным для меня после просмотра были мысли об Альберте Гендельштейне. В годы молодости он сразу покорял заражающим обаянием своего таланта, остротой воображения, темпераментом, а вот сейчас я понял (особенно “дошло”) все своеобразие, необычность его режиссерского почерка, тогда по-юношески озорного, но своего».

Художественный фильм А. Гендельштейна «Лермонтов» имел трагическую судьбу. Большая часть фильма снималась в эвакуации на Сталинабадской студии в трудные дни Великой Отечественной войны. На просмотре Политбюро картина была резко раскритикована Берией.
Сегодня ясно видно, что в киноязыке и стилистике картины Гендельштейн обогнал свое время. Изобразительная ее структура в чем-то близка фильмам Тарковского. Режиссер не стремится создать хрестоматийный кинопересказ биографии поэта. Он, так сказать, экранизирует метафоры, способные многое раскрыть зрителю, знакомому с поэзией Лермонтова. Сценарий фильма написал К. Паустовский. Писателю картина нравилась. Кстати, теперь ее часто показывают по телевидению.
После «Лермонтова» Гендельштейну больше не дают снимать художественные ленты. Но работая на документальной и научно-популярной студиях страны, он создал несколько без преувеличения выдающихся картин.[...]

[...]В 1943 – 1945 годах Альберт Гендельштейн служил режиссером во фронтовой киногруппе 1-го Украинского фронта. В течение нескольких месяцев он вместе с фронтовыми операторами вел кинонаблюдения за Покрышкиным. В фильме зрители видят знаменитого летчика в боях и на отдыхе, в кругу родных и среди боевых друзей. Множество точно подмеченных деталей передает специфику ратного труда летчиков-истребителей. На экране – немецкий летчик, сбитый Покрышкиным. Немец не понимает, каким образом удалось его сбить. Просит объяснить. Деловито и серьезно Покрышкин показывает немцу руками, как он атаковал его самолет в воздухе.
Весна 1945 года. Половодье. Почти все полевые аэродромы приходят в негодность: взорваны отступающей армией бетонированные дорожки стационарных полос. Радиус действия истребителей ограничен. Но Покрышкин почти каждый день в небе, и по-прежнему падают на землю сбитые самолеты. «Ахтунг!.. Ахтунг!.. В воздухе Покрышкин!» – предостерегают по рации своих летчиков фашисты. И мгновенно ломается в небе строй вражеских самолетов. Немцы засылают диверсантов с единственной целью – узнать, где находится аэродром Покрышкина. Один из диверсантов снят в картине. Его ведет конвой по автомобильной дороге Бреслау – Берлин, которая и была аэродромом Александра Покрышкина: летчик использовал шоссе в качестве взлетной площадки.
Объясняя успех фильма, газета «Советское искусство» точно уловила его особенности. «Первое, что необходимо отметить, – это естественность обстановки, в которой показан Александр Покрышкин; уже одно это составляет достоинство фильма. Операторы не заставляли его позировать. Они жили с ним, ходили за ним по пятам и на ходу снимали его стремительную и напряженную жизнь». Хочется напомнить читателю, что в то время в кинолитературе и критике еще не велись дискуссии о съемках скрытой камерой и методом кинонаблюдения – практика режиссера на много лет обогнала теорию.[...]

Владимир Берман, Источник