В основу раздела легли материалы справочника-каталога "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я", который вышел в 2005 году в издательстве "Материк" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства) тиражом — 500 экземпляров. 

Дополнение проекта:

В связи с тем, что информация справочника актуальна на 2005 год, редакция сайта оставляет за собой право вносить необходимые изменения. Если вы обладаете дополнительной информацией о кинооператорах, представленных в справочнике, вы можете  отправить её на e-mail: info@csdf.su, и мы дополним справочник.

Автор идеи и составитель уникального справочного издания "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я" — кинооператор Вадим Горбатский. Работа над изданием велась автором в течение пяти лет. В справочник вошли сведения из "Кинословарей", каталогов и другой специальной литературы, а также собранные Вадимом Горбатским материалы из архивов киностудий, Союза кинематографистов и ВГИКа. В ходе работы над изданием автору пришлось столкнуться с рядом трудностей: например, многие документы оказались несистематизированными или утраченными. Работа над справочником велась в сотрудничестве с киноведом, историком кино Александром Дерябиным, который взял на себя труд по систематизации и проверке данных. Тем не менее составители часто не имели возможности перепроверить ту или иную информацию. Некоторые названия фильмов отмечены звёздочкой (*) — это означает, что автор-составитель справочника считает этот фильм особенной удачей данного оператора.
В настоящее время издание является библиографической редкостью и предназначено для специалистов и почитателей документального кинематографа. Информация о кинооператорах ЦСДФ, собранная в справочнике, также легла в основу раздела "Персоналии" сайта #МузейЦСДФ

Список сокращений справочника

авт.-опер. — автор-оператор
авт. сцен. автор сценария
асс. ассистент
ВГИК Всероссийский Государственный институт кинематографии им. С. Герасимова
ВКСР  Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР
Вкф  всесоюзный кинофестиваль
ВОВ  Великая Отечественная война
Вф — Всесоюзный фестиваль
гл. опер. — главный оператор
гос. — государственный
ГТК — Государственный техникум кинематографии
деят. — деятель
докум. — документальный
заслуж. — заслуженный
игр. — игровой
ин-т — институт
иск-во — искусство
к/а — киноальманах
КВС — киновидеостудия
КГИТИ — Киевский Государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого
комб. — комбинированный
к/м — короткометражный
к/ст — киностудия
к/ф — кинофестиваль
ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров
маст. — мастерская
Мкф — международный кинофестиваль
ММкф — Московский международный кинофестиваль
монтаж. — монтажер
мульт. — мультипликационный
нар. — народный
науч.-поп.  научно-популярный
нац. — национальный
опер. — оператор, операторский
опер.-пост. — оператор-постановщик
п/м — полнометражный
пр. — приз
прем. — премия
реж. — режиссер, режиссерский
реж.-опер. — режиссер-оператор
рук. — руководитель
с. — серия
СК — Союз кинематографистов
ст. — студия
сцен. — сценарист, сценарий
театр. — театральный
ТВ — телевидение
тв — телевизионный
Т/О — телевизионное объединение
ун-т — университет
ф-т — факультет
хроник. — хроникальный
худож. — художественный
ЦТ — Центральное телевидение
ш/э — широкоэкранный
ш/ф — широкоформатный

ДАВИДСОН, Самуил Абрамович (1897—1987)

В 1917 окончил Киевское худож. училище. Работал на Ялтинской к/ст, в секторе хроники «Культкино», на базе «Союзкинохроники» в Новосибирске. В 1927 — 1958 оператор Киевской фабрики ВУФКУ / «Укркинохроники». Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

1928 — «Крым зовет»*, авт-опер; 1932 — «За кокс, чугун, за большевистскую сталь», авт.-опер.; «Комсомол Кузнецкстроя», ав.т-опер.; 1936 — «Повесть о победившей молодости»*; «Удар на удар»; 1948 — «Восстановление Днепрогэса»*; 1949 — «На полях Украины»; «На пути к изобилию»; «Днепрогэс»; «Пребывание польской делегации на Украине»; «Ирпенская пойма»; 1950 — «Цветущая Украина»*; 1955 — «Город бессмертной славы».

Снял более 1200 сюжетов для кинопериодики.

ДАВЛЕТОВ, Сали Болтабаевич (1932)

В 1958 окончил Сельхозакадемию им. Тимирязева. В 1965 — 1996 режиссер-оператор Ст. науч.-поп. и хроник-докум. фильмов Узбекистана.

Снял более 60 докум. фильмов: «Человек из песни» (1975); «В краю, где течет Аму», авт.-опер.; «Два ордена»; «Судьба Хивинского ханства»; «Секретарь райкома»; «Узбекистанский атлас»; «Худойберган Деванов»; «Бируни»; «Зульфия» и др.

ДАДАШЕВ, Мухтар Баба-оглы (1913—1998)

Азербайджанский актёр, кинорежиссёр, кинооператор и сценарист. С 1924 — актёр Азербайджанского театра им. Азизбекова (Баку), в 1929 — 1931 — актёр Бакинского ТЮЗа. В 1931 — 1985 оператор, режиссер к/ст «Азкино»/ «Азербайджанфильм». С 1977 худож. руководитель объединения хроник-докум. и науч.-поп. фильмов. Нар. артист АзССР (1976). Лауреат государственной премии Азербайджанской ССР(1980).

1935 — «Танцующая черепаха» (игр.); «Одна из одиннадцати»*; 1938 — «Кендлиляр» (игр.); 1939 — «Новый горизонт» (игр); 1940 — «Канал Самур-Давичи», авт.-опер.; 1941 — «Сын Родины» (игр.); 1943 — «Подводная лодка «Т-9» (игр); «Зверства немцев на Северном Кавказе», реж.-опер.; 1944 — «Баку борется»*, авт.-опер.; 1945 — «Аршин Мал алан» (игр.); 1946 — «Уход Красной Армии из Ирана»; 1947 — «По ту сторону Аракса» (п/м); 1948 — «Мингечаур», авт.-опер.; «Азербайджан строит»*‚ авт.-опер.; «Вечерний концерт», реж.-опер.; 1949 — «Песня утра», реж.-опер.; 1950 — «Советский Азербайджан» (п/м), реж.-опер.; «На берегах Аракса»*, реж.-опер.; 1954 — «Осуществление мечты», авт.-опер.; 1956 — «Дорогой счастья», авт.-опер.; 1958 —«Мастера белого золота», авт. сцен., реж.; 195 — «Наш Азербайджан», авт.-опер.; 1960 — «Земля родная, Азербайджан», авт.-опер.; 196 — «Сабир», реж.; 1963 — «Кура», авт.-опер.; 1964 — «Аршин Мал алан», авт. сцен.; 1965 — «Братья на'веки»*, авт.-сцен., реж.; 1966 — «Нариман Нариманов», реж.; 1968 — «Именем закона» (игр), авт. сцен., реж.; 1971 — «Советский Азербайджан», авт.-сцен., реж.; 1972 — «Правда о маей республике»* (п/м), авт. сцен., реж.; 1974 — «В Баку дуют ветры» (игр.), авт. сцен., реж.; 1976 — «Азербайджанскому кино — 60 лет»; 1979 — «Л.И. Брежнев в Баку», Гос. прем. АзССР (1980).

ДАЛАБАЕВ, Абдусаттар Далабаевич (1937)

В 1963 окончил операторский ф-т ВГИКа. В 1961 — 1964 оператор к/ст «Узбекфильм», в 1964 —2000 оператор ст. «Узбектелефильм».

Снял телефильмы «01», «Дружба, рожденная в труде», «О делах пионерских», «Поет Тамара Ханум», «Узбекский цирк», «Встреча с прекрасным», «Автобаза Джума-Шуя» и др.

Снимал сюжеты передач и концертных номеров для ТВ.

ДАНЕЛИЯ, Демури Николаевич (1948)

С 1983 оператор Грузинской ст. хроник.-докум. и науч.-поп. фильмов.

1984 — «Г орам нужны горцы»*; «Простая истина»; «Один ребенок — не ребенок»; «Что общего у керамики с виноградом»; «Репортаж с главного хребта»; 1985 — «Люди и горы»; «Чудо на ниточке»*; 1986 — «Бродячие музыканты»*; «Тбилисоба»; «Перестройка»; «Такелажники»; «Картина»; «Праздник мечты»; «Сатрап — сын Сингапура»; «Сын двух народов»; 1988 — «Пробы

В 1958 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская А. Гальперина). В 1958 — 1972 оператор ЦСДФ, с 1972 оператор ЦТ.

1959 — «Искусство, рожденное в горах»; 1962 — «Мы разбудим тебя, степь*; 1963 — «Солнце над Енисеем»; 1964 — «Земля ждет»; «Династия Дуровых»; «Новоселье»; 1966 — «Осенний хоровод»; «Мангышлак, начало пути»* (п/м); «Мы — рабочий народ»; «Передовой опыт каждому хозяйству»; 1967 — «Крылья Октября» (п/м); «Родник»; «Всего 24 часа»; 1968 — «Семья Петра Бондарева»; 1971 — «Будни Сирии»; «ОАР— фронт борьбы»*; 1972 — «Аракс — река дружбы».

Снимал сюжеты для кинопериодики, событийные фильмы и спецвыпуски.

ДАУЛБАЕВ, Бахыт Бакжуманович (1938)

В 1963 окончил 5 курсов операторского факультета ВГИКа. С 1963 оператор, режиссер к/ст «Казахфильм».

1963 — «Встретимся на Мангышлаке*»; 1964 — «Ожидание» игровой; короткометражный; 1967 — «Синий маршрут» игровой; оператор; 1968 — «Поиск» режиссёр; 1970 — «Белый квадрат» игровой; автор сценария; 1971 — «Петропавловск» режиссёр; 1973 — «Нефтяники Мангышлака*»; 1975 — «Кокше — песнь моя»; 1977 — «Преображенная земля»; 1978 — «Пограничники»; 1979 — «Измир»; «Эти опасные повороты»; 1981 — «Встреча с прекрасным*»; «Кигер»; 1983 — «Дирижер»; «Страна тысячи холмов*» режиссёр-оператор; 1985 — «Боксеры»; 1990 — «Наследую камни у разрушенных водостоков» режиссёр-оператор.

Снял 42 спецвыпуска киножурналов.

ДАХТЕ, Заур Рустамович (1937)

Заслуженный работник культуры Таджикской ССР. В 1966 окончил операторский факультет ВГИКа (маст. П. Ногина). С 1959 асс. оператора, в 1962 — 91 оператор к/ст «Таджикфильм». Известен как оператор-постановщик игрового кино. Снял около ста документальных фильмов. Помимо киносъёмок, занимался художественной фотографией, автор нескольких выставок республиканского масштаба в Таджикистане.

1962 — «По велению сердца»; 1963 — «Среди бела дня»; 1964 — «Абдуахман Джами»; 1965 — «Наши современники»; 1966 — «Малика»; 1967— «России весенний привет»; «Абулькасым Лахути»; 1968 — «Памяти Лахути»; 1970 — «Встреча у старой мельницы» (игр.); 1971 — «Дороги бывают разные» (игр); «Мой брат Гулям»*; «Хафиз Шерози», реж.- опер.; 1972 — «Отражение»; 1973 — «Сегодня и каждый день»; «Здравствуй, добрый человек», реж.- опер.; 1974 — «Золотой юбилей Советского Таджикистана» (п/м); 1976 — «Премьера»*; «Требуется тигр» (игр.); 1980 — «ХПТ Всесоюзный кинофестиваль»; «Афганские гости в Таджикистане»; «Юбилей таджикского кино»; «Величие Авиценны»; 1981 — «Праздник дружбы и братства»; «Мирзо Турсун-заде — 70»; 1982 — «Прописан в небе», реж.-опер.; «Великая сила дружбы»; «Нурек без легенд»* (п/м); 1983.— «Войди в мой дом»*; «Интервью», реж.-опер.; «Наша Малика»; 1984 — «Маршруты дружбы»; «Рождение»; 1985 — «Доброта»; «Солнечный праздник республики»; «Истоки»; 1986 — «Пиру камон»; 1987 — «Сколько весит идея?»; «Это нужно живым»; «И ветром я живу»; «...И счастья в личной жизни»*; 1988.— «Капля в море»; «Устод»; «Как вы поживаете?»; 1989.— «Земляки»; «Хроника памяти»; «Землетрясение» (п/м); 1990 — «Рождение» (фильм 1-й); «Случилось мне войти в счастливый день»*; 1991 — «Софья Туйбаева».
Снял более 120 сюжетов для кинопериодики.

Заслуженный деятель искусств БССР (1977), Народный артист БССР (1991). Родился 16 сентября 1938 года в деревне Валоки Хойницкого района Гомельской области. В 1960 окончил факультет журналистики Белорусского Государственного университета, в 1967 ВКСР (мастерская Леонида Трауберга). С 1960 оператор, режиссер к/ст «Беларусьфильм». Лауреат прем. Ленинского комсомола Белоруссии (1975). Лауреат Государственной премии СССР за циклы фильмов "Я из огненной деревни" и "У войны не женское лицо" и других премий.

Известность принесла серия фильмов под общим названием «Хатынский цикл» (1975-1978), созданная совместно с писателями А. Адамовичем, Я. Брылем и В. Колесником: голоса и лица людей, чудом уцелевших в сожженных фашистами деревнях. Своеобразным продолжением стала работа со Светланой Алексиевич - серия «У войны не женское лицо» (1980-1984).
Создал собственную киностудию, на которой снял документальные полнометражные фильмы о событиях в Беларуси - "Кино протеста". По собственным сценариям снял более 80-ти документальных фильмов.

1963 — «Лесная сказка»*; 196 — «Советская Белоруссия»; 1965 — «Советская Белоруссия»; «Наука и техника»; 1966 — «Сож»; 1967 — «Солнечный круг»; «Работают все радиостанции»; 1968 — «Советская Белоруссия»; «Земное притяжение»*; «Нас водила молодость»; 1969 — «Юбилейная песня»; «Курган»; 1970 — «Первые 30 лет»; «Безумству храбрых»; 1971 — «Давным - давно окончен бой»; 1972 — «А зязюля куковала»; 1973 — «Белорусские мотивы»; 1974 — «Тревожные высоты»; «Жизнь артиста»; 1975 —«Женщина из убитой деревни»*; 1976 — «Суд памяти»; «Тюльпаны для друзей»; 1977 — «Лявониха — душа ласковая»; 1978— «Волшебный меч»*, авт-опер; «Последнее слово»; 1979 — «Полпреды республики», авт. - опер.; 1980 — «Вечеринка в Средиземном море», авт. - опер.; «Это была не я»; 1981 — к/ж «Искусство Белоруссии» № 9, 1, авт. -опер. ; «Стрелять хотела» авт. сцен. и реж.: 1982 — «Утро туманное, утро седое»; «Я встретил вас»*; 1982 — 84 — «У войны не женское лицо»* (5 п/м фильмов), Гос. прем. СССР (1985); 1983 — «Если родится девочка»; 1984— «Тогда я не плакала»; «...Я из убитой деревни»; «Милосердие»; 1986 — «Двое на острове слез» (игровой); «Не плачьте обо мне»; 1987 — «Радость»; 1989 — «Витебское дело»* (фильм 1-й «Преступление»); «Чурбанов и другие»; «Когда - нибудь»; 1990 — «Витебское дело» (фильм 2-й «Наказание»); 1991 — «Витебское дело» (фильм 3-й «Белорусский Мегрэ»); 1995 — «Сладкий яд любви» (игровой); 1996 — «Между сатаной и богом»*, реж; 1998 — «Ночь длинных ножей»; 2001 — «Репортаж из клетки для кроликов»*, реж.; 2003 — «Декамерон по-беларусски»; 2004 — «Magnum misteria»; 2005 — «Солдат Василий Быков»; 2007 — «Женщина легкого поведения по имени Femida»; 2009 — «Страсть»; 2014 — «Искушение» (автобиографический фильм).
Снимал сюжеты для кинопериодики.

С 1975 асс. оператора, в 1987 — 2000 оператор ЦСДФ / РЦСДФ.

1987 — «Колокол Чернобыля *» п/м; «Монолог Ивана Васильевича»; 1988 — «Поход за мир»; 1989 — «Первый прыжок»; 1990 — «Ах, Лев Иванович, Лев Иванович!*»; «Досье на генерала Власова» п/м; «Футбол Федора Черенкова» реж.- опер.; 1991 — «На берегу озера Гусиного»; «Ночной киносеанс для детей»; «Почем ныне кинематограф?»; «Судьба России»; 1992 — «Еще раз про расстрел комбата»; 1993 — «Прощайте, Ленинские горы»; 1994 — «Под небом голубым*»; «Та-та — та-там*»; «Третья Отечественная» п/м; 1995 — «День города»; «Кавказ в Москве»; 1996 — «к/а Летописец России № 1, 2» гл. оператор; 1997 — «Храм»; 1998 — «Борис Ефимов»; «Дорога памяти».

Снимал спецвыпуски, событийные фильмы, сюжеты для кинопериодики.

ДЕГТЯРЕВ, Михаил Петрович (1926)

В 1 944 окончил железнодорожный техникум. С 1949 асс. оператора, в 1955 — 1982 оператор (с 1955) Улан-удинского корпункта Иркутской / Восточно-Сибирской ст. кинохроники.

1955 — «Молодежь на фермы»; «Кукуруза Бурят-Монголии»; 1956 — «Гандан Хурал»; «Музей на Енисее»*; «Сибирские курганы рассказывают»; 1959 — «Битва у Падуна»; «Мы живем за Байкалом»*; «Сторона Иркутская»; 1960 — «Ищем клады земли»; 1963 — «Чайки возвращаются на Байкал»*; 1967 — «Поет Линховоин»; 1968 — «Зеркало Бурятии — Байкал»; 1970 — «Хозяева Шергинского».

Снял 255 сюжетов для кинопериодики.

С 1960 асс. оператора, с 1966 оператор ст. «Телефильм-Кишинеу».

1966 — «Г удораш, Гудораш» (игр., тв); «Незабываемые встречи»*; 1967 — «Мучурел» (п/м музыкальный фильм); 1969 — «Они шагнули в бессмертие»; «Играет оркестр», реж.-опер.; 1970 — «На солнечных склонах Молдовы»; 1971 — «Ритм нашего края»* (п/м); 1972 — «Парторг»; «Песни нашего сердца»; 1973 — «Семейный портрет»; «Поет Виктор Курим», реж.-опер.; 1974 — «Песни кодр», реж.-опер.; «Испытание»; «Молдавия юбилейная» (п/м); 1975 — «Мария Биешу» (п/м музыкальный фильм); «Дом, в котором мы живем»*; «Концерт мастеров искусств Молдавии»; 1976 — «Встреча у мольберта»; «Свадебная сюита»; 1977 — «Небесные пахари»; «Место в жизни»; «Краски твои, Молдова»; 1978 — «Встреча» (игр.‚ тв); 1979 — «Начало пути»; «Солдатской памяти верны»; 1980 — «Камней очарованье»; «По новой технологии»; «Ступени восхождения»* (п/м); «Единецкий агрокомплекс»; 1981 — «Будни моего поколения»; «Глория Тоска» (п/м фильм-опера); 1982 — «Семья Ветрилэ»; «Поэма о Солтысе» (игр.‚ тв, к/м); 1983 — «Такая работа»; «Серебряный возраст» (игр.‚ тв); 1984 — «Иду к пахарю»; 1985 — «Тебе, Отчизна, песни мои» (п/м музыкальный фильм); 1986 — «Право на взлет»; «У истоков молочной реки»; 1987 — «За черту привычного»; «Земля в наследство»*.

Окончил курсы кинооператоров при Госкинпроме Грузии. С 1934 киномеханик, асс. оператора, в 1942 — 1958 оператор к/ст Госкинопром Грузии /Тбилисской ст. худож. фильмов, в 1958 — 1966 оператор Грузинской ст. хроник.-докум. и науч.-поп. фильмов. Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуж. деят. иск-в Грузинской ССР.

1942 — «На защиту Кавказа»*; 1943 — «Удар по Орджоникидзе»; «Кавказ» (п/м); «Конец авантюры на Кавказе»; «Весна»; «Что ты сделал для фронта?»; 1944 — «В боях за Севастополь»*; «Генерал Леселидзе»; «Страницы нашей славы»; 1945 — «Береги урожай от пожара»; «Славный путь»; «Мотопробег»; «Возвращение»; 1946 — «Большой день»; «Ужба»; 1947 — «Четверть века»; «Грузия в октябре»; «Дом на вершине»; 1947 — «Биография Грузии»; 1948 — «Массовое восхождение на Казбек»*; «Мастера высоких урожаев»; «Сельские электростанции»; 1948 — «Национальные виды спорта»; «Преобразование природы»; 1949 — «Самгори»; «По историческим местам»; 1950 — «Героический траверс Ушба-Чхельда»; 1951 — «Всесоюзные соревнования по волейболу»; 1952 — «Бакуриани»; «В садах Картлы»; 1954 — «На вершинах Памира»*‚ авт.-опер.; 1956 — «Советская Абхазия»; 1957 — «Советская Грузия» (п/м); 1959 — «Путешествие в Непал»*; «Цветущая Грузия» (п/м); 1960 — «Охота в джунглях»; 1961 — «Грузия родная» (п/м); 1962 — «Алжирский дневник»; «Земля марокканцев»*; 1963 — «Рождение республики»; «Страна древней культуры»*; 1964 — «Друг Ильича Миха».

В конце 1930-х годов корреспондент «Союзфото» на Дальнем Востоке. С 1940 асс. оператора «Ленкинохроники». Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. С 1953 — оператор к/ст «Леннаучфильм».

 

1942 — «Ленинград в борьбе» (полнометражный; Ленинградская студия кинохроники); «Пионер № 9» (киножурнал; ЦСДФ, Алма-атинская студия кинохроники); 1943 — «Ленинградский киножурнал № 17» (Ленинградская ст. кинохроники); «Ленинградский киножурнал № 3» (Ленинградская ст. кинохроники); «Народные мстители» (полнометражный; ЦСДФ); 1944 — «Клятва молодых» (ЦСДФ); «Петродворец, Пушкин, Павловск» (Ленинградская ст. кинохроники); «Пушкинские места» (ЦСДФ); 1945 — «Берлин» (полнометражный); 1946 — «Ленинградский киножурнал №№ 5-7, 12, 21, 23-26, 28, 29, 34-36» (Ленинградская ст. кинохроники); «Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР» (ЦСДФ); 1947 — «Ленинградский киножурнал №№ 1, 11, 13, 16, 17, 19» ( Ленинградская ст. кинохроники); 1949 — «Ленинградский киножурнал № 17»; «Новости дня № 41» (киножурнал, ЦСДФ); 1950 — «Ленинградский киножурнал №№ 8-9, 12, 13-14,32, 34»; «Пионерия № 8» (киножурнал; ЦСДФ); «Северный киножурнал №№ 14-17, 19-22» (Ленинградская ст. кинохроники); «Советская Карелия №№ 1, 2, 8» (киножурнал; Ленинградская студия кинохроники); «Стахановцы Баренцева моря» (Ленингр. ст. кинохроники); 1951 — «Ленинградский киножурнал №№ 1, 8, 9, 23, 24, 27, 31-32, 33» (Ленинградская ст. кинохроники); «Наш край № 6, 44» (киножурнал; Ленинградская ст. кинохроники); «Северный киножурнал №№ 10, 11, 13, 18» (Ленинградская ст. кинохроники); «Советская Карелия № 1» (киножурнал; Ленинградская студия кинохроники); 1957 — «Новое в штукатурных и малярных работах» (Леннаучфильм); 1967 — «В стране Мали» (Леннаучфильм; реж.-опер.).
ДЕНИСОВ, Виктор Анатольевич (1961)

В 1987 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская В. Ильина). С 1978 асс. оператора, в 1986 — 1995 оператор Свердловской к/ст, с 1995 на московских студиях.

1986 — «Слово предоставляется»; 1987— «Леший. Исповедь пожилого человека»*; 1988 — «Вечерний звон»; «Согласие»; 1989 — «Анатолий Васильев — режиссер театра»*; «Выбывший оставил вещи: чемодан»; «Дилетанты»; 1990 — «Блаженны изгнанные»; «Встреча с Бабой Ягой»*; «Разворованная Россия»; «Сибирская глубинка»; 1991 — «Небо играет»; «Беляева пустынь»; 1992 — «Мы были дымом»; «Пурим»; «Ветхозаветная история»*; «Зову живых»; «Лекари земли»; «Литературный квартал»; 1993 — «Доживем до понедельника»; триптих «Я — буддийский монах»*; «Тишкины тарелочки»; 1997 — «Из отголосков далекой речи»; 1998 — «Хор».

ДЕНИСОВ, Лев Николаевич (1935)

Ученик кинооператоров Д. Ибрагимова и Ю. Селиванова. С 1961 асс. оператора, с 1968 оператор Тамбовского корпункта Нижне-Волжской ст. кинохроники.

1968 — «Саратов — день сегодняшний»; 1969 — «Бургутины»*; 1970 — «Апрель»; 1972 — «Животноводство и автоматика»; 1973 — «Николай Деркач и его бригада»*; 1975 — «Хлебороб»; 1976 — «Понедельник — день обычный»; 1977 — «Преображение»; «Пуск»; 1979 — «Хен-Сар — день овцы»; «Охрана сайгаков в Калмыкии»; «Сакман»; 1981 — «Олег Каркач и его мальчишки»*; 1982 — «В ответе на ваше письмо»; «Бег Аранзала»; «Брат и сестра»; 1983 — «После первой встречи», прем. Саратовского комсомола; 1984 — «Федор Г ладков»; «На своем поле, или Как отнеслись в Ивановке к бригадирному подряду»; «Зимняя встреча в Паласовке»; 1985 — «Учитель из глубинки»; «Цены и ценности»; 1986 — «Осенние праздники»; 1987 — «Действующие лица и исполнители»*; «Колыбель»; 1988 — «Открытый вопрос»; «Очередь»; 1989 — «Водоворот»; «Бессонница»; «Мужичья Тоня»; 1990 — «Джангар-550»; 1991 — «Житие попа и попадьи»*; «Улица Советская»; «Черная икра»; 1992 — «Станция третьей категории»; «Что имеем — не храним»*; 1993 — «Городец Мещерский»; «Саратов изобразительный»; 1994 — «Отмаялись»; «Татарские свадьбы»; «Семья Робинзонов»; 1995 — «Букет из танго».

Снимал сюжеты для кинопериодики и науч-поп. фильмы.

ДЕРВИШЯН, Ованес Арутюнович (1939)

С 1954 асс. оператора, в 1964 — 1976 оператор к/ ст «Арменфильм». `

1964 — «Для вас, люди»*; 1967— «Гражданская оборона»; «Доморощенные святые»; 1968 — «Ереван»* (п/м); «Как вчера»; «На экране Армении»; «Служба быта в городе»; 1969 — «Ованес Туманян»; 1970— «Уголек»; «Варлам Ованесов»; «Встречи с маршалом»*; «Мы — студенты»; 1971 — «Наша сила»; 1972 — «Как закалялось серебро»; «Рабочая династия»; «День Саригюха»; 1973 — «По Армении»; 1974 — «Город поэта»*; «Природа чудотворец»; 1975 — «Памятники бессмертия»; «Возвращение кубка»; 1976 — «Горное плодоводства в Армении».

ДЖАВАДОВ, Рафик Кара оглы (1946)

В 1984 окончил ф-т журналистики Азербайджанского ун-та. С 1966 асс. оператора, в 1973 — 1990 оператор Азербайджанского ТВ.

1973 — «Астронавты встречаются в Баку»; «Есть такая речка Алазань»*; 1977 — «Три эскиза»; 1978 — «Новаторы»; 1979 — «Л.И. Брелачев в Баку»; «У родника»*; 1980 — «Тепло рабочих рук»; «Семь озер»; 1981 — «Здравствуй, Зейнаб!»; «Мелодии красок»; «Певец из народа»; 1982 — «Азербайджанские узоры»; «Орденоносный Азербайджан»; «Цена одной капли»*; 1983 —  «Испытание пламенем»; 1984 — «Геязань».

ДЖАДРИНОВ, Марлест Сулейманович (1938)

В 1971 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. П. Ногина). В 1960 — 1998 оператор к/ст «Киргизфильм».

1968 — «Искусство Киргизской ССР»; «Коммунисты»; 1969 — «Студенческая весна»; «Бешик» (ш/э); «Весна Ала-Тоо»*; 1970 — «Герой труда»; «Оодарыш»; «Праздник 9 Мая»; 1971 — «На киргизской земле»; «Ритмы Киргизии»; «Киргизская ССР»; «Близость»; «Мое здоровье»; «Каждый в ответе»; 1972 — «Вершина дружбы»; «Бригада»; «50 лет пионерии»; 1973 — «Труженики Иссык-Куля»; «Международные соревнования по спортивной гимнастике»; «Твоя газета»; «Жемчужина Алая»*; «История Киргизии»; 1974 — «Здравствуй, Киргизстан!»; «Свободные горы»; 1975 — «Айдын»; «Эдельвейс»; «Беспокойство»; «Вагон — дом механизатора»; 1976 — «Киргизстан-75»; «Наш четырнадцатый»; «Дни литературы в Киргизии»; «Надежда»; 1977 — «Киргизия Нечерноземья»; «Кочующий экран»*; 1978 — «Здравствуй, Джайлоо»*; «Зимняя вахта»; «Стойбище»; «Съезд комсомола»; 1979 — «Внимание, дорога»; «Зодчие селу»; к/ж «Советская Киргизия» № 12; 1980 — к/ж «Советская Киргизия» № 2, 3, 4, 5; 1981 — «Крылья»; «Фестиваль спортивных фильмов»; «Космическое приборостроение»; «Наставник»; «Всегда на посту»; 1982 — «Весна Ала-Тоо»; «Поединок»*; «Приезд В.И. Долгих»; к/ж «Корогоч» № 38; 1983 — «Токмак»; «Празднование в СССР»; 1984 «Киргизстан-84»; «Кузнец своего Счастья»*; «Пастбище Бойроге»; «Юные друзья»; 1985 — «Киргизстан-85»; «Киргизия туристическая»; «Краском»; 1986 —«Формула продуктивности»; 1987 — «Человеческий фактор».

 Снимал сюжеты для кинопериодики.

ДЖЕРГАЛБАЕВ, Мурат Узакович (1949)

1970 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова). С 1970 асс. оператора, оператор к/ст «Киргизфильм». Председатель гильдии кинооператоров Киргизии. Лауреат прем. Ленинского комсомола Киргизской ССР (1978).

1970 — «На киргизской земле»; 1971— «Осенний мотив»; «Спартакиада»; «120 злых и добрых»*, реж.-опер.; 1972 — «В лесах Средней Азии»; «Памятники древнего творчества»; «Улица» (игр.); 1974 — «Гитара», авт.-опер.; «Дочь земли»*; «Токтогульское море — день первый», авт.-опер.; 1975 — «Юбилей республики»; «Дни Киргизии в Москве»; «Если тебе комсомолец имя», авт.-опер.; «Токтогульская ГЭС»; 1977 — «Каныбек»; «ЛЭП-500»; «Мы — студенты»; 1979 — «В год неспокойного солнца»* (п/м); «Сары-джаз», реж.-опер.; 1980 — «Добровольное сумасшествие»; «Опора»; «Дни СССР в Дании», реж.-опер.; «Киргизские песни на французской земле», реж.-опер.; 1981 — «Делегаты»; «Быстрее, выше, сильнее»; «ХХVI съезд КПСС»; к/ж «Советская Киргизия» № 7, 8; 1982 — «На краю шахтного поля»; 1983 — «Впереди и рядом»; 1984 — «Наш современник»; 1985 — «Кинолетопись»; 1986 — «Наркоманы»*; 1987 — «Не чужой в доме»; 1988 — «Я — Иса», реж.; 1990 — «Международный симпозиум», авт.-опер.; 1991 — «А рядом шла война»; «Серебряный Ахмед»*, реж.-опер.

ДЖУНАЙДУЛЛАЕВ, Шавкат Хамидуллаевич (1940—1914)

В 1966 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская А. Гальперина). В 1963 — 1969 оператор к/ст «Узбекфильм», с 1969 режиссер, оператор ст. «Узбектелефильм».

2-й опер. игр. фильмов «Небо над пустыней», «Навстречу совести», «Тайна пещеры Каниюта».Опер. фильма «Плюс единица».

Снял около 100 докум. и науч-поп. фильмов: «Кочурчакбоз», «Осенняя новелла», «Встреча», «Скульптор Кутгимурадов»‚ «В созвездии братских республик», «Шелк и генетика», «Наследие», «Волшебная глина» и др.

ДЗАЛАЕВ, Георгий Измайлович (1953)

В 1987 окончил 5 курсов операторского ф-та ВГИКа. С 1976 асс. оператора, с 1982 оператор к/ ст «Таджикфильм».

1978 — «Страда-78»; 1982 — «Земной космос»*; 1984 — «Как рождается завтра»; 1985 — «Ледники Таджикистана»; «Транспорт на селе»; 1986 — «Уроки Байлазы»; «Тайфун Тамара»; «Твоей любовью озаренный»*; «Возрождение металла»; 1987 — «Волки в городе»; «Сентябрьские встречи»; «Хасейн-полвон и его сыновья»; «Из первых рук»; 1988 — «Несколько интервью после распределения»; «Памирская элегия»*; «Мы — вместе»; «Авиационные работы в горах»; 1989 — «Белая дорога»; 1993 — «Ровесник жизни»; 1994 — «Островок любви»*; 1995 — «Аллаудинские озера»; 1999 — «Летовка»; «Сладкая Родина».
Игр. фильмы: 1983 — «Приключения маленького Мука»; 1988 — «Случай в аэропорту» (тв, 3 с.); 1991 — «Братан»; 1993 — «И увидел во сне»; «Звезды над Тонуром»; 1994 — «Кош ба Кош».

Снимал сюжеты для кинопериодики.

ДЗОБАЕВ, Виллер Афанасьевич (1029—2004)

С 1946 асс. оператора, оператор, в 1956 — 1992 режиссер Северо-Кавказской ст. кинохроники.

1956 — «У виноградарей Терека»; 1957— «Казбек — Каспий»; 1958 — «Грозненцы»; 1959 — «В Грозном»; 1960 — «По Чечено-Ингушетии»*; 1963 — «Сильнее гор»; «Песня о ветре»; 1964 — «На земле Иристона»; 1965 — «Курорт Нальчик»; 1966 — «И веет древними поверьями»; 1967 — «Кубачи от четверга до четверга», реж.-опер.; «Знакомьтесь, В. Тхапсаев», реж.-опер.; «Память стучится в сердца»*; «Цовкра», реж.-опер.; 1969 — «Дагестанская баллада»*; 1970 — «Фандаг — дорога», реж.- опер.; 1971 — «Века и годы»; 1972 — «Товарищ генерал», реж.-опер.; 1973 — «Осетинские встречи» (п/м), реж.-опер.; 1974 — «Один час из жизни Мамедова»*, реж.-опер.; 1979 — «Кубачи», реж.-опер; 1983 — «Глубокий поиск», реж.; 1985 — «Прикладное искусство Северного Кавказа», авт.-опер.
Реж.: 1985 — «Народные промыслы Северного Кавказа»; «Работающие на земле»; 1986 — «Между Северным полюсом и Экватором»*; 1987 — «Обретение Родины»; 1988 — «Ответственный работник»; 1989 — «Гонец из Эльсеноры»; «Жадный»; «Письмена»; «Дороги Гусейна Магомаева», авт. сцен., реж.; 1990 — «Портрет в экстерьере»*.

 Снял более 2000 сюжетов для кинопериодики.

ДИГИМАС, Александр Юозович (1934)

В 1966 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская А. Гальперина). Оператор, режиссер Рижской к/ст.

1965 — «В ночь перед открытием выставки»; 1966 — «Сказки солнца»; «Ель, королева ужей» (игр.); 1968 — «Игры взрослых людей» (игр.); «Маленький принц» (игр.); 1971 — «Узник № 26»; 1973 — «103 дня»; 1982 — «Мутамина», авт.-опер.; 1984 — «Юстас Палецкис», реж.-опер.; «И взлетели Соколы», реж.; 1987 — «Друг Маркса из Вильнюса», реж.; 1990 — «Крестовая гора», реж.

ДИДЕЛЕВ, Юрий Александрович (1949)

В 1980 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская П. Ногина). В 1967 — 1971 асс. оператора Казанской ст. кинохроники, в 1971 — 1987 оператор Чебоксарского ТВ, с 1987 оператор, режиссер Чебоксарского корпункта Казанской ст. кинохроники.

1972 — «Каравай»*; 1987— «И прошу Пашу Иванова»; 1988 — «Опыт работы Сироткина», реж.-опер.; 1989 — «Рапсовый цветоед», реж.-опер.; 1990 — «Время перемен»*‚ реж.-опер.; 1991 — «Полайр», реж.-опер.; «Поле перейденное»; 1992 — «Свет и тепло»; «100 дней после путча»*; «Страсти по гуслям», авт.-опер.; 1994 — «Времени круговорот»; «Марий Эл. Осень-94»; 1995 — «Будущее не спешило ко мне», реж.-опер.; «Знания выше поседелых гор»*; 1998 — «Что нам завещал Патриарх»*; 2004 — «Живая вода»; «Мост», реж.-опер.; к/ж «По Волге широкой» № 8, 9, реж.; 2001 — «Мы век себе по росту подбираем», реж.-опер.; «Грань выживания».

Кроме того, снял фильмы «100-я Сергея Чавайна»; «Земляничная поляна»; «Что же дальше?»; «10 лет спустя»; «Агапай-рем»; «Депутат Горбань»; «Танцевальная фантазия для волынки с духовым оркестром»; «Как я не стал президентом»; «Приглашает театр»; «Рулетка по-марийски»; «Репортер»; «Я в небо влюблен»; «Сюрем»; «Прозрение»; «К истокам»; «Юбилей Чувашии»; «Особенности национальной жизни в Марий Эл».

 Участвовал в съемках телекиноочерков, спецвыпусков, сборников, к/ж.

В 1929 окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1929 — 1978 оператор к/ст «Арменкино» / «Арменфипьм». Лауреат Гос. прем. Армянской ССР. Заслуж. деят. иск-в Армянской ССР(1955).

1929 — «Осенний сев»; 1931 — «Вторая большевистская весна»*; «Культура хлопка»; «Полиграфтрест»; «Речь т. Сталина»; «Слет колхозников»; 1932 — «Возвращение»; 1933 — «Политехническая школа»; 1934 — «Многомиллионный комсомол»; 1935 — «Лагерь»; «Маневры»; «Похороны Ал. Ширванзаде»*; 1936 — «Похороны Ов. Орбеляна»; «Пятнадцатилетие»* (п/м); «Иммигранты»; 1937 — «Цветущая Армения»; «Шесть залпов» (игр.); 1938 —  «Зангезур» (игр.); «Первый парламент Советской Армении»; 1939 — «Люди нашего колхоза» (игр.); 1941 — «Армянский киноконцерт» (игр.); «Вступление советских войск в Иран»; 1942 — «Все для фронта»; 194 — «Сбор армянской церкви в Эчмиадзине»; 1946 — «2-й армянский киноконцерт» (игр.); 1947 — «Анаит»* (игр.); «Стройматериалы Армении»; 1948 — «За медь, молибден и алюминий»; 1949 — «Девушки Араратской долины» (игр.); 1950 — «Советская Армения»* (п/м); 1952 — «Воды Севана»; 1954 — «Тайна горного озера» (игр.); 1955 — «Выборы Католикоса Вазгена I»; «Призраки покидают вершины» (игр.); 1956 — «Аветик Исаакян»; «Пленники Барсова ущелья» (игр.); «Тропою грома» (игр.); 1957 — «Лично известен»* (игр.); 1959 — «Трезвое вино» (игр.); 1960— «Парни музкоманды» (игр.); «Поэма об Армении» (п/м); 1961 — «Дорога» (игр.); 1963 — «Четверо в одной шкуре» (игр.); 1966 — «Охотник из Лалвара» (игр.); 1970 — «Выстрел на границе» (игр.); 1973 — «Последний подвиг Камо»* (игр.); 1974 — «Человек из Олимпа» (игр.); 1976 — «И тогда ты вернешься» (игр.); 1978 — «Звездное лето» (игр.).

ДИОРДИЕНКО, Олег Юрьевич (1954)

В 1982 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Т. Лобовой). В 1980 — 1993 оператор к/ст«Молдова-фильм», с 1993 оператор Молдавского ТВ.

1980 — «Право быть вожаком»; «Сегодня вечером»; 1981 — «Во имя будущего»; «Осень мещанского огорода»; 1982 — «Гагаузцы»; «Капля доброты нашей»*; «Лестница без перил»; «Второе рождение»; «Романешти — пора свершений»; «Пушкин в Молдавии»; 1983 — «Кишинев — аллея дружбы»; «Фугболом единым»; «Полцарства за коня»; «50 лет в строю»; «Глеб»; «Дисциплина одна для всех»; «Охота и охотничье хозяйство»; 1984 — «Григорий Григориу»; 1985 — «Осторожно, западня»; «Ушедшие в бессмертие»; 1986 — «И пришел праздник»; 1986 — «Вечер трудного дня»; 1987 — «Дети как миротворцы»; «Заботы инженера Никулина»; «Молдавия-87»; «Молдавия Советская»; 1988 — «Лестница без перил»; «Дурман»; «Ступени по горизонтам»; 1989 — «Напасть»; «Колыбельная наших сказок»*; «Мастер скрипичных дел»; 1990 — «Механизация садоводства»; «Кто под южной светью?»‚ реж.; 1991 — «Пульмонологический центр «Этон», реж.; «МВС», реж.; «От подковы до орбиты», реж.; «Палеонтология земли Молдовы»; 1993 — «А земля остается вовеки»*.

ДМИТРОВ, Николай Васильевич (1949)

В 1981 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская П. Ногина). С 1970 асс. оператора, в 1980 — 1995 оператор Чебоксарского корпункта Казанской ст. кинохроники, с 1995 оператор Казанского ТВ.

1983 — «Осень в Дубенках»*.

Снимал сюжеты для кинопериодики.

Родился в городе Рязани в семье конторского служащего и музыканта-пианиста Доббельта Альфреда Георгиевича. В 1918 году семья переехала в Петроград. После смерти родителей идёт работать киномехаником в кинотеатр "Форум" на Васильевском острове, подрабатывает игрой на рояле. Учился в Консерватории (окончил 4 курса) и институте живых восточных языков. Идёт служить в Красную армию, клубный работник при Высшей Артиллерийской школе командного состава, затем пианист, руководитель художественной самодеятельности, режиссер. Переведен в  военную Школу летчиков-наблюдателей, руководил там кино-лабораторией, служил кинооператором по съемке специальных фильмов для учебных стрельб по самолетам (кино-тир). Демобилизовавшись в 1926 году, работал кинооператором и режиссером на студии "Трудкино", где поставил несколько художественных фильмов. В 1930 году переводится на студию "Ленфильм" режиссером-оператором. В 1934 году переводится на студию "Лентехфильм" ("Леннаучфильм"), где снимает ряд научно-популярных и учебных фильмов. Был арестован в мае 1938 года, обвинялся по ст. 58-10: "антисоветская агитация".
Получил десять лет без права переписки. Срок отбывал в Унжлаге НКВД в Горьковской области, в лагере К-231 в поселке Лесное Верхнекамского района Кировской области.
Освобожден в сентябре 1946 года и оставлен в статусе спецпоселенца без права выезда. В январе 1949 года вновь арестован и заключен в тюрьму ГБ города Кирова.
В лагере работал на лесоповале. Затем начлаг решил построить силами заключенных театр ("как в больших лагерях"). Доббельт стал в этот лагерном театре концертмейстером, ставил некоторые спектакли как режиссер. Театральная труппа из числа заключенных была довольно сильная: примадонна рижской оперы Лаймэ, солист Большого театра Петров, музыку писал знаменитый тогда композитор Поль Марсель. Актеров доставлял в театр конвой с собаками. После освобождения, ему не было разрешено жить в крупных городах, и он с семьей поселился в Кирове. Работал в театре и иногда помогал киногруппам, которые приезжали из Ленинграда.
Возвратившись в 1954 году в Ленинград, пытался вновь поступить на "Леннаучфильм", но в итоге оказался на "Ленкинохронике". Был зачислен в штат лишь как ассистент оператора первой категории "с правом самостоятельной съёмки". За три года он снял около двухсот сюжетов для киножурналов "Наш край", "Ленкиножурнал" и "СССР сегодня". В 1957 году был восстановлен в должности оператора. Он был опытным кинокорреспондентом, любил снимать морские сюжеты. Последнюю свою картину снял в 1979 году. 

1927 — «Знак "Зерро" на селе» (игровой; оператор); 1928 — «Неудержимый» (игровой; оператор); «Спортивная лихорадка» (короткометражный); 1929 — «Конкурс на...» (автор сценария; режиссёр-оператор); «Последняя скорость» (игровой; автор сценария; режиссёр-оператор); 1930 — «Женщина в лесу» (игровой; режиссёр-оператор); 1932 — «Настанет день» (документальный; режиссёр-оператор); 1957 — «Человек, опередивший время» (документальный); 1961 — «Спортивная юность» (документальный); 1963 — «Огни маяка» (документальный; режиссёр —оператор).

В 2005 году рязанский историк Никитин Александр Олегович издал книгу "Альфред Доббельт: возвращенное имя".

В 1935 окончил операторский факультет ВГИКа. В 1935 — 1948 оператор Московской студии кинохроники / ЦСДФ (фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны). Лауреат Сталинской премии (1943) за фронтовые съёмки для киножурнала «Союзкиножурнал» в 1942 году.

1939 — «К событиям на реке Халхин-Гол»; 1942 — «Концерт — фронту» (полнометражный); 1943 — «Конференция трех министров»; «Орловская битва» *; 1944 — «27-й Октябрь»; «Проконвоирование пленных немцев через Москву»; 1945 — «Берлинская конференция»; «Освобожденная Чехословакия» * (полнометражный); «Парад Победы» * (полнометражный); 1946 — «Возрождение Сталинграда» Сталинская премия (1946); 1947 — «Молодость нашей страны» Сталинская премия (1947); 1948 — «Москва — столица СССР» Сталинская премия (1948).

Снял около 300 сюжетов для кинопериодики. 

Член Союза кинематографистов РФ. Член Гильдии кинооператоров СК РФ. Вице-президент Гильдии кинооператоров СК РФ. Профессор ВГИКа. Академик Общероссийской академии кинематографических искусств «Ника».
В 1972 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова). С 1961 ассистент оператора, с 1972 оператор ЦСДФ / РЦСДФ. Снял более 200 документальных и игровых фильмов и программ. 

1971 — «Тур Европы —71»; 1972 — «Дорога в праздник»; «Спортклуб «Торпедо»; «По Советскому Союзу»; 1973 — «Возвращенная песня» (ш/э); «Рассказать о Москве» (п/м); «Универсиада — 73. Воспоминания» (п/м); «Мир тебе — планета Земля»; 1974 — «Двое на льду»; «Начало биографии»; «Москва приглашает тебя, Олимпиада»; «Московский Кремль»; «Открывая мир» (п/м); 1975 — «Вспоминая военные песни»; «1Х Московский международный»; «Поединок», 18 призов разных к/ф; 1976— «Хроника 9 пятилетки»; «Три монолога»; «МГУ — страна дружбы»; 1977 — «Тридцатилетние» (п/м); «Путь, равный столетиям»; «Анна Голубкина— художник и время»; «Великая Отечественная»*, опер. двух фильмов и опер. воздушных съемок; «Здравствуй, столица» («Москва с вертолета»); «Новая Конституция принята»; 1978 — «Основной закон Великой страны» (п/м), гл.оператор; «Наследники» (п/м); 1979— «История пяти колец»* (4 п/м фильма), гл. опер‚; 1980—81 — «Всего дороже» (8 п/м фильмов), гл. оператор; 1981— «Симфония мира» (п/м), гл. оператор; 1982— «За взлетом взлет»* (п/м), гл. оператор; 1983 — «Сохранить природу» (п/м), гл. опер.; «Весна после победы»; «Гагарин еще в школу ходил»; «Скрываются от возмездия» (п/м); 1984 — «Ум и смелость»; «Иду к тебе, Аритмеа»; «Эхо Гренады»; 1985 — «Знаменосцы Победы»; «Вера Хорунжая»; «Девочка из блокадного города»; «Разведчик Николай Кузнецов»; «Паритет»; «Спартак» — действующие лица и исполнители»; «Встречается юность Планеты» (п/м); 1986 — «Московский Кремль»; «Нюрнберг 40 лет спустя»* (п/м); «Добрая воля» (п/м); «Визит Франсуа Миттерана в Москву» (видео); «Дело об украденной скрипке» (видео, п/м); 1987 — «Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем» (п/м); «Происшествие в доме Кармена»; «Русские глазами американцев»; «Совершенно секретно. Несколько страниц из жизни С. Королева»* (п/м); 1988 — «Русские в глазах американцев»; «Ликвидация»; «М Ы журналисты — не стреляйте»* (п/м); «Весь этот брейк»; «Александр Розенбаум» (видео); «Зойкина квартира» (видео, п/м); 1989 — «Александр Г алич. Изгнание»* (п/м); «Чужой беды не бывает» (п/м); 1990— «Фазис поднимает паруса» (видео); «И земля и небо»; 1991 — «Исповедь разведчика» (п/м); «Эффект бумеранга»; «Маркус  Вольф: по собственному долгу»; «Это я, господи!»; 1992— «Этюд для безработного»; «Академия «Сингитай» (видео); «Кому на Руси жить хорошо» (цикл видеофильмов); 1993— «Июньские бабочки»*; «Сваха»; 1994 — «АБВГДЬТД» (игр. сериал); «Во штука-то какая»; «Какая есть, желаю вам другую»; «Моя прекрасная леди»; «Где-то я вас видел»; «Постскриптум»* (п/м); «Сделай свой выбор» (видео); «Трудный путь домой» (видео); «Максима» (Видео, цикл худож. программ); 1995 — «Пахнет гарью четыре года»; «Пятый пункт» (п/м); «Александр Калягин. С любимыми не расставайтесь»; телепрограммы «Момент истины»; 1996 — «Новый год с «Комсомольской правдой» (видео); «Светлана Мастеркова. Путь к себе»; «О духе тяжести»; «Рабочий и колхозница»; «Россия в войне. Кровь на снегу» (видеосериал); «Субботний вечер со звездой» (еженедельная худож. шоу-программа); 1997 — «Москва Церетели. Контекст»; «Моя Шатура»; «Следующая остановка»; «Миллионерша»; «Положа лапу на сердце» (видео, из цикла «100 фильмов о Москве»); «Другие берега» (цикл  видеопрограмм); «Техноблок» (видео); 1998 — «Наш Художественный»* (п/м); «Тройка, шестерка, туз» (п/м); «Посторонняя»; «Москвы  почетный гражданин» (видео); «Николай Доллежаль — Золотой век» (видео, п/м); «Курская АЭС»; 1999 — «Человек-оркестр»; «Матушка Серафима»; «Жил-был атаман»; «Монолог на фоне сумерек» (видео); «Алиса в стране метрополитена»; «Погружение» (видео); «РДС — хроника первого испытания» (видео, п/м); «Дневной киносеанс» (еженедельная докум.  худож. программа); 2000 — «Вчера и сегодня»; «Записки детского онколога»; «Эхо Победы» (п/м); «Обыкновенное чудо»; «Раввин»; «Минатом России» (видео); «Красная Звезда» (видео); «СКЦ» (видео); «Ровесник века» (видео, п/м); 2001 — «Черное и белое»; «Хозяйка кремлевских стен»; «Поцелуй вампира»; «Шинель композитора»; «Вопреки всему»* (п/м); «Здравия желаем» (п/м); «СНИИП» (видео); «Из жизни женщины» (ежедневная докум. худож. программа); 2002 — «Ночная смена»; «Игры, в которые играет Плюх»; «Поезд из августа 49-го»* (видео); «Прикосновение»; «Утрата» (видео); «Яков Зельдович» (видео); «В начале был солдат»; «НИКИЭТ прошлое, настоящее, будущее»; «Линия жизни» (ежедневная докум. худож, видеопрограмма); 2003 — «И никто не узнает»* (видео); «Сухарева башня».

Снимал сюжеты для кинопериодики, спецвыпуски, событийные фильмы.

ДОДОНОВ, Михаил Иванович (1922—1985)

Образование высшее. С 1939 асс. оператора, в 1949 — 1981 оператор Алма-атинской ст. худож. и хроник. фильмов / к/ ст «Казахфильм».

1949 — «Советский Казахстан»* (п/м); 1950 — «Джамбул» (игр.), асс. опер.; 1951 — «По Иртышу»; 1952 —  «Го- лодная степь»* (п/м); 1953 — «Алма-Ата»; 1954 — «На просторах Казахстана»; 1955 — «На новых землях», реж.-опер.; «Миссия доброй воли» (п/м); «50 лет со смерти Абая Кунанбаева»; 1956 — «Севооборот», реж.-опер.; 1957 — «Битва за миллиард»; «Думы о счастье»* (п/м); 1958 — «Дитя солнца» (п/м), реж.-опер.; 1959 — «Лениным озаренный» (п/м), реж.-опер.; 1978 — «Мы — буровики», реж.

 Снимал сюжеты для кинопериодики.

ДОЛГИН, Александр Климентьевич (1958—2019)

В 1987 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. Т. Лобовой). В 1987 — 1990 оператор Западно-Сибирской ст. кинохроники.

 

1989 — «Портной-1» (п/м); «Портрет на фоне утренних газет»; «Художник Николай Грицук»; 1990 — «Немногих добровольный крест»; 1991 — «Портной-2» (п/м), реж.; 1992 — «Конец дворянского гнезда» (п/м).

ДОМУЛИС, Ромуальдас-Неполеонас (1941)

В 1971 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Б. Волчека). В 1968 — 1992 оператор Литовской к/ст.

1968 — «Кино приехало»; 1969 — «Дорога»; 1971 — «Встречи»; «Начало жизни»*; «Раны земли нашей» (игр.), 2-й опер.; 1972 — «Черт придумал колесо»*; «Я хочу быть»; «Мир под солнцем»; 1973 — «Я — Путна»; 1975 — «А. Снечкус» (п/м); 1978 — «Нам не страшен враг любой»; 1981 — «Рядовой миллионер»; «И житьем, и бытьем»; 1986 — «Пропуск в лето»; 1988 — «Человек идет по болоту»*; 1989 — «Еще раз Литва»; 1990 — «Литва, слова к совести»; 1991 — 1993 — «Литва снова свободна»* (п/м); 1994 — «Молитва за Литву»; «Рождество 1994»; «Досье»; 1995 — 1996 — «Мы оба и другие» (игр., 33 с.); 2000 — «Семейство»*; 2001 — «Чучело».

Авт. сцен. и реж. многих вышеперечисленных фильмов. Снял несколько сотен сюжетов для кинопериодики.

ДОНЕЦ, Александр Петрович (1941)

В 1983 окончил Белорусский ун-т. С 1960 асс. оператора, в 1975 — 1994 оператор к/ ст «Беларусьфильм».

1975 — «Жить в веках»; «Первый марш»*; 1978 — «Бессмертный подвиг Минска»*; 1980 — «Чудо-трава»; «Прощание»; 1981 — «На главном направлении»; 1984 — «Трудные радости»; 1985 — «Мужские ремесла»; «Неугасимый свет Победы»; «Открытие без открытия»; «Скрипка моей души»*; 1986 — «Крылатые камни»; 1987 — «Сотвори праздник сам»; 1988 — «Из народных криниц»; 1989 — «Будьте первыми»; «Данчик»; «Дела и люди крупным планом»*; 1990 — «Меч и роза»; 1992 — «Древо вечности»; «Лучница»; Беда».

 Снимал сюжеты для кинопериодики.

ДОНЕЦ, Вадим Григорьевич (1940—2004)

В 1962 окончил ЛИКИ. С 1962 асс. оператора, с 1967 оператор «Ленкинохроники» / СПб. ст. докум. фильмов.

1967 — «Сказ о земле Коми»*; 1968 — «Город на Севере»; «Северное сияние» (п/м); 1969 — «Заполярье»; «Встреча с солнцем»; 1970 — «На 9-ти параллелях»; «После происшествия»; 1971 — «Встреча на Селигере»*; 1972 — «Курсанты»; «Путь к океану»; «Репортаж о кино»; «Россия, Родина моя»; «Я твой солдат, Отчизна»; 1973 — «И в праздники, и в будни»; «Мелодии России»; «Такой далекий Север»; 1974 — «Дороги Смоленшины»; 1975 — «Добыча торфа в СССР»; «Марафон»; «Разбег»; 1976 — «В рабочем строю»; «Знакомьтесь, королева»; «Кандидат в сборную»; «Моя профессия -— гордость моя»; «Первый город на Волхове»; «Тысяча лет и один день»*; 1977 — «Случай в бригаде»; 1978 — «Художественное творчество миллионов» (ш/э, п/м); «Воспитание чувств»; «Летняя поездка к морю» (игр.); 1979 — «Встреча на острове»; «Ленинградские мотивы»* (п/м); «Объединение «Электросила»; 1980 — «Советская Россия»; 1981 — «Молодые хозяева земли»; «Под защитой государства»; 1983 — «Из жизни директора»; «Кавалеры ордена Дружбы народов»; «Подъем»; «Фестиваль, фестиваль, фестиваль»; 1984 — «Воздушный хоровод»; «Калевала»; 1985 — «Золото «Зенита»; «Католики в СССР»; 1986 — «Дом, в котором живет мечта»; 1987 — «В поисках портрета»; «Где же вы теперь...»; «Изучаем русский язык»; «Надежда городов мира»; 1988 — «Дым отечества»; «Ленинград — город мира и дружбы»; «Разведенные мосты» (п/м); «Сибирь. Поиски истины» (три фильма); «1000 лет и 3 дня»; 1989 — «Послание к человеку»; «Реабилитация надежд»; 1990 — «Аврал»*, реж.-опер.; «В мир горний»; «В семье единой»; «Притяжение»; 1991 — «От сердца к сердцу», реж.-опер.; 1992 — «Сеанс», реж.; «Я говорю на языке неба»* (п/м), реж.-опер.; 199 — «Губернатор Сахалина»; «Последний герой» (п/м); 1994 — «Я всегда возвращаюсь в Самару»; «А. Валоский»; 1995 — «Инвестиционное досье»; 1996 — «Конверсия»; «Владимир Кириллович»; 1997 — «Романа»; 1998 — «Пришла и говорю» (видео, 5 с.); 1999 — «Иосиф Кобзон» (видео, 8 с.); 2000 — «Андрей Петров» (видео, 2 с.); 2001 — «Виктор Астафьев» (видео, 2 с.); 2002 — «Помним своих Стерегуших»; «Красные берега»; «Не надо оваций»; «Чифирь для гения».

Снял 400 сюжетов для кинопериодики.

В 1927 окончил рабфак Ин-та им. Герцена. В 1929 — 1932 оператор к/ст «Совкино» / «Союзкино», в 1932 — 1966 оператор, режиссер «Ленкинохроники». Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны.

1929 — «По звериным тропам»*; «Советские ледоколы»; 1930 — «Штурм Севера»; 1931 — «Блюминги — заказ революции»*‚ авт.-опер.; «Музыкальная олимпиада»; «ХVI партсъезд»; «Маневры ЛВО»; 193 — «За Полярным кругом»*; «Хибинские апатиты», реж.-опер.; «Траловый лов»; «Штурм Ухты»; 1933 — «Сталин, Киров, Ворошилов на ББВК»; «Красин» во льдах»*‚ авт.-опер.; «Навстречу двум морям»; «Донбасс», авт.-опер.; 1935 — «Цвети, край!»‚ авт.-опер.; 1940 — «Линия Маннергейма» (п/м); 1942 — «Черноморцы» (п/м); «69-я параллель», гл. опер.; 1943 — «Народные мстители»* (п/м); 1944 — «Битва за Севастополь»*; «Победа на юге»; 1948 — «Пробуждение реки», реж.-опер.; 1948 — «Песни колхозных полей»; 1949 — «Строители дорог», авт.-опер.; «Кировская библиотека», авт.-опер.; 1950 — «Новый стадион», гл. стр; 1952 — «Колхоз «Болmшевик», гл. опер.; 1953 — «Международные встречи», гл. опер.; 1954 — «Трубачевские коноплеводы», реж.-опер.; 1955 — «Люди доброй воли», гл. опер.; «Мастера венгерского цирка», гл. опер.; «Фестиваль ленинградской молодежи», гл. опер.; 1956 — «Мы были в Китае*, авт.-опер.; «Спартакиада Вооруженных сил», гл. опер.; 1959 — «Мы живем за Байкалом»*, реж-опер.; «Песни летят над Невой», гл. опер.; 1961 — «Далеко на Севере», реж.-опер.; «Поет Ленинград»*; 1966 — «С тобой, Россия!».

Снял около 1000 сюжетов для кинопериодики.

Янис Доред (23.04.1881–22.09.1954): "После серьезного самоанализа должен признаться, что я прирожденный авантюрист. Вероятно, это в моей крови - искать беспорядки, окунуться в неизвестный мир, попасть в незнакомую ситуацию, даже с риском для жизни. Говорю это без всякого бахвальства. Никакой я не герой, хотя и не трус. Я делаю это не для денег и даже не из любви к своей профессии. Я ощущаю себя искателем полнокровных приключений безо всяких поисков власти или славы".
Родился в Латвийском городе Цесис (нем. Wenden), в семье гончара. В 13 лет переехал к брату в Москву, где получил работу в одном и лучших фотоателье. Изучал английский и французский, и даже стал переводить фотолитературу с французского на русский. Освоив весь технологический процесс, стал одним из ведущих специалистов предприятия. После того, как на столе в кабинете директора увидел незнакомое сияющее устройство, молодой человек был очарован: "Истина заключается в том, что не само устройство меня очаровало. Меня привлекала возможность воспроизвести жизнь как она есть: динамической, а не только статической, как на фотографиях ". В 1906 году Ян уехал в Париж и устроился в фирму «Братья Пате» (Pathe). Там освоил киносъемку и через год отправился за океан в американский филиал фирмы. В 1907 снял в США первые самостоятельные кадры: катание на лодках в Колумбии. В 1911 по возвращении в Россию учредил собственное кинопредприятие. Снимает хронику и игровое кино (фильм «Дочь купца Башкирова» хранится в Госфильмофонде).  С 1913 работал и в игровом кино (в товариществе «Волга»). Во время Первой мировой войны снимал военные действия на различных фронтах. После 1917 кинооператор фильмов Скобелевского комитета, товарищества «Кино-жизнь», Московского кинокомитета. Запечатлел события, связанные с революцией и Гражданской войной, работает под руководством Троцкого и Подвойского. В мае 1918 в Саратове снимал последствия правоэсеровского мятежа. В 1920 —1924 оператор рижского отделения «Братья Пате», снимал хронику в балтийском регионе. В январе 1924 был единственным иностранным кинооператором, кому удалось незаконно снять похороны Ленина. Когда фильм был уже за границей, арестован ЧК и приговорён к расстрелу. После года, проведённого в тюрьме, освобожден в связи с вмешательством правительств Великобритании и США.

В 1925—1950 оператор американской фирмы «Паромаунт-Ньюс» (Paramount News). Снимал войну в Абиссинии, Испании, вступление гитлеровской армии в Австрию, Чехословакию, Польшу, встречу союзных войск на Эльбе. Был посажен в тюрьму во время гражданской войны в Испании, и только счастливый случай помог ему уйти от франкистов. Вскоре после войны Джону Дореду предлагали руководить нью-йоркским бюро иностранных новостей при «Парамаунт», но он отказался. Снимать войну, а не сидеть в конторе за столом - это был его удел. С 1950 жил в Холдене (Норвегия).

1913 — «Дочь купца Башкирова» (игровой; оператор); 1917 — «Спекулянты» (игровой; оператор совместно с А. Левицким); 1918 — «Великое творение революции» документальный; реконструирован в 2015 году при поддержке РГАКФД; «Саботажники» (игровой); «Сигнал» (игровой; оператор совместно с Э. Тиссе).

"Великое творение революции" (1918). Материалы поездки Высшей Военной Инспекции; 30 мин., ч/б, б/з, авторы – наркомвоен Николай Ильич Подвойский, кинооператор Иван Давидович Доред; реконструкциия фильма при поддержке РГАКФД; авторы реконструкции: Валерий Слесарев, Денис Федорин; научные консультанты: д.и.н. Андрей Ганин, к.и.н. Анатолий Симонов; 2015 год.
24 апреля 1918 года приказом Наркомвоена № 303 была образована Высшая Военная Инспекция (ВВИ РККА), созданной для контроля и помощи в организации на местах комиссариатов по военным делам (военкоматов), которым предстояло развернуть работу в губерниях, уездах, волостях по строительству Красной Армии, во главе с её Председателем Николаем Ильичем Подвойским. ВВИ состояла из двух отделов — политического и военного. В ноябре 1918 г. политотдел ВВИ был слит с Всероссийским бюро военных комиссаров. В связи с началом боевых действий на востоке и юге страны группам ВВИ пришлось участвовать и в формировании боевых частей, и в сражениях.
Военный кинооператор И.Д. Доред начал вести кинолетопись деятельности ВВИ РККА с самой первой остановки инспекционного поезда.
В 2014 году в Военном архиве была обнаружена переписка председателя Военной Инспекции с кинооператором И.Д. Доредом. Николай Ильич Подвойский просил не торопиться с печатью титров к хронике, снятой в инспекционных поездках, и подождать присылки, сочиненных им, Подвойским, надписей. Кроме титров им была предложена последовательность монтажа кадров и название фильма «Великое Творение Революции». В архиве РГАКФД также сохранилось около 500 метров кинолетописи инспекционных поездок, снятой И.Д. Доредом. В монтажных листах, составленных научной сотрудницей архива, были указаны название тех же городов, что и в титрах, совпадали объекты съёмки, указанные в описании кадров. Авторы объединили найденные титры с хранящейся в РГАКФД кинохроникой. Это помогло им реконструировать фильм «Великое Творение Революции».

Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1975). Оператор к/ст «Таллинфильм».

Точная дата рождения неизвестна.

1957 — «Наша Родина»; 1960 — «Красота вокруг нас»; «Старый Таллин»; 1961 — «Калеви Лайва обвиняет»; 1962 — «История одной грамоты»; «Осенние мотивы»; 1982 — «Автор народной песни».

Снял 14 игр. фильмов.

ДРИБИНОВИЧ, Николай Юльевич (1900)

В 1928 окончил операторский ф-т ГТК (ВГИК). В 1944 — 1945 оператор Сталинского корпункта «Укркинохроники».

Год сметри неизвестен.

1935 — «Подвесные канатные дороги» (Московская фабрика "Союзтехфильм").

Снимал сюжеты для кинопериодики. 

ДУДИН, Владимир Михайлович (1931)

С 1958 асс. оператора, в 1965 — 1991 оператор к/ ст Алма-атинской ст. худож. и хроник. фильмов / к/ ст «Казахфильм».

1965 — «Экономическая география Казахстана»; 1966 — «Буровое оборудование СССР»; 1971 — «Устремленный в будущее»; 1972 — «Этажи, озаренные солнцем»; 1974— «Казахстанская новь»; «Казахстан-74»; 1975 — «Город на Иртыше»; 1977 — «Первые встречи»; 1979 — «Большой Экибастуз»; 1981 — «Биография поколений» (п/м); 1984 — «Зачем колхозу медведи?»

Снял более 1100 сюжетов для кинопериодики.

В 1942 окончил операторский ф-т ВГИКа. Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В 1946 — 1980 оператор Свердловской к/ст. Заслуж. деят. иск-в РСФСР (1980).

1942 — «Каспийщы»; 1943 — «Народные мстители»* (п/м); 1944 — «Битва за Севастополь»; «Дети и война»; «Победа на юге»*; 1945 — «Болгария»; «Весна»; «Разгром Японии»*; 1948 — «Страницы жизни» (игр.), 2-й опер.; 1949 — «На ледяной дорожке»; 1950 — «Физкультурники Уралмаша»; 1952 — «Первенство по гимнастике»; 1953 — «По дорогам Приморья»; 1957 — «Театральная весна Урала»; 1958 — «Свердловск»*; «Трижды орденоносный»; 1959 — «Ваня» (игр.); 1960 — «Самый глубокий»; 1962 — «Дальний конвейер»; 1964 — «225 лет Челябинску»; 1965 — «Главная улица»; 1967 — «Трубы и розы»; 1969 — «По дорогам войны»; «Рассвет над Мирным»*; 1970 — «Танкисты»; 1971 — «Щедрый дар»; 1975 — «Ждем ветра»; «Засуха»*; 1977 — «Кинофестиваль» (спецвыпуск); «Экономика металла» (спецвыпуск).

Снял более 900 сюжетов для кинопериодики.

Лауреат Гос. прем. СССР за кинопетопись БАМа (1985).

Краткая биография и фильмография на сайте в разделе "Персоналии".

ДУРИНОВ, Юрий Иванович (1941)

В 1967 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова). С 1968 оператор Свердловской к/ ст.

1967 — «Жил-был художник»*; 1968 — «Урал — земля золотая»; 1969— «НОТ на предприятиях Свердловской области»; 1970 — «В трех шагах от помоста»; «Уральская мозаика»* (п/м); 1971 — «По нехоженым местам»; 1972 — «Вечная слава»; 1974 — «Говорит Россия»; «Слово о моей республике»* (п/м); 1975 — «Как там на БАМе?» (п/м); 1976 — «Люди, стиль, качество»; «Мальчишки, мальчишки»; 1977 — «Зимние старты спорта смелых»; 1978 — «В ночь лунного затмения» (игр.); «Поздняя встреча» (п/м); 1980 — «Против течения» (игр.); «Край, устремленный в будущее»; 1982 — «Молочные реки»* (п/м); 1985 — «Профсоюзы и молодежь»; «Уральская картошка»; 1986 — «Цена воды»* (п/м); 1988 — «Когда дело — труба».

Входил в группу кинодокументалистов, освещавших аварию на Чернобыльской АЭС.

См. фильмографию Константина Дурнова на сайте в разделе "Персоналии".

ДЫМИЧ, Александр Александрович (1940—2016)

С 1962 по 1994 оператор и начальник Чебоксарского корпункта Казанской ст. кинохроники. Заслуж. работник культуры РСФСР (1982) и ЧАССР.

1962 — «Космонавт 3 на родине»; «На пути к изобилию»; 1964 — «Моя земля»; «Поет Чувашия»*; 1966 — «Первая плавка»; «Помнит мир спасенный»; «Встречая день»; 1967 — «Чудо на Благовещенской земле»; «Два призвания»; 1968 — «Чувашский театр»; «Путешествие к идеалу»; 1969 — «Дело всей жизни»; 1970 — «Воспитай ученика»; «Мать и сын»; «Избранник народа»; «ЧАССР — 50 лет»; 1971 — «Чувашская легенда»; 1972 — «Огни моей республики»*; «Песни народов—братьев»; 1973 — «Чебоксарский тракторный начинается»; 1974 — «Чувашия на марше пятилетки»; 1975 — «Нечерноземье. Независимо от погоды»; 1976 — «ЧЗПТ»; «Земля в долгу не останется»; 1978 — «Дороги Чувашии»; «Перспектива»; «Альберт Захаров»; «Школа на старте»; «Высота минимальная»; 1979 — «Хранительница красоты»; «Курс специализации»; 1982 — «Приближение к истине»*; 1984 — «Здравствуй, Чувашия!»; 1986 — «Перекрестки Юрия Тарасова»; «Этот неудобный Тарасов»; 1998 — «Эктер — наследие № 1».

Снял 450 сюжетов для кинопериодики — киножурналов «На Волге широкой» и «Новости дня»; спецвыпуски, посвященные актуальным событиям в жизни Чувашии.

ДЬЯКОВ, Николай Иванович (1953)

В 1984 окончил 5 курсов операторского ф-та ВГИКа. В 1 975 — 1979 асс. оператора Орловского корпункта Ростовской ст. кинохроники, в 1979 — 1984 оператор Иошкар-Олинской ст. ТВ, с 1984 оператор, режиссер Мордовского корпункта Казанской ст. кинохроники.

1985 — «Частица Родины велш<ой»; «Ожидание»; «Песней отзовусь»; 1986 — «Короткое лето на Мокше, или Время перемен», реж.-опер.; «А река течет»*‚ реж.-опер.; «Гордость рабочей Рузаевки»; 1987 — «Школа Владимира Кокурина»; «Счастье за околицей»; «Битва за картошку»*‚ реж.-опер.; «Мы из Рузаевки»; 1988 — «Закон сохранения»; «И будет песня»; «Поворот»; 1989 — «5 лет спустя»; «Расскажу тебе»*, реж.-опер.; «Дорога дружбы», реж.-опер.; 1991 — «Пигэтэ — седейте. Из времен...»; 1993 — «Фермеры»; 1994 — «Пятисотлетие воссоединения мордовских земель с Россией»; 2000 — ю/ж «По Волге широкой» М9 1, 6, 7, реж.

Снял 23 спецвыпуска и сюжеты для кинопериодики.

ДЬЯКОНОВ, Владимир Викторович (1941—1997)

Заслуж. деят. иск-в РСФСР В 1967 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова). В 1962 — 1963 оператор Челябинского ТВ (и др.)‚ в 1964 — 1967 на Свердловской к/ст, в 1968 — 1997 оператор, режиссер ЛСДФ / СПб. ст. докум. фильмов.

1962 — «В одном сапоге»; 1963 — «Тимка»*; 1964 — «Встреча с Сибирью»* (п/м); 1967 — «В горах мое сердце»*; 1968 — «Докер»*, «Засада»* (п/м); 1969 — «Ленинград»; «Мосты»; «Дорогами дружбы» (п/м); 1970 — «День переезда» (ш/э); «Цирк приехал»; «Утренняя смена»; 1971 — «Первые» (п/м); 1972 — «Скорый Москва — Ленинград»; «Пятилетка, год второй»; «Снова встречный»; 1973 — «Мне о России надо говорить...»*; «Наш друг Максим»; «Необходимый Меньшиков»; «Прокофьев»; «Почему я здесь»; «Содружество»; 1974 — «Игры деловых людей»; «Каждый год в июне»; «Что ты делаешь вечером?»; 1975 — «Золото черных лаков» (ш/э); «Монолог художника»; «Памятник»; 1976 — «Глазами художника»* (п/м); «Председатель Малинина»*; 1977 — «Есть такие поводы»; «Как дела, товарищ председатель» (ш/э); «Тамара Чистякова» (ш/э); 1978 — «Владимир Стожаров — живописец»; «Крестьянский двор»*; «Художественное творчество миллионов» (ш/э, п/м); 1979 — «Алиса Фрейндлих» (ш/э); «Впервые замужем» (игр); 1980 — «Прикосновение»; «Семейный портрет»; 1981 — «Корчагинцы»; «М. Врубель. Страницы жизни»; «Секретный заказ»; «Сохранить на века»; 1982 — «Мама мыла раму»; «Советский диплом» (п/м); 1983 — «И каждый вечер в час назначенный»* (п/м), реж.; 1984 — «Горькие вдовы»; «Танцуют дети Грузии»; «На берегах пленительной Невы» (игр.); 1985 — «Ленинградский сувенир» (п/м); 1986 — «Закрытие сезона», реж-опер; «Па-де-де под артобстрелом»*‚ реж.-опер.; «Тихое следствие»; «Встретимся в метро» (игр., 2 с.); 1987 — «Храм»* (п/м), реж.-опер.; 1988 — «Рио—Ленинград» (п/м); 1989 — «Раскол» (п/м), реж—опер; 1990 — «Пыталово» (п/м), реж.; 1992 — «Боже, освети нас лицом твоим»* (п/м), авт.-опер.; 1997 — «Американская изба», реж.

Снимал сюжеты для кинопериодики.