Операторы и работники фронтовых киногрупп. Гутман Илья Семенович

Монтажные листы фронтовых операторов.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Гутман Илья Семенович

11.05.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 700-701 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры. В центре с киноаппаратом — Вадим Семенович Масс, слева по кадру Илья Семенович Гутман. Справа, возможно, В. Муромцев. Фото из личного архива Димитрия Масса.

Гутман Илья Семенович (1918–1999). 

Оператор и режиссер документального кино. Народный ар­тист РСФСР. Родился в Киеве в семье служащих. Еврей. Член ВКП(б) с 1944 года.

Война застала Гутмана на третьем курсе операторского фа­культета ВГИКа. В 1942 году четверо студентов курса, в числе которых был Гутман, написали письмо ректору с просьбой от­править их на фронт и защищать дипломы своими фронтовыми репортажами. Просьба была удовлетворена, и в этом же году студенты-дипломники отправились на фронт.

Гутман начал снимать на фронте в составе киногруппы Брян­ского фронта в статусе ассистента оператора. За полугодие заснял 20 сюжетов, из них 4 – боевых, 8 сюжетов были приняты для фильма «День войны», 5 – вклю­чены в СКЖ, 2 – в Летопись, 4 – в Фильмотеку. Это были для оператора, только-только начи­навшего снимать на фронте, очень высокие показатели. Соответственно, и первая служебная характеристика, вышедшая из-под пера начальства, была вполне горячей:

«Тов. Гутман мо­лодой, но способный ассистент оператора. Провел ряд удачных съемок совместно с более опытными операторами – Солодковым, Гиковым. Обеспечивает, как правило, фотографию хорошего качества.

Во фронтовой группе занимает активное место.

Боевых кадров дал сравнительно немного, но стремится снимать их.

Последний сюжет "На Н-ском участке фронта" (снятый совместно с т. Прудниковым) говорит о творческом росте молодого оператора и наличии у него данных для самосто­ятельной работы. В этом сюжете убедительно показана операция наших войск, в которой решающую роль сыграл подрыв вражеских укреплений с помощью подкопа.

Сюжет был включен в СКЖ № 82.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 54.)

Весной 1943 г. Гутману и его однокурснику Монгловскому предстояла защита дипломов во ВГИКе. Защищались они, как это и предполагалось, своими работами, снятыми на фрон­те. Отзыв на их съемки писали зам. начальника Главкинохроники Роман Кацман и ведущий редактор Всеволод Попов:

«Для молодых кинооператоров работа в киногруппе Брянского фронта стала хорошей практической школой, позволившей достаточно всесторонне развить и проверить их творческие способности. Тов. Гутмана можно отнести к той группе гиковской молодежи, которая, безусловно, эту проверку выдержала.

Тов. Гутман работает на фронте много месяцев, он научился снимать в самых различ­ных условиях.

В период затишья на фронте он участвовал в разработке и съемке ярких интересных сюже­тов "В прифронтовом городе" и "Помощь колхозникам". Сюжеты эти были приняты и вошли в фильм "День войны" реж. Слуцкого. Для первого из названных сюжетов тов. Гутманом хорошо сняты кадры, показывающие проход юношей и девушек по улицам города. В съемке этих ка­дров надо было найти верное взаимодействие дальнего и переднего планов. Обстановка была использована правильно. Решение было найдено в том, что суровые следы войны (пострадав­шие от бомбежки дома), составили фон для съемки группы советской молодежи. Оптимизм и сила молодости выявлялись на этом фоне с большой отчетливостью.

Первой удачной съемкой боевой операции для тов. Гутмана был сюжет "Первый бой пу­леметчика Горностаева" (вошел в фильм "День войны").

Сюжет этот снимался совместно с оператором тов. Солодковым и научил тов. Гутмана наблюдать не только общую обстановку боя, но и выделять в кадрах конкретного, действующего человека.

В дальнейшем тов. Гутман снял ряд сюжетов и дал достаточно высокий процент боевых кадров, т. е. таких, которые правдиво показывали действия войск и обстановку фронта.

Отмечаем сюжеты и кадры, вошедшие в СКЖ: "В гвардейской части, которой командует полковник Чухин" (СКЖ № 55), "В казачьей дивизии" (СКЖ № 61), "На Н-ском участке фронта" (СКЖ № 62), "Новогодний подарок" (СКЖ № 1–2) и др.

Последние два сюжета из этого списка свидетельствуют о заметном творческом росте мо­лодого оператора.

В сюжете "На Н-ском участке фронта" была впервые серьезно и глубоко разработана тема о саперах, выполнивших успешный подкоп и подрыв укреплений противника.

В сюжете "Новогодние подарки" живо и тепло показано вручение подарков героическому тан­ковому экипажу: хорошо были сняты портретные кадры и тщательно продуманы детали съемки.

Тов. Гутман владеет техникой своего дела и обеспечивает фотографию хорошего качества. Когда позволяет обстановка, он тщательно строит кадр, продумывая его композицию и вы­держивая необходимую тональность. Наряду с этим он проявляет достаточную подвижность и оперативность в событийной съемке, исключающей возможность предварительной подготовки.

Производственный опыт тов. Гутмана позволяет оценить его, как профессионально под­готовленного оператора, обладающего, кроме того, рядом творческих качеств, необходимых хроникеру: инициативой, наблюдательностью, политической зоркостью».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 43–44.)

Съемки Гутмана вошли в выпуски СКЖ, в фильмы «День войны», «Восьмой удар» и др.

Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалями «За боевые заслуги» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За оборону Москвы» (1945).

После войны работал на ЦСДФ. Принимал участие в создание киноэпопеи «Великая Отечественная». Лауреат Ленинской премии.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗИМЫ НА ФРОНТЕ»

19 октября 1942 г.

Операторы: Р. Гиков, И. Гутман

Сегодня наступил первый зимний день на фронте.

Прошло лето, кончилась осень. Но ни на один шаг не продвинулись гитлеровцы на рубежах, обороняемых Н-ской танковой частью.

В лагере танкистов.

Командир танковой роты ст. лейтенант т. Юнусов по первому снегу уходит в боевую разведку.

Р. Гиков.

Подлинник. Автограф.

«Боец на руках несет девочку...»

«В ТАНКОВОЙ БРИГАДЕ» (К НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 2-го ПРИБАЛ­ТИЙСКОГО ФРОНТА)[1]

Монтажный лист № 5436 (или № 141)

Оператор: Ф. Леонтович

Посылаемый материал снят в период действия Н-ской гвардейской отдельной танковой бригады гвардии полковника тов. Юдина. В этой же бригаде одновременно съемки произво­дились оператором И. Гутманом, материал которого является дополнением к этим съемкам.

Снято:

Бригада с приданной ей мотострелковой частью преследует отходящего противника. Проходят танки по фронтовым дорогам. Одна из колонн бригады с мотопехотой перед выходом в рейд.

Крупный план бойцов мотострелкового батальона.

Танки преодолевают труднопроходимые участки пути. Застрявшее самоходное орудие – мимо него проходят танки, навстречу танкам на собачьих упряжках вывозят раненых.

Привал: командный пункт бригады – офицеры у костра. Полковник Юдин – команд. бригады (с палочкой) и майор Цыгин – нач. политотдела бригады. Подполковник Галкин (читает письмо). Шалаши, временные норы. Отдыхающие бойцы.

Танки прибыли на рубеж накапливания, экипаж маскирует танк.

Танковая разведка в только что захваченной деревне – Набино (танки у сарая).

Танки с десантом преследуют отступающего противника: лесная дорога, на дороге убитый фриц, через него один за другим проходят танки. Проносят раненого.

В дер. Гридино. Батарея 76 мм пушек ведет огонь из только что освобожденной деревни. На общих планах видна сожженная деревня.

После боя бойцы греются у костров, сушат валенки, сапоги, портянки. Среди греющихся бойцов уцелевшая жительница деревни.

Бойцы помогают населению деревни, находящейся под обстрелом, эвакуироваться в тыл. Боец на руках несет девочку. Жительница деревни помогает раненому бойцу надеть вещевой мешок и другие планы.

Снято 200 метров.

(подпись).

Подлинник. Машинопись. Без даты.

_________________________
1. 2-й Прибалтийский фронт образован 20 октября 1943 года в результате переименова­ния Прибалтийского фронта.

С 1 по 21 ноября 1943 года войска левого крыла фронта вели наступление на Ви­тебско-Полоцком направлении. В январе – феврале фронт участвовал в Ленинградско-Новгородской операции 1944 г. В ходе Старорусско-Новоржевской операции войска фронта вышли на подступы к Острову, Пушкинским Горам, Идрице; в июле 1944 года провели Режицко-Двинскую операцию и продвинулись на запад до 200 км, а в августе провели Ма­донскую операцию, в ходе которой продвинулись еще на 60-70 км вдоль северного берега Западной Двины и освободили крупный узел железнодорожных и шоссейных дорог – го­род Мадона. 

СТАРАЯ РУССА – ХОЛМ[1]

[Не ранее 18 февраля 1944 г.]

К наступлению войск 2-го Прибалтийского фронта

Монтажный лист

И. ГутманЯ. МарченкоЮ. МонгловскийВ. МассМ. Сегаль  

Придавая особое значение участку действий войск 2-го Прибалтийского фронта, угрожающих основным коммуникациям немцев на подступах к Прибалтике, противник ока­зывает упорное сопротивление нашим войскам.

Ведя непрерывные местные бои на флангах, прогрызая метр за метром вражескую оборону, наши войска, тесня противника, продвигаются вперед. Угрожая охватом немецкой группировке, находящейся в выступе Старая Русса – Холм, эти местные операции привели к начавшемуся отходу немцев по направлению Дно – Порхов и освобождению городов Старая Русса и Холм.

Операция только началась и окончательные ее результаты еще впереди. Таким образом, посылаемый материал является предварительным, с незаконченными результата­ми, и представляет собой отдельные эпизоды, снятые во время марша частей на исход­ные рубежи для атаки, во время боевых действий отдельных штурмовых подразделений и во время дальнейшего продвижения частей вперед.

В связи с необходимостью срочной отправки материала вынужден ограничить монтажный лист этими общими сведениями и кратким описанием снятого материала.

Операторами Я. Марченко и М. Сегалем снято:

  1. Артиллерия: огонь по противнику, смена огневых позиций под вражеским обстре­лом.
  2. Минометы в бою: минометный расчет из перелеска ведет огонь из 50 мм минометов.
  3. Передний край: немецкая оборона, подбитые танки, окопы.
  4. Ночью на передовой: саперы, делающие проходы в немецкой обороне. Проход пехоты в сделанные саперами проходы. Атака взвода.
  5. Старая Русса. Общий план города с воздуха. Планы города, разрушенного немцами. Домик Достоевского. Курорт, фонтан источника, грязелечебница, санаторий и т.д.

Оператором И. Гутманом снято:

  1. Лыжники на марше к исходным рубежам.
  2. Артиллерия на марше к исходным рубежам: застрявшие пушки в снегу и болоте. Бойцы на руках вытаскивают орудия.
  3. Пехота и автоматчики на марше к исходным рубежам.
  4. Дивизион средних минометов на огневых позициях.
  5. Танки с десантом автоматчиков движутся за отступающим противником.
  6. Привал танкистов.
  7. Бой за населенный пункт и пленные.
  8. Город Холм, освобожденный нашими войсками, и линия немецкой обороны.

Операторами Ю. Монгловским и В. Массом снято:

  1. Действия разведки.
  2. Бой за опорный пункт в районе юго-западнее Холма.

Всего снято 700 метров.

Нач. киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Гиков).

Подлинник. Машинопись. Без даты.

________________________________
1. Бои за освобождение Старой Руссы шли уже в начале 1942 года. Немецкие войска не хотели отдавать город. Пригороды переходили из рук в руки – врагам, «нашим». И так продолжалось почти 2 года.

Тяжелой выдалась для наших войск зима 1944 года. Во многом оказалась виновата мяг­кая погода с частыми оттепелями. В это время болота Старой Руссы никак не желали за­мерзать и не давали советской артиллерии, танкам и машинам возможности продвинуться дальше. Но даже эти трудности не стали помехой нашим войскам при наступлении и жела­нии любой ценой освободить древний город.

В эти месяцы в войне произошел перелом. Это поняли и фашисты. Чувствуя момент расплаты, гитлеровцы спешили увезти из Старой Руссы все ценное, а остальное разру­шить. В эти дни была украдена знаменитая икона Старорусской Божьей Матери, церковная утварь. Даже трамваи были разобраны и вывезены оккупантами. Все, что было не вывезе­но – разрушалось незамедлительно.

В городе к 1944 году осталось не более 30 жителей. Они прятались от лютовавших фа­шистов и старались не покидать своих домов и подвалов. Из 3000 домов остались относи­тельно целыми только 10. Все предприятия города были полностью разрушены. Больницы, клубы, библиотеки, магазины были сравнены с землей. Древнейший город Старая Русса за 1941–1945 годы, можно сказать, был уничтожен, как исторический памятник.

Когда советские войска, наконец, вошли в город, на каждом шагу они видели виселицы и пожары. Старая Русса была освобождена 18 февраля 1944 года частями 1-й ударной ар­мии. Более 60 человек за бои под Старой Руссой получили звания Героя Советского Союза. Многие – посмертно.

«Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Ста­лина на главной улице...»

«НОВОСОКОЛЬНИКИ»

Монтажный лист к материалу №№ 107–113

Операторы: Я. Марченко, М. Прудников, К. Широнин, И. Гутман, М. Сегаль, Ю. Монглов­ский, В. Масс

В материале операторов Я. Марченко и М. Сегаля снято:

  1. Минометчики на огневой позиции ведут огонь.

Работа расчетов во время огневого налета.

Разрывы мин. Ротные минометы ведут огонь с бруствера окопа.

  1. Взвод перед атакой ведет огонь.
  2. Артиллерия истребительного противотанкового батальона на огневой позиции ве­дет огонь по дзоту противника.

Командир орудия ст. сержант тов. Каиро подает команду. Наводчик сержант тов. Мяги.

  1. В городе Новосокольники.

Огневые позиции на улице города. Артиллерия и минометы ведут из города огонь по противнику, укрепившемуся на высотах западнее Новосокольников.

Огонь ведут артиллеристы расчета лейтенанта тов. Рыжова. (Крупный план: подает команду «огонь».)

  1. Планы разрушенного города, улиц и вокзала.

Примечание: почти весь этот материал снят в подразделениях полковника тов. Аракушинского, части которого входят в состав Эстонского национального корпуса. Фамилия полковника Аракушинского упоминалась в приказе тов. Сталина.

Всего снято 330 метров.

В материале оператора М. Прудникова и К. Широнина снято:

  1. Огневой налет гвардейских минометов на немецкие позиции.
  2. Продвижение нашей пехоты под огнем противника.
  3. Автоматчики выбивают немцев, пытавшихся закрепиться на опушке леса.
  4. Бойцы подразделения подполковника Воронина продвигаются вперед, прочесыва­ют местность от оставшихся немецких солдат.
  5. Освобожденные населенные пункты.
  6. Пленные немцы.
  7. Обеспечивая продвижение частей, саперы извлекают немецкие мины. Гвардии ефрейтор тов. Пахотин Николай Васильевич (награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды), работая на переднем крае, извлек около 800 мин.
  8. Продвижение наших частей на запад.
  9. Трофеи, в их числе – «последняя новинка», десятиствольные минометы.
  10. На наблюдательном пункте. Наблюдает за боем (деревня Замощье-Шибалово) генерал-майор товарищ Букштынович.

Всего снято 680 метров.

В материале оператора И. Гутмана снято:

  1. Бойцы лыжного батальона под огнем противника выходят из лесных укрытий и идут в атаку.

Всего снято 80 метров.

В материале операторов В. Масса и Ю. Монгловского снято:

  1. На железнодорожной станции Новосокольники.

Взорванные рельсы. Немецкие паровозы, брошенные при поспешном отступлении.

  1. Город Новосокольники.

Планы города.

Концентрационный лагерь, взорванный немцами при отступлении.

Городская церковь, взорванная и оскверненная немцами.

Автоматчики – проходы по городу.

Лейтенант тов. Печатнов, первый со своими бойцами ворвавшийся в город, водружает красный флаг (лейтенант тов. Печатнов за храбрость и умение, проявленное во время боев за Новосокольники, награжден орденом Отечественной войны II степени).

Командир части полковник Костров поздравляет лейтенанта Печатнова с наградой.

Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице.

  1. Огневые позиции в городе – артиллерия ведет огонь по высотам в предместьях города, которые заняты немцами.
  2. На наблюдательном пункте командира дивизии, освободившей Новосокольники (НП находится в самом городе), генерал-майора тов. Кроника.

Эта дивизия названа в приказе тов. Сталина.

Тов. Кроник снят на НП и на арт. позициях.

Всего снято 250 метров.

Материал в количестве 1340 метров выслан в 13 (тринадцати) коробках.

Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Р. Гиков).

Верно: подпись.

Заверенная копия. Машинопись.

«Прорыв вражеской обороны пехотным соединением»

«К НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 2-го ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА»

Монтажный лист № 137

Оператор: И. Гутман

  1. Прорыв вражеской обороны пехотным соединением.

Пехота перед атакой в траншеях. Сидят пехотинцы, ожидая сигнала.

Автоматчик проверяет оружие перед боем. Один из бойцов курит окопную цигарку. Два бойца перед атакой читают письмо от земляков.

Подложенные саперами мины взрывают проволочные заграждения немцев.

Командир подает сигнал к атаке, и под прикрытием станового пулемета бойцы идут в атаку.

  1. Танковая атака населенного пункта.

Развернутым строем танки с десантом идут в атаку на населенный пункт.

Горит подожженная немцами деревня. Танки, сопровождаемые автоматчиками, врываются в населенный пункт.

Всего снято 250 метров.

Гутман.

Незаверенная копия. Машинопись. Без даты. 

«Четырнадцать ножевых ран на ее груди...»

«НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК 2-го ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА»

Июль 1944 г.

Киногруппа 2-го Прибалтийского фронта

Монтажный лист

Снимали операторы: А. ГафтИ. ГутманВ. МассМ. ПрудниковМ. СегальК. Широнин  

Завершив освобождение от немецких захватчиков Калининской области, последних километров русской земли, войска 2-го Прибалтийского фронта, преодолевая сопротивление противника, вошли в Советскую Латвию.

Враг упорно защищал подступы к Латвии. Все было пущено в ход: и стальные колпаки, и танки, зарытые в землю в бетонированных убежищах, и специальные бронированные башни (сухопутные дредноуты). Все это оказалось напрасно.

Тщетны были попытки врага закрепиться на промежуточных рубежах, успеть создать новую мощную линию обороны, способную остановить или хотя бы замедлить темп наступления.

Все инженерные усилия врага не дали результатов. Стремительность продвижения наших частей оказалась выше расчетов противника.

Одна часть этих мощных сооружений не успела быть законченной и пущенной в ход, другая часть была обойдена нашими войсками.

Тесня противника, наши бойцы освобождали пункт за пунктом, высоту за высотой.

Потеряв защитные рубежи, противник пытался рядом контратак замедлить, остано­вить наше продвижение. Не одну контратаку выдержали гвардейцы-матросовцы[1] пол­ковника Шеплюка.

Трудные минуты выпадали на их долю. И когда становилось тяжело, когда казалось, что вот-вот дрогнут, не выдержат бойцы, в боевых порядках, в огневых траншеях появилось овеянное славой боевых традиций полковое гвардейское знамя.

И снова, ломая сопротивление врага, шли вперед гвардейцы-матросовцы.

Шли части на запад. Артиллерия, танки, пехота.

Шли с боями, по лесам и болотам обходили укрепленные пункты, вступали на землю Советской Латвии.

Навстречу им выходили из лесов партизаны, герои трехлетней мужественной борьбы с врагом.

С возгласами: «Не стреляйте! Это свои, партизаны», – бросались они навстречу сторожевым охранениям частей, выходили на дороги, по которым шли на запад войска.

Выходили из лесов партизаны, спешили в родные места, в свои дома, к своим семьям.

Пришел домой командир отряда латышских партизан Александр Осипович Кравченко. После долгой, тяжелой разлуки обнял жену, детей – Сашу и Риму.

Но немногих ждало такое счастье. Еще одну чашу, полную чашу горя, прикоснувшись к которой навсегда сохранишь в сердце гнев справедливой ненависти, испили до дна эти мужественные люди.

Вернулся домой партизан Иоанн Шакурс. Не теплой лаской жены, не радостным воз­гласом привета – холодом смерти встретил партизана Шакурса родной дом.

В гробу жена партизана Мария. Четырнадцать ножевых ран на ее груди. Осиротели дети – Таисия, Валентина, Саша.

Марию Шакурс убили немцы – убили жестоко, обдуманно.

Они знали, что Шакурс здесь, рядом, что вот он вернется победителем в свой дом, и, бессильные справиться с ним, изловить его, отомстили ему этим горем.

Горят церковные свечи. В последний путь провожает народ жену партизана.

Порос бурьяном родной дом – пепелище партизана Флоринова.

Ничего. Никого. Нет семьи, нет родных и любимых. Где они? Живы ли? На какую не­вольничью каторгу гонит их немец?

И снова идет со своим отрядом партизан Флоринов. Идет мстить за свою семью, за свой дом, за горе и муки своего народа, своей страны.

Все дальше и дальше идут войска по дорогам Латвии. Выходят из лесов жители, встре­чают своих освободителей.

Продвигаясь вперед по Латвийской земле, войска фронта 27 июля овладели крупными городами и важнейшими стратегическими узлами шоссейных и железных дорог – Двинском и Резекне.

С этой победой перед войсками 2-го Прибалтийского фронта открылись пути в центральную Латвию, пути к Риге, к Балтике, к морским балтийским границам Советской страны.

Двинск. Резекне. Когда-то это были цветущие уютные города. Немцы превратили их в безлюдные пустыни руин.

Обычная картина разрушений, пожарищ, взорванных домов и мин.

В бою за освобождение Двинска смертью храбрых от пули немецкого автоматчика погиб генерал-майор товарищ Лагодюк Яков Осипович. Он похоронен в Двинске, в городе, за освобождение которого отдал он свою жизнь.

Проходят войска по улице Резекне. Они спешат вперед – к Риге, к Балтийскому морю. Близится час полного освобождения Советской Латвии.

Всего снято 4060 метров.

Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта режиссер Гиков.

Подлинник. Машинопись.

_______________________________
1. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина имя А.М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навеч­но зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Вели­кой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части.


Материалы по теме