Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лозовский Ефим Давидович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лозовский Ефим Давидович

10.10.2020

В.И. Фомин

Автор:
В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 751 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор Ефим Лозовский (в центре) с танкистами. 1943 год". Фото из архива автора.

Лозовский Ефим Давидович (1904–1975)

Оператор документального кино. Еврей. Член ВКП(б) с 1930 г. С 1929 – второй оператор фабрики культурфильм «Совкино», оператор киностудии «Мостехфильм». Снял около 30 научно-популярных фильмов.

В годы войны специализировался на съемках в танковых войсках.

Работал в паре с оператором Б. Рогачевским. В их совмест­ной служебной характеристике отмечалось:

«Операторы работают над своими сюжетами совместно <...> тт. Лозовский и Рогачевский – квалифицированные операторы, хо­рошо владеющие техникой своего дела. Как фронтовые операторы имеют небольшой стаж.

Первое время операторы не давали боевого материала и ограничивались съемкой фрагментов и прифронтовой тематики. Удачно в изобразительном отношении был снят сюжет "Вручение гвардейского знамени", принятый для фильма "День войны". Хорошие кадры дал фрагмент "Проходы артиллерии".

В дальнейшем операторы сделали интересную попытку модернизации аппаратуры фронтового оператора: они смонтировали съемочную аппаратуру на танке. Эксперимен­тальная съемка дала положительные результаты. Несколько кадров, снятых с движущегося танка, было использовано в СКЖ и фильме "День войны". Позднее тот же аппарат был удачно применен в работе над сюжетом "Танк "Беспощадный"" (СКЖ № 71).

Операторы работают еще неровно, не всегда умеют правильно наметить объект для съемки и дать интересную разработку темы сюжета. Сюжеты "Расчет сержанта Ивкина", "Снайпер", "Слет авиаторов" не дали полноценного, законченного материала для СКЖ.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 74.)

С большой любовью и нежностью вспоминал о Лозовском его начальник по киногруп­пе 3-го Белорусского фронта Александр Медведкин:

«Убили Владимира Крылова, кото­рый в уличных боях руководил съемками группы сержантов-операторов…

Мы остро переживали. На улицах Вильнюса тяжело ранили Мищенко. На подступах к Кёнигсбергу выбыл из строя контуженный Довнер. Его я едва отыскал в госпитале, откуда его уже отправляли в тыл. Еще раньше, в танковой битве на Курской дуге, едва успели вытащить из горящего танка Ефима Лозовского. О Ефиме хочется сказать несколько слов.

Мне особенно дорога память об этом человеке.

Если Крылов был привержен пехоте, Лозовский "прикипел" к танку. Ему не сразу разреши­ли забраться для съемки в эту тесную машину, однако он упрямо добивался и добился своего. И пока его танк не подожгли, он снимал сенсационные кадры разгрома вражеских колонн, идущих по шоссе, уничтожения артиллерии и живой силы фашистов... Но танк подожгли.

– Все! Отснимался наш Ефим, – говорили друзья в группе. Но едва его выписали из госпиталя, Ефим вернулся в танк. На этот раз танкисты помогли ему вынести съемочную камеру наружу: они соорудили для нее бронированную стальную коробку и приварили ее к машине...»

(ГЦМК. Оп. 1. Д. 134.)

Главкинохроника особо отметила его работу в Белоруссии:

«Единственный оператор, дающий нам основание несколько расширить тему выпу­ска – это Е. Лозовский, съемку которого отмечаем в первую очередь.

Тов. Лозовский заснял ряд интересных кадров сражения на Минском направлении. Хорошие результаты дало умелое использование танковой установки. Наиболее значи­тельное по своему масштабу и содержанию кадра это следующее: атака танков в со­провождении пехотного десанта, форсирование реки Березины и, наконец, танки в атаке на окраинах населенного пункта. В этом последнем кадре прекрасно осмыслена точка зрения оператора. Угол зрения объектива совпадает с прицельной линией пушки танка, ведущей огонь по зданиям пригорода. После нескольких выстрелов в первой части кадра является пехота и другой танк, устремляющиеся в глубину улиц. После этого и танк, с которого ведется съемка, приходит в движение, продолжая свой путь.

В этой сложной композиции запечатлен интересный тактический момент современно­го боя, а именно – огневая поддержка, которую оказывают танки своей пехоте во время наступления. Взаимодействие двух родов войск дано здесь не в монтажной комбинации, как это бывает обычно, а в цельной композиции, обладающей единством времени и места.

Тов. Лозовский для съемки с танка постоянно пользуется одним объективом. Это дела­ет угол съемки и точку зрения излишне однообразной. Целесообразно чаще менять опти­ку, использовать, например, короткофокусные объективы, которые позволяют увидеть не только ствол пушки, но и другие детали танка (гусеницы и его переднюю часть), которые дадут более разнообразный материал для монтажа».

(ГЦМК. Ф. 1. Оп. 3.)

После войны – на ЦСДФ.

Награжден орденом Красного Знамени, дважды орденами Отечественной войны, Красной Звезды, «Знак Почета».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ 

«ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ СТАРШЕГО СЕРЖАНТА МИХАИЛА ИВКИНА»

Монтажный лист № 940

Операторы: Лозовский, Рогачевский

Немецкие танки прорвались в расположение орудийного расчета старшего сержанта Михаила Ивкина.

Расчет выкатил орудие на прямую наводку и принял бой.

Несмотря на ранение 3-х человек из расчета – командира орудия Ивкина, замкового Ивана Максимкина и установщика Ахмата Галиева – расчет продолжал бой до тех пор, пока немецкий танк, направившийся на уничтожение орудия, не был подбит и сожжен.

Машинопись. Незаверенная копия. Без даты.

«Получил восемь прямых попаданий»

«ТАНК "БЕСПОЩАДНЫЙ"»

Монтажный лист № 939

Операторы: Лозовский, Рогачевский

В августе в «Правде», «Красной Звезде» и «Комсомольской правде» (от 3 или 4 сентя­бря) отмечалась доблестная боевая деятельность команды танка «Беспощадный», воз­главляемой ст. лейт. Павлом Хорошиловым.

Танк «Беспощадный» интересен тем, что построен на средства лауреатов Сталинской премии: художников Кукрыниксы, поэтов: Гусева, Михалкова, Маршака и др. (подпись снята).

Мы засняли команду танка в момент получения боевого задания, выхода из леса на его выполнение, момент боя, возвращение после боя, во время которого команда танка «Беспощадный» подбила два немецких танка (они сняты).

Танк «Беспощадный» получил 8 прямых попаданий. Во время последнего боя води­тель Царапин был ранен в голову, он продолжал вести машину.

За время боевой деятельности команда танка «Беспощадный» уничтожила 12 танков, 6 бронемашин и 7 орудий противника.

Команда танка:

Командир – старший лейт. Павел Хорошилов.

Водитель – Егор Царапин (ранен в голову).

Радист-пулеметчик – Алексей Егоров.

Командир орудия – Алексей Фатеев.

Мл. механик – Егор Филиппов.

Командир танка Павел Хорошилов в заключение заснят, когда он наносит на башню тан­ка результат последнего боя – две звездочки (количество уничтоженных немецких танков).

Операторы: Лозовский, Рогачевский.

Машинопись. Незаверенная копия.

«Немцы выходят с белым флагом...»

«ВИЛЬНЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Оператор: Лозовский

  1. Общие планы горящего города Вильно[1].
  2. Стреляет орудие по городу Вильно.
  3. Разбитая техника немцев в г. Вильно, и на этом фоне проходят наши части.
  4. В городе разбитое вражеское противотанковое орудие. У разбитого орудия лежит убитый расчет на фоне горящего города, и в этом кадре проходят наши войска.
  5. В городе; на фоне горящих зданий проходят войска: пулеметчики, минометчики, проходят танки.
  6. Перебежки наших бойцов по мосту, который простреливается противником.
  7. Священник разговаривает с нашими бойцами.
  8. Население бегает по городу с узлами.
  9. На фоне горящего дома навалено много домашних вещей, население копается в вещах, внизу кадра спит в коляске ребенок.
  10. Горит дом, население пытается тушить пожар ведрами.
  11. Раненая плачущая женщина стоит на улице, крестится у Остробрамских ворот.
  12. В городе на фоне разбитой немецкой техники проходят наши части.
  13. Немцы выходят с белым флагом – сдаются в плен.
  14. Старуха бегает по улице, она ищет свою дочь, но найти не может, в это время раз­даются выстрелы орудий, она пугается, вздрагивает, плачет.
  15. Из разбитого дома выходит население с узлами.

Лозовский.

Подлинник. Машинопись. Дата не указана.

______________________________
1. Войска 3-го Белорусского фронта освободили Вильнюс 13 июля 1944 г.

ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОН­ТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА

5 февраля 1945 г.

Рельеф, карта – Дульцев.
Беженцы-немцы на дорогах – БеровКрылов.
Беженцы в городе – ПридорогинЛозовский.
Боевые действия на подступах – все.
Сообщение сержанта-оператора – ЛыткинСоболев.
Крепостная артиллерия Кёнигсберга – ГолубовКрылов.
Форты и укрепления Кёнигсберга – ГолубовКрылов.
Выход к морю – все.
Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – ДульцевПридорогин.
Побережье, море – ДульцевПридорогин.
Следы боев за выход к морю – ДульцевПридорогин.
Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.
Повар раздает пищу – Голубов.
Солдат пришивает пуговицу – Голубов.
Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.
Эпизод с авиаразведчиком – ПисанкоВенц.
Штаб перед штурмом. Операт. отдел – ДульцевПридорогин.
Штурм – все.
Артподготовка – все.
Экспериментальные пушки – Дульцев.
Боевая работа авиации – ПисанкоВенц.
Танки идут в атаку – ЛозовскийДовнер.
Танковый бой – ЛозовскийДовнер.
Наши части врываются на окраину – все.
Уличные бои – все.
Работа пехоты и автоматчиков – все.
Работа артиллеристов – все.
Саперы – все.
Здание правительства – Придорогин.
Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.
Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.
Тюрьма – Параден плац – Беров.
Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.
Дом Биржи – Придорогин.
Вагоностроительный завод – Крылов.
Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – ДульцевЛыткин.
Сев. – ДовнерКрылов.
Жел. дор. узел – Придорогин.
Дом внутри – Дульцев.
Генералы и полковники – все по особому списку.
Кёнигсберг с самолета – Писанко.
Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.
Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.

Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.

(ГЦМК. Ф. 1.)

Подлинник. Машинопись.