Источник: газета «Ленинское знамя», 1 мая 1983 года. Рубрика «Встреча с интересным человеком». Беседу вёл Александр Борисович АМАСОВИЧ. Фото: "Мая Попова снимает прием пациентки профессором В. А. Неговским в Московской клинической больнице им. Боткина для киноальманаха «Москва» № 17 «ЗДОРОВЬЕ КАЖДОГО» (1975)". Фотографии из семейного архива Елены Владимировны Бойковой (дочери М. Н. Поповой).
Густой сетью железных дорог покрыт земной шар. Тысячами корабельных линий изборождены моря и океаны. Бесчисленными пунктирами воздушных трасс опоясан глобус. Ho еще более густая сеть маршрутов покроет карту мира, если проследить пути-дороги операторов документального кино. Человек со съемочной камерой идет подчас и нехожеными тропами в глубь материков и событий, в глубь настоящего, прошлого и будущего, запечатлевая для современников и потомков кинолетопись нашего века.
... С раннего утра до позднего вечера автомашины с надписью «Киносъемочная» прибывают в Лихов переулок, дом 6. Сюда доставляют кинопленку со всех концов света: с Дальнего Востока и из Туркмении, из Никарагуа и Канады, Кубы и Вьетнама, Ливана и Англии... В железных коробках — отснятые на пленку сюжеты, репортажи и событийные хроникальные кадры — материал для будущих фильмов и киножурналов, создаваемых коллективом ордена Ленина и ордена Красного Знамени Центральной студии документальных фильмов.
Вестибюль ЦСДФ. Здесь многолюдно, словно на вокзале. Кто-то уезжает, другие приезжают, вносят и выносят съемочную аппаратуру.
Однако разыскать нужного мне человека — Маю Николаевну Попову — не составило особой сложности. На студии (не считая лаборатории и монтажного цеха) наблюдается преобладание мужского персонала. Судите сами: операторов-мужчин в штате около ста человек. И всего одна-единственная женщина-оператор.
Съемки Бирманской делегации в Петергофе. 1957 год. На фото: Мая Попова
с осветителями — Виктором Бежкиным и Георгием Пльчаком.
Надо сказать, что профессия оператора хроники среди женщин вообще редчайшая, можно сказать, уникальная. A поскольку Мая Николаевна Попова — один из ветеранов коллектива ЦСДФ, многоопытный оператор высшей категории, мне и представилось интересным именно ее избрать своей собеседницей, взглянуть на студию как бы глазами много повидавшей за свою жизнь женщины с кинокамерой.
— Поскольку встреча наша совпала с преддверием Первомая, хотелось бы спросить вас, Мая Николаевна, как вы проводите обычно этот праздничный день?
С кинокамерой в руках. Для съемок торжеств всегда выделяется большая группа операторов. Уже с самого начала своей работы на студии я принимала участие в сьемках первомайских колонн демонстрантов на улицах столицы, встречая их обычно с раннего утра, и первые кадры фиксировались еще у ворот заводов и фабрик, где собирались трудовые коллективы.
Много лет уже веду съемки на Красной площади. Мой постоянный наблюдательный пост – гостевые трибуны. Кого только на них не увидишь: ударники столичных предприятий, передовики сельского хозяйства Подмосковья, ученые, космонавты... И хотя работа требует большой деловой сосредоточенности, невольно и сама заражаюсь царящим вокруг ликующим праздничным оживлением.
— А теперь о делах повседневных. Заметил за долгие годы, что кинодокументалисты обычно не любят говорить о себе, считая, видимо, что их «язык» — кинокамера и отснятые кадры. Может быть, поэтому мы мало знаем о специфике документального кино, о людях этой профессии. На стандартный вопрос «Как вы стали oneратором (режиссером)?» обычно слышишь либо о мечте об экране с детства, либо о случайности, приведшей в кино. А как было у вас?
— Никакой романтики не было. Все произошло весьма прозаично. Просто, когда я училась в девятом классе, отец купил в дом скромную любительскую фотокамеру. Я попробовала ней поработать, и съемки меня очень увлекли. Конечно, захотелось подержать в руках и настоящий киноаппарат. Но время было военное. После окончания школы года полтора проработала в эвакогоспитале. Однако искушение попробовать себя в работе с кинокамерой меня не оставляло. И случилось так, что меня приняли по конкурсу во ВГИК.
Занятия у нас на операторском факультете носили поначалу общий характер: готовили просто операторов универсального профиля. Но однажды в аудитории появился известный оператор-хроникер Ошурков, чей талант ярко проявился и во времена мирных съемок, и в годы тяжелой фронтовой работы. Михаил Федорович прочитал интереснейшую лекцию, буквально заразив меня своим энтузиазмом. Потом он спросил: «Кто желает пройти курс документального кино?». Почти всем из ребят хотелось попасть после института в художественное кино, они мечтали о павильонах «Мосфильма», «Ленфильма»... Но нескольких студентов, была среди них и я, заинтересовало предложение Ошуркова. Я потом под его руководством и дипломную работу свою готовила. После окончания с отличием института была зачислена ассистентом оператора на студию ЦСДФ.
— Пришлось вам и тяжелую аппаратуру, и штативы потаскать за своими шефами?
— Всякое было. Дело, конечно, нелегкое, пришлось попыхтеть, что иному грузчику... Но меня это не огорчало. Главное, что посчастливилось работать с операторами, которые были не только отличными специалистами своего дела, но и хорошими, отзывчивыми людьми. И Александр Щекутьев, и Георгий Бобров, у которых я как ассистент была на подхвате, доверяли мне и самой производить сьемки отдельных кадров, что было тогда для меня высшей радостью.
Снимает Мая Попова. На фото (слева направо): оператор А. Щекутьев и режиссер С. Бубрик. Конец 40-х годов.
Вот так постепенно и осваивалась на производстве. А прошло лет пять – доверили мне и самостоятельную работу, стала полноправным оператором.
— Вернемся немного назад. В ходе учебного процесса во ВГИКе вашу группу студентов, несомненно, знакомили с работами первопроходцев советского документального кино. Какое впечатление производили на вас их съемки, какие чувства рождали кадры «золотого фонда»?
— Такие просмотры уже тогда укрепили во мне уверенность в правильности избранного пути. Нельзя было не волноваться, взирая на эти поразительные кадры. Казалось, в маленьком институтском просмотровом зале перед нами словно распахивались просторы нашей необъятной Родины. Конечно же, каждый из нас, студентов, испытывал по-хорошему чувство острой зависти к людям, которым посчастливилось запечатлеть на пленке все эти памятные события истории страны.
...Первый трактор на полях первых колхозов. Кинохроника, снятая на новостройках Донбасса и Магнитки, Кузбасса и Днепростроя... Документальный экран запечатлел для потомков облик героев труда Стаханова и Бусыгина, Изотова и Ангелиной и множества их последователей. Стахановцы, ударники пятилеток, люди беззаветно преданные социалистической Отчизне, славящие её своими добрыми делами, предстали перед нами в фильмах Дзиги Вертова, Якова Посельского, Эсфири Шуб, Романа Кармена, Ильи Копалина и других мастеров.
Бесценные кадры сняли операторы М. Трояновский, А. Шафран, В. Микоша и их коллеги, запечатлевшие легендарные арктические походы «Сибирякова» и «Челюскина», воздушный десант четверки папанинцев в район Северного полюса, автопробег в песках Каракумов и другие выдающиеся события предвоенных лет. Фильмы, созданные об этом, были пронизаны романтикой великих социальных преобразований, в них нашел отражение исторический процесс становления человека нового типа — советского человека.
— Вы как человек и специалист сформировались уже в послевоенные годы. О боях и сражениях Великой Отечественной люди вашего поколения узнавали в основном из литературы, кино...
— Да, и мы знаем, что многие кадры фронтовой хроники, что мы изучали в студенческие годы, которые мы и сегодня, как и миллионы других людей, смотрим с глубочайшим волнением, добыты были ценой крови. Киносъемки в частях действующей армии начались уже на третий день вторжения фашистских полчищ на нашу землю. В огне ожесточенных боев с врагом на суше, на море и в воздухе фронтовыми операторами снято почти четыре миллиона метров военной кинолетописи. 252 фронтовых оператора шли с кинокамерой, а подчас и с автоматом вместе с солдатами трудными дорогами войны.
На мемориальной доске в фойе ЦСДФ представлены имена сорока трех сотрудников студии, не вернувшихся с войны. Среди них одна женщина — Мария Сухова.
— Что характерно для работы ЦСДФ в наши дни, какое место в ней занимает современная тематика?
— Зритель ждет яркого, публицистического рассказа о тех, кто открывает и осваивает богатства Сибири и Дальнего Востока, прокладывает гигантскую трассу БАМ, отдает свой труд развитию Нечерноземья, кто прославляет нашу науку, культуру и искусство, воспитывает советских воинов — защитников Родины.
Именно всему этому посвящены выпускаемые нашей студией киножурналы, репортажи, очерки, зарисовки, полнометражные документальные киноленты. В этом плане тематика нашей жизни была широко подытожена в известном восьмисерийном фильме «Всего дороже». Сейчас на студии ведется работа над рядом новых полнометражных кинокартин: «Человек на БАМ» (режиссер В. Трошкин), «Лицом к людям» – о преобразовании Нечерноземья (режиссер В. Коновалов), «Молодежь мира» (режиссер Т. Cеменов), «От Халхин-Гола до Берлина» — о маршале Г. К. Жукове (режиссер М. Бабак) и других.
В творческом активе студии немало фильмов, посвященных актуальным международным проблемам, борьбе за мир, разоблачению буржуазного образа жизни. В этом направлении плодотворно работают режиссеры разных поколений — О. Арцеулов. И. Бессарабов, Е. Вермишева, Л. Махнач, А. Медведкин, И. Свешникова и другие.
— Мая Николаевна, в каким сложился профиль вашей операторской работы?
— Выражаясь принятой на студии терминологией, я в основном «событийница». Каждая сьемка на новом месте. Визиты высоких гостей в нашу страну, злободневные репортажи с заводов и фабрик, сюжеты о сельских тружениках, о культурных новостях столицы... Всего не перечислишь, люди и события перед объективом камеры сменяются, как в калейдоскопе.
Переговоры генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева (сидит третий справа)
с президентом Финляндии У. К. Кекконеном (сидит напротив Брежнева) снимает оператор
Мая Попова (на заднем плане слева); стоит справа (с осветительным прибором) Марк Бриль.
Специфика такой работы требует большой оперативности. И вот почему. Горняка, установившего рекорд на добыче угля и поднявшегося из шахты после победной вахты, во второй раз товарищи встречать с цветами не будут. Так что оператору в таких случаях зевать нельзя, всё решают минуты и секунды...
— А были в вашей практике съемки, проходившие в Подмосковье?
— Их было немало. Надо сказать, что еще лет тридцать назад завела книжечку, в которую записываю для памяти каждую свою сьемку — где, когда она происходила, название сюжета.
Среди тех объектов, на которых мне довелось работать в Московской области, были, к примеру, Клинское производственное объединение «Химволокно». Пушкинский зверосовхоз и Купавинская тонкосуконная фабрика, куда я выезжала на проходившее там республиканское соревнование прядильщиц.
Хорошо поработалось мне совхозе «Коммунарка» Ленинского района, где я снимала на ферме передовых доярок, а также директора этого хозяйства Героя Социалистического Труда Александру Никитичну Moнахову, знакомство с которой надолго мне запомнилось: очень интересным она оказалась человеком.
Сравнительно недавно побывала в Балашихе в научно-производственном объединении «Криогенмаш». Снимала там сюжет для журнала «Новости дня», посвященный бригадиру токарей Ивану Васильевичу Рыбакову, удостоенному звания лауреата Государственной премии СССР. Потом были съемки жилищного строительства в Щелковском районе. Вообще Подмосковье с его интересными людьми, прекрасной природой, мощной индустриальной базой, множеством совхозов и колхозов, как мне представляется, — это поистине богатейшее поле наблюдений для интересных хроникальных съемок.
Хотелось бы, Мая Николаевна, задать вам деликатный вопрос. Чем объяснить, что на всю студию ЦСДФ вы — единственная женщина-оператор? Ведь представительницы прекрасного пола весьма широко представлены во всех областях — производственной, экономической и культурной.
Кинооператоры ЦСДФ (слева направо): Мая Попова, Галина Захарова, Алевтина Вакурова, Сергей Семёнов.
Кондитерская фабрика «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ».
— В не столь отдаленные времена у нас в штате студии было около десяти женщин-операторов. Много и плодотворно поработали с кинокамерой заслуженные ветераны Оттилия Рейзман (в прошлом фронтовой оператор, награжденная боевыми орденами), Галина Захарова, Алевтина Вакурова, Галина Монголовская, Раиса Туморина, Вера Лезерсон и другие. Но с годами они ушли на заслуженный отдых. А молодежь на смену что-то не приходит. Может быть, студентки ВГИКа последних лет считают профессию хроникера трудной, утомительной... Скрывать нечего: в документальном кино среди мужчин бытует представление — «не женское это дело» быть оператором хроники, так что «зеленой улицы» вроде бы здесь женщинам не предвидится.
Мая Николаевна Попова с дочерью Еленой Владимировной Бойковой.
Москва, апрель 1983 года. Фото специально для газеты «Ленинское знамя».
— Ну, если такой зашел разговор, хотелось бы узнать,.. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный кинохроникер, будь то оператор или режиссер, мужчина или женщина?
— Наверное, прежде всего — это преданность своему делу, умение работать самоотверженно и безотказно. Конечно же, человек с кинокамерой должен быть наделен чувством высокой гражданской ответственности, неиссякаемым запасом неравнодушия и, как говорят теперь, коммуникабельностью. B общем, необходимо обладать умением видеть и запечатлеть, чем живет современный человек, активно вторгаться в жизнь, пропагандируя все новое, передовое. И еще, на мой взгляд, документалист должен обязательно уметь удивляться, иначе в его репортажах не будет эмоциональной новизны восприятия, которую он должен передать зрителю.