«СТО МУЖЧИН И ОДНА ЖЕНЩИНА». Кинооператор ЦСДФ Мая ПОПОВА

Газета «Ленинское знамя», 1 мая 1983 года.

«СТО МУЖЧИН И ОДНА ЖЕНЩИНА». Кинооператор ЦСДФ Мая ПОПОВА

26.03.2023

Источник: газета «Ленинское знамя», 1 мая 1983 года. Рубрика «Встреча с интересным человеком». Беседу вёл Александр Борисович АМАСОВИЧ. Фото: "Мая Попова снимает прием пациентки профессором В. А. Неговским в Московской клинической больнице имБоткина для киноальманаха «Москва» № 17 «ЗДОРОВЬЕ КАЖДОГО» (1975)". Фотографии из семейного архива Елены Владимировны Бойковой (дочери М. Н. Поповой).

Густой сетью железных дорог покрыт земной шар. Тысячами корабельных линий изборождены моря и океаны. Бесчисленными пунктирами воздушных трасс опоясан глобус. Ho еще более густая сеть маршрутов покроет карту мира, если проследить пути-дороги операторов документального кино. Человек со съемочной камерой идет подчас и нехожеными тропами в глубь материков и событий, в глубь настоящего, прошлого и будущего, запечатлевая для современников и потомков кинолетопись нашего века.

... С раннего утра до позднего вечера автомашины с надписью «Киносъемочная» прибывают в Лихов переулок, дом 6. Сюда доставляют кинопленку со всех концов света: с Дальнего Востока и из Туркмении, из Никарагуа и Канады, Кубы и Вьетнама, Ливана и Англии... В железных коробках — отснятые на пленку сюжеты, репортажи и событийные хроникальные кадры — материал для будущих фильмов и киножурналов, создаваемых коллективом ордена Ленина и ордена Красного Знамени Центральной студии документальных фильмов.

Вестибюль ЦСДФ. Здесь многолюдно, словно на вокзале. Кто-то уезжает, другие приезжают, вносят и выносят съемочную аппаратуру.

Однако разыскать нужного мне человека — Маю Николаевну Попову — не составило особой сложности. На студии (не считая лаборатории и монтажного цеха) наблюдается преобладание мужского персонала. Судите сами: операторов-мужчин в штате около ста человек. И всего одна-единственная женщина-оператор.

Съемки Бирманской делегации в Петергофе. 1957 год. На фото: Мая Попова
с осветителями — Виктором Бежкиным и Георгием Пльчаком.

Надо сказать, что профессия оператора хроники среди женщин вообще редчайшая, можно сказать, уникальная. A поскольку Мая Николаевна Попова — один из ветеранов коллектива ЦСДФ, многоопытный оператор высшей категории, мне и представилось интересным именно ее избрать своей собеседницей, взглянуть на студию как бы глазами много повидавшей за свою жизнь женщины с кинокамерой.

— Поскольку встреча наша совпала с преддверием Первомая, хотелось бы спросить вас, Мая Николаевна, как вы проводите обычно этот праздничный день?

С кинокамерой в руках. Для съемок торжеств всегда выделяется большая группа операторов. Уже с самого начала своей работы на студии я принимала участие в сьемках первомайских колонн демонстрантов на улицах столицы, встречая их обычно с раннего утра, и первые кадры фиксировались еще у ворот заводов и фабрик, где собирались трудовые коллективы.

Много лет уже веду съемки на Красной площади. Мой постоянный наблюдательный пост – гостевые трибуны. Кого только на них не увидишь: ударники столичных предприятий, передовики сельского хозяйства Подмосковья, ученые, космонавты... И хотя работа требует большой деловой сосредоточенности, невольно и сама заражаюсь царящим вокруг ликующим праздничным оживлением.

— А теперь о делах повседневных. Заметил за долгие годы, что кинодокументалисты обычно не любят говорить о себе, считая, видимо, что их «язык» — кинокамера и отснятые кадры. Может быть, поэтому мы мало знаем о специфике документального кино, о людях этой профессии. На стандартный вопрос «Как вы стали oneратором (режиссером)?» обычно слышишь либо о мечте об экране с детства, либо о случайности, приведшей в кино. А как было у вас?

— Никакой романтики не было. Все произошло весьма прозаично. Просто, когда я училась в девятом классе, отец купил в дом скромную любительскую фотокамеру. Я попробовала ней поработать, и съемки меня очень увлекли. Конечно, захотелось подержать в руках и настоящий киноаппарат. Но время было военное. После окончания школы года полтора проработала в эвакогоспитале. Однако искушение попробовать себя в работе с кинокамерой меня не оставляло. И случилось так, что меня приняли по конкурсу во ВГИК.

Занятия у нас на операторском факультете носили поначалу общий характер: готовили просто операторов универсального профиля. Но однажды в аудитории появился известный оператор-хроникер Ошурков, чей талант ярко проявился и во времена мирных съемок, и в годы тяжелой фронтовой работы. Михаил Федорович прочитал интереснейшую лекцию, буквально заразив меня своим энтузиазмом. Потом он спросил: «Кто желает пройти курс документального кино?». Почти всем из ребят хотелось попасть после института в художественное кино, они мечтали о павильонах «Мосфильма», «Ленфильма»... Но нескольких студентов, была среди них и я, заинтересовало предложение Ошуркова. Я потом под его руководством и дипломную работу свою готовила. После окончания с отличием института была зачислена ассистентом оператора на студию ЦСДФ.

— Пришлось вам и тяжелую аппаратуру, и штативы потаскать за своими шефами?

— Всякое было. Дело, конечно, нелегкое, пришлось попыхтеть, что иному грузчику... Но меня это не огорчало. Главное, что посчастливилось работать с операторами, которые были не только отличными специалистами своего дела, но и хорошими, отзывчивыми людьми. И Александр Щекутьев, и Георгий Бобров, у которых я как ассистент была на подхвате, доверяли мне и самой производить сьемки отдельных кадров, что было тогда для меня высшей радостью.

Снимает Мая Попова. На фото (слева направо): оператор А. Щекутьев и режиссер С. Бубрик. Конец 40-х годов.

Вот так постепенно и осваивалась на производстве. А прошло лет пять – доверили мне и самостоятельную работу, стала полноправным оператором.

— Вернемся немного назад. В ходе учебного процесса во ВГИКе вашу группу студентов, несомненно, знакомили с работами первопроходцев советского документального кино. Какое впечатление производили на вас их съемки, какие чувства рождали кадры «золотого фонда»?

— Такие просмотры уже тогда укрепили во мне уверенность в правильности избранного пути. Нельзя было не волноваться, взирая на эти поразительные кадры. Казалось, в маленьком институтском просмотровом зале перед нами словно распахивались просторы нашей необъятной Родины. Конечно же, каждый из нас, студентов, испытывал по-хорошему чувство острой зависти к людям, которым посчастливилось запечатлеть на пленке все эти памятные события истории страны.

...Первый трактор на полях первых колхозов. Кинохроника, снятая на новостройках Донбасса и Магнитки, Кузбасса и Днепростроя... Документальный экран запечатлел для потомков облик героев труда Стаханова и Бусыгина, Изотова и Ангелиной и множества их последователей. Стахановцы, ударники пятилеток, люди беззаветно преданные социалистической Отчизне, славящие её своими добрыми делами, предстали перед нами в фильмах Дзиги Вертова, Якова Посельского, Эсфири Шуб, Романа Кармена, Ильи Копалина и других мастеров.

Бесценные кадры сняли операторы М. Трояновский, А. Шафран, В. Микоша и их коллеги, запечатлевшие легендарные арктические походы «Сибирякова» и «Челюскина», воздушный десант четверки папанинцев в район Северного полюса, автопробег в песках Каракумов и другие выдающиеся события предвоенных лет. Фильмы, созданные об этом, были пронизаны романтикой великих социальных преобразований, в них нашел отражение исторический процесс становления человека нового типа — советского человека.

— Вы как человек и специалист сформировались уже в послевоенные годы. О боях и сражениях Великой Отечественной люди вашего поколения узнавали в основном из литературы, кино...

— Да, и мы знаем, что многие кадры фронтовой хроники, что мы изучали в студенческие годы, которые мы и сегодня, как и миллионы других людей, смотрим с глубочайшим волнением, добыты были ценой крови. Киносъемки в частях действующей армии начались уже на третий день вторжения фашистских полчищ на нашу землю. В огне ожесточенных боев с врагом на суше, на море и в воздухе фронтовыми операторами снято почти четыре миллиона метров военной кинолетописи. 252 фронтовых оператора шли с кинокамерой, а подчас и с автоматом вместе с солдатами трудными дорогами войны.

На мемориальной доске в фойе ЦСДФ представлены имена сорока трех сотрудников студии, не вернувшихся с войны. Среди них одна женщина — Мария Сухова.

— Что характерно для работы ЦСДФ в наши дни, какое место в ней занимает современная тематика?

— Зритель ждет яркого, публицистического рассказа о тех, кто открывает и осваивает богатства Сибири и Дальнего Востока, прокладывает гигантскую трассу БАМ, отдает свой труд развитию Нечерноземья, кто прославляет нашу науку, культуру и искусство, воспитывает советских воинов — защитников Родины.

Именно всему этому посвящены выпускаемые нашей студией киножурналы, репортажи, очерки, зарисовки, полнометражные документальные киноленты. В этом плане тематика нашей жизни была широко подытожена в известном восьмисерийном фильме «Всего дороже». Сейчас на студии ведется работа над рядом новых полнометражных кинокартин: «Человек на БАМ» (режиссер В. Трошкин), «Лицом к людям» – о преобразовании Нечерноземья (режиссер В. Коновалов), «Молодежь мира» (режиссер Т. Cеменов), «От Халхин-Гола до Берлина» — о маршале Г. К. Жукове (режиссер М. Бабак) и других.

В творческом активе студии немало фильмов, посвященных актуальным международным проблемам, борьбе за мир, разоблачению буржуазного образа жизни. В этом направлении плодотворно работают режиссеры разных поколений — О. Арцеулов. И. Бессарабов, Е. Вермишева, Л. Махнач, А. Медведкин, И. Свешникова и другие.

— Мая Николаевна, в каким сложился профиль вашей операторской работы?

— Выражаясь принятой на студии терминологией, я в основном «событийница». Каждая сьемка на новом месте. Визиты  высоких гостей в нашу страну, злободневные репортажи с заводов и фабрик, сюжеты о сельских тружениках, о культурных новостях столицы... Всего не перечислишь, люди и события перед объективом камеры сменяются, как в калейдоскопе.


Переговоры генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева (сидит третий справа)
с президентом Финляндии У. К. Кекконеном (сидит напротив Брежнева) снимает оператор
Мая Попова (на заднем плане слева); стоит справа (с осветительным прибором) Марк Бриль.

Специфика такой работы требует большой оперативности. И вот почему. Горняка, установившего рекорд на добыче угля и поднявшегося из шахты после победной вахты, во второй раз товарищи встречать с цветами не будут. Так что оператору в таких случаях зевать нельзя, всё решают минуты и секунды...

— А были в вашей практике съемки, проходившие в Подмосковье?

— Их было немало. Надо сказать, что еще лет тридцать назад завела книжечку, в которую записываю для памяти каждую свою сьемку — где, когда она происходила, название сюжета.

Среди тех объектов, на которых мне довелось работать в Московской области, были, к примеру, Клинское производственное объединение «Химволокно». Пушкинский зверосовхоз и Купавинская тонкосуконная фабрика, куда я выезжала на проходившее там республиканское соревнование прядильщиц.

Хорошо поработалось мне совхозе «Коммунарка» Ленинского района, где я снимала на ферме передовых доярок, а также директора этого хозяйства Героя Социалистического Труда Александру Никитичну Moнахову, знакомство с которой надолго мне запомнилось: очень интересным она оказалась человеком.

Сравнительно недавно побывала в Балашихе в научно-производственном объединении «Криогенмаш». Снимала там сюжет для журнала «Новости дня», посвященный бригадиру токарей Ивану Васильевичу Рыбакову, удостоенному звания лауреата Государственной премии СССР. Потом были съемки жилищного строительства в Щелковском районе. Вообще Подмосковье с его интересными людьми, прекрасной природой, мощной индустриальной базой, множеством совхозов и колхозов, как мне представляется, — это поистине богатейшее поле наблюдений для интересных хроникальных съемок.

Хотелось бы, Мая Николаевна, задать вам деликатный вопрос. Чем объяснить, что на всю студию ЦСДФ вы — единственная женщина-оператор? Ведь представительницы прекрасного пола весьма широко представлены во всех областях — производственной, экономической и культурной.


Кинооператоры ЦСДФ (слева направо): Мая Попова, Галина Захарова, Алевтина Вакурова, Сергей Семёнов.
Кондитерская фабрика «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ».

— В не столь отдаленные времена у нас в штате студии было около десяти женщин-операторов. Много и плодотворно поработали с кинокамерой заслуженные ветераны Оттилия Рейзман (в прошлом фронтовой оператор, награжденная боевыми орденами), Галина Захарова, Алевтина Вакурова, Галина Монголовская, Раиса Туморина, Вера Лезерсон и другие. Но с годами они ушли на заслуженный отдых. А молодежь на смену что-то не приходит. Может быть, студентки ВГИКа последних лет считают профессию хроникера трудной, утомительной... Скрывать нечего: в документальном кино среди мужчин бытует представление — «не женское это дело» быть оператором хроники, так что «зеленой улицы» вроде бы здесь женщинам не предвидится.

Мая Николаевна Попова с дочерью Еленой Владимировной Бойковой.
Москва, апрель 1983 года. Фото специально для газеты «Ленинское знамя».

Ну, если такой зашел разговор, хотелось бы узнать,.. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный кинохроникер, будь то оператор или режиссер, мужчина или женщина?

— Наверное, прежде всего — это преданность своему делу, умение работать самоотверженно и безотказно. Конечно же, человек с кинокамерой должен быть наделен чувством высокой гражданской ответственности, неиссякаемым запасом неравнодушия и, как говорят теперь, коммуникабельностью. B общем, необходимо обладать умением видеть и запечатлеть, чем живет современный человек, активно вторгаться в жизнь, пропагандируя все новое, передовое. И еще, на мой взгляд, документалист должен обязательно уметь удивляться, иначе в его репортажах не будет эмоциональной новизны восприятия, которую он должен передать зрителю.