Воспоминания Иосифа Хмельницкого и Ефима Учителя, опубликованные в газете «Кинонеделя Ленинграда» № 3 (653) от 16 января 1969 года, предоставлены В.В. Петуховым (внуком И.В. Хмельницкого). Фото: "Баррикады на Московском проспекте. Январь 1942 года". Фото: И.В. Хмельницкого.
27 января ленинградцы, а вместе с ними и вся страна, будут отмечать одну из знаменательных в жизни нашего города дат — 25-летие со дня полного освобождения города Ленина от вражеской блокады.
О тех незабываемых днях, о том, как ковалась победа, рассказывают сегодня на наших страницах кинематографисты — участники обороны Ленинграда. Их воспоминания мы продолжим в следующем номере.
«Кинонеделя Ленинграда» № 3 (653) от 16 января 1969 года.
И.В. Хмельницкий, нач. производстваенного отдела «Ленфильма»
В КОНЦЕ августа 1941 года кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда. Киностудии были эвакуированы. Комитет по делам кинематографии по согласованию с горкомом партии решил организовать на базе Лентехфильма объединенную киностудию.
Меня назначили директором студии и начальником фронтовых киногрупп. Таким образом у нас объединились все кинематографисты, оставшиеся в осажденном городе. У многих были незаконченные работы, которые, по возможности, нужно было завершить. Но основными, конечно являлись фронтовые съемки, в которых участвовали операторы всех трех студий. Было организовано десять боевых киногрупп, причем операторы продолжали работать на тех объектах, на которых они специализировались еще в мирное время. Так, С. Фомин, и раньше больше общавшийся с моряками, вошли теперь в группу флота, Е. Учитель — в группу авиации, В. Страдин — в городскую киногруппу.
В самую тяжелую, самую голодную и холодную, первую зиму блокады студия еженедельно выпускала киножурнал «За Советскую Родину, за город Ленина», который имел самое широкое распространение в Ленинграде и частях Ленинградского фронта. Каждый день собирались редакторские летучки под руководством нашего главного редактора Л. И. Питерского, где просматривались, обсуждались и подвергались строгому критическому разбору все материалы, получаемые из киногрупп. Военный совет фронта с исключительным вниманием относился к нашей работе, одобрял или критиковал те или иные материалы, и это очень помогало в работе. Мы чувствовали большую ответственность, потому что армия приняла на вооружение в нас, людей искусства. Киноопеpaторы принимали участие во всех боевых операциях. Они ходили в разведку, находились в морских батальонах Ладожской флотилии, в авиационных частях, в засадах со снайперами, что было наиболее опасным. Впрочем, было ли тогда какое-либо место безопасным? Разве меньше рисковали операторы, снимавшие на фабриках и заводах, которые находились под постоянным обстрелом артиллерии противника, или те, кому было поручено запечатлеть на пленку подвиги партизан? Выполняя боевые задания, погибли операторы А. Быстров, Ф. Печул, Б. Селезнев, Я. Славин, А. Сокольский, В. Сумкин, Д. Эдельсон. К чести наших замечательных товарищей следует сказать: не было ни разу случая, чтобы кто-то не отснял боевой материал. Благодаря их бесстрашию и патриотизму были зафиксированы все малые и большие события осажденного города и фронта, создана летопись героических 900 дней.
Уже в сорок втором году, наряду с небольшими сюжетами для кинохроники, мы стали снимать и полнометражные картины. Такие, как фильм «Ладога», снятый В. Гордановым, А. Погорелым, А. Климовым, В. Страдиным, С. Фоминым и другими и смонтированный режиссерами П. Паллеем, В. Соловцевым и Г. Трофимовым: «В тылу врага» — картина о партизанах, снятая под руководством Н. Комаревцева, Б. Дементьевым, Н. Голодом и Л. Изаксоном. А фильм «Ленинград в борьбе» обошел весь мир. Газета «Правда» отметила его как замечательное достижение документального искусства. Над этой лентой работали режиссеры В. Соловцев, Н. Комаревцев, Е. Учитель и приехавший из Москвы Р. Кармен по материалам, снятым многими кинооператорами объединенной студии.
Самым радостным событие явилось окончательное снятие блокады. Операторы А. Братуха, Г. Буштуев, Л. Изаксон, А. Ксенофонтов, В. Левитин, В. Максимович, П. Паллей, Г. Трофимов, Е. Учитель. Е. Шапиро и другие не расставались в этот праздничный день с кинокамерами. «Великая победа под Ленинградом» была последней картиной объединенной студии.
Е.Ю. Учитель, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии.
С ПЕРВЫХ дней войны я начал снимать все события, которые происходили в Ленинграде — в частях фронта (особенно много мне приходилось снимать в авиации), на заводах и фабриках, и во многих других местах. Хотелось как можно больше рассказать о ленинградцах — людях различных возрастов и профессий, героически поднявшихся на защиту родного города. До сих пор не могу без волнения вспоминать старого рабочего-путиловца Рыбакова, который в разбитом, холодном цехе, где руки прилипали в металлу. ремонтировал танки; академика И. Opбели, тенью бродящего по Эрмитажу; архитектора А. Никольского, который в самое трудное время, когда не было ни света, ни воды, не ходили трамваи, задумал и начал создавать проект Триумфальной арки для встречи победителей; или Наташу Матвееву, организовавшую первый отряд сандружинниц, отправку которого на фронт мы снимали. Запомнилась встреча с артисткой Клавдией Шульженко в госпитале. Она ходила между койками тяжелораненых и пела любимую многими песню «Мама». В театре драмы имени Пушкина, где в то время играла труппа Музыкальной комедии, снимал не только фрагменты из созданного в блокадном городе спектакля «Раскинулось море широко», но и зрителей, заполнивших партер в полушубках и солдатских ушанках, и то, что я видел, невольно перекликалось в сознании со временем гражданской войны. После спектакля люди, как итог, уходили прямо на фронт: ведь Ленинград был фронтовым городом.
Одним из наших жестоких врагов был голод. После скудного пайкa хлеба камера казалась неимоверно тяжелой. Для того чтобы передвигаться с ней, прошлось приспособить санки сына. Однажды возле решетки Летнего сада я увидел умиравшего от голода человека. Я ничем не мог ему помочь. Но я запечатлел этот трагический эпизод на пленку, чтобы он стал грозным обвинением фашизму.
Война сделала меня режиссером, и первым большим фильмом для меня стал «Ленинграл в борьбе». Название картины принадлежит писателю балтийцу Всеволоду Вишневскому. Вместе с ним режиссеры В. Соловцев, Н. Комаревцев и я работали над первым вариантом сценария.
В начале зимы сорок второго года из Москвы приехала группа, которую возглавлял Роман Кармен. Наши друзья привезли нам через Ладогу грузовик с продуктами. Это многим очень помогло. Кармен приехал снимать, еще не зная, что мы уже работаем над картиной. Он подключился к нашей группе. Запоминающейся была первая встреча с ним. Только мы начали разговаривать, как началась бомбежка. Заканчивали разговор уже на крыше, где снимали эпизоды воздушного боя.
«Ленинград в борьбе» вызвал поток писем, который не иссякает и по сей день. Нас спрашивали о родных, оставшихся в Ленинграде, просили разыскать их, помочь, и ни одно из писем не оставалось без внимания.
Следует обязательно отказать о том, что операторы с кинокамерой как бойцы с винтовкой, не жалея сил и жизни, сражались с врагом. Так Филипп Печул, мой сокурсник по институту, кавалер ордена Красного Знамени, лауреат Государственной премии за картину «Линия Маннергейма», выехал на съемки на Карельский перешеек и погиб в перестрелке с белофиннами. Другой мой друг Быстров погиб в боях на подступах к Шлиссельбургской крепости.
Кто пережил блокаду, тот, наверное, не забудет ее до конца своих дней. И я не могу расстаться с этой темой в искусстве. В 1947 году мы с Карменом поставили картину «Ленинград», где были использованы многие кадры, — и наши. И наших товарищей. Потом с В. Соловцевым мы работали над фильмом «Подвиг Ленинграда». Сейчас мне предстоит к ленинскому юбилею поставить большую картину о Ленинграде где я, безусловно, вернусь к теме блокады в моих творческих планах — фильм о людях искусства блокадного Ленинграда, который предполагаю на звать «Муза в серых шинелях».