Фомин Валерий Иванович (родился 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед, историк кино. Доктор искусствоведения. Член Союза кинематографистов СССР с 1973 года. Дважды избирался секретарем правления Союза кинематографистов России и дважды президентом Гильдии киноведов и кинокритиков. Член академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Член киноакадемии «НИКА».
В 1957 – 1959 — студент факультета самолетостроения Казанского Авиационного института.
В 1959 – 1962 — рабочий заводов и строек Казани, Новосибирска, Красноярска.
В 1967 году окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. П. Тумановой).
С 1964 года публикуется в периодической печати.
В 1965 – 1968 — заведующий архивом Госфильмофонда СССР.
С 1969 по 1976 — заместитель заведующего редакции кинолитературы издательства «Искусство».
В 1971 году во ВГИКе защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Сюжет и композиция современного фильма».
С 1976 — старший научный сотрудник отдела теории и эстетики кино Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства).
В 1988 – 1994 — сопрезидент Гильдии киноведов и кинокритиков. Один из организаторов группы «Демократическая Россия» при СК СССР, фонда «Защита гласности», московского отделения «Саюдиса».
С 1989 по 2001 — заведующий отделом Отечественного кино, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.
В 1997 – 1999 — редактор журнала «Киносценарии».
С 1997 по 2004 г. работал в составе комиссии по Государственным и Президентским премиям РФ (секция кино и телевидения).
С 2000 — профессор, заместитель заведующего кафедрой менеджмента в кино и телевидении Государственного университета управления.
Автор книг по истории отечественного кино. Хронологические рамки исторических исследований Фомина охватывают всю историю отечественного кино от момента его рождения и до наших дней. Валерий Фомин одним из первых заговорил о наиболее драматичных моментах истории советского кино, которые длительное время были скрыты от широкой общественности.
Основными работами в этой области стали масштабные проекты: пятитомная «Летопись Российского кино», «История Союза кинематографистов СССР», серия «Полка», книги «Кино на войне», «Цена кадра», «Кинематограф "оттепели". Документы и свидетельства», «Кино и власть», цикл документальных фильмов «История киноначальников. Строители и перестройщики» и др.
Под руководством Фомина осуществлено также коллективное исследование «От Ханжонкова до Голутвы», в котором впервые в отечественном киноведении история российского кино рассмотрена как история всей киноотрасли. В целях популяризации истории отечественного кино, помимо печатных СМИ, Фомин активно использовал и другие формы просветительской работы.
В 1990-х годах Валерий Фомин стал организатором выставок, знакомящих зрителей с малоизвестными страницами отечественного кинематографа. Так, в рамках фестиваля «Кинотавр» (1995) прошла выставка «Свобода в клетке. Тайная история советского кино»; «Таланты и полковники. Выставка неизданной книги» (1995, ЦДК); «Мы и Они. Международные связи советского кино» (1996, ММКФ); «Ностальгия по Тарковскому» (1995, Каменск-Уральский); на Международном кинофестивале «Сталкер» (1996) демонстрировалась коллекция экспонатов «От камеры до камеры. Добро пожаловать в киноГУЛАГ»; «Кино в законе. Закон в загоне» (1996, ЦДК).
Принимал участие в создание интернет-проектов и документальных фильмов: "«Из жизни планет». Музыкальное посвящение неснятым фильмам",«Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит» (онлайн-проект, посвященный памяти создателей фронтовой кинолетописи), «Экспозиция войны» (2018; фильм о боевом пути и судьбах фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны) и др.
Валерий Фомин — инициатор установки в Москве памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны. В течение последних 15-ти лет им издан ряд монографий по истории фронтовой кинохроники периода Великой Отечественной войны.
В 2018 году председатель жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, который проводится ежегодно на Алтае.
В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.
В 2019 году Центральный государственным музеем кино издана книга Валерия Фомина «История российской кинематографии. 1941–1968», которая охватывают три периода — годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и эпоху «хрущевской оттепели». Каждый раздел книги дополняется подборкой архивных документов, публикуемых впервые.
Валерий Фомин принимает участие в создании серии короткометражных документальных фильмов «Как снимать войну» (фильмы создаются Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура»). Всего в 2020 году будет выпущено 20 короткометражных фильмов. Основу проекта составляет информация из монтажных листов фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.
Монтажный лист оператора кинохроники — официальный, строго обязательный вид отчетной документации. В этом документе давалось краткое содержание снятого события, называлось время и место съемки. В обязательном порядке фиксировались ее технические параметры — сорт пленки, на которой осуществлялась съемка, метраж, характер освещения и др. особенности.
Из книги Валерия Фомина «Плачьте, но снимайте!». Госфильмофонд России; издательство «Киновек» (2018)
8 мая на YouTube канале «Кино-Театр.Ру» вышел первый фильм проекта «Как снимать войну» — Эпизод # 1
Отец — Иван Иванович Фомин, офицер Красной Армии, участник трех войн – Финской, Великой Отечественной и войны с Японией.
Документальные
2007 — Александр Ханжонков. Последний император (фильм 1-й документального проекта "История киноначальников, или Строители и перестройщики" (о ситуации в отечественной киноотрасли в ХХ веке (от 1920-х и до лихих 1990-х) и ее руководителях); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор идеи В. Фомин, автор сценария А. Шемякин при участии Н. Яковлевой; режиссер А. Ладога; монтаж: А. Демидов
2008 — 30-е. Борис Шумяцкий. История советского Голливуда (фильм 3-й документального проекта "История киноначальников, или Строители иперестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор В. Фомин; режиссер Д. Лавриненко; редактор хроники Н. Яковлева; монтаж: А. Домбровский, И. Гафиров
2008 — 40-е: Иван Большаков. Киномеханик Сталина (фильм 4-й документального проекта "История киноначальников, или Строители и перестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор В. Фомин; режиссер А. Голикова; редактор хроника Н. Яковлева; монтаж: А. Пасечный
2008 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (фильм 5-й документального проекта "История киноначальников, или Строители и перестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор В. Фомин; режиссер А. Ладога; редактор хроника Н. Яковлева; монтаж: А. Домбровский
2011 — 60-е: "Оттепель", или Тайные стратегии обновления (фильм 6-й документального проекта "История киноначальников, или Строители иперестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор идеи В. Фомин; авторы сценария: В. Фомин, Д. Хренова; режиссеры: А. Шувиков, Д. Хренова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Домбровский
2011 — 70-е: Золотой век "застоя". Филипп Ермаш и Владимир Баскаков (фильм 7-й документального проекта "История киноначальников, или Строители и перестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор идеи В. Фомин, авторы сценария: А. Шемякин, Д. Хренова; режиссер А. Голикова; монтаж А. Домбровского
2011 — 80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша (фильм 8-й документального проекта "История киноначальников, или Строители иперестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор идеи В. Фомин, автор сценария М. Косинова; режиссер А. Голикова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Домбровский, И. Волков
2011 — 90-е: Перемена участи (фильм 9-й документального проекта "История киноначальников, или Строители и перестройщики"); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; автор идеи В. Фомин, авторы сценария: Д. Хренова, А. Шемякин; режиссеры: Н. Журавлева, Д. Хренова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Пасечный, А. Домбровский
2018 — Грёзы о советском Голливуде (фильм 1-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"
2018 — Мы на горе всем буржуям... (фильм 2-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; режиссер Е. Демидова; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков
2018 — Дружба заклятых врагов (фильм 3-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; режиссер А. Голикова; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков
2018 — Смерть на взлёте (фильм 4-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"; режиссер С. Карчевина; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков
2021 — На пепелище (о первом послевоенном десятилетие, которое вошло в историю советского кинематографа как эпоха "малокартинья"); фильм 5-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»; производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"
2021 — После золота серебро (о кинематографе "оттепели", который стал серебряным веком нашего кино); фильм 6-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»; производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"
2021 — Наш паралич лучший в мире (о 70-х годах ХХ века в советском кинофильм 8-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"
2021 — Цена свободы (о "перестройке" в кинематографе); фильм 8-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО "Студия Андрея Шемякина" по заказу ГТРК "Культура"
[...]Работая редактором в издательстве "Искусство", а затем возглавляя сектор советского кино во ВНИИКе, критик Валерий Фомин шел к главному делу своей жизни — книгам "Полка" и "Кино и власть". Он начал собирать необходимый материал еще в семидесятые: на правах летописца присутствовал на съемочных площадках и, допущенный в "лабораторию", имел возможность непосредственно наблюдать в движении и саморазвитии тот или иной замысел — как правило, ключевой для автора. Дотошно расспрашивал своих героев-режиссеров; по-киноведчески концептуально осмысливал полученные ответы. Позднее наряду с архивными изысканиями собранный материал был систематизирован, откомментирован и опубликован — не только в книгах, подписанных В. Ф., но и в многочисленных научных сборниках. Результатом его многолетних исследований стал фундаментальный труд о советской киноцензуре: ее механизмах, ее заплечных дел мастерах, ее жертвах. Главная методологическая удача книги — реконструкция образа неродившегося кино по зарубленным заявкам, загубленным сценариям, кастрированным версиям уже готовых фильмов: так по костям восстанавливают облик динозавра.
Андрей Шемякин, Источник
Летописец и архивариус, глубокий знаток кинопроцесса шестидесятых—ранних восьмидесятых, В. Ф. мизантропически настроен по отношению к современному кино и склонен видеть в нем лишь тактические игры новых манипуляторов массовым сознанием: об отсутствии серьезного интереса говорит уже то обстоятельство, что набор фильмов, удостоенных в эти годы его критического анализа, очевидно случаен. Бескомпромиссно обличая цензуру, ломавшую хребет советскому кинематографу, В. Ф. еще ни разу не предпринял попытки ответить на вопрос, который, кажется, должен бы занимать его воображение: отчего же в людоедские, столь ненавистные ему времена были сделаны столь им любимые фильмы и отчего во времена прекрасно-бесцензурные делались фильмы, которые критик почти не удостаивает своим вниманием?[...]
[...]Я не сибиряк, но мою судьбу предопределила именно Сибирь… Родился и вырос на Волге, окончил школу, поступил в Казанский авиационный институт. Но на втором курсе мне стало вдруг так тошно и неинтересно, что я бросил самый престижный в городе институт и пошел работать на завод. Но и тут что-то меня заколдобило. Бросил завод, дом, родителей, друзей и покатил… в Сибирь.
Валерий Фомин, Источник
Работал на стройке в Новосибирске, на макаронной фабрике в Красноярске, грузчиком был в привокзальном ресторане Иркутска… Исколесил берега Енисея и Ангары, пешком обошел весь южный берег Байкала. В этих странствиях по сибирским просторам у меня неожиданно прорезался острый интерес к искусству. Начал вести дневник, записывать впечатления. Вернувшись в Новосибирск и став рабочим завода «Сиблитмаш», запоем читал классику и новинки «оттепельной» прозы, зачастил в музеи и театр оперы и балета. Не пропускал ни одного нового фильма.
И вот как-то в «Комсомолке» увидел объявление, из которого узнал о существовании некоего ВГИКа. Зацепило загадочное словцо «киноведение»… Со второй попытки я во ВГИК таки поступил.[...]
[...]Для нас, создателей интернет-проекта «Музей ЦСДФ», Валерий Фомин — ведущий эксперт и специалист по советской фронтовой кинохронике и фронтовым кинооператорам. В своей работе мы широко используем ту бесценную информацию, которая содержится в его книгах, посвященных данной тематике. Валерий Иванович охотно делится с нами своими знаниями и уникальными материалами, которые он в разные годы сумел найти в государственных и личных архивах. Щедрость, доброжелательность, умение радоваться чужим успехам — эти качества характера в полной мере дополняют его образ — образ неутомимого исследователя и первооткрывателя.[...]
Алексей Голубев, главред #МузейЦСДФ, Источник
«Киноведам большой поклон, без них никакой достоверной истории студии[ЦСДФ] не создать!»
Татьяна Самгина (племянница фронтового кинооператора Николая Самгина), Источник
[...]Валерий Фомин, киновед, историк кино, доктор искусствоведения, летописец истории Союза кинематографистов СССР, выпустил новую книгу «Победа — навсегда!», рассказывающую о том, как советские кинооператоры в годы Великой Отечественной войны, под грохот снарядов снимали освобождение Европы, создавая трагическую и героическую кинохронику тех лет.
СК России, Источник
Для Валерия Ивановича Фомина эта работа – личное высказывание о той подлой лжи, которая в последние годы щедро выливается на историю освобождения Европы советской армией от фашистского насилия и оккупации. Он пишет о подлой эпидемии грязной лжи и разрушения памятников советским воинам, которая захлестнула нынешнюю Европу.
Книга строится на основе хроники главных событий 1944-1945 гг., победно завершавших Великую Отечественную войну. Рядом с частями Красной Армии все эти годы шли и советские фронтовые операторы, создавая великую кинолетопись нашей великой Победы, запечатлевая на кинопленку жесточайшие бои за освобождение Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии и других стран Европы.
В книге автор использует официальные документы и свидетельства эпохи — директивы, приказы Главкинохроники, редакторские заключения на сделанные на фронтах съемки, отчеты начальников фронтовых киногрупп, монтажные листы самих фронтовых операторов о том, что ими было снято. В книге много живых воспоминаний операторов, запечатлевших ход великих событий истории не только объективами своих кинокамер, но памятью потрясенного сердца.[...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии: www.shukshinfest.ru и www.shukshin.org, а также из архива В.И. Фомина.