Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.
Для людей, живущих на северных широтах нашей страны, слово «Крым» связано с самыми радостными воспоминаниями. Море, жаркое солнце, приподнятое состояния души. Хочется совершать что-то необыкновенное или уединиться на пустынном берегу среди скал, морского прибоя, волн, в одиночестве забыться от всей окружающей тебя мирской суеты, или полежать у кромки моря, слушая, как лениво шуршащие камешки шёпотом говорят друг с другом о величии горных хребтов, окружающих морские дали.
К художникам, поэтам, писателям, да и просто обывателям в этом краю прилетала на своих бесшумных крыльях одетая в белоснежные облачные одежды воображаемая Муза, заставляя думать, работать. На Крымском побережье у моря были созданы многие бессмертные произведения, и бесчисленное количество людей стремилось писать, рисовать, создавать красивые стихи, ну и конечно, окунуться в чёрные воды моря. Увидеть огненный шар, погружающийся за горизонт, за кромку серебряной воды.
В прошедшие времена царской славы и величия российского двуглавого орла и льва — герба Дома Романовых — были созданы дворцы и замки. Каждый император создавал для себя и своей семьи небольшой дворец на берегу Чёрного моря. Великие князья тоже хотели уединения. Так потихоньку Крым обрастал красивыми домами, летними дачами. Символом Крым в советское время стало небывалое сооружение под названием «Ласточкино гнездо». Советская власть отдала все дворцы под дома отдыха трудящихся — членам профессиональных союзов. Платили небольшой процент от заработной платы и множество рабочих и даже крестьян могли поехать в отпуск отдохнуть на двенадцать дней или месяц по бесплатной путёвке. Путёвки давали в пансионаты, дома отдыха, санатории, лечебные учреждения. Для детей — будущих строителей коммунистического общества — был создан пионерлагерь «Артек».
Конец марта — начало апреля 1987 года. Весна наполнена пышным цветом всего живого. Природа торжествует. Киногруппа в составе режиссёра Елены Александровны Геккер, звукооператора Юрия Зорина, светотехника Славы Мусинова, кинооператоров Василия Забабурина и Георгия Завьялова, ассистента Анатолия Леонтьева, механика синхронной аппаратуры Юрьева прибыла на южный берег Крыма в пионерлагерь «Артек» во главе с директором группы Юрием Ивановичем Пименовым, чтобы снять кинофильм о выборах директора лагеря.
Новые холодные ветры повеяли над старушкой Россией. В стране существенные изменения. Во главе ЦК КПСС встал молодой, энергичный, словоохотливый деятель — Михаил Сергеевич Горбачёв. Новые идеи, новое мышление. Плюрализм мнений. Он автор книги «Перестройка и новое мышление». Что такое плюрализм? Какое-то нерусское слово, прочитав которое вслух, плюнуть и растереть хочется. Это латинское слово означает «множественный», теперь оно в моде!
Горбачёв говорит: надо смотреть на всё по-новому, необходимо новое мышление, отказ от устаревших подходов и идеалов. Предположим, я — убеждённый коммунист с коммунистическими идеалами. И мне генеральный секретарь ЦК говорит, что надо менять моё мышление. Ерунда какая-то получается! Я пытался строить, строил, а теперь надо менять мышление. Михаил Сергеевич был награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, Знаком Почёта, стал лауреатом Нобелевской премии мира (1990).
1987 год, апрель. Мы снимаем фильм «Артек-87. Выборы директора» (рабочее название). Создание фильма курирует ЦК ВЛКСМ. Сценарий написал Валентин Юмашев, корреспондент «Комсомольской правды», будущий зять Ельцина. Режиссёр Елена Геккер. Главный герой — профессор Георгий Петрович Щедровицкий, социолог и философ. Он будет комментировать выборы, речи каждого кандидата на пост директора, а также дискуссии с философской точки зрения.
Завод РАФ в Риге, выпускавший микроавтобусы, стал одним из первых предприятий, которое получило избранного коллективом руководителя, он лучше других защищал свою программу улучшения работы и жизни трудящихся на предприятии. Теперь «новые веяния» добрались и до «Артека». Перед режиссёром и операторами задача — показать новое мышление по Горбачёву на экране. Нужно создать его зримый образ. Помещение, где будем снимать дискуссию, представляет собой небольшой зал. На стенах — картины, запечатлевшие быт пионеров, встречу и беседу артековцев с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Рядом — пионер в будёновке. Лозунг: «Пионер всем ребятам пример!» На улице, на площадке, где зажигали пионерский костёр, стоял громадной скалой Владимир Ильич Ленин — памятник, который подарил лагерю какой-то город.
Выборы — это не указание какой-то высшей инстанции, кого назначить руководителем, что практиковалось при социалистическом строе. По новой теории это соревнование между кандидатами на должность руководители, у каждого из которых своя программа. Программа повышения роста производительности труда, улучшения условий работы трудящихся, профессионального обучения, решения различных задач развития конкретного предприятия или организации. В итоге все эти благие начинания вместе с генеральным секретарём Горбачёвым рухнули в бездну. Отныне торжествует капитализм с улыбкой дядюшки Сэма.
Гуляя по территории Артека и размышляя с режиссёром о структуре фильма, мы невольно обратили внимание на окружающую природу, на море, на цветущие деревья, на знаменитую гору Аю-Даг, поросшую лесом, напоминающую по очертания медведя, наклонившегося к Чёрному морю и пытающегося выпить его без остатка. Пионеры нам подсказали, что на горе есть место, где находится жёлтый камень, к которому приходят пионеры, чтобы дать клятву верности коммунистическим идеалам. Это заинтересовало режиссёра Лену Геккер. Решили организовать поход с пионерами к этому загадочному камню. Народу набралось немного. Шли по тропе осторожно — цепочкой, друг за другом. Взошли на спину медведя, поросшую редким лесом. На наше удивление по хребту медведя шла ещё одна тропинка — теперь уже к заветному камню.
До восхождения на гору, у её подножия, нам попадались каменные сооружения — дольмены, гробницы каменного века в виде огромных плоских камней, поставленных на ребро и прикрытых сверху каменной плитой. Обычно в переднем камне проделано круглое отверстие. Мне трудно представить, что люди, жившие в каменном веке, могли создавать такие внушительные сооружения. А сейчас мы идём по горной аллее — от каменного века к двадцатому. Идём к жёлтому камню, олицетворяющему вечное коммунистическое счастье для молодого поколения. С места, где находится камень, открывается прекрасный вид на «Артек», на пляж, посыпанный песочком. В море белеет парусом яхта, на небе белые перистые облачка. Артековская земля создана для детей, и пусть жёлтый камень им поможет.
При помощи Георгия Петровича Щедровицкого избрали нового директора. Мы снимали разговор в директорском кабинете, он говорил о задачах пионерлагеря. Киногруппа выполнила задание — создала фильм, а Михаил Сергеевич Горбачёв не стал создавать обновленное социалистическое государство «по принципиальным соображениям». Он предал народ России.
8 апреля 1987 завершился Всесоюзный конкурс на замещение должности Начальника Главного управления «Артека». Конкурс, на который было подано более 2000 заявок, был объявлен 21 февраля Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации и редакцией газеты «Комсомольская правда», отборочные туры прошли в Москве. Финальный тур с участием 19 претендентов прошёл в «Артеке» с 30 марта по 8 апреля. Победитель был определён после деловой игры кандидатов - голосованием сотрудников Лагеря, им стал В. Н. Шевченко (работавший до этого зам.председателя облисполкомом г. Навои Узбекской ССР). Это был единственный случай избрания руководителя «Артека» в результате открытого конкурса и голосования сотрудников Лагеря.
Шевченко Виталий Николаевич — начальник главного управления Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» (1987 – 1992); член координационного Совета Фонда поддержки международных детских и молодежных инициатив «СОДРУЖЕСТВО» (существует с января 2016 года), ранее носил название «Фонд поддержки Международного детского центра «Артек».