"Дело об украденной скрипке" — первый советский видеофильм, посвящённый проблеме растущей в СССР контрабанды.
Видео — это новые творческие возможности и новая степень свободы. На съёмках каждого фильма происходят знаковые события, которые надолго остаются в памяти… В Красногорском киноархиве мне неожиданно предложили посмотреть материал, который 50 лет был закрытым. Это были съёмки сноса храма Христа Спасителя. Это ключевой эпизод фильма… После его просмотра известный Ф.Д. Бобков и генерал КГБ, фамилию которого я уже не помню, сказали мне: "Ты им можешь уступить любой эпизод, но этот держи зубами". Однако, через Госкино фильм прошёл без замечаний, а вот Гостелерадио (тов. Лапин) не показывало его целый год точно из-за этого эпизода.
Этому фильму 28 лет… Как много изменилось, и как много осталось прежним...Кинорежиссёр Олег Уралов, Москва, 2015 год
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ ФИЛЬМА: РГАКФД
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы сценария: Генрих Гурков, Олег Уралов
Режиссёр: Олег Уралов
Операторы: Виктор Доброницкий, Юрий Орлов, Илья Фрез
Редактор: Нина Персидская
Редактор кинолетописи: Людмила Широкова
Звукооператоры: Вячеслав Иванов, Пётр Пивоваров, Алексей Пугачёв
Текст читал: Вячеслав Тихонов
Монтажёры: Марина Прилепская, Вера Тимофеева
Музыкальный оформитель: Пётр Кутьин
Звукооформитель: Элеонора Котова
Видеоинженер: Александр Кузнецов
Художник: Пётр Котов
Директор Картины: Тамара Салеева
В фильме использованы фрагменты балета Д. Шостаковича "Золотой век" в постановке ГАБТ СССР, цитаты из фильмов ЦСДФ "У истоков советской культуры", "Сионизм перед судом истории", а также сюжеты "Визньюс".
C 0:43 мин. по 50:36 - интервью старейшего оператора ЦСДФ Владислава Микоши (1909—2004) и кадры разрушение Храма Христа Спасителя (снимал разрушение, а позже восстановление Главного Храма России). Храм-памятник воинской славы России был взорван 05 декабря 1931 года в 12 часов/ Воссоздан Храм в период 1994 - 2000 гг..
После периода ожесточенной борьбы с религией, подключившей документальное кино в 20-е - начале 30-х годов, религиозная атрибутика появлялась на экране лишь эпизодически. Поэтому особенно заметной стала документация церковного храма и могильного креста в лентах конца 80-х, еще чаще они присутствовали в киноконцепции в виде незримой абстракции, как в ленте "Высший суд. Киноматериалы". Примечательным представляется неуместное введение кадров подобного содержания в структуру фильмов, тематически от них далеких. Трудно подсчитать, сколько раз в картинах конца 80-х годов падал храм Христа Спасителя - без этого кадра обходилась редкая лента, повествующая о сталинских репрессиях, но вошел он, скажем, и в один из первых видеофильмов "Дело об украденной скрипке" (1986, ЦСДФ, реж. О. Уралов), посвященный проблеме растущей контрабанды...
Малькова Л.Ю. ("Современность как история. Реализация мифа в документальном кино"), Источник