Фильм:
День войны
(год выпуска – 1942)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей)

Правообладатель:
Общественное достояние

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, война, Вторая мировая война, история, катастрофы, флот

Ссылка на РГАКФД (5073)

О фильме

13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны

Этот фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу.
(цитируется с экрана)

21 декабря 1942 года состоялся показ фильма в Великобритании (дата была выбрана неслучайно — день рождения Сталина). На премьере присутствовали — чрезвычайный посол Иван Майский и министр труда Эрнст Бевин.

В январе 1943 года в американской передаче «March Of Time» («Марш времени»был показан 20-минутный эпизод из этого фильма: "One Day of War — Russia" (на странице представлена данная версия фильма; — прим. ред.).

В 1943 — 1944 гг. фильм был также показан в Бельгии, Швеции и Израиле. 

Афиша Тель-авивского кинотеатра «Алленби». Из коллекции инженера Йерухама Вардимона.

В фильм вошли кадры:     

1-я часть: Москва в 4 часа утра. Пушкинская площадь в Москве. Аэростаты над Москвой. Московские улицы, здания, памятники: Красная площадь, Мавзолей Ленина. Кадры Москвы, снятые с воздуха. Солдатский патруль проверяет документы (синхронная съемка). Десантники майора Белкина уходят на фронт (съемки на Большом Москворецком мосту). 

Летнее утро 13 июня в северной точке фронта — Заполярье. Краснофлотец Василий Демьянов стоит в дозоре. Красноармейцы-лыжники в Заполярье ведут разведку боем. Оказание помощи раненному красноармейцу. Красноармейцы выносят с поля боя тело убитого в разведке младшего политрука Ганушкина.

Севастополь — город герой. Виды Севастополя. Краснофлотцы атакуют. Боевые действия на море и на суше. В 4 часа утра началась контратака севастопольцев на позиции врага.

Бои на одном из участков Северо-Западного фронта. Огневой налет на укрепления противника.

Съемки на Н-ском участке Западного фронта во время затишья. Бойцы на отдыхе готовят очередной номер газеты о подвиге разведчика Попова, а также о комиссаре бригады Колесникове, который ночью трижды водил бойцов в штыковую атаку. Быт красноармейцев.

2-я часть: Один из величайших пианистов XX века Эмиль Гилельс выступает перед летчиками Н-ской части. Э. Гилельс исполняет Прелюдию №5 ор. 23 Рахманинова. Во время концерта на аэродром возвратился из боевого полёта истребитель летчика Петра Трофимовича Еременко. Летчик Еременко докладывает командиру части о выполнении боевого задания.

На Н-ском аэродроме грузят в самолет ящики с продуктами для осажденного Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург). На ящиках надпись — Ленинград 13 июня 42 г. 

Вид Ленинграда с воздуха. 286-й день блокады города. Заседание Военного совета Ленинградского фронта. В кадре члены Военного совета — тов. Жданов, генерал-лейтенант Говоров, тов. Кузнецов. Съемки на переднем крае обороны Ленинграда. Знаменитый снайпер Ленинградского фронта Дошибай Одинов убивает 104-го фашиста. Тяжелая артиллерия фашистов обстреливает Ленинград. Разрушенный цех Печатного двора. Боец помогает подняться с земли обессилевшей от голода женщине. Разрушенное здание детского сада. Кадры убитой девочки Люды Громовой. Плачущие люди на кладбище. Огонь по позициям противника.

Баренцево море. Кинооператор Михаил Ошурков на подлодке Балтийского флота. Съемки работы экипажа подводной лодки. Командир лодки Герой Советского Союза Иван Александрович Колышкин. Моряк-подводник пишет на торпеде "За Сталина! 13 июня 42 г.".

Летчик-истребитель Петр Сбигнев (22 года; сбил 11 немецких самолетов). Воздушный бой с немецким истребителем «Мессершмитт- Bf.110». Истребитель Сбигнева атакует и сбивает немецкий истребитель. Возвращение истребителя пилота Сбигнева на советский аэродром.

3-я — 4-я частиДействия партизан в Орловской области. Организатор Н-ского оружейного завода столяр-краснодеревщик Василий К..

6-30 утра. Бой партизан с Венгерской военной бригадой и карательным отрядом немцев. Партизаны забирают оружие у убитых фашистов. В результате боя убито 102 фашиста и освобождена деревня. Командир отряда выступает на митинге в освобожденном селе. 

В половине восьмого был вынесен народный приговор
— СМЕРТЬ ПРЕДАТЕЛЮ! 
(цитируется с экрана)

Расстрел пособника фашистских оккупантов. Крестьяне освобожденного села передают продукты партизанам.

Юго-Западный фронт. В 8 часов утра в воздушном бою смертельно ранен летчик Антонов. Похороны летчика. Бойцы прощаются с боевым товарищем (синхрон). Боевые вылеты советской авиации. Бомбардировка вражеского аэродрома.

Советские танкисты в бою. Шахтеры ведут добычу угля и руды в различных районах СССР. Нефтяники в Баку. Сталевары на заводах. Стахановцы в цехах Челябинского тракторного завода.

5-я — 8-я части: Идут испытания новых советских военных самолетов. В.М. Молотов после поездки в Вашингтон. М.И. Калинин подписывает телеграмму английскому королю Георгу VI. А. Бадаев награждает Героев Советского Союза. Советские люди читают письма с фронта. Уборка хлеба в Средней Азии. Рыбаки на промысле в Тихом океане. Юноши готовятся к службе в армии. Проводы юношей и девушек на фронт в разных районах СССР. Бойцы разных родов войск Красной Армии ведут наступление. Певица Лариса Александровская выступает в Н-ской части.

ПРОИЗВОДСТВО: Центральная студия кинохроники (с 1944 — ЦСДФ)

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссер: Михаил Слуцкий

Автор сценарного плана: Алексей  Каплер

Операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман и другие

ЗвукооператорыВ. Нестеров, Г. Фомин

Композитор: Даниил Покрасс

Текст читает: Ю. Левитан

Директор картины: И. Солуянов

Цитаты

Однажды муниципалитет Тель-Авива обратился к гражданам города с просьбой принести старые фотографии. Оказалось, что большинство снимков были сделаны у кинотеатра "Муграби" (фотографий было так много, что потом их даже выставили в старой мэрии "Бейт ха-ир")...
Позавчера в Музее "Эрец-Исраэль" состоялась презентация новой выставки «Алленби и Муграби: бывали времена в кино. Киноплакаты 1931-1959 г.г.», посвященной этим двум легендарным Тель-авивским кинотеатрам.
На презентации присутствовали сыновья Иерухама Вардимона, в разные годы управлявшего этими кинотеатрами. Познакомилась я там и с легендарным исследователем израильского кино Яаковом Гроссом, заинтриговавшем меня фразой: "кинотеатр "Муграби" - седьмое чудо Тель-Авива"...
Сын Вардимона рассказал, что отец посетил в 1932 году СССР, чтобы закупать советские киноленты, и даже выучил русский язык, чтобы лучше понять, что за "товар" ему предлагают.
На фото афиша фильма "День войны", который показывали в "Алленби" в 1942 году. Я никогда не слышала о нем, но вот что пишет блогер Рыжий: "Летом 1942 г. советские кинооператоры приступили к съемкам грандиозного, как теперь принято говорить, проекта. 160 операторов одновременно, в один день на всем протяжении линии фронта от Баренцева до Черного моря, а также в тылу снимали, как протекал 356-й день войны, а именно 13 июня 1942 года. Вышедший на экраны страны в сентябре под названием «День войны» фильм стал как бы моментальным снимком лица страны в момент ее смертельной схватки с врагом. Эта лента сыграла огромную роль в ходе Сталинградской битвы и битвы за Кавказ".
Интересно, что сценарий к этому фильму написал Алексей Каплер - несостоявшийся зять Сталина. В конце 1942 года в него влюбилась дочь Йосифа Висарионовича. Роман почти 40-летнего Каплера с юной дочерью вождя Светланой привёл к тому, что в 1943 году Каплер был арестован, осуждён за антисоветскую агитацию к 5 годам лишения свободы. Освободился однако он только в 54-ом. Но это уже другая история...

Источник

"ONE DAY OF WAR IN RUSSIA"
Grim Soviet Film Shown In Britain
LONDON, December 22.
In honor of Stalin's birthday yesterday, a crowded audience of Britons and Russians, including
the Soviet Ambassador (M. Malsky) and the Minister for Labor (Mr. Bevin), saw what critics
describe as one of the most magnificent and most remarkable films ever made.
It is "One Day of War in Russia,"? which records some things that happened in Russia on June 13, 1942. It was made by 160 camera men, who went into action with the troops. Scores of disconnected events have their place in the general pattern of the war. The film is grim, and even terrible, but It has passages of striking beauty.
The Russians are shown recapturing a village, to find men and women shot and hanged, while a
little girl crouches terrified in a cellar; a sniper brings down his -150th Nazi; a tank is seen crushing a German strongpoint with its Fix this text gunner; a nurse drags her 161st wounded man to safety: a famous pianist entertains in a tent; a gathering on an airfield: a girl takes over Socks on the mountains, while her men folk go off to the front; and men and women are shown reaping, malting weapons, and mining with a burning energy and devotion which explains Russia's epic resistance.
Critics advocate showing the film throughout Britain. There mil lions of workers and fighting men
would find it an inspiration. An extensive review of this film by our special correspondent in
Moscow appeared in "The Advertiser" on October 30.

[...]Но сегодня видна и неправда, фальшь некоторых документальных картин того времени.
В конце 1942 года на экраны страны вышел фильм «День войны». Авторы использовали идею начала 30-х годов М. Горького и М. Кольцова о создании книги «День мира», в которой должны были быть запечатлены события одного дня, происшедшие на планете.
Замысел «Дня войны» тоже был весьма перспективен – авторы решили взять один день – 13 июня сорок второго года – и показать, что тогда происходило на фронте и в тылу. Над фильмом работали 160 кинооператоров – они снимали в Заполярье, на Западном фронте, в осаждённом Ленинграде, в партизанских отрядах, на Урале. Среди этих эпизодов есть впечатляющие – разбомбленный детский сад и мёртвая девочка в Ленинграде, нападение партизан на вражеский гарнизон, хорошо снятый воздушный бой, девушки-снайперы…
Но вот в чём дело.
13 июня – не был просто обычный день войны. Это был один из самых трагичных дней.
Что же происходило в то время на самом деле?
Северо-западный участок фронта – на экране концерт фронтовой бригады. Но ведь именно тогда здесь, в лесах и болотах погибала, вырываясь из вражеского кольца, и снова попадая в огненное кольцо, Вторая ударная армия – её командующий, генерал Власов перешёл к немцам, член Военного совета Зуев застрелился – это видели железнодорожные рабочие, которых пригнали немцы ремонтировать путь. В 60-х годах Роман Кармен сделал короткометражный фильм о Зуеве – он знал его по Испании. Но по требованию тогдашнего руководства Главпура фильм не вышел на экран.
Этот день был одним из последних дней осаждённого Севастополя – солдаты и матросы прикрытия, обеспечивающие эвакуацию основных сил, вели последние отчаянные бои у кромки воды и теперь им были уготованы либо гибель, либо плен, а их было несколько десятков тысяч человек.
После окружения под Харьковом, где погибли заместитель командующего Юго-западным фронтом и четыре командующих армиями, где в плен попало более трёхсот тысяч бойцов, наши войска отходили к Волге и предгорьям Кавказа.
Тяжёлые, страшные, кровопролитные бои.
Конечно, и тени всего этого не было в фильме «День войны».
Но всё же вряд ли стоит винить за это авторов картины или кинооператоров – они честно выполняли свой долг. Они умели снимать в самой трудной и опасной обстановке. И в начале войны, и под Москвой, и в Севастополе, и в Сталинграде, и позже в период нашего контрнаступления кинооператоры зафиксировали на плёнке удивительные кадры, добытые нередко ценою жизни. Каждый четвёртый кинооператор, снимавший на фронте, погиб.
Фронтовая кинохроника – это подлинное богатство, источник, из которых черпают и будут черпать кинематографисты, создавая исторические фильмы.[...]

Владимир Баскаков, киновед, доктор искусствоведения (1979), профессор (1981), Источник