Фильм:
Великое прощание
(год выпуска – 1953)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
Государство, История, Коммунистическая партия, КПСС, Личность, Международные отношения, Похороны

Ссылка на РГАКФД (16058)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина (6 – 9 марта 1953). Люди различных городов и населенных пунктов Советского Союза, зарубежных стран читают газеты с сообщением о смерти И. В. Сталина. Советские и зарубежные города в траурных флагах, транспарантах.

Показаны участники почётного караула у гроба И. В. Сталина в Колонном зале Дома союзов в Москве: делегации союзных республик СССР, а также главы делегаций стран мира: от Китая — Чжоу Эньлай, Го Можо, Ли Фучунь; от Польши (Болеслав Берут, Константин Рокоссовский); от Чехословакии — Клемент Готвальд; от Венгрии — Матиас Ракоши, Иштван Доби; от Румынии — Георгиу-Деж; от Албании — Спиро Колека; от Болгарии — Вылко Червенков; от КНДР; от Монголии — Юмжагийн Цэдэнбал, Нудэнхуугийн Ядамжав; от ГДР — Макс Рейман, Вальтер Ульбрихт, Отто Гротеволь, Вильгельм Цайссер. Также показаны делегации из капиталистических стран, в том числе: из Франции — глава Французской коммунистической партии Жак Дюкло, из Италии — глава Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти; из Великобритании — глава Коммунистической партии Великобритании Гарри Поллит и Питер Керриган; от Австрии — глава Коммунистической партии Австрии Иоганн Коплениг; из Испании — глава Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури; от Финляндии — премьер-министр Урхо Кекконен; из Индии — Сайфуддин Китчлу.

В фильм вошли речи государственных и партийных деятелей СССР в день траурного митинга на Красной площади в Москве (9 марта): Н. С. Хрущёва, Г. М. Маленкова, Л. П. Берия, В. М. Молотова.
Показан момент внесения гроба И. В. Сталина в Мавзолей. Артиллерийский залпы в Кремле, гудки паровозов, заводов, фабрик, пароходов в различных местах СССР.
В фильме запечатлены участвовавшие в траурных мероприятиях дети И. В. Сталина — Василий и Светлана Сталины. Завершает фильм парад на Красной площади, кадры митингов в городах СССР.


НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ:
Режиссёры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина
Операторы: И.И. Беляков; Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров)
Ассистенты режиссёров: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева
Звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
Композитор: А.И. Хачатурян
Автор текста: А.А. Сурков
Текст читает: Ю.Б. Левитан

Цитаты

Копалин рассказывал о том, как они (в смысле режиссеры) разрабатывали технологию съемки, как рисовали схемы, как расставляли операторов... Для сегодняшних киношников или телевизионщиков - это совершенно рядовой процесс! Это тогда был просто прорыв гигантов киносъемочного процесса! Кино в оригинале, то есть то, что находится в Красногорске (РГАКФД), это 2 часа с лишним. Но сегодня смотреть эту тягомотину будет просто кошмаром!

Екатерина Андриканис, режиссёр-документалист (мастерская И.П. Копалина)

Реальные события, разворачивавшиеся вокруг фильма, известны лишь по рассказу одного из его главных творцов — И. Копалина. Он засвидетельствовал, что работа была окружена повышенной секретностью и неразберихой. Ночью за ним приехали чекисты и увезли на машине в студию, так что сообщить семье, что трудится над срочным правительственным заказом, он смог лишь три дня спустя. Рабочие директивы и указания менялись едва ли не каждый день: сначала кинематографистам было предписано остановить съемки большого фильма и подготовить несколько спецвыпусков хроники, после этого поступил приказ соединить уже смонтированные сюжеты в один большой фильм и т. п. В результате к началу апреля 1953 года полнометражная цветная картина была готова к показу и принималась специальной кремлевской комиссией. Согласно Копалину, высоким зрителям лента очень понравилась, однако за этим последовало неожиданное распоряжение отправить ее на «полку». Мотивы этого решения остались ему неведомы, а позднейшее объяснение представляется наивным или лукавым, но в любом случае — далеким от истины.[...]

Рашит Янгиров, кандидат филологических наук; статья "Прощание с мертвым телом" (Об одном сюжете российского экранного официоза и его подтекстах); журнал "Отечественные записки" № 2 (35) 2007, Источник