«С ростовчанами нас не сливайте...»

Докладная записка начальника киногруппы Закавказского фронта М. А. Трояновского

«С ростовчанами нас не сливайте...»

20.12.2022

Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (2010; с. 668-675). Источник: www.docs.historyrussia.org. На фото (слева направо):  операторы Г. Асланов, А. Левитан, режиссеры Р. Кацман и И. Копалин, оператор и нач. фронтовой киногруппы Закавказского фронта М. Трояновский, режиссер и директор Ростовской студии кинохроники Д. Дальский. 1942 год. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Докладная записка начальника киногруппы Закавказского фронта М. А. Трояновского о работе военной киногруппы Закфронта, выделенной из состава Ростовской-на-Дону студии кинохроники

20 декабря 1942 г.

Операторы военной группы Ростовской киностудии, обслуживающие Северную группу воск Закфронта, стоят несколько обособленно в общей системе нашей киногруппы и фронтовых киногрупп вообще, т.к. до сих пор это еще студия — с ее штатом как операторов, так и обслуживающего персонала.

Такое положение, безусловно, отрицательно влияет на фронтовую работу. Это военная киногруппа производит впечатление не фронтового оперативного организма, тесно и неразрывно связанного с жизнью армий, с боевыми задачами этих войск. Именно около, так как сам быт этих людей предопределяет оторванность от военного организма, плохую запоздалую информацию и, кроме того, налицо большое количество лишних, перегружающих киногруппу людей. Эти люди ее отягощают, сковывают действия.

В большой степени в создавшемся положении виноват и Главк кинохроники, так как решение об этих ненужных людях и о студии вообще надо было уже давно принять. А всех ненужных на фронте откомандировать.

Четкое решение о судьбе студии и ее штата значительно бы оживило непосредственно фронтовую съемочную работу группы. Был бы положен конец неясности в вопросе — будет ли производиться выпуск какой-либо продукции на месте или нет. За этой неясностью как за ширмой укрывается и существует на сегодняшний день вся эта группа незанятых людей именующих себя студией.

У меня есть полная уверенность, которую я все время высказывал (в период приезда т. Кацмана и Копалина), что никаких выпусков тут на месте делать нельзя и не нужно. Такое мнение утвердилось у т.т. Кацмана и Копалина. Я же сейчас, на месте наблюдая деятельность и технические возможности «студии на колесах», окончательно убедился, что необходимо отказаться от мысли иметь такую фронтовую студию на такой кустарной технической базе. Эта студия в лучшем случае сумеет удовлетворять «внутренние потребности», снимать руководство, как это делается сейчас, причем на необычайно низком техническом уровне.

Но так как никакого приказа Комитета еще нет, то продолжается трата государственных средств. Около военной группы сидит еще несколько человек, которые кроме получения зарплаты, получают армейский паек, обмундирование и т.д. хотя наималейшего отношения к фронту не имеют. Все это компрометирует дело фронтовой кинохроники и может стать претендентом для нареканий на иждивенчество и самоустройство кинохроникеров и т.д., а может быть, стать поводом и к более серьезному обвинению. Плюс к этому ненормальному незаконному существованию группы этих людей, их творческая ценность необычайно низка. Это касается большей частью состава группы. В этом убедился сейчас и директор студии тов. Дальский, который после первого месяца работы на фронте поставил перед Главком вопрос об освобождении от работы операторов т.т. Голубева, Роговского и ассистента оператора тов. Фелицина. Если согласиться с этим, то получается почти анекдотическая ситуация со «студией». Так как из операторов находящихся в штате студии останутся только оператор т. Харкевич и ассистент оператора тов. Чухлебов работающий на фронте, и оператор Подгорный (уже давно болеющий), который должен обеспечивать работу Махачкалинского корреспондентского пункта.

Таким образом, на двух снимающих т.е. обеспечивающих продукцию операторов приходится:

  1. Директор студии т. Дальский 
  2. Зам. Директора студии т. Браверманн
  3. Главный бухгалтер т. Щекин
  4. Режиссер т. Снежинская
  5. Администратор т. Хачатурян
  6. Ассистент оператора т. Чухлебов
  7. Звукооператор т. Дикер
  8. Мультипликатор т. Лопач
  9. Лаборант т. Мушегян
  10. Шофер-электрик т. Мушегян
  11. Завскладом т. Харкевич

На положении внештатной секретаря-машинистки находится еще тов. Саблина, также обеспеченная командирским пайком и обмундированием, в то время как машинистки Политуправления и других фронтовых организаций являются вольнонаемными и не имеют ни пайка, ни обмундирования, а получают платное значительно худшее питание (все товарищи из студии свой паек оплачивают, но это начсоставский паек по норме №2, а не так называемое платное питание).

Я ознакомился на месте с положением и работой Ростовской студии и ее военной группой.

Существование студии надо немедленно прекратить, приняв решение о ее консервации, тем более что студия фактически уже давно и не существует за исключением ничем незагруженного штата. Аппаратура и материальные ценности студии находятся в плохом и частично в растерянном состоянии, все находится в трех городах. И если надо будет сейчас даже без консервации возобновить работу студии, то на это придется потратить несколько месяцев и вложить немало средств. Точку зрения сейчас всячески поддерживает и т. Дальский.

Считая, что так очевидно и будет сделано, я имею следующее мнение о штате работников этой студии, с точки зрения возможности и необходимости использования их в группе Закфронта (очевидно с одновременным включением в штат центральной студии).

1. Операторы т. Роговский — это оператор художественной кинематографии, не имеющий опыта съемки хроники вообще, а на фронте подавно. Работает необычайно медленно, по заявлению т.т. Дальского и Снежинской очень трусит и нервничает, хотя никаких подлинно боевых съемок еще не производил. Имеющийся у него аппарат «Дебрай» с одним объективом также мало пригоден для съемок на фронте. Правильно было его откомандировать. В крайнем случае, можно согласиться еще на какой-то дополнительный испытательный срок для более полного безошибочного и объективного суждения о его пригодности[1].

Оператор тов. Голубев. Это оператор, который себя еще проявил мало и скорее плохо. Он производит впечатление очень вялого, безынициативного человека. Он фактически лишен возможности сейчас снимать из-за отсутствия аппарата, так как имеющаяся у него камера «Кинамо» с одним широко-короткофокусным объективом — никак не пригодна для фронтовых съемок. Держать же т. Голубева на фронте без аппарата на положении ассистента с подсъемкой учитывая, что он оператор второй категории с окладом 1200 рублей явно нецелесообразно. Если же обеспечить т. Голубева более приемлемой камерой, то возможно, что он покажет работу более высокого качества т.к. он ведь имеет опыт работы на фронте[2]. Можно считать, что сейчас он проходит такое испытание Харкевича, а последний снимает на камере т. Шоломовича пока тот в отпуске.

Оператор т. Харкевич производит впечатление более энергичного и смелого работника, чем остальные ростовчане, имеет камеру «Аймо», правда, с плохой оптикой. Для того чтобы сделать его работоспособным, надо его снабдить оптикой, более светосильной и различного фокусного расстояния. Опыт показал, что наличие оптики только 3,5 в условиях дождливой пасмурной зимы и в лесах предгорий Кавказа, абсолютно лишает возможность оператора снимать на имеющейся сейчас пленке средней чувствительности. Так, например, и было в период операции под Орджоникидзе 10-20 ноября, когда стояли такие темные, туманные дни, что операторы даже в полдень ходили по полю боя ничего не снимая.

Ассистент оператора т. Фелицин. Совершенно непригодный медлительный, безынициативный работник. Является балластом, требует откомандирования[3].

Звукооператор т. Дикер. Его необходимо откомандировать, так как имеющаяся звуковая аппаратура не обеспечивает съемку синхронных хроникальных сюжетов. Это капризная старая аппаратура, требующая непрерывного ухода и исправлений. Снимающая на две пленки с применением «хлопушки» и т.д. Все это громоздко, кустарно и до сих пор еще неприведено в порядок. Возможности съемки интересного материала не даст.

Мультипликатор т. Лопач. Как мультипликатор он не нужен. Сейчас он занимается оформлением «альбомчиков для начальства», но он производит впечатление очень живого энергичного работника и ввиду неукомплектованности группы ассистентами, может быть использован на этой роли.

Режиссер т. Снежинская. Считаю необходимым ее откомандировать. Пользы она никакой не принесет, с одной стороны не являясь достаточным квалифицированным работником, а, с другой стороны, потому что атмосфера вокруг нее создалась необычайно нездоровая. Никто из операторов основной группы Закфронта работать с ней, конечно, не будет, так как это и не нужно. Кстати такое же мнение и у всех операторов Ростовской студии. Я за присутствие в группе хорошего режиссера, но такого, который бы мог действительно принести пользу и пользовался бы авторитетом у операторов, а не был бы фигурой, являющейся объектом буквально всеобщей неприязни[4].

Ассистент оператора т. Чухлебов. Производит хорошее впечатление и его, очевидно, стоит оставить в фронтовой группе.

Администратор т. Хачатурян. Работник слабый, работает по методам мелкого блата, орудует постоянно находящейся у него лейкой, не может достаточно принципиально и авторитетно представительствовать от имени кино-группы. Как временная мера — его можно будет оставить до подыскания более подходящей кандидатуры.

Директор студии тов. Дальский. Я не хочу превращать эту докладную записку в документ с какими либо обвинениями тов. Дальского тем более, что он достаточно известен со всеми своими минусами и плюсами. Я ставлю вопрос так, для меня совершенного ясно, что мы с тов. Дальским не сработаемся. Слишком у нас различные методы и принципы работы. Те навыки работы, которые у меня выработались за полтора года войны, я считаю правильными и нахожу в этом подтверждение в своих отношениях с операторами и с командованием уже трех фронтов. То, что я нашел в киногруппе Северной группы войск и студии, вызывает у меня удивление и неудовлетворительность. Слишком там сильная неприятная атмосфера недружелюбности, скрытничая. Слишком все строится на чуждых мне принципах, оторванных от Политуправления методах работы. Это конечно идет от руководства группы, поэтому во избежание появления в группе Закфронта внутренних обострений, которые немедленно скажутся на работе в целом (печальный опыт работы операторов, как ростовских так и Закфронта, в октябре, ноябре на Северном участке фронта, где никто хорошо не работал, несмотря на наличие ряда благоприятных возможностей мы уже имеем) поэтому прошу судьбу группы Закфронта с руководством Ростовской студии не связывать[5].

Тов. Мовшович. Считаю возможным пока ее использовать для выполнения заданий по связи и как постоянного представителя при ПУ Закфронта. Из минусов у тов. Мовшович считаю присутствие при ней ребенка, что в условиях будущей кочевой жизни совершенно очевидно отрицательно, а также некоторое мое разочарование в ее организаторских способностях, но это очевидно идет за счет отсутствия опыта, который придет только со временем.

В заключении хочу сказать, что совершенно необходимо все решения по фронтовой группе студии и по студии в целом принять совершенно срочно. Меня уже предупредил Член Военного Совета Северной группы войск полковник т. Грушевой, что больше они не могут терпеть того полулегального существования, которое ведет Ростовская группа в количестве 12 человек без оформления через Главпурка и фронт.

Жду Ваших указаний.

Нач. киногруппы Закфронта                                           Трояновский

РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 118. Л. 76-78 об. Подлинник. Машинопись.

____________________________________
Примечание к материалу (ред. сайта #МузейЦСДФ)

1. Роговский Алексей Алексеевич, в 1929 году окончил Ленинградский фотокинотехникум. Оператор кинофабрики «Белгоскино» / «Советская Беларусь». С 01 июня 1942 по  15 июля 1943 — оператор студии киногруппы Закавказского фронта. Награжден медалями «За боевые заслуги» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945) и др. После окончания войны работал на киностудии «Леннаучфильм».
2. Голубев Николай Петрович с февраля 1942 года оператор оператор киногруппы  Северо-Кавказского фронта. В сентябре 1943 года получил тяжелые ранения в голову и в ногу. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др. После выздоровления продолжил работу на Ростовской студии кинохроники.
3. Фелицын Игорь Алексеевич, в 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. С 23 ноября 1942 по 25 марта 1943 — ассистент оператора в киногруппе Закавказского фронта. Награжден медалью «За оборону Кавказа» (1945). После окончания войны работал на киностудии «Мосфильм», также работал «Ленфильме». Постоянно вел научно-исследовательскую работа по внедрению новых технологий. Оператор комбинированных съемок (в соавторстве с А. Ренковым) первого советского экспериментального цветного широкоэкранного стереофонического игрового фильма «Счастливая юность» (1955; режиссеры: С. Гуров, Э. Рязанов). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). 
4. Снежинская Людмила Евгеньевна, в 1927 году окончила Одесский государственный техникум кинематографии. Режиссер Одесской и Киевской фабрик ВУФКУ, также работала на Московская студии «Союзкинохроники», Украинской студии кинохроники, Ростовской-на-Дону студии кинохроники. В 1942 году ушла добровольцем на фронт. Кинорежиссер при Политуправлении 4-го Кубанского гвардейского казачьего корпуса. В январе 1943 года снимала на Закавказском фронте c операторами А. Роговским и Ф. Чухлебовым. За проявленное мужество во время съемок боев награждена в 1943 году орденом Красной Звезды.
5. Дальский Дмитрий Александрович, в 1927 году окончил режиссерское отделение Одесского техникума кинематографии. Режиссер Одесской и Киевской фабрик ВУФКУ. С 1933 по май 1935 — заместитель начальника кинопоезда «Союзкинохроники». С декабря 1938 по октябрь 1940 — директор Ленинградской студии кинохроники. В 1940 году награжден орденом Красного Знамени (за образцовое выполнение заданий по киносъёмке боевых действий на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и выпуск кинофильма «Линия Маннергейма»). С  октября 1940 — и.о. директора Ростовской студии кинохроники.  В июне-октябре 1941 — начальник киногруппы Юго-Западного фронта. С октября 1942 по июнь 1943 — начальник киногруппы Северо-Кавказского фронта. Заслуженный артист Башкирской АССР (1948).