В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 7

Запись беседы И.В. Сталина с Б. Шумяцким во время просмотра кинофильмов «Голова человека» (Франция), «Чапаева», хроники 7–8 ноября 1934 г.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 7

01.09.2020

Источник: www.alexanderyakovlev.org. Фото: "Танки на Красной площади. 1934 год". На первом плане – фотограф Сергей Коршунов. Источник: МАММ / МДФ.

Моя краткая запись беседы с И.В. во время просмотра фильмов «Голова человека» (франц.), вторичного просмотра «Чапаева» и хроники (7.XI-34 г. с 21 ч. 46 м.)

Просмотр начался с французской фильмы.

И.В. [Сталин]. Пока налаживали аппаратуру, интересовался актером Инкижиновым, считая его весьма способным актером. Указал, что зря человек сбежал. Теперь, вероятно, локти грызет, да поздно.

Б. Ш[умяцкий] указал, что Инкижинов во Франции сходит на нет. Причина — однообразие и недостаточное знание французского языка (сильный акцент). В «Амоке», например, ему уже дана второстепенная роль слуги.

И.В. поинтересовался, что за лента «Амок» и в какой мере Франции удался опыт экранизации Цвейга.

Б.Ш. рассказал, отметив, что фильма по общему признанию плохая и что опыт киноинтерпретации Цвейга не удался. От оригинала осталась только линия доктора и любимой им женщины. Но вся экзотическая часть об Амоке, если не считать нескольких планов, совершенно выпала. Получился холодный, медлительный, отчасти даже заумный фильм, ничего общего с сантиментальной мелодрамой Цвейга не имеющий.

И.В. В этом опасность заумничанья при всяких переделках. Я много видел театральных переделок и ни одной хорошей. Вот кино «Иудушка Головлев»1 еще неплохо вышел. Дело, очевидно, в том, что, переделывая форму произведения, люди плохо справляются с созданием условий, которые требует кино-динамичность. Сейчас вообще перед Вами стоит эта задача. Надо перевоспитать режиссеров, чтобы они понимали, всякие длинноты растут в неудачи. Даже самые лучшие фильмы от одной, двух затянутых сцен теряют значительную часть своего обаяния. Кроме воспитания тут надо применить крепкое руководство. Не слушает режиссер добрых советов, надо заставить, раз это для пользы дела, искусства…

Во время просмотра «Головы человека» И.В. все время наблюдал за игрой основных героев: шефа сыщиков, за мнимым убийцей, за действительным убийцей (Инкижиновым). О работе детективов бросил замечание, что, конечно, на ленте они облагораживают свои приемы, но, тем не менее, постановка работы, когда детектив, раз напав на след, старается до конца вскрыть преступление, интересна. Несколько раз спрашивал — скоро ли кончится картина, указывая, что метраж ее слишком длинен (2753 мет.), что длинные картины, как правило, менее доходчивы, что лично он не может осилить картину, если она идет полтора часа, что будь он режиссером, то он никогда бы не был врагом самому себе и старался бы давать ленту более динамически и более короткой.

После окончания ленты показал № 30 звукового журнала треста «Союзкинохроника» (Союзкиножурнал № 30/529; режиссеры: В. Бойков, Грудинский(?); операторы: А. Богоров, И. Беляков, Г. ШулятинВ. Ешурин, Р. Кармен. - Прим. ред. #МузейЦСДФ).

Лаз. Моис. [Каганович] уже во время демонстрации журнала начал хвалить нашу кинохронику. Обращаясь ко мне (Шумяцкому), он заявил, что даже со времени рассмотрения вопроса хроники в ЦК ВКП(б)2 она сильно выросла и стала очень разнообразной и интересной.

Б.Ш. указал, что это так, что недаром нашу хронику советский зритель очень любит и сильно смотрит. Указал далее, что за границей большой спрос на советскую хронику. В Венеции, например, появление нашей хроники встречалось буквально овациями. Однако материально-техническая база хроники еще слаба, что надо помочь нам ее быстрей поднять.

Л.М. Что для этого надо?

Б.Ш. Раньше всего провести намеченное решение ЦК и, кроме того, общее решение о материально-технической базе кинематографии согласно резолюции И.В. от 21.VI-с.г.

И.В. в это время также включился в разговор о хронике, указав, что она имеет для нас первостепенное значение и действительно растет и становится интересной буквально на глазах. Как только обстоит дело со сроками выпуска.

Б.Ш. Тоже подтянулись, хотя этому сильно мешает отсталость базы. Она до сих пор тянет назад. Однако сейчас уже покажем Вам экстренный выпуск сегодняшнего парада и демонстрации на Красной площади.

И.В. Как уже. Ведь это действительно быстро. Давайте, давайте посмотрим.

Б.Ш. Тем временем сговаривается с Л.М. вызвать на показ этой хроники руководителя треста т. Иосилевича.

Л.М., обращаясь к И.В., говорит: — вот т. Шумяцкий наряду с показом хроники о сегодняшнем параде просит представить и руководителя этого участка работы — Иосилевича.

И.В. Давайте, давайте, его надо поддержать.

Вызываем В.С. Иосилевича. После демонстрирования Б.Ш. представляет И.В. и Л.М. т. Иосилевича.

И.В. благодарит Иосилевича за хорошую работу хроники и за быструю съемку парада. Указывает на необходимые исправления и дополнения (например, на необходимость вставить крупные планы двух больших типов танков, отсутствие быстроходных аэропланов и др.).

Б.Ш. Указывает — т. Иосилевич создатель текста хроники, что она — самый любимый участок киноработы, что в тресте в основном подобрался хороший, любящий свое дело народ, что парад снимали 23 оператора.

И.В. Видно, что работали по-честному. Надо составить список и людей отличить.

Б.Ш. Мы это сделаем, особенно теперь, когда скоро будем отмечать XV-летие советской кинематографии.

И.В. А когда это будет.

Б.Ш. 27 декабря с.г.

И.В. Вот и отлично. Надо будет в юбилее и это хорошо отметить, а мы поддержим. Еще раз благодарит за отличную работу кинохроники.

Л.М. подтверждает. Указывает, что вопрос о юбилее кино действительно назрел и что к нему надо приспособить ряд мероприятий, в том числе стимулирование лучших киноработников. Попутно отмечает, что в хронике обязательно надо заснять и показать такие объекты, как новая гостиница, Дом Комитетов, старую Китайгородскую стену, ее снос, и что получилось и ряд др.

После этого начали просмотр «Чапаева», предварительно по просьбе И.В. вызвав на него т. Жданова.

И.В., зная картину по прошлому просмотру, представлял каждого героя и объяснял ее сюжетные линии, очень хваля при этом как самую картину, так и работу режиссеров и актеров.

Л.М. очень хвалит сцену «Где должен быть командир», считая ее выдающейся, незабываемой. Далее стал еще более хвалить картину. Сделал только одно добавочное замечание: «Нельзя ли, чтобы они не мычали» в сцене прощания и отъезда Фурманова.

Б.Ш. указал, что здесь это пение в унисон подчеркивает характер действия, к тому же сейчас его изъять уже нельзя.

И.В. Раз нельзя — то нельзя.

Л.М. Я это сказал не в хулу фильма, а из сочувствия. Фильм — прекрасен. Чем больше его смотришь, тем он кажется сильней, лучше. Правда, Ворошилов?

Кл. Ефр. В это время вторично забежал с т. Енукидзе на просмотр из Большого Дворца, где шел прием дипкорпуса.

К.Е. стал хвалить фильму, считая ее единственной из всех известных ему произведений разных областей искусств о гражданской войне. Указал, что кино дало стране и армии великолепный октябрьский подарок и это надо обязательно где-то отметить.

Б.Ш. Вот в исполняющемся в декабре ХV-летнем юбилее и отметить3.

К.Е. Да, да — это обязательно надо будет сделать. Но еще во время просмотра первой картины К.Е. спросил у меня: «А как с Главреперткомом. Он все еще чинит препятствие выпуску двух последних комедий» («Флаг стадиона», «Женитьба Яна Кнукке»).

Б.Ш. Да.

К.Е., обращаясь к И.В. Надо, чтобы Шумяцкому помогали, а не мешали.

И.В. Раз Шумяцкому доверяют делать картины, то надо обеспечить его от мелкого опекунства. Надо будет сказать Жданову.

Когда просмотр «Чапаева» закончился, то Л.М. Заявил: — Да, поразительно сильная картина. Находишься под ее обаянием. Ее будут крепко и с пользой смотреть. Действительно исключительный подарок к празднику, действительно, что до сих пор ничего подобного у нас не было показано.

В том же духе высказывался и пришедший к середине показа «Чапаева» Андрей Алекс. (т. Жданов). Он отметил, что, невзирая на пережитые волнения, выходишь бодрым, отдохнувшим. Поздравил кино с исключительной удачей.

Б.Ш. напомнил о проекте постановления ЦК по XV-летию кино.

А.А. Да, да понимаю. У нас (секретарей) уже был об этом разговор. Обязательно ускорю рассмотрение Вашего проекта. Кино вполне это заслужило. Говорят, что у Вас на днях выходит еще две крупных и талантливых картины. Одна — о молодом рабочем большевике, другая — о колхозе. Мне об этом Стецкий перед своим отпуском говорил.

Б.Ш. Да, выходят. И постараюсь их сразу же Вам показать.

Закончился просмотр в 02 ч.50 мин. ночи на 8.XI-с.г.

08.11.1934

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 828. Л. 57–60.