Операторы и работники фронтовых киногрупп. Каиров Асланбек Дзодзомович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Каиров Асланбек Дзодзомович

14.04.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 785 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Киногруппа Закавказского фронта. 1942 - 1943 год. На фото (слева направо) операторы и начальники фронтовых киногрупп: А.Д. Каиров, Р.Г. Григорьев (Кацман), В. Петров, С.Я. Коган, А.Ф. Казначеев, И.П. Копалин. Автор фото: М. Трояновский. Фото из архива В.И. Фомина.

Каиров Асланбек Дзодзомович (1911–1983).

Кинооператор. Осетин. Беспартийный. В 1928 году окончил ки­нотехникум в Одессе. В кино – с 1929 года, с 1931 – как оператор.

В 1941–1944 – оператор фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники.

В служебной характеристике отмечалось:

«Неплохой орга­низатор своих съемок, техники, снимает хорошо. В начале 1942 отличился хорошей съемкой сюжета "Взятие Ростова". Имел срывы – не снял взятие г. Барвенково. Лучше снимает в приф­ронтовых условиях».

Участвовал в съемках для фильмов: «Бои за Кавказ», «На­родные мстители», для Кинолетописи снял сюжеты «Похороны бойцов освобожденного Ростова» (дек. 1941), «Уличные бои в Ростове», «Бои за Таганрог» и др.

В справке-информации для руководства кинохроники сообщалось:

«За последний пе­риод пребывания в киногруппе Закавказского фронта резко повысилось качество работы т. Каирова; в частности, он дал яркие эпизоды боевых действий в горах. Однако было решено все же его перебросить из киногруппы Закавказского фронта с тем, чтобы он в другой группе окончательно выправился.

Сейчас т. Каиров находится в Донбассе, снимая с режиссером Гуровым материал для фильма "Освобождение Донбасса", а также эпизоды для фильма о партизанах».

С 1954 работал на Московской киностудии научно-популярных фильмов.

Награжден медалями «Партизану Отечественной войны» и др.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ 

«В ГОРАХ КАВКАЗА»

Монтажный план киноочерка №№ 1138, 1142, 1148

Операторы: Петров, Каиров, Казначеев  

Сухуми – город зелени, пальм и санаториев. По асфальтированным улицам проходят во­инские части, провозят горную артиллерию, мчатся военные автомашины. Под пальмами расположились бойцы с противотанковыми ружьями. Над морем пролетел самолет и исчез на посадочной площадке аэродрома. Летчик особой, закавказской явно, группы готовится к полету – надевает парашют и садится в кабину самолета, а в это время грузчики укладывают последние мешки с мукой в кабины самолета. Набрав высоту, самолет лег курсом на север в горы. Внизу протекает река Риона. Покрытые лесом горы сменяются на голые скалы. Сгу­щаются белые облака и медленно плывут на юг. Гуще становятся облака, самолет лавирует, выбирая просветы, и достигает вершин гор центрального Кавказского хребта. Снежные вер­шины гор проходят, сменяя один пейзаж другим. Самолет как бы висит в воздухе. Это второй летчик т. Ляпин идет с грузом в горы.

Снова появляются зеленые хребты, как ковер расположились мелкие поля сванских селений, а среди них проплывает столица Сванетии Местия. На Местийском аэродроме самолет разгружается и снова за грузом для армии в горах. А горы суровые, снежные, скалистые, задерживают туманы на своих склонах.

На камне, вросшем в землю, расположилось командование 46-й армии. Командующий, генерал-лейтенант т. Леселидзе, показывая на карту и на горы перевала Бечо, расска­зывает члену Военного совета 46-й армии бригадному комиссару т. Емельянову план предстоящей боевой операции. Среди этой группы находятся майор гос. безопасности т. Кокучия, ком. дивизии [нрзб.] и др.

Связному т. Котову вручается пакет с задачей боевых операций 5-му альпийскому отряду. Связной бегом мчится через речку, спускается с горы и прибывает в штаб отряда. Пакет вручается командиру отряда ст. лейтенанту т. Санакоеву. Ознакомив командиров, Санакоев дает команду отряду выступить в поход. Двести пятьдесят горных стрелков выступили за своим командиром. Впереди идут проводники сваны…

Путь сначала был особенно трудный, лежал через небольшие хребты, покрытые зе­леной травой. Затем тропинка извивалась все чаще, и путь становился труднее. Бойцы автоматчики длинной вереницей, тяжело переступая, шли все выше и выше.

На небе стали сгущаться черные тучи, горы зловеще спрятались в облаках. Пошел дождь. Командир скомандовал: «Привал». Десять минут отдыха бойцы использовали, кто как мог, кто читает газету, кто из ручейка пьет воду, и снова в путь вверх.

Вот уже упало несколько вражеских мин, отряд обнаружили немцы. По команде «рас­средоточиться» бойцы залегли. Короткими перебежками, маскируясь в местности, отряд все шел вперед. Все чаще стали взрываться вражеские снаряды. Чаще стали бойцы за­легать и прятаться в камнях. Отряд разделился на три группы. Первая пошла на врага в обход, вправо; вторая – влево; и маленькая группа смельчаков в лоб. Укрываясь за скала­ми, камнями, прячась в трещины, автоматчики-альпинисты выбивают врага из укрытий. Вдали видны отступающие фашисты.

Артиллеристы открыли огонь по врагу, несколько снарядов, выпущенных по цели, дали возможность бойцам продвинуться и занять высоту. Командир скомандовал: «Впе­ред!», – и снова завязался бой. Бьют автоматчики, летят на головы врага мины, гремит артиллерия. Затих на минуту бой. Артиллеристы передвигают орудия, с трудом поднимая их в гору. Минометчики занимают новые точки, и только слышен треск автоматных оче­редей.

По камням пробирается военфельдшер, любимица бойцов Тося по фамилии Доля. Она слышит стоны раненого. Он, обессилев, с окровавленной головой, лежит под камнем. Тося подошла к нему, сделала перевязку и отвела в укрытие, а вдали слышатся глухие очере­ди автоматов и отдельные взрывы мин. Тося уже заливает рану лейтенанта т. Астахова Виктора. Она, перевязав его, сняла автомат. Тяжело раненый т. Астахов, опираясь на се­стру, еле передвигая ноги, идет вниз. На дорожке, уже близко к Сванетии, стоят санитары. Не совсем сложное оборудование является незаменимым транспортом для раненых.

Лейтенанта Астахова уложили на ветви деревьев, в комли которых впряжена лошадь. По тропинкам, по полянкам довезли Астахова до санитарной точки. Санитары взяли ра­неного на носилки и понесли. Отсюда он попадает на аэродром. Самолет уносит его в Тбилиси. Разрушенное селение – еще дымятся развалины, жители гор с убогим скарбом перебираются в другое селение. Фашистское зверье забрало все теплое, оставив горцам побитые чемоданы, рваные подушки, никому не нужную утварь. Мужчины и женщины остались разутыми, если бы можно было надеть детскую обувь, они раздели бы и детей.

Сваны, никогда не воевавшие, никогда не служившие в армии, в ответ на зверства и немецкие взрывы снарядов, срочно создают отряды особого назначения. Это идея и приказ Лаврентия Павловича Берия.

На площади селения срочно устроили митинг. Старый сван Джепаридзе Григорьян Азнаурович приводит сына Раджаба Григорьевича [так в тексте – В.Ф.] и просит зачислить его в отряд. Сына принимают. Члены отряда получают оружие и патроны, отправляются в горы – мстить.

Женщины сванки вяжут теплые перчатки, носки, а специалисты готовят лыжи, козлы для вьюков. Так Сванетия включилась в войну.

Стоят суровые горы, окутанные туманами. Глухая канонада выстрелов слышится все громче, сменяются пейзажи, и чем выше в горы, тем сильнее чувствуются бои – автомат­чики ведут интенсивный огонь по ледяному полю. На льду трещины приютились мино­метчики. Они посылают свои гостинцы непрошенным гостям в горы. По ледяному полю мечется фашист, его преследуют альпинисты-автоматчики. Загнанный в ледяную трещи­ну фриц попался в плен. Его рюкзак и отобранный пистолет свидетельствуют, что это враг. Но он теперь озирается, косо посматривает на бойцов и, пришибленный, с поднятыми руками, покорно идет в штаб. Он не один, их много. Вот они, звери, попавшие в ловушку.

А бой продолжается. Нет спасения немецким оккупантам от грозно двигающихся все вверх, все вниз альпийских отрядов.

Операторы: Петров, Каиров, Казначеев.

Тысяча семьсот сорок метров (1740). Снято на пленке Петрова.

Подлинник. Автограф. Без даты.


Материалы по теме