Операторы и работники фронтовых киногрупп. Петров Виктор Александрович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Петров Виктор Александрович

24.04.2020

В. И. Фомин

Автор:
В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 653 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Киногруппа Закавказского фронта. 1942 - 1943 год". На фото (слева направо) операторы и начальники фронтовых киногрупп: А.Д. КаировР.Г. Григорьев (Кацман)В. ПетровС.Я. КоганА.Ф. КазначеевИ.П. Копалин. Автор фото: М. Трояновский. Фото из архива В.И. Фомина.

Петров Виктор Александрович (1897–?)

Оператор-документалист. В кино с 1928 г. С 1935 – оператор Тульского корпункта Ростовской студии кинохроники.

В войну – фронтовой оператор. Снимал на Закавказском фронте. В служебной харак­теристике его работа была оценена следующим образом:

«Тов. Петров за полугодие заснял 11 сюжетов (из них 1 большой сюжет "В горах Кавка­за", состоящий из ряда эпизодов, в том числе боевых).

3 сюжета включены в СКЖ, 3 приняты и частично использованы в фильме "День вой­ны", 3 сюжета включены в Летопись.

Тов. Петров – опытный оператор, работа которого на Крымском и Северо-Кавказском фронтах считалась слабой, так как он почти не давал полноценных сюжетов и кадров, пригодных для опубликования.

Тов. Петров лишь за последние месяцы подошел вплотную к осуществлению основной задачи фронтового корреспондента – к съемке боевых операций. Перелом обозначился вместе со съемкой неплохого сюжета – "Людмила Павличенко" (СКЖ № 62).

Сюжеты "Саперы в лесах" (СКЖ № 68) и особенно "В горах Кавказа" (юбилейный СКЖ) показывают, что т. Петров, по-видимому, наконец нашел свое лицо как фронтовой опе­ратор. Он хорошо заснял движение войск в горах и несколько боевых моментов, включая сюда захват пленного.

В работе оператора преобладает метод документальной съемки; организуя материал для кадров, он делает это тактично, не нарушая хроникального стиля своей работы.

В кавказских сюжетах т. Петров значительно улучшил качество фотографии, которое прежде было очень неровным».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 45.)

В приказе председателя Комитета по делам кинематографии от 4.9.1943 г. упомянут в числе других нарушителей дисциплины, «безответственно относящихся к выполнению возложенных на них задач». Объявлен выговор и вынесено предупреждение о «необхо­димости улучшения качественных показателей своей работы».

Проблемы с дисциплиной, по-видимому, возникали у оператора и дальше, вплоть до последних дней войны.

«Облик оператора Петрова характеризуется двумя сторонами: с одной стороны, опыт, умение снимать репортаж, смелость, кропотливая работа настоящего оператора-труженика и, с другой стороны – невысокие моральные качества, излишняя склонность к выпивке и т.п., поэтому при работе с Петровым важен повседневный контроль, наблюдение за ним, жесткая требователь­ность к нему. Поскольку это было соблюдено, и в группе существовала твердая дисциплина, Петров с июля работал интенсивно и плодотворно. В Ясско-Кишиневской операции он дал яркие, очень сильные оригинальные кадры разгрома немецких войск. Эти съемки получили высокую оценку в Москве. Правда, боевые кадры в Ясско-Кишиневской операции ему не удались.

Смело, инициативно работал Петров при съемке взятия Белграда. Двигаясь к Белграду в боевых порядках 4-го Мотомехкорпуса генерал-лейтенанта Жданова, он вместе с опе­ратором Грачевым с первыми танками ворвался в Белград и в течение пяти дней снимал уличные бои в городе. Он дал правдивые кадры уличных боев.

После этих съемок он был командирован в Москву для работы над фронтовым вы­пуском. Вместо этой работы он, видимо, занялся устройством личных дел, о выполнении порученного ему в Москве дела (выпуск) руководство группы не информировал. Сейчас получено сообщение о его переводе в тыловую студию.

Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта (Кацман).

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 14.)

Однако дисциплинарные срывы остались в прошлом. А кадры, снятые оператором, живут и сегодня. И будут жить долго…


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ 

«В ГОРАХ КАВКАЗА»

Монтажный план киноочерка №№ 1138, 1142, 1148

Операторы: Петров, Каиров, Казначеев  

Сухуми – город зелени, пальм и санаториев. По асфальтированным улицам проходят во­инские части, провозят горную артиллерию, мчатся военные автомашины. Под пальмами расположились бойцы с противотанковыми ружьями. Над морем пролетел самолет и исчез на посадочной площадке аэродрома. Летчик особой, закавказской явно, группы готовится к полету – надевает парашют и садится в кабину самолета, а в это время грузчики укладывают последние мешки с мукой в кабины самолета. Набрав высоту, самолет лег курсом на север в горы. Внизу протекает река Риона. Покрытые лесом горы сменяются на голые скалы. Сгу­щаются белые облака и медленно плывут на юг. Гуще становятся облака, самолет лавирует, выбирая просветы, и достигает вершин гор центрального Кавказского хребта. Снежные вер­шины гор проходят, сменяя один пейзаж другим. Самолет как бы висит в воздухе. Это второй летчик т. Ляпин идет с грузом в горы.

Снова появляются зеленые хребты, как ковер расположились мелкие поля сванских селений, а среди них проплывает столица Сванетии Местия. На Местийском аэродроме самолет разгружается и снова за грузом для армии в горах. А горы суровые, снежные, скалистые, задерживают туманы на своих склонах.

На камне, вросшем в землю, расположилось командование 46-й армии. Командующий, генерал-лейтенант т. Леселидзе, показывая на карту и на горы перевала Бечо, расска­зывает члену Военного совета 46-й армии бригадному комиссару т. Емельянову план предстоящей боевой операции. Среди этой группы находятся майор гос. безопасности т. Кокучия, ком. дивизии [нрзб.] и др.

Связному т. Котову вручается пакет с задачей боевых операций 5-му альпийскому отряду. Связной бегом мчится через речку, спускается с горы и прибывает в штаб отряда. Пакет вручается командиру отряда ст. лейтенанту т. Санакоеву. Ознакомив командиров, Санакоев дает команду отряду выступить в поход. Двести пятьдесят горных стрелков выступили за своим командиром. Впереди идут проводники сваны…

Путь сначала был особенно трудный, лежал через небольшие хребты, покрытые зе­леной травой. Затем тропинка извивалась все чаще, и путь становился труднее. Бойцы автоматчики длинной вереницей, тяжело переступая, шли все выше и выше.

На небе стали сгущаться черные тучи, горы зловеще спрятались в облаках. Пошел дождь. Командир скомандовал: «Привал». Десять минут отдыха бойцы использовали, кто как мог, кто читает газету, кто из ручейка пьет воду, и снова в путь вверх.

Вот уже упало несколько вражеских мин, отряд обнаружили немцы. По команде «рас­средоточиться» бойцы залегли. Короткими перебежками, маскируясь в местности, отряд все шел вперед. Все чаще стали взрываться вражеские снаряды. Чаще стали бойцы за­легать и прятаться в камнях. Отряд разделился на три группы. Первая пошла на врага в обход, вправо; вторая – влево; и маленькая группа смельчаков в лоб. Укрываясь за скала­ми, камнями, прячась в трещины, автоматчики-альпинисты выбивают врага из укрытий. Вдали видны отступающие фашисты.

Артиллеристы открыли огонь по врагу, несколько снарядов, выпущенных по цели, дали возможность бойцам продвинуться и занять высоту. Командир скомандовал: «Впе­ред!», – и снова завязался бой. Бьют автоматчики, летят на головы врага мины, гремит артиллерия. Затих на минуту бой. Артиллеристы передвигают орудия, с трудом поднимая их в гору. Минометчики занимают новые точки, и только слышен треск автоматных оче­редей.

По камням пробирается военфельдшер, любимица бойцов Тося по фамилии Доля. Она слышит стоны раненого. Он, обессилев, с окровавленной головой, лежит под камнем. Тося подошла к нему, сделала перевязку и отвела в укрытие, а вдали слышатся глухие очере­ди автоматов и отдельные взрывы мин. Тося уже заливает рану лейтенанта т. Астахова Виктора. Она, перевязав его, сняла автомат. Тяжело раненый т. Астахов, опираясь на се­стру, еле передвигая ноги, идет вниз. На дорожке, уже близко к Сванетии, стоят санитары. Не совсем сложное оборудование является незаменимым транспортом для раненых.

Лейтенанта Астахова уложили на ветви деревьев, в комли которых впряжена лошадь. По тропинкам, по полянкам довезли Астахова до санитарной точки. Санитары взяли раненого на носилки и понесли. Отсюда он попадает на аэродром. Самолет уносит его в Тбилиси. Разрушенное селение – еще дымятся развалины, жители гор с убогим скарбом перебираются в другое селение. Фашистское зверье забрало все теплое, оставив горцам побитые чемоданы, рваные подушки, никому не нужную утварь. Мужчины и женщины остались разутыми, если бы можно было надеть детскую обувь, они раздели бы и детей.

Сваны, никогда не воевавшие, никогда не служившие в армии, в ответ на зверства и немецкие взрывы снарядов, срочно создают отряды особого назначения. Это идея и приказ Лаврентия Павловича Берия.

На площади селения срочно устроили митинг. Старый сван Джепаридзе Григорьян Азнаурович приводит сына Раджаба Григорьевича [так в тексте – В.Ф.] и просит зачислить его в отряд. Сына принимают. Члены отряда получают оружие и патроны, отправляются в горы – мстить.

Женщины сванки вяжут теплые перчатки, носки, а специалисты готовят лыжи, козлы для вьюков. Так Сванетия включилась в войну.

Стоят суровые горы, окутанные туманами. Глухая канонада выстрелов слышится все громче, сменяются пейзажи, и чем выше в горы, тем сильнее чувствуются бои – автомат­чики ведут интенсивный огонь по ледяному полю. На льду трещины приютились мино­метчики. Они посылают свои гостинцы непрошенным гостям в горы. По ледяному полю мечется фашист, его преследуют альпинисты-автоматчики. Загнанный в ледяную трещи­ну фриц попался в плен. Его рюкзак и отобранный пистолет свидетельствуют, что это враг. Но он теперь озирается, косо посматривает на бойцов и, пришибленный, с поднятыми руками, покорно идет в штаб. Он не один, их много. Вот они, звери, попавшие в ловушку.

А бой продолжается. Нет спасения немецким оккупантам от грозно двигающихся все вверх, все вниз альпийских отрядов.

Операторы: Петров, Каиров, Казначеев.

Тысяча семьсот сорок метров (1740). Снято на пленке Петрова.

Подлинник. Автограф. Без даты.

 «Боев в городе Таганроге не было...»

БОИ В ДОНБАССЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ Г. ТАГАНРОГА

Материал снимали операторы: В. Петров, С. Коган, А. Сологубов  

Указания о пленке смотрите на коробке.

Монтажный лист пишется от руки, наспех, т.к. печатать негде и может уйти самолет, и опоздание материала увеличится еще на сутки.

Об операции.

Боев в городе Таганроге не было. Не было их и на подступах к городу.

<…> Таганрог – первый город, который мы получили, так сказать, на полном ходу. Почти без повреждений.

В чем же дело? Откуда взялась такая культура у немецких варваров?

Ларчик открывается просто.

Не успели. Не успели и не ожидали. Единственно, что они успели – это расстрелять еще несколько сот мирных граждан, кроме тех тысяч, которые погибли в Таганроге раньше.

В городе осталось все население. Его также не успели угнать в Германию, как это де­лают немцы в других местах перед отходом. <…>[1]

В городе целы и уже работают многие заводы.

Работают телефоны.

Немцы не ожидали, что бои юго-западнее Ворошиловграда заставят их бежать в па­нике из Таганрога.

Сейчас сухо. Поэтому убежать они успели, не бросив ни одной машины.

Но еще неизвестно, всем ли удастся сейчас убежать, т.к. многие находятся в окруже­нии и уничтожаются нашими частями.

Хорошо бы дать на карте схему, поясняющую эту блестящую операцию.

Наши части, заняв станцию [нрзб.], прорвали основную линию обороны немцев в этом районе. В образовавшуюся брешь были введены наши ударные подвижные части (танки и казачьи подразделения). Эти части буквально молниеносно промчались по тылам нем­цев и вышли к морю. А немцы панически удрали из Таганрога.

Все было настолько неожиданно, что жители города, по их рассказам были просто изумлены, увидев на улицах города части Красной Армии.

______________________________
1. Стр. 2 в документе не сохранилась.

 

«Боев в городе Таганроге не было...»

БОИ В ДОНБАССЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ Г. ТАГАНРОГА

Материал снимали операторы: В. Петров, С. Коган, А. Сологубов

Указания о пленке смотрите на коробке.

Монтажный лист пишется от руки, наспех, т.к. печатать негде и может уйти самолет, и опоздание материала увеличится еще на сутки.

Об операции.

Боев в городе Таганроге не было. Не было их и на подступах к городу.

<…> Таганрог – первый город, который мы получили, так сказать, на полном ходу. Почти без повреждений.

В чем же дело? Откуда взялась такая культура у немецких варваров?

Ларчик открывается просто.

Не успели. Не успели и не ожидали. Единственно, что они успели – это расстрелять еще несколько сот мирных граждан, кроме тех тысяч, которые погибли в Таганроге раньше.

В городе осталось все население. Его также не успели угнать в Германию, как это де­лают немцы в других местах перед отходом. <…>1

В городе целы и уже работают многие заводы.

Работают телефоны.

Немцы не ожидали, что бои юго-западнее Ворошиловграда заставят их бежать в па­нике из Таганрога.

Сейчас сухо. Поэтому убежать они успели, не бросив ни одной машины.

Но еще неизвестно, всем ли удастся сейчас убежать, т.к. многие находятся в окруже­нии и уничтожаются нашими частями.

Хорошо бы дать на карте схему, поясняющую эту блестящую операцию.

Наши части, заняв станцию [нрзб.], прорвали основную линию обороны немцев в этом районе. В образовавшуюся брешь были введены наши ударные подвижные части (танки и казачьи подразделения). Эти части буквально молниеносно промчались по тылам нем­цев и вышли к морю. А немцы панически удрали из Таганрога.

Все было настолько неожиданно, что жители города, по их рассказам были просто изумлены, увидев на улицах города части Красной Армии.

_________________________________
1. Стр. 2 в документе не сохранилась.

«И, может быть, умиравшие успели услышать эти радостные кри­ки "Ура!.."»

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОРОДА СТАЛИНО»

9 сентября 1943 г.

Южный фронт

Монтажный лист № 4461

Операторы: Д. Каспий, В. Петров, Д. Шоломович, Б. Щадронов  

Снято 528 метров, пленка «Панхром», эм. № 154 и «Дюпон»

Вечером 7 сентября войска Южного фронта, преследуя отступающего противника, за­няли центр Донбасса город Сталино.

С рассвета 8 сентября операторы снимали догоравший, варварски сожженный город.

Несмотря на то, что в течение всего дня 8-го город находился под обстрелом враже­ской артиллерии, улицы города с раннего утра были заполнены населением, радостно встречавшим своих освободителей.

Буквально в первые же часы начала восстанавливаться жизнь советского Сталино.

В материале операторов показано прочесывание окраин города частями Красной Ар­мии. Вступление частей в город. Встреча с населением. Пожары в городе.

Снято место, где фашистские палачи вершили свое черное дело – уничтожали не­винных советских жителей. Это шахта № 5 – Рыковка. В стволе этой шахты погребено несколько тысяч (ориентировочно называют 7 тысяч) советских людей. Их сбрасывали туда живыми или расстреливали у края ствола. В этой шахте покоится большинство ев­рейского населения города.

Снято место последнего преступления варваров – сожженный подвал у второго дома профессуры. В этот подвал, скрываясь от артиллерийского обстрела, спряталось все населе­ние большого жилого дома, называют цифру в 30 семей из 150 человек. Немцы, восполь­зовавшись тем, что жители целого дома оказались в подвале, заперли подвал на замок, облили все вокруг бензином и подожгли. Все погибли. Сейчас еще не раскопаны трупы жертв. Только несколько из них находится на поверхности обрушившегося подвала. Соседи рассказывают, что от окраины города уже слышны были крики «Ура!» по случаю всту­пления в город красных войск, а у подвала еще дежурили вооруженные палачи и оттуда неслись вопли о помощи. И, может быть, умиравшие успели услышать эти радостные крики.

Город освобожден. Стихийно возникают митинги. С цветами встречаются проходящие колонны советских войск.

Появляются вывески первых советских учреждений.

Измученное население возвращается со своим имуществом в редко уцелевшие дома.

Наша тяжелая артиллерия ведет огонь через город по отходящему дальше врагу. Над столицей всесоюзной кочегарки реют красные флаги.

Начальник киногруппы Южного фронта Трояновский.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

«На месте боя отсняты убитые на берегу моря, некоторые из них лежат в воде...»

«ОДЕССА»

16 апреля 1944 г.

3-й Украинский фронт

Монтажный лист № 5879

Оператор: В.А. Петров

Перечень снятого материала:

На подступах к г. Одессе.

  1. Пейзажи на лиманские перешейки.
  2. Автоматчики наступают по берегу моря. 
  1. Станковый пулемет поддерживает пехоту.
  2. Арт. батарея бьет по отступающему врагу.
  3. Под вражеским арт. огнем наступает пехота.

Одесса горит.

  1. Общие планы горящего города.
  2. Город горит, снято в самом городе.
  3. Горит и взрывается ст. Пересыпь.
  4. Составы поездов на ст. Пересыпь с оборудованием.
  5. Убитые фрицы – панорама по составам.

В городе.

  1. Проходы и проезды войск по городу.
  2. Проезды по городу артиллерии.
  3. Встреча жителей с отдельными группами бойцов.
  4. На лестнице городского театра отдыхают бойцы.
  5. Из дверей театра на балкон выносят флаг.
  6. Ставят флаг на балконе.
  7. Общ. план улицы через флаг.
  8. Городской театр – общ. пл. (он остался цел).

Одесса с воздуха.

  1. Пожары в городе.
  2. Центр города, разрушенный вокзал.
  3. Разрушенные заводы.
  4. Разрушения в порту.
  5. Портовые причалы.
  6. Горит в порту холодильник.

В порту.

  1. Разрушенные портовые сооружения.
  2. Жел. дор. составы, оставленные немцами в порту.
  3. Трофейные парашюты.
  4. Шестиствольные минометы.
  5. Танки, пушки.
  6. Общие планы отдельных причалов.
  7. Румынская арт. береговая батарея.
  8. Бойцы поворачивают орудия с востока на запад.

На Одесской лестнице.

  1. Памятник Пушкину.
  2. Общий план и панорама порта.
  3. Всадники на приморском бульваре.
  4. В освобожденную Одессу прибыл гарнизон морфлота во главе с контр-адмиралом т. Белоусовым и нач. политотдела капитаном первого ранга т. Ивановым.
  5. Группа эта по одесской лестнице спускается в порт.
  6. Контр-адмирал т. Белоусов осматривает разрушения на холодильнике.
  7. Группа поднимается по лестнице.
  8. Портреты тт. Белоусова и Иванова.

Партизаны.

В одесских катакомбах скрывалось большое количество партизан. Мною снят выход последних частей партизанского отряда из катакомб. В кадрах показан выход и вынос боеприпасов и снаряжения.

Выход раненых партизан; и вывод пленных, взятых партизанами, когда выходили по­следние партизаны. Был проведен митинг. На митинге выступил начальник партизанских отрядов в Одессе майор т. Волгин.

За городом.

За городом, на берегу моря, немцы засели за сильно укрепленным узлом сопротив­ления.

В ночь перед взятием города эта группировка была уничтожена, а часть взята в плен.

В кадрах показано:

Проходы пленных по берегу моря через проволочные заграждения, окопы и минные поля.

На месте боя отсняты убитые на берегу моря, некоторые из них лежат в воде.

Примечания:

Выход командующего фронтом т. Малиновского (снят один кадр).

Съемка в воздухе производилась в пасмурную погоду.

Пленка была 3-х сортов.

Кинооператор 3-го Укр. фронта В.А. Петров.

Подлинник. Машинопись.

«ЧЕРЕЗ ДНЕСТРОВСКИЕ ПЛАВНИ»

(Монтажный план к материалу)

7 июня 1944 г.

3-й Украинский фронт

Кинооператор: В.А. Петров

240 метров, пленка СЧС-2

Я был участником форсирования Днестровских плавней стрелковой дивизией, которой командует генерал-майор т. Власенко.

Форсирование производилось разрозненными группами, под отдельные моменты прохода полка в районе села Беляевка, где плавни имеют 15 км в ширину и 30 км в длину по реке Турунчук и Днестр.

На этом я не заканчиваю съемку в плавнях, а еще ряд эпизодов, характеризующих войну в воде.

Режиссер, монтирующий материал, должен расположить его так:

  1. Общие планы пейзажей плавней.
  2. Стоит одинокое дерево, на нем наблюдатель, идет панорама вниз, где сидит теле­фонистка.
  3. По окопу двигаются автоматчики.
  4. Сосредоточившись, части цепочкой вступили в камыши.
  5. На НП генерал-майор т. Власенко и штаб стрелковой дивизии наблюдают за прохо­дом бойцов.
  6. Средние и крупные планы плавней.
  7. Лилии на воде.
  8. Идут бойцы в камышах.
  9. Несут камышовые плоты.
  10. Укладывают на них минометы, мины.
  11. Плоты двигаются по рукаву речки Турунчук.
  12. Командир минометного взвода лейтенант тов. Короваев разговаривает с наблюда­тельным пунктом по телефону.
  13. Связисты тянут кабель через залив.
  14. Минометчики под обстрелом врага ведут огонь по противнику, прикрывая движе­ние наших автоматчиков.
  15. Работают пулеметы – крепко бьет пулемет молодого пулеметчика тов. Богданова, трижды награжденного за отбитые им 7 контратак противника.
  16. Из камышей выходит лодка, вооруженная станковым пулеметом.
  17. На ней находится командир дивизии генерал-майор Власенко.
  18. Под прикрытием пулемета подразделение из камышей выходит на простор залива.
  19. За движением полка наблюдает генерал.
  20. Проходят бойцы через лиман.
  21. Двигаются по камышам бойцы – рвутся вражеские мины.
  22. Где-то слышен стон раненого.
  23. Медсестра – лейтенант Смолина – идет к раненому.
  24. Она спешит, не останавливаясь и несмотря на грохот и разрывы вражеских снаря­дов.
  25. Выносят раненого из камышей.
  26. Идет лодка.
  27. Кладут раненого на лодку и увозят.
  28. По плавням идет повариха – сержант Катя Чайка.
  29. Подходит к камышовой верши.
  30. К ней подходят бойцы.
  31. Бойцы обедают.

Кинооператор Петров.

Подлинник. Машинопись.

«ПЕРВОЕ МАЯ В ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

2 мая 1945 г.

2-й Украинский фронт, Воздушная армия

Монтажный лист № 660

Оператор: Петров А.Н.

210 метров «Суперпан»

Город Кошице – место нахождения правительства Чехословакии.

Снято:

Парад военных частей Чехословацкой республики, проходящих по городу перед три­буной правительства и представителей Красной Армии.

Проходы служащих гражданских учреждений, проходы детей в национальных костю­мах с красными флагами и лозунгами, проходы крестьянского населения в национальных костюмах с портретами Сталина, Бенеша, с национальными флагами Совета Республики.

Общий план митинга на площади, выступление представителей правительства, высту­пление от Красной Армии гв. подполковника Ляшкова. Зачитка приказа № 20, выступле­ние и приветствие Красной Армии генерала Чехословацкой республики.

Оператор Петров.

Подлинник. Автограф.

«Еще идет бой, а жители кладут на убитого цветы, зажигают све­чи и по своему обычаю кладут деньги...»

«БЕЛГРАД»

26 октября 1944 г.

3-й Украинский фронт

Монтажный лист

Кинооператор: В.А. Петров

Во время наступательной операции по Югославии и занятия города Белграда1 я нахо­дился в танковом корпусе генерал-лейтенанта Героя Советского Союза тов. Жданова.

Первые съемки я начал на подступах к Белграду. Бой у села Поло за перекресток до­роги, которую контролировали немцы.

Танки заняли огневую позицию и прямой наводкой по церкви выбили противника.

Перекресток дороги со знаком: «на Белград» был свободен. Танки двинулись дальше и с короткими боями, уничтожая немецкую технику, шли вперед.

Танки проходят мимо разбитых горящих немецких танков и машин. На дороге завал, танки идут по полю – в объезд. На руках бойцы тянут машины с пушками. Генерал-лейтенант Жданов дает указания – вперед!

У дороги – раненые и убитые фрицы.

Минутный отдых танкистов. Водитель танка играет на аккордеоне. Около него собра­лись танкисты.

На фоне Белграда проходят танки.

По обочинам дороги идет пехота – с правой стороны, партизаны – с левой.

Наступает пехота по улицам города короткими перебежками. Пулеметчики вкатили во двор станковый пулемет, устанавливают его и, выломав забор, бьют по засевшему в доме автоматчику.

Два бойца из винтовок стреляют по чердаку соседнего дома. На главной улице танк бьет прямой наводкой по дому. В кадре видны попадания снарядов.

На углу площади артиллеристы прямой наводкой бьют по куполам и дзотам, из кото­рых стреляют немцы. Бьют зенитчики из своих пушек, автоматов по зданию парламента.

Провозят пушки на конной тяге. Под огнем противника подбитую пушку тянут назад.

Бьет вражеская артиллерия, трещат пулеметы...

Залегла пехота, ранило двух наших бойцов. Граждане города Белграда берут и уносят раненого бойца. Другого перевязывают.

Сгоревший танк, около него лежит труп танкиста. Еще идет бой, а жители кладут на убитого цветы, зажигают свечи и по своему обычаю кладут деньги – много динар на трупы.

На небольшой площадке хоронят граждане наших бойцов и залп автоматчика слива­ется с залпами и очередями уличных боев за Белград.

Разбитые вражеские пушки и машины на улицах Белграда. Город был сильно укре­плен. Большая сеть разнообразных дотов не спасла немцев.

В кадрах видна и зона обстрела из дота и видно, что все доты разбиты или поврежде­ны огнем наших танков и пушек.

В кадрах видно, где сидели автоматчики и как их выбивали из домов, чердаков и укреплений.

Идет пехота, идут партизаны. Портреты девушек-партизан.

Крупные планы бойцов, перебегающих улицу.

На НП корпуса за стереотрубой сидит командующий артиллерией подполковник Мах­лин.

На дороге к Белграду виден разгром немцев. На результат боя смотрят генерал-лейтенант Жданов и генерал-майор нач. Политуправления фронта Аношин.

Встречи бойцов и командиров Красной Армии в Белграде. Проходы и проезды среди публики.

Крупные планы граждан Белграда, они выкрикивают: «Живие! Да здравствует това­рищ Сталин и друг Тито».

Проход наших войск по Белграду.

На трибуне стоят генералы.

На городском митинге выступает генерал Пеко Дапчевич и генерал Жданов, где со­стоялась официальная встреча двух генералов – русской и югославской армий. Они дру­жески расцеловались.

На этом закончилась торжественная часть освобождения Белграда.

Снято – 570 метров на разных сортах пленки.

Съемка происходила в хорошую погоду, а в основном – в пасмурную.

Кинооператор В.А. Петров.

Примечание: в материале имеются два плана прохода маршала Тито и его генералов.

Подлинник. Машинопись.

_________________________________
1. Столица Югославии была освобождена войсками 1-го Украинского фронта и ча­стями Народно-освободительной армии 20 октября 1944 г.


Материалы по теме