Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 736-738— "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой)
Фото: "Братья Крыловы — Владимир (слева на фото) и Анатолий". Источник фото: частный архив.
Крылов Владимир Александрович (1910–1945).
Оператор документального кино. Родился в Москве. Русский. Социальное происхождение – из рабочих. Кандидат ВКП(б) с августа 1944 г. Образование: два курса 1-го МГУ. Старший брат А.А. Крылова.
Май 1928 – октябрь 1930 – фоторепортер.
Октябрь 1930 – август 1932 г. – помощник кинооператора на фабрике культурфильм «Союзкино».
Август 1932 – июнь 1933 – студент 1-го МГУ.
Июнь 1933 – апрель 1936 – кинооператор на киностудии «Союзкинохроника».
Апрель 1936 – июль 1941 – кинооператор, ассистент режиссера на киностудии «Мосфильм».
На фронт ушел добровольцем в июле 1941 г., вступив в народное ополчение. Был командиром минометного расчета. Получил тяжелое ранение под Можайском в ноябре 1941 г. В госпитале его выхаживали почти целый год. После этого стал военным фотокорреспондентом при политотделе 31-й армии. Позднее был направлен в киногруппу 2-го Белорусского фронта, которой руководил Александр Медведкин.
В составе этой очень сильной группы Крылов-старший не только не затерялся, но показал себя опытным, смелым, решительным фронтовым оператором. Во всех наступательных операциях Красной Армии от Орши до Кёнигсберга всегда находился в передовых частях и производил съемки непосредственно боев. Крылов Владимир Александрович погиб, получив смертельное ранение, снимая штурм Кёнигсберга.[1]
Его младший брат Анатолий Крылов вспоминал:
«Ранним утром 7 апреля мы – два фронтовых оператора, братья Анатолий и Владимир Крыловы – разъезжались по своим участкам на окраинах Кёнигсберга.
На развилке дорог мы остановились, чтобы пожать друг другу руки, пожелать удачной съемки. Мой путь лежал в направлении городского вокзала, который еще удерживался врагом. Владимир со своей командой киноавтоматчиков должен был отправиться на левый фланг наших войск, атакующих Кёнигсберг.
Я снял работу наших минометчиков. Потом мое внимание привлекли артиллеристы, которые под обстрелом противника бегом тащили по шпалам свою пушку. Я только успевал перезаряжать кассеты. "Вот это материал. Это кадры, – подумал я. – Как дела у Владимира? Может быть, и ему сегодня также повезло, как мне?"
Не знал я, что Владимира уже нет в живых… Он был убит осколком мины при съемке броска наших пехотинцев.
На привокзальной площади усилилась стрельба. Наши бойцы небольшими группами делали перебежки от вокзала к перевернутому трамваю. Радуясь возможности снять столь эффектные кадры, я поднялся на насыпи во весь рост и снял еще несколько кадров. Резкий визг снаряда заставил плюхнуться на шпалы. В следующий момент я почувствовал сильный ожог, а потом увидел, что кисть правой руки беспомощно разжалась, выпуская ручку автомата.
Ранение было тяжелым. Через несколько дней я оказался в московском госпитале. И здесь, уже выздоравливая, узнал о гибели брата... Война приближалась к концу…»
(Их оружие – кинокамера. С. 253.)
(Фрагманты воспоминаний Анатолия Крылова в онлайн-проекте Музея кино "Цена кадра". Текст читает: артист Государственного академического Малого театра Игнатий Кузнецов)
Крылов Анатолий Александрович (1913–1995).
Оператор документального кино. Русский. Беспартийный. В кино – с 1931 года. С 1938 – на Московской студии кинохроники. С июля 1941 г. – на Центральном, затем Западном и 3-м Белорусском фронтах. При проведении боевых киносъемок был дважды тяжело ранен. Один из самых отважных и умелых кинолетописцев Великой Отечественной войны.
Вот фрагмент из донесения руководству Главкинохроники начальника киногруппы Александра Ивановича Медведкина, в составе которой снимал Крылов:
«Письмо не закончено и не отправлено, прибежал кто-то из шоферов с известием, что только что тяжело ранен Крылов. В тот же день чуть позже ранен был и Мищенко.
Крылова мы нашли в госпитале в тяжелом состоянии. Мне хочется сказать несколько добрых слов об этом интересном человеке. В группе его любили и ласково прозвали почему-то "Антоний Пенкин"... В томительные дни сидения в обороне он был тише и незаметнее других и томился без работы больше всех нас.
Он удивительно перевоплощался в дни наступления, снимая в боевых порядках пехоты. Здесь он чувствовал себя "в своей тарелке" и за бесстрашие снискал себе большое уважение солдат и командования 31-й армии.
После ранения на улице Вильнюса его наградили орденом Красного Знамени, и он, едва встав на ноги, явился в родную армию. В боях на улицах Кёнигсберга его ранили вторично, и наш "Антоний Пенкин" получил второй орден Красного Знамени. В Кёнигсберге же его постигло большое горе. Убили его брата Владимира, который в уличных боях руководил съемками группы сержантов-операторов...»
(ГЦМК. Ф. 1.)
Сам же Анатолий Александрович в боях за Кёнигсберг получил тяжелейшее ранение в руку, ему разворотило плечо.
Удостоен Сталинской премии за участие в создании фильмов «Орловская битва», «Освобождение Советской Белоруссии», «Минск наш», «Сражение за Витебск», «В Восточной Пруссии», «В логове зверя», «Кёнигсберг».
После войны – на ЦСДФ.
____________________________
1. В 1944 году Владимир Крылов был откомандирован (на смену кинооператора Н. Лыткина) в киногруппу режиссёра А.И. Медведкина для обучения ведению киносъёмки сержантов-операторов; из воспоминаний кинооператора Н. Лыткина: "...И вот судьба: на домик, откуда я накануне выехал, падает немецкая авиабомба. Погибло и ранено много сержантов-операторов, а от Владимира Крылова были найдены только его очки..." (Н. Лыткин. "Как в кино. Записки кинохроникёра"; — М.; Изд. "Современник", 1988 год; стр. 144).
«Переправа через Березину моментально восстанавливается...»
«НА МИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ»
1 июля 1944 г.
Монтажный лист № 769
Оператор: Крылов А.А.
Березина! Ты не впервые видела горе и гнев русского народа! Гор. Борисов. На
Западном берегу реки Березина враг намеревался задержаться, он окопался (сняты
траншеи и орудийные гнезда), но его вышибли из Орши, он не смог задержаться и
здесь.
В бессильной злобе он сжег и взорвал город, станции и мосты. Горит спичечная ф-ка им. Кирова, лесозавод, горит город.
Русские патриотки г. Борисова Селезкис Людмила, Ольга и Лидия с приходом красных войск поднимают красный флаг в честь освободителей. Переправа через Березину моментально восстанавливается. Присутствует маршал бронетанковых войск Ротмистров и командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Герой Сов. Союза Черняховский.
Наступление продолжается.
Крылов.
Снято 390 м.
Незаверенная копия. Машинопись.
«МИНСК НАШ!»
Монтажный лист № 761
Оператор: Крылов А.
В результате обходного маневра и стремительной фронтальной атаки враг поспешно покинул г. Минск.
Горяча была встреча минчан своих освободителей, на улицу вышел и стар и млад.
Слезы радости навертывались у них на глазах.
В городе еще оставались немцы, их тут же вылавливали. Но враг все же успел совершить свое обычное злодеяние – он поджег много зданий.
По улицам города проходит боевая техника наших войск. Бойцы части полковника Климагина водружают на доме Правительства красный флаг, предварительно сбросив свастику.
Так Минск снова стал советским.
Крылов.
Снято 290 м.
Незаверенная копия. Машинопись.
«СЫН ЦЫГАНСКОГО НАРОДА» И МАТЕРИАЛ
13 ноября 1944 г.
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 1621
Оператор: Крылов А.А.
Артиллерия – «Бог войны», а Добротворский – «Бог артиллерии», так говорят о майоре Добротворском в части полковника Лукьянова.
Панорама поля боя. На наблюдательном пункте наблюдатель обнаружил важную
цель – немецкий дот. На вышку срочно вызывается сам командир дивизиона – майор Добротворский. Цель важна, нужен срочно огонь. Он командует по телефону: выстрел, огонь! – залп. Еще! – выстрел. Огонь! – залп и… Немецкий дот летит на воздух.
Так воюет. Так мстит за свой народ цыган майор Добротворский Василий Иванович,
член ВКП(б), награжденный орденами Красного Знамени, Александра Невского и Отеч. войны I ст.
Сегодня Добротворский пришел на праздник артиллерии на одну из своих батарей. Это уже «другой» Добротворский. В часы отдыха он с удовольствием поговорит с солдатами, пошутит и даже спляшет «цыганочку».
Дивизион Добротворского первым стрелял по Восточной Пруссии.
Посылается также монтажный материал, который не смог послать раньше – о городе Гольдап [Голдап].
Крылов.
Р.S. «Сын цыганского народа» снимался в н-ской армейской пушечной артиллерийской Витебской Краснознаменной бригаде, где командиром гв. полковник Лукьянов.
Незаверенная машинописная копия.
На монтажном листе стоит отметка «Летопись».
ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА
5 февраля 1945 г.
Рельеф, карта – Дульцев.
Беженцы-немцы на дорогах – Беров, Крылов.
Беженцы в городе – Придорогин, Лозовский.
Боевые действия на подступах – все.
Сообщение сержанта-оператора – Лыткин, Соболев.
Крепостная артиллерия Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Форты и укрепления Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Выход к морю – все.
Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – Дульцев, Придорогин.
Побережье, море – Дульцев, Придорогин.
Следы боев за выход к морю – Дульцев, Придорогин.
Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.
Повар раздает пищу – Голубов.
Солдат пришивает пуговицу – Голубов.
Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.
Эпизод с авиаразведчиком – Писанко, Венц.
Штаб перед штурмом. Операт. отдел – Дульцев, Придорогин.
Штурм – все.
Артподготовка – все.
Экспериментальные пушки – Дульцев.
Боевая работа авиации – Писанко, Венц.
Танки идут в атаку – Лозовский, Довнер.
Танковый бой – Лозовский, Довнер.
Наши части врываются на окраину – все.
Уличные бои – все.
Работа пехоты и автоматчиков – все.
Работа артиллеристов – все.
Саперы – все.
Здание правительства – Придорогин.
Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.
Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.
Тюрьма – Параден плац – Беров.
Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.
Дом Биржи – Придорогин.
Вагоностроительный завод – Крылов.
Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – Дульцев, Лыткин.
Сев. – Довнер, Крылов.
Жел. дор. узел – Придорогин.
Дом внутри – Дульцев.
Генералы и полковники – все по особому списку.
Кёнигсберг с самолета – Писанко.
Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.
Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.
Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.
(ГЦМК. Ф. 1.)
Подлинник. Машинопись.