Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756-757 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор Борис Маневич на Северном флоте. 1943 год". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 18683335.
Маневич Борис Исаакович (1910–1992).
Оператор документального кино. Родился в Рогачеве Могилевской губернии. Еврей. Беспартийный. Во время Первой мировой войны семья Маневича переехала в Таганрог, а затем в Ростов-на-Дону. С 1929 г. работал помощником киномеханика в ростовском кинотеатре «Солей». С 1930 г. работал фотографом, затем ассистентом кинооператора на Ростовской студии кинохроники, которая тогда называлась «Базой советской кинохроники». В 1932 г. снял первый самостоятельный сюжет на I Съезде Советов Северо-Кавказского края и был аттестован кинооператором.
Перед началом Великой Отечественной войны командирован в Казахстан на должность директора Алма-Атинской студии документальных фильмов, однако уже в начале 1942 г. призван в армию и направлен на фронт сначала в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию, затем назначен специальным корреспондентом на Северный флот. Почти полтора года Маневич снимал боевые действия в Заполярье.
Он снял уникальные кадры для фильма «69-я параллель», вошедшие в ставшие уже энциклопедическими 20 серий «Великой Отечественной». Запечатленная им торпедная атака иллюстрирует все пособия операторского искусства, а в Англии на примере этого кинодокумента учат тактике морского боя. За кадры, которые стали хрестоматийными, Б.И. Маневич был сильно руган, о чем он сам рассказывал:
«Я летел на самолете-торпедоносце, у которого было задание пустить ко дну немецкий транспорт. Я снял эту атаку и ее финал – горящий корабль. В столице, на студии документальных фильмов, куда приезжал всякий [раз] для проявки пленки и ее монтажа, мне в ОТК заявили: "Материал не пройдет – нет результатов полета…"
К счастью, при разговоре случайно присутствовал другой кинооператор – Сергей Урусевский, незадолго до этого прилетевший с Северного флота. Он протянул монтажный лист и не без иронии пояснил: "Здесь указан результат – это горящий транспорт". Материал пропустили, но в заключении все же отписали: "Очень интересно, но плохо, что атака торпедоносцев снята в пасмурную погоду." Как будто оператор кроме съемок может еще руководить и погодой...»
В служебной характеристике периода его работы в киногруппе 2-го Белорусского фронта (с декабря 1944 г.) отмечалось:
«Проявил себя смелым оператором, спокойно работающим в опасной обстановке. У меня вызывает опасение, что проведенные им съемки будут заниженного качества и неинтересны, т. Маневич как-то слишком безразлично смотрит на происходящие события с точки зрения возможности их фиксации. Он как-то плохо видит материал для съемок в окружающих событиях. Мои опасения сводятся к тому, что за его инертностью скрывается творческая слабость оператора. Не видя его съемок мне трудно делать решительные выводы, но такое впечатление сложилось после бесед с ним и с работавшими с ним в паре операторами. Сейчас Маневич остался без аппарата из-за пожара, при котором погибла камера. А сам он получил серьезные ожоги и после выхода из госпиталя будет направлен в Москву.
20 марта 1945 г. Начальник киногруппы Трояновский».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 76.)
Вместе с войсками 2-го Белорусского фронта Маневичу довелось пройти по дорогам Польши и Германии до Берлина. Его репортажи с фронта вошли в фильмы «69-я параллель», «Победа на Севере», «В логове зверя», «В Померании», 20-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная».
Под Берлином Маневич был тяжело ранен.
«Как и все мы, – вспоминал один из его боевых друзей, – он прошел с нашими войсками западную территорию Советского Союза и далее – по городам и селам Европы. И вот уже в 1945 году, когда наши войска брали Штольп, машина, где сидел Борис со своим напарником Александром Казначеевым, влетела в город. Немецкие автоматчики тут же обстреляли их трассирующими пулями и подожгли автомобиль. Мы подъехали чуть позже и нашли ребят уже в лазарете. Оба были сильно обожжены и забинтованы. И тот, и другой не дослужили до конца войны – их отправили в госпиталь».
С 1945 – оператор Алма-Атинской студии документальных фильмов, Северо-Кавказской студии кинохроники. После войны работал в Осетии, Дагестане, Кабарде, Ставрополе.
В 1948 г. Маневича сняли с должности директора Северо-Кавказской киностудии в Дзауджикау, арестовали и осудили как «врага народа» на 10 лет лагерей. 7 лет вместе с другими заключенными он строил крупнейшие гидроэлектростанции страны, затем на правах ссыльнопоселенца работал на маленькой киностудии в сибирском городе Рубцовске.
С 1957 г. жил в Ростове-на-Дону, вновь был принят на студию кинохроники, стал одним из организаторов местного отделения Союза кинематографистов СССР.
«Атака и большинство материала снято в сумерках...»
«ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА»
22 июля 1944 г.
Монтажный лист
Оператор: Маневич Б.
Метраж 240 м
Объяснение к сюжету не пишу, посылаю газету с подробным описанием событий. Снят командир катера старший лейтенант [нрзб.], на катере которого я ходил в операцию. Атака и большинство материала снято в сумерках.
Незаверенная копия. Машинопись.
«ПЕТСАМСКИЙ ДЕСАНТ»
25 октября 1944 г.
Северный флот
Оператор: Маневич Б.
Метров 540
10 октября корабли капитана 1-го ранга Криванского приняли на борт десантную группу морской пехоты полковника Крылова. Прикрываясь дымом и огнем своего оружия, моряки высадили десант на скалистые берега Петсамской области. Моряки Крылова на берегу развернули боевые порядки и завязали бой за дорогу Мишуково – Петсамо. На второй день морская пехота вышла на эту дорогу, двинулась по ней в направлении на Трифоново. Немцы в панике бежали, сжигая мелкие поселки и укрепления. Полковник Крылов со своим походным штабом все время по радио держал связь с другими десантными группами и направлял в бой свои подразделения. 14 октября моряки подошли к крупному населенному
пункту – Трифоново. Уже несколько дней немцы жгли этот крупный поселок. Утром 15 октября передовые отряды Крылова вошли в сожженный поселок. Вот все, что осталось от одного из самых крупных поселков Петсамской области. В панике отступая, немцы рвали свои береговые батареи, которые долгое время прикрывали вход в залив Петсамо – Вуоно и обстреливали наши берега.
Взятием поселка Трифоново закончилось освобождение Петсамо. Моряки майора Тимофеева в этот же день заняли порт Лиинахамари, армия Карельского фронта – поселок Паркино.
Комбинированным ударом 15 октября Петсамо было освобождено от немцев.
Снято:
Оператор Маневич.
Незаверенная копия. Машинопись.
«Порт Лиинахамари (Петсамо) навечно стал советским...»
13 ноября 1944 г.
Монтажный план № 1535
Оператор: Маневич Б.
Метров 360
Маневич.
Незаверенная копия. Машинопись.
«Тяжелое орудие бьет по дому, в котором засели немецкие снайперы. На стволе орудия надпись: ”За Ленинград”...»
«НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК 2-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА»
12 февраля 1945 г.
2-й Белорусский фронт
К материалу для выпуска режиссера Посельского Я.М.
Монтажный лист №№ 214, 215
Операторы: Б. Маневич, А. Семин
Развивая стремительное наступление, войска фронта заняли город [нрзб.]. Отступая, немцы в бессильной злобе расстреливали мирных жителей. Более 150 трупов были обнаружены во дворе гестапо, у зданий полицейских участков, на улице. «Блюстители нового порядка» расстреляли этих людей за нелегально купленный фунт хлеба, за убой собственного барана, за несвоевременный выход на работу. Продолжая наступление, наши войска перешли границу Восточной Пруссии и заняли первый на их пути прусский город Дойтш-Айлау[1]. В панике, отступая, немцы бросили эшелоны с танками, пушками, военным имуществом. Войска фронта подошли к крупному городу Эльбинг. Немцы оказывали упорное сопротивление в борьбе за город. Бойцы части подполковника Фирсанова первыми ворвались на окраины города, завязались тяжелые уличные бои. Немцы цеплялись за каждый дом. Наши артиллеристы выбивали автоматчиков, снайперов и пулеметчиков противника с чердаков и подвалов домов. В этих боях немцы понесли тяжелые потери. В результате упорных уличных боев, в которых участвовала тяжелая артиллерия
как с той, так и с другой стороны, гор. Эльбинг был разрушен, центральные улицы города превращены в развалины.
Снято:
Операторы: Б. Маневич А. Семин.
Незаверенная машинописная копия.
______________________________
1. По всей вероятности, речь идет о городе Дойч-Эйлау (Илава, польск.).
2. Эльбинг – Эльблонг (польск.). Исторически прусский город, центр древнепрусской области Помезания. Эльблонг был частью Польши с 1446 по 1772 и вновь стал ею после Второй мировой войны. Эльбинг был вторым по численности городом Восточной Пруссии. Части Красной Армии, бравшие город, сначала замкнули кольцо окружения, а потом взяли его штурмом 6 февраля 1945 г. Новое польское население после освобождения Эльбинга в значительной мере состояло из поляков, переселенных из Советского Союза. C 1975 по 1998 год Эльблонг был столицей Эльблонгского воеводства.