Операторы и работники фронтовых киногрупп. Маневич Борис Исаакович


12.11.2019


Автор:
В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756-757 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор Борис Маневич на Северном флоте. 1943 год". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 18683335.

.

Маневич Борис Исаакович (1910–1992).

Оператор документального кино. Родился в Рогачеве Моги­левской губернии. Еврей. Беспартийный. Во время Первой ми­ровой войны семья Маневича переехала в Таганрог, а затем в Ростов-на-Дону. С 1929 г. работал помощником киномеханика в ростовском кинотеатре «Солей». С 1930 г. работал фотографом, затем ассистентом кинооператора на Ростовской студии кино­хроники, которая тогда называлась «Базой советской кинохро­ники». В 1932 г. снял первый самостоятельный сюжет на I Съезде Советов Северо-Кавказского края и был аттестован киноопера­тором.

Перед началом Великой Отечественной войны командирован в Казахстан на долж­ность директора Алма-Атинской студии документальных фильмов, однако уже в начале 1942 г. призван в армию и направлен на фронт сначала в 8-ю гвардейскую стрелковую  дивизию, затем назначен специальным корреспондентом на Северный флот. Почти пол­тора года Маневич снимал боевые действия в Заполярье.

Он снял уникальные кадры для фильма «69-я параллель», вошедшие в ставшие уже энциклопедическими 20 серий «Великой Отечественной». Запечатленная им торпедная атака иллюстрирует все пособия операторского искусства, а в Англии на примере это­го кинодокумента учат тактике морского боя. За кадры, которые стали хрестоматийны­ми, Б.И. Маневич был сильно руган, о чем он сам рассказывал:

«Я летел на самолете-торпедоносце, у которого было задание пустить ко дну немецкий транспорт. Я снял эту атаку и ее финал – горящий корабль. В столице, на студии документальных фильмов, куда приезжал всякий [раз] для проявки пленки и ее монтажа, мне в ОТК заявили: "Мате­риал не пройдет – нет результатов полета…"

К счастью, при разговоре случайно присутствовал другой кинооператор – Сергей Уру­севский, незадолго до этого прилетевший с Северного флота. Он протянул монтажный лист и не без иронии пояснил: "Здесь указан результат – это горящий транспорт". Матери­ал пропустили, но в заключении все же отписали: "Очень интересно, но плохо, что атака торпедоносцев снята в пасмурную погоду." Как будто оператор кроме съемок может еще руководить и погодой...»

В служебной характеристике периода его работы в киногруппе 2-го Белорусского фрон­та (с декабря 1944 г.) отмечалось:

«Проявил себя смелым оператором, спокойно работаю­щим в опасной обстановке. У меня вызывает опасение, что проведенные им съемки будут заниженного качества и неинтересны, т. Маневич как-то слишком безразлично смотрит на происходящие события с точки зрения возможности их фиксации. Он как-то плохо видит материал для съемок в окружающих событиях. Мои опасения сводятся к тому, что за его инертностью скрывается творческая слабость оператора. Не видя его съемок мне трудно делать решительные выводы, но такое впечатление сложилось после бесед с ним и с ра­ботавшими с ним в паре операторами. Сейчас Маневич остался без аппарата из-за пожара, при котором погибла камера. А сам он получил серьезные ожоги и после выхода из госпи­таля будет направлен в Москву.

20 марта 1945 г. Начальник киногруппы Трояновский».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 76.)

Вместе с войсками 2-го Белорусского фронта Маневичу довелось пройти по дорогам Польши и Германии до Берлина. Его репортажи с фронта вошли в фильмы «69-я парал­лель», «Победа на Севере», «В логове зверя», «В Померании», 20-серийную документаль­ную киноэпопею «Великая Отечественная».

Под Берлином Маневич был тяжело ранен.

«Как и все мы, – вспоминал один из его боевых друзей, – он прошел с нашими войсками западную территорию Советского Союза и далее – по городам и селам Европы. И вот уже в 1945 году, когда наши войска бра­ли Штольп, машина, где сидел Борис со своим напарником Александром Казначеевым, влетела в город. Немецкие автоматчики тут же обстреляли их трассирующими пулями и подожгли автомобиль. Мы подъехали чуть позже и нашли ребят уже в лазарете. Оба были сильно обожжены и забинтованы. И тот, и другой не дослужили до конца войны – их отправили в госпиталь».

С 1945 – оператор Алма-Атинской студии документальных фильмов, Северо-Кавказской студии кинохроники. После войны работал в Осетии, Дагестане, Кабарде, Ставрополе.

В 1948 г. Маневича сняли с должности директора Северо-Кавказской киностудии в Дзауджикау, арестовали и осудили как «врага народа» на 10 лет лагерей. 7 лет вместе с другими заключенными он строил крупнейшие гидроэлектростанции страны, затем на правах ссыльнопоселенца работал на маленькой киностудии в сибирском городе Руб­цовске.

С 1957 г. жил в Ростове-на-Дону, вновь был принят на студию кинохроники, стал одним из организаторов местного отделения Союза кинематографистов СССР.


Материалы по теме