Операторы и работники фронтовых киногрупп. Маневич Борис Исаакович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Маневич Борис Исаакович

12.11.2019

В.И. Фомин

Автор:
В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756-757 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор Борис Маневич на Северном флоте. 1943 год". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 18683335.

.

Маневич Борис Исаакович (1910–1992).

Оператор документального кино. Родился в Рогачеве Моги­левской губернии. Еврей. Беспартийный. Во время Первой ми­ровой войны семья Маневича переехала в Таганрог, а затем в Ростов-на-Дону. С 1929 г. работал помощником киномеханика в ростовском кинотеатре «Солей». С 1930 г. работал фотографом, затем ассистентом кинооператора на Ростовской студии кино­хроники, которая тогда называлась «Базой советской кинохро­ники». В 1932 г. снял первый самостоятельный сюжет на I Съезде Советов Северо-Кавказского края и был аттестован киноопера­тором.

Перед началом Великой Отечественной войны командирован в Казахстан на долж­ность директора Алма-Атинской студии документальных фильмов, однако уже в начале 1942 г. призван в армию и направлен на фронт сначала в 8-ю гвардейскую стрелковую  дивизию, затем назначен специальным корреспондентом на Северный флот. Почти пол­тора года Маневич снимал боевые действия в Заполярье.

Он снял уникальные кадры для фильма «69-я параллель», вошедшие в ставшие уже энциклопедическими 20 серий «Великой Отечественной». Запечатленная им торпедная атака иллюстрирует все пособия операторского искусства, а в Англии на примере это­го кинодокумента учат тактике морского боя. За кадры, которые стали хрестоматийны­ми, Б.И. Маневич был сильно руган, о чем он сам рассказывал:

«Я летел на самолете-торпедоносце, у которого было задание пустить ко дну немецкий транспорт. Я снял эту атаку и ее финал – горящий корабль. В столице, на студии документальных фильмов, куда приезжал всякий [раз] для проявки пленки и ее монтажа, мне в ОТК заявили: "Мате­риал не пройдет – нет результатов полета…"

К счастью, при разговоре случайно присутствовал другой кинооператор – Сергей Уру­севский, незадолго до этого прилетевший с Северного флота. Он протянул монтажный лист и не без иронии пояснил: "Здесь указан результат – это горящий транспорт". Матери­ал пропустили, но в заключении все же отписали: "Очень интересно, но плохо, что атака торпедоносцев снята в пасмурную погоду." Как будто оператор кроме съемок может еще руководить и погодой...»

В служебной характеристике периода его работы в киногруппе 2-го Белорусского фрон­та (с декабря 1944 г.) отмечалось:

«Проявил себя смелым оператором, спокойно работаю­щим в опасной обстановке. У меня вызывает опасение, что проведенные им съемки будут заниженного качества и неинтересны, т. Маневич как-то слишком безразлично смотрит на происходящие события с точки зрения возможности их фиксации. Он как-то плохо видит материал для съемок в окружающих событиях. Мои опасения сводятся к тому, что за его инертностью скрывается творческая слабость оператора. Не видя его съемок мне трудно делать решительные выводы, но такое впечатление сложилось после бесед с ним и с ра­ботавшими с ним в паре операторами. Сейчас Маневич остался без аппарата из-за пожара, при котором погибла камера. А сам он получил серьезные ожоги и после выхода из госпи­таля будет направлен в Москву.

20 марта 1945 г. Начальник киногруппы Трояновский».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 76.)

Вместе с войсками 2-го Белорусского фронта Маневичу довелось пройти по дорогам Польши и Германии до Берлина. Его репортажи с фронта вошли в фильмы «69-я парал­лель», «Победа на Севере», «В логове зверя», «В Померании», 20-серийную документаль­ную киноэпопею «Великая Отечественная».

Под Берлином Маневич был тяжело ранен.

«Как и все мы, – вспоминал один из его боевых друзей, – он прошел с нашими войсками западную территорию Советского Союза и далее – по городам и селам Европы. И вот уже в 1945 году, когда наши войска бра­ли Штольп, машина, где сидел Борис со своим напарником Александром Казначеевым, влетела в город. Немецкие автоматчики тут же обстреляли их трассирующими пулями и подожгли автомобиль. Мы подъехали чуть позже и нашли ребят уже в лазарете. Оба были сильно обожжены и забинтованы. И тот, и другой не дослужили до конца войны – их отправили в госпиталь».

С 1945 – оператор Алма-Атинской студии документальных фильмов, Северо-Кавказской студии кинохроники. После войны работал в Осетии, Дагестане, Кабарде, Ставрополе.

В 1948 г. Маневича сняли с должности директора Северо-Кавказской киностудии в Дзауджикау, арестовали и осудили как «врага народа» на 10 лет лагерей. 7 лет вместе с другими заключенными он строил крупнейшие гидроэлектростанции страны, затем на правах ссыльнопоселенца работал на маленькой киностудии в сибирском городе Руб­цовске.

С 1957 г. жил в Ростове-на-Дону, вновь был принят на студию кинохроники, стал одним из организаторов местного отделения Союза кинематографистов СССР.

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Атака и большинство материала снято в сумерках...»

«ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА»

22 июля 1944 г.

Монтажный лист

Оператор: Маневич Б.

Метраж 240 м

  1. Об. пл. Капитан 1-го ранга комбриг ТК Кузьмин дает задание командирам катеров.
  2. Общие и средние планы этого эпизода.
  3. Командиры идут к причалу.
  4. Командир катера объясняет задачу команде.
  5. Катера отходят от причала.
  6. Катера в море.
  7. Выход катеров в атаку, сброс торпеды.
  8. Обстрел катеров кораблями противника, взрыв из-за дыма.

Объяснение к сюжету не пишу, посылаю газету с подробным описанием событий. Снят командир катера старший лейтенант [нрзб.], на катере которого я ходил в операцию. Ата­ка и большинство материала снято в сумерках.

Незаверенная копия. Машинопись.

«ПЕТСАМСКИЙ ДЕСАНТ»

25 октября 1944 г.

Северный флот

Оператор: Маневич Б.

Метров 540

10 октября корабли капитана 1-го ранга Криванского приняли на борт десантную группу морской пехоты полковника Крылова. Прикрываясь дымом и огнем своего оружия, моря­ки высадили десант на скалистые берега Петсамской области. Моряки Крылова на берегу развернули боевые порядки и завязали бой за дорогу Мишуково – Петсамо. На второй день морская пехота вышла на эту дорогу, двинулась по ней в направлении на Трифоново. Немцы в панике бежали, сжигая мелкие поселки и укрепления. Полковник Крылов со своим походным штабом все время по радио держал связь с другими десантными группами и направлял в бой свои подразделения. 14 октября моряки подошли к крупному населенному

пункту – Трифоново. Уже несколько дней немцы жгли этот крупный поселок. Утром 15 ок­тября передовые отряды Крылова вошли в сожженный поселок. Вот все, что осталось от одного из самых крупных поселков Петсамской области. В панике отступая, немцы рвали свои береговые батареи, которые долгое время прикрывали вход в залив Петсамо – Вуоно и обстреливали наши берега.

Взятием поселка Трифоново закончилось освобождение Петсамо. Моряки майора Ти­мофеева в этот же день заняли порт Лиинахамари, армия Карельского фронта – поселок Паркино.

Комбинированным ударом 15 октября Петсамо было освобождено от немцев.

Снято:

  1. Морские пехотинцы выходят из своего расположения и направляются к причалу.
  2. «Охотники» принимают на борт пехоту.
  3. Катера в походе.
  4. Катера ставят дым и ведут огонь по берегу противника.
  5. Десантники высаживаются на берег.
  6. Развернулись боевые порядки.
  7. По дорогам движется группа полковника Крылова.
  8. Полковник Крылов (полный мужчина в светлой английской тужурке) дает распоря­жение по походной рации.
  9. Через залив – горящее Трифоново.
  10. Взорванные береговые батареи.
  11. Проход бойцов по горящему Трифоново.
  12. Общий план Трифоново.

Оператор Маневич.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Порт Лиинахамари (Петсамо) навечно стал советским...»

13 ноября 1944 г.

Монтажный план № 1535

Оператор: Маневич Б.

Метров 360 

  1. Над новой базой соединения Северного флота развивается флаг Военно-морского флота. Порт Лиинахамари (Петсамо) навечно стал советским.
  2. 6-го числа на бригаде истребителей подводных лодок состоялся торжественный ми­тинг, посвященный награждению бригады орденом Ушакова I степени. С приветственным словом выступил контр-адмирал Михайлов. С ответным словом выступил Герой Советского Союза командир Печенегского соединения капитан 3-го ранга [нрзб.].
  3. 6-го числа встретились и поздравили друг друга боевые друзья катерники с высо­кой правительственной наградой, званием Героя Советского Союза, капитан-лейт. Лозов­ского и дважды героя капитан-лейтенанта Шабалина.
  4. 7-го числа на Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригаде подводных лодок подняты флаги расцвечивания. Контр-адмирал Герой Советского Союза тов. Колышкин и кавалер ордена Нахимова кап. 2-го ранга Августинович отправляются на торжественное заседание.
  5. Город Полярное, главная база СФ в день 27-й годовщины Октября, украсился фла­гами расцвечивания.

Маневич.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Тяжелое орудие бьет по дому, в котором засели немецкие снайпе­ры. На стволе орудия надпись: ”За Ленинград”...»

«НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК 2-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА»

12 февраля 1945 г.

2-й Белорусский фронт

К материалу для выпуска режиссера Посельского Я.М.

Монтажный лист №№ 214, 215

Операторы: Б. Маневич, А. Семин  

Развивая стремительное наступление, войска фронта заняли город [нрзб.]. Отступая, немцы в бессильной злобе расстреливали мирных жителей. Более 150 трупов были об­наружены во дворе гестапо, у зданий полицейских участков, на улице. «Блюстители ново­го порядка» расстреляли этих людей за нелегально купленный фунт хлеба, за убой соб­ственного барана, за несвоевременный выход на работу. Продолжая наступление, наши войска перешли границу Восточной Пруссии и заняли первый на их пути прусский город Дойтш-Айлау[1]. В панике, отступая, немцы бросили эшелоны с танками, пушками, воен­ным имуществом. Войска фронта подошли к крупному городу Эльбинг. Немцы оказы­вали упорное сопротивление в борьбе за город. Бойцы части подполковника Фирсанова первыми ворвались на окраины города, завязались тяжелые уличные бои. Немцы це­плялись за каждый дом. Наши артиллеристы выбивали автоматчиков, снайперов и пуле­метчиков противника с чердаков и подвалов домов. В этих боях немцы понесли тяжелые потери. В результате упорных уличных боев, в которых участвовала тяжелая артиллерия

как с той, так и с другой стороны, гор. Эльбинг был разрушен, центральные улицы города превращены в развалины.

Снято:

  1. Расстрелянные польские граждане в гестапо, в полицейском участке и на улице.
  2. Проход войск на Дойтш-Айлау.
  3. Железнодорожная станция Дойтш-Айлау – эшелоны с танками…
  4. Войска на марше.
  5. Отдельные моменты уличных боев за гор. Эльбинг[2]. (Видна надпись «Эльбинг».)
  6. Самоходные орудия с десантом вступают в город.
  7. Тяжелое орудие гвардии лейтенанта Коптева бьет по дому, в котором засели немец­кие снайперы. На стволе орудия надпись: «За Ленинград».
  8. Бьют минометы. Командует капитан Сыркашев.
  9. Командир 1263-го Ленинградского стрелкового полка подполковник Фирсанов на ко­мандном пункте дает задание командирам батальонов (командир полка с картой).
  10. Отдельные моменты уличного боя. Автоматчики выводят пленных из разбитого дома.
  11. Трупы немецких солдат у разбитой пушки.
  12. Проход самоходных орудий с десантом мимо большого количества трупов немец­ких солдат.
  13. Группа пленных на улицах города.
  14. Общие планы города сверху.
  15. Общие планы города со стороны реки, где расположены судостроительные верфи.
  16. Судостроительная верфь.
  17. Машины во дворе гаража.
  18. Разрушенные улицы города.

Операторы: Б. Маневич А. Семин.

Незаверенная машинописная копия.

______________________________
1. По всей вероятности, речь идет о городе Дойч-Эйлау (Илава, польск.).

2. Эльбинг – Эльблонг (польск.). Исторически прусский город, центр древнепрусской обла­сти Помезания. Эльблонг был частью Польши с 1446 по 1772 и вновь стал ею после Второй ми­ровой войны. Эльбинг был вторым по численности городом Восточной Пруссии. Части Крас­ной Армии, бравшие город, сначала замкнули кольцо окружения, а потом взяли его штурмом 6 февраля 1945 г. Новое польское население после освобождения Эльбинга в значительной мере состояло из поляков, переселенных из Советского Союза. C 1975 по 1998 год Эльблонг был столицей Эльблонгского воеводства.


Материалы по теме