Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 798-799 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны (слева направо): Малик Каюмов и Алексей Георгиевич Семин". Фото из частного архива семьи Семиных.
Семин Алексей Георгиевич (1914–2001).
Оператор документального кино. Русский. В годы Великой Отечественной войны – беспартийный. Член ВКП(б) с 1950 г. Оператор в киногруппе Центральной студии кинохроники. Со студенческой скамьи, прямо из ВГИКа, Алексей Семин ушел на фронт. Снимал на Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м Белорусском фронтах. Снятые кадры вошли в фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны», «Битва за нашу Советскую Украину», «В Померании», выпуски кинохроники и киножурналов. В кинолетописи Великой Отечественной навсегда останутся кинокадры, снятые им в боевой обстановке.
В служебной характеристике кинооператора А.Г. Семина от 16 марта 1944 г. говорилось:
«Заснял за 2 полугодие 1943 г. 8 сюжетов. Из них 4 приняты в СЖК: 1 для периферии и 3 для фильмов. К боевым отнесены 2 съемки: "Южнее Невеля" и "Духовщина".
Молодой, способный оператор, менее года тому назад переведенный из числа ассистентов. Долгое время работал в качестве ассистента с такими опытными хроникерами как Небылицкий и Каюмов. При переходе т. Семина к самостоятельной работе его творческий рост несколько задержался.
Действительно, прав т. Филь, что в течение летних боев 1943 г. репортаж т. Семина был слабым и недоработанным. Однако нельзя согласиться в определении причин этих недостатков и в той общей характеристике, которую он дает т. Семину на этом основании.
В съемках т. Семина никогда не отмечалось преобладания инсценированных или организованных кадров. Наоборот, отмечалось его умение снимать отдельные кадры, убедительно передающие различные боевые моменты.
Но при этом т. Семин не умел мыслить монтажно, практически его кадры были плохо связаны друг с другом, они распадались, не давая завершенного эпизода или законченной картины, характеризующей обстановку.
Наша оценка работы т. Семина подтверждается его дальнейшей работой и, в частности, зимними съемками 1943–44 гг.
За убедительный боевой репортаж "Южнее Невеля" т. Семин получил денежную премию (декабрь 1943 г.).
В январе т. Семин прислал интересный боевой сюжет, снятый в передовой части, которая была отделена от противника только на ширину насыпи железной дороги. В этом сюжете оператор проявил умение мыслить более связно монтажно и дал свежий, колоритный боевой материал:
Здесь мы отмечаем тенденции в творческом росте молодого оператора, которые, однако, пока не дают основания для перевода его в более высокую категорию.
Ст. редактор: Попов.
Считаю правильным оставление т. Семина в прежней категории и указание в приказе на наличие творческого роста оператора.
Нач. отд. фронтовых групп Трояновский.
Зам. нач. киногруппы Волх. фронта Тимофеев».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 7.)
Более поздняя характеристика еще краше:
«Товарищ Семин один из лучших операторов. Эта оценка охватывает как профессиональные качества его, так и моральные, необходимые для положительной характеристики кинооператора-фронтовика. Дисциплинированность, смелость, подчас переходящая в излишнюю личную скромность, и подтянутость – вот черты, характерные для Семина в летнюю операцию наступления в Белоруссии. Семин неоднократно проявлял мужество и настойчивость в работе. Из-под автоматного огня противника вынес раненого товарища оператора Каюмова, вместе со своей и его аппаратурой. Снимал настоящие атаки в одном из полков Орловской дивизии. Снимал уличные бои в г. Эльбинге. Семин дал ряд высококачественных съемок…»
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 83.)
Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны, работая на ЦСДФ, А. Семин продолжал вести кинолетопись страны, с присущей ему образностью снимая документальные фильмы уже как автор-оператор.
В 1963–1977 – директор ЦСДФ.