Операторы и работники фронтовых киногрупп. Стояновский Семен (Шлема) Абрамович (1917–1945)


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Стояновский Семен (Шлема) Абрамович (1917–1945)

27.08.2019

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 809-811  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор С. Стояновский снимает пленных немцев. 1943 - 1944 гг.". Автор фото: А. Левитан. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374752).

Стояновский Семен (Шлема) Абрамович (1917–1945).

Оператор документального кино. Еврей. В 1940 г. окончил операторский факультет ВГИКа.

В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор. Уже в первой его служебной характеристике подчеркивалось: «Работать любит, технически грамотен».

Яркие воспоминания оставил о нем Роман Кацман (Григорьев), руководивший в годы войны Отделом фронтовых киногрупп:

«...комсомолец Семен Стояновский – токарь киев­ского завода "Арсенал", затем студент ВГИКа. Защитил диплом оператора кинохроники в 1940 году. Война застала его у под­ножия Эльбруса, где он, тогда еще ассистент оператора, вел съемки восхождения аль­пинистов. А через несколько дней, уже в составе фронтовой киногруппы, снимал бои на реке Прут. Отсюда начались для него горькие дни отступления».

Потом в автобиографии, рассказывая о своих дорогах войны, он писал:

«Длинный путь отступления пролегает через Тирасполь, Одессу, Николаев, Запорожье, Днепропетровск, Донбасс. Второе летнее отступление 1942 года проходит через Ростов, Сальск, Майкоп, Туапсе. Бои в районе Туапсе – Новороссийск. В январе 1943 года – наступление на Краснодар. Лето 1943 года – битва на Кубани. Осень 1943 года – десант в Крым».

За строками этой скупой автобиографии – бесценные кадры, сохра­нившие правду тех дней: долгие марши, тяжкий солдатский труд, короткие передышки, схват­ки бронебойщиков с вражескими танками, действия пехоты в кубанских плавнях, атаки, бои у стен Новороссийска – талантливый репортаж, в котором искусство художника и мужество солдата слились воедино.

Стояновский снимал много и увлеченно, параллельно по несколько сюжетов: нака­пливал детали, штрихи фронтовой, солдатской жизни. Даже частичный перечень его съе­мок в киногруппе Северо-Кавказского фронта свидетельствует о широте взглядов, раз­нообразии интересов фронтового киножурналиста: «Северо-восточнее Туапсе», «Ложная батарея», «Разрушенный Туапсе», «После боя (морская пехота отдыхает)», «Нефтегорские партизаны», «Взятие Краснодона», «Взятие станицы Абинская». «Казачки помогают Крас­ной Армии бить врага», «На перегоне Полтавская», «Процесс предателей в Краснодаре», «Прорыв Голубой линии», «Девушки-снайперы», «Девушки-связистки», «Огневой шквал», «Взятие Темрюка», «Авиасъемки для фильма "Кавказ"», «Похороны генерала армии Апа­насенко в Ставрополе», «Десант в Крыму», «На Керченском плацдарме». («Их оружие – кинокамера». С. 261.)

Отзыв Кацмана и Каравкина на сюжет «На Кубани прорвана голубая линия», снятый киногруппой Северо-Кавказского фронта (операторы Котляренко, Стояновский). 05 октября 1943 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 15072523.

Характеристика кинооператора С.А. Стояновского от 30 июня 1944 г. гласила:

«Тов. Стоя­новский – это молодой талантливый оператор, творчески окрепший и выросший за время своей работы на фронте.

В 1943 году он был одним из активнейших участников съемок битвы за Кавказ. Снял ряд ценных и интересных эпизодов на Черноморском побережье. Смело и самоотвержен­но работал во время освобождения Новороссийска и Таманского полуострова.

В январе 1944 года стал участником первого десанта на Крымскую землю. Дал репор­таж о боевой жизни десантников, который снимался на небольшом плацдарме, в непо­средственной близости от врага и под его огнем.

Впоследствии т. Стояновский упорно и с большим творческим умением провел съемки боев за гор. Керчь.

Материал т. Стояновского широко использовался в СКЖ и включался в фильм "Осво­бождение Крыма".

Оператор заслуживает представления к награде».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 91. Л. 96.)

Заслуженная ранняя слава не вскружила голову молодому оператору. Он продолжал творчески расти, неутомимо расширяя диапазон своего профессионального опыта.

«Вся работа оператора Стояновского отличается организованностью, постоянной тре­бовательностью к себе, умелой, осмысленной съемкой репортажа, стремлением дать по­больше боевых кадров.

В Ясско-Кишиневской операции Стояновский, будучи еще ассистентом оператора, пол­ностью обеспечил яркое отражение событий на своем участке наступления: форсиро­вание Днестра, лиманы, Аккерман, Измаил, Констанца. Высокое качество съемок этой операции подвело итог его росту, и ему было присвоено звание кинооператора.

В Болгарии, Югославии (Пожаревац, Белград) и теперь Будапеште Стояновский дал также хорошие съемки.

Работает он смело, энергично, инициативно. Наблюдателен, остро схватывает фак­ты, правильно отбирает материал для съемок. Старается непрестанно обогащать художественно-технические стороны своей работы. Ведет себя образцово, дисциплини­рован, четко выполняет все возлагаемые на него задания.

Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта (Кацман)».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 16.)

Это была последняя служебная характеристика совсем еще молодого, но поистине блестящего мастера боевого кинорепортажа.

Стояновский погиб во время съемок боев за Вену, за несколько дней до полного осво­бождения Австрии.

Кинооператор Иван Чикноверов, раненый в том же бою и находившийся рядом с Семеном Стояновским, вспоминал:

«Мы пошли с группой, которая должна была в ходе уличных боев штурмовать дом в тупике. Планировалось так: выкатить орудие, подавить огневые точки, а потом по левому и правому тротуару улицы двумя группами броситься на штурм дома. Мы договорились, что Семен пойдет с правым отрядом, а я с левым. Из пушки сделали несколько выстрелов, снаряды кончились. Нельзя было терять ни секун­ды, поэтому сразу же двумя группами рванулись в атаку. Но нам, видимо, удалось подавить не все огневые точки, потому что немцы сразу открыли шквальный огонь. Били из пушек мелкого калибра, из пулемета, из автоматов. Из окон домов стреляли снайперы. На моих глазах погиб комроты, стали падать бойцы. Положение было безвыходным. Чтобы укрыться от огня, я бросился головой вперед в витрину какого-то магазина, пробил стек­ло и упал на пол. Но за те несколько секунд, что я был в воздухе, меня ранило семь раз: в плечо и бедро, перебило руку и обе ноги. Аппарат с наполовину снятой кассетой упал рядом со мной. Я успел разглядеть, что на улице среди убитых и раненых лежит Стоянов­ский. Он шевелился и, значит, был жив, но в тот момент я ему ничем не мог помочь. Как потом оказалось, Семен лежал с перебитой рукой и тяжелым ранением в живот. Через несколько минут другая наша часть штурмом взяла дом, один майор вытащил меня из магазина, а солдаты во главе с лейтенантом подобрали и вынесли Стояновского вместе с камерой. Моя камера осталась в магазине, майор потом принес ее мне.

Нас с Сеней везли на одной машине. По дороге он все время говорил, что для него война скоро кончится. Его привезли в госпиталь и сразу же положили на операционный стол. Потом меня отправили в другой госпиталь. Спасти Семена не удалось.

 Семен Стояновский умер на восьмой день после ранения. Вена была уже освобожде­на, для Австрии наступил мир».

(Не забыто! С. 77.)[1]

Кинохроника, снятая оператором в годы войны, вошла в документальные фильмы, в частности, в фильм «Берлин» (1945).

Семен Стояновский стал лауреатом Сталинской премии I степени (1946, посмертно). Награжден орденом Отечественной войны II степени, и медалью «За боевые заслуги»).

___________________________
1. Согласно информации справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 815): "Погиб от ранения, полученного во время съемок форсирования канала реки Дунай".

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«КОМВЗВОД МАРУСЯ МАРТЫНЕНКО»

28 августа 1942 г.

Монтажный лист № 902

Сюжет снят в районе действий 18-й армии СКФ

Оператор: С. Стояновский

Снято 115 метров, пленка СЧС-2 и «Панхром», эмульсия 120

18-летняя комсомолка Маруся Мартыненко – командир взвода конных разведчиков 383-й сд – завоевала себе среди бойцов и командиров дивизии заслуженную славу бес­страшной разведчицы, преданной дочери своего народа.

В августе 1942 года дивизия попала в окружение. Предстояла ответственная раз­ведка для выяснения сил противника. Эту задачу с честью выполнила Маруся. Под видом местной жительницы она проникла в ст. Апшеронскую, занятую противником, и устано­вила численность немецких войск, расположение огневых точек и со­стояние дорог.

В бою она дралась в первых рядах, смело и с большим уме­нием руководила своим взводом. Прекрасный кавалерист, Маруся Мартыненко учит своих бойцов искусству воевать и побеждать.

В сюжете снято:

По лесу пробирается девушка в гражданской одежде. Она про­ходит между деревьев, переходит горную речушку и идет дальше. Это Маруся Мартыненко возвра­щается из разведки с важными сведениями о противнике.

В балочке сосредоточен конный эскадрон лейтенанта орденоносца Владимира Карповича Хацко. При­ходит Маруся и сообщает лейте­нанту данные своей разведки.

Хацко подает команду «по ко­ням». Конники выезжают на опе­рацию, Маруся остается.

Едут кавалеристы, их на галопе нагоняет Маруся – она уже в полной военной форме, это уже не переодетая девушка-разведчица, это комвзвода тов. Мартыненко.

Рядом едут Хацко и Мартыненко, лейтенант дает задание Марусе зайти с 5-ю бойцами противнику с фланга.

Две группы разъезжаются. Конники рассыпаются по лесу.

Маруся и один из бойцов, быстро спешившись, перебежали и залегли. Боец стреляет. Идет перестрелка.

Маруся вскакивает на коня, увлекая за собой бойцов в атаку. Промчались всадники с клинками наголо.

28/VII-42 г. Кинооператор Стояновский.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф. 

 

«СЛЕДЫ ВАРВАРСКОЙ БОМБАРДИРОВКИ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ТУАПСЕ»

12 октября 1942 г.

Монтажный лист (для летописи)

Операторы: Стояновский С., Аронс И.

Снято на пленке «Панхром»

Снято:

  1. Общий вид города Туапсе – панорама на порт.
  2. То же – с зенитчиками на переднем плане. Укрупнение.
  3. Разрушенный жилой дом.
  4. Большой каменный жилой дом с отвалившейся стеной. На переднем плане арка курортного киоска.
  5. Женщина разыскивает вещи в груде развалин. Вокруг все выгорело. Торчит труба. В глубине разрушенное строение.
  6. Большая воронка, разрушенный жилой дом, из груды мусора торчат кровати. По улице проходит слепой старик, опирающийся на мальчика.
  7. Ребенок сидит на крыльце разрушенного дома. Старший мальчик выносит из разва­лин куклу, девочка довольна, убаюкивает куклу.
  8. Разрушенная библиотека им. Пушкина. Вывеска. Груды растрепанных книг.
  9. Общий план разрушений на улице. Угловое здание с вырванным углом, оставшиеся буквы вывески «...ндитерская».
  10. Выжженный и развороченный сад. Впереди оставшаяся табличка «Рвать цветы, ходить по газонам воспрещается». В глубине разрушенное здание.
  11. Общий план с другой точки.
  12. Оставшиеся в городе жители живут во дворе. На фоне разрушенного дома старуха варит пищу.
  13. Средний план – дети едят. Котенок ласкается к малышу.

Операторы: Стояновский, Аронс.

Пленку в количестве 76 м списать со Стояновского.

Подлинник. Машинопись.

«ОГНЕВОЙ ШКВАЛ» (НОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОГНЕМЕТЧИКОВ)

1 сентября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт

Монтажный лист № 1121

Асс. оператора: С. Стояновский, Л. Котляренко

Снято 150 метров, пленка «Изопанхром», эм. № 134

(Пленка списывается по 75 метров с каждого оператора)

Для дикторского текста

С горной местности северо-восточнее Новороссийска противник укрепил свой перед­ний край большим количеством дзотов, опоясался колючей проволокой, глубоко зарылся в землю.

Успешную борьбу с немецкими огневыми точками ведут наши огнеметчики. Действуя в составе штурмовых групп, огнеметчики прорываются вплотную к дзотам и запускают огнен­ную струю в амбразуры. От такого огненного «душа» немцам в земле становится основатель­но жарко, и редко кто из них потом может поделиться своими впечатлениями о пережитом.

Снято:

Наблюдательный пункт огнеметного батальона. За укрепленной полосой противника, за­секая огневые точки, ведут наблюдение майор Сухих – командир сводного огнеметного батальона, лейтенант Булейко (отмечает огневые точки на схеме) и старший лейтенант Кобзарев.

Через каше бинокля мы видим один за другим несколько немецких дзотов и систему проволочных заграждений.

Огнеметчикам совместно с штурмовыми группами приказано уничтожить засеченные вражеские дзоты. На выполнение боевого задания идут штурмовые группы. В строю вид­ны фигуры огнеметчиков с баллонами за спиной. Наступившая темнота дала возможность незаметно нашим бойцам пробраться вплотную к вражеской обороне. Видно, как вперед устремились штурмовые группы автоматчиков и гранатометчиков. Растерявшиеся нем­цы не успели даже открыть огня. Энергичными бросками штурмующей группы сожгли и разрушили несколько вражеских огневых точек.

Утром следующего дня с наблюдательного пункта были видны результаты ночного удара. Клубы дыма поднимались над тем местом, где еще вчера были немецкие укре­пления. Лейтенант Булейко вычеркивает из схемы вражеской обороны уничтоженные дзоты противника.

Асс. оператора С. Стояновский, Л. Котляренко.

Снято в районе высоты 114,1 северо-восточнее Новороссийска.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

Подчеркнутые строки зачеркнуты цензурой.

 

«НА КУБАНИ ПРОРВАНА НЕМЕЦКАЯ ОБОРОНА – "ГОЛУБАЯ ЛИНИЯ[1]»

20 сентября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт, 56-я армия

Монтажный лист

Ассистенты операторов: Л. Котляренко, С. Стояновский

Снято – 425 метров, пленка – «Панхром», эм. №№ 134, 154, пленку списать с Котляренко – 350 м, со Стояновского – 75 м

Снято:

  1. Действия 22-го стрелкового корпуса.

1) Перебежки бойцов, автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков на рубежи штурма «Голубой линии».

2) Проходы танков с десантами через боевые порядки наступающих рот на рубеже накопления.

3) Окапывание бойцов на достигнутых позициях.

4) Атака – бросок батальона с фланга обороны противника.

  1. Действия 63-й отдельной танковой бригады.

1) Проходы танков, которые развертываются для атаки.

2) Высадка танкового десанта (мотострелкового батальона) на нейтральной полосе.

3) Штурм танками, во взаимодействии с пехотой, вражеских высот.

  1. «Голубая линия».

1) Трупы немцев в месте прорыва.

2) Подбитые орудия и танки врага.

3) Инженерные сооружения: проволочные заграждения, бетонированные доты, система дзо­тов, траншей с огневыми ячейками, хода сообщения полного профиля, минные поля.

Немцы назвали ее многозначительно – «Голубой линией». Она должна была олице­творять их надежды на Кубани. Они расхваливали ее своим солдатам и офицерам, а те хвастались укреплениями, мощью инженерных сооружений и заграждений, силой и системой огня.

Долго создавалась эта линия. Еще когда бои велись на дальних подступах, немцы сгоняли сюда население, рыли траншеи, строили блиндажи, доты и дзоты.

Но мы взяли ее. Вот она, эта линия. Из этих траншей уже не изрыгается металл. Линия мертва. Сила советского оружия, воля наших бойцов и командиров оказались крепче бетона. Советские воины прорвали «Голубую линию» и отбросили противника на Запад. 1

  1. Трагедия кубанских станиц.

1) Станица Молдавская.

Все население от грудного ребенка до глубоких стариков гитлеровцы угнали в раб­ство. Все в станице – от самой маленькой хатки до колхозных и общественных зданий – совершенно разрушено. В станическом театре (большое 2-этажное здание) устроили ко­нюшню, а при отходе немцы его подорвали. Подорвали колодцы, сплошь минировали тропинки, дороги, улицы, дворы и огороды. Станица мертвая, не осталось ничего живого.

2) Станица Киевская.

Эта станица также превращена гитлеровцами в пустыню. В цветущей кубанской ста­нице все взорвано, сожжено, разрушено. Школу и здание стансовета фашисты разрушили для строительства кирпичной дороги (сняты полуразобранные стены). Для этой же цели они заставляли население разбирать печи. Сначала трудоспособное население угнали в фашистское рабство, а потом выселили всех и все имущество разграбили. Гитлеровские разбойники предпочли грабить без свидетелей.

В материале имеются съемки станицы Баканской. Сняты следы прямых попаданий наших бомб во вражеские эшелоны.

Оператор Котляренко.

Ассистент оператора Стояновский.

Подлинник. Машинопись.

1. Материал этих съемок получил высокое одобрение Главкинохроники. В заключении руководства Главка говорилось: «Панораму танковой атаки мы расцениваем, как безус­ловную удачу операторов. Эти кадры производят сильное впечатление. Огонь, который ведут массы движущихся машин, десантники, приготовившиеся к бою, соскакивающие с танков, засняты с большой выразительностью.

Тов. Котляренко и Стояновский дали в этих съемках представление об основных осо­бенностях преодоления “Голубой линии” – массированном танковом наступлении, силе вражеской обороны.

Хуже, поверхностно заснята прорванная немецкая укрепленная полоса. Не отсняты укрепления, окопы, блиндажи». (ГЦМК. Ф. 26.)

«ПОСЛЕ БОЯ»

20 сентября 1942 г.

Монтажный лист

Асс. оператора: С. Стояновский

Снято – 85 метров

Для дикторского текста

Сегодня вышла из боя 2-я бригада морской пехоты, сражавшаяся в районе Новорос­сийска.

После многодневных тяжелых боев бойцы смогут отдохнуть и привести себя в поря­док.

Перед нами герои – моряки 144-го батальона, которым командует капитан-лейтенант Востриков. Вчера еще они самоотверженно отражали ожесточенные атаки немцев и сво­ими контратаками наносили большие потери озверелым фашистам.

Плохо приходится немцу, когда в бою он встречается с советским моряком. А сегодня краснофлотцы отдыхают, чтобы завтра с новыми силами бить и истреблять гитлеровских бандитов.

Снято:

Моряки идут по прибрежной гальке – они возвращаются с передовой линии.

Батальон расположился в саду.

Политрук товарищ Зубрийчук проводит беседу с бойцами об опыте прошедших боев. Он рассказывает, как вчера смело шел в атаку, увлекая за собой бойцов, старшина 1-й статьи Николай Сутягин.

Бойцы смотрят на своего товарища, которого в этот момент бреет его друг Михаил Трилисский. Когда политрук говорит о героизме Сутягина, тот встает.

Здесь же склонился над письмом к жене старшина 2-й статьи тов. Данько. Это тоже герой. В последнем бою он героически спас жизнь раненому командиру, протащив его на себе 10 километров.

В другом бою ему поручили командовать взводом. С этой задачей он справился бле­стяще. За отвагу в бою командование представило тов. Данько к правительственной на­граде.

У дерева – санитарка Мария Долженко перевязывает раны старшине 2-й статьи тов. Шевченко, раненому в последнем бою.

Несмотря на ранение Шевченко не пожелал идти в госпиталь и продолжает выпол­нять боевые задания.

В другом конце сада моряки собрались вокруг гитариста и танцора, лихо отплясыва­ющего «яблочко» (пляшет краснофлотец Василий Морозов).

20.9.1942 г.

Подлинник. Автограф.

«С взятием города Темрюк началось освобождение Таманского полуострова...»

«ТЕМРЮК»

28 сентября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт, 9-я армия

Ас. оператора: Стояновский

Снято 165 метров. Пленка «Панхром», эм. № 154

Утром 27 сентября наши части выбили немцев из Темрюка. С взятием города Темрюк началось освобождение Таманского полуострова от немецких захватчиков.

Уходя, немцы варварски взорвали и сожгли большую часть города. Ими разрушены три школы, Дом соцкультуры, несколько поликлиник, школа ФЗУ, консервный завод и много других зданий.

С радостью население встретило бойцов Красной Армии. Наши части проходят по ули­цам города, движется пехота, артиллерия, обозы.

Снято:

Подвижные группы подразделения тов. Гавриленко переправляются через плавни, чтобы зайти во фланг противнику, засевшему в городе.

По высохшему болоту бойцы переносят легкие надувные лодки, в этих же лодках они уходят по лиману вперед. Другая группа в плавательных костюмах форсирует один из рукавов Кубани.

Наблюдательный пункт батареи капитана Блюмкина притаился у самой реки.

У хуторка на подступах к городу враг пытался сопротивляться. Здесь мы видим его разбитые блиндажи, трупы немецких солдат.

Группу пленных немцев и румын привели к стогу сена. Фрицы, прижатые к морю, предпочли сдаться в плен.

Нескончаемые колонны нашей техники входят в город. Население радостно встречает своих освободителей.

Вот происходит волнующая встреча: из партизанского отряда в родной город возвра­тился работник Темрюкского порта тов. Бобров, со слезами радости встречают его родные и соседи.

Разрушенные дома и улицы города. Целый квартал по Советской улице был сожжен немецкими факельщиками. Не забыли они также взорвать здание полиции.

Еще горят причалы у пристани. Груды развалин остались от крупнейшего консервного завода.

В центре города фашисты установили обелиск с изображением железного креста. Наши бойцы сбрасывают ненавистную эмблему с постамента.

По городу продолжают двигаться колонны наших войск (общий план города с крыши).

Ассистент кинооператора Стояновский.

Подлинник. Машинопись.

«Не спасли фрицев их хитроумные доты...»

«ДЕСАНТ В КРЫМ»[1]

7 ноября 1943 г.

Монтажный лист

Операторы: А. Казначеев, С. Стояновский

Съемка оператора Казначеева – снято 290 метров на разной пленке, всего 11 кусков, в том числе 2 куска «Дюпон».

Подробные указания на коробке с пленкой.

Войска Северо-Кавказского фронта с первого ноября начали десантные операции и штурмовали Крымское побережье в районе Керченского пролива.

В ночь со 2 на 3 ноября 11-й гвардейский Краснознаменный корпус начал штурм кре­пости Еникале (десантом с моря). Немцы имели огромные преимущества в обороне. За время своего пребывания в Крыму они тщательно укрепили побережье. Зарылись в землю, понаделав себе железно-бетонные укрепления. Не спасли фрицев их хитроумные доты. Наша артиллерия, работавшая из районов Тамани и косы Чушка, снесла все их укрепления.

В 23 часа 2 ноября на Крымский берег победоносно вступила прославленная дивизия, на знамени которой сверкают три ордена Красного знамени, орден Ленина и орден Суво­рова. Это 55-я гвардейская Иркутская дивизия.

Неувядаемой славой покрыла себя эта дивизия в 1918 году. В осенние дни 1918 г. диви­зия штурмовала под руководством тов. Фрунзе Перекоп. В дни 26-й годовщины Октября славная дивизия под командованием гвардии генерал-майора тов. Аршинцева зацепи­лась за восточный берег Крыма.

Операторы высадились вместе с частями дивизии на второй день штурма. Мы сняли, как части штурмуют знаменитую Крымскую крепость Еникале.

В населенных пунктах Маяк и Опасный каждый дом был немцами превращен в кре­пость. Все побережье было окутано колючей проволокой.

Высадка нашего десанта была настолько стремительна, что потерявшие былую стойкость немцы оставили свои пушки и наши гвардейцы вели из них огонь по отступающим фрицам.

Из блиндажа бойцы-гвардейцы выводят пленного немца – это первый взятый в плен в Крыму фриц. Он из Нюрнберга, имя его Людвиг Майзей. Он хотел укрыться в блиндаже, но был найден нашими бойцами.

Снят немецкий указатель приблизительно с таким текстом: «Укороченная дорога на Феодосию».

В операции отлично показал себя гвардии лейтенант Бережной Павел Иванович. Он четырежды орденоносец. Он сапер. Его подразделение за время освобождения Тама­ни обезвредило десятки тысяч мин. Во время штурма Крыма он был в первых рядах и действовал как строевой командир.

На наблюдательном пункте заснят гвардии генерал-майор Аршинцев, его заместитель по политчасти полковник Штанев (снят с трубкой), начальник штаба дивизии полковник Малолетко (с усами). Тов. Малолетко один из старейших командиров дивизии, в которой он с 1931 года.

В перерыве между боями бойцы дивизии читают свежую газету с шапкой «Даешь Крым».

У оператора Казначеева снято:

Атака, побережье. Перебежки. Стреляющие ПТР, пулеметчик. Читка газет.

Раненый телефонист передает приказание.

Населенный пункт Опасный. Улицы, дома, школа морского ученичества.

Крепость Еникале – крепость, имеющая свою историю. В этой крепости когда-то Суво­ров защищал Крым от нападения турок. Здесь в шутку говорят: «Суворовцы штурмовали крепость Суворова».

Проволочные заграждения на берегу моря.

Берег моря, где происходит высадка судов.

Виден противоположный берег – коса Чушка, откуда идут подкрепления.

Командующий 11-м гвардейским корпусом генерал-майор Сергацков (он снят говоря­щим с генералом Аршинцевым, идет по склону и спускается вниз).

Минеры, под руководством гвардии лейтенанта Бережного проверяют подозритель­ные места. Бережной снят крупно.

Дымовые завесы над Керченским проливом.

Восход солнца из-за косы Чушка.

Раненые.

Операторы Казначеев, Стояновский.

Крым.

Верно: Нач. киногруппы Трояновский.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

1. 31 октября 1943 года советские войска начали переправу через Керченский пролив. О тяжести и ожесточенности боев при обороне и освобождении Керчи свидетельствует тот факт, что за эти бои 146 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

 

«Взятие Секешфехервара»

«НАСТУПЛЕНИЕ 3-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА»

Монтажный лист

Оператор: С. Стояновский

Снято – 285 метров

Пленка – «Суперпан» и «Феррания»

Перейдя в наступление, 4-я гвардейская армия 3-го Украинского фронта, прорвав оборону противника в районе города Секешфехервара, после трехдневных боев овладела городом.

Снято:

Наша пехота в окопах перед наступлением. Бойцы в напряжении, взоры обращены вперед. На наблюдательном пункте 80-й гвард. стрелковой дивизии. Комдив, гв. полковник Василий Иванович [Чижов], и начподив, гв. полковник Хадневич Павел Григорьевич выходят из зем­лянки и по ходу сообщения подходят к стереотрубе. На НП 20-го гв. корпуса гв. генерал-майор Бирюков Николай Иванович со штабными офицерами ведет наблюдение за противником.

Артиллерийская подготовка, огонь из всех орудий.

Залпы гвардейских тяжелых минометов.

Бойцы поднимаются из окопов. Уходят в атаку.

Территория алюминиевого завода на окраине города Секешфехервар, на заводском дворе гвардейские минометы ведут огонь по центру города.

Старинный замок в пригороде. Бой автоматчиков в замке. Атака пехоты. Самоходки выходят на огневые позиции. Проводят пленных по улицам. Навстречу идут наши танки. Проход войск по улицам города Секешфехервар. Убитые немецкие солдаты на улицах.

В боях под городом ранен в голову командир пулеметного расчета гвардии старший сер­жант Павленков, товарищи перевязывают ему рану и увозят в санчасть.

Кинооператор Стояновский.

Подлинник. Машинопись. Без даты.

 

«Героям Дуная – слава!»

СЮЖЕТ ДЛЯ ЖУРНАЛА «НОВОСТИ ДНЯ»

27 марта 1945 г.

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 504

Операторы: С. Стояновский, И. Чикноверов  

Снято – 220 метров, пленка «Суперпан».

Пленку списать со Стояновского – 120 метров, с Чикноверова – 100 метров

В конце марта 1945 года в придунайских городах Венгрии Мохаче, Пакше и Дунафёльдваре были торжественно открыты памятники – обелиски в честь героев, воинов 4-й гвар­дейской армии, павших при форсировании Дуная в декабре 1944 года.

Снято:

  1. Торжественный митинг у обелиска в городе Мохач. На митинге присутствовали де­легации от частей 4-й гвардейской армии, части болгарской армии и офицеры мадьяр­ской армии, <…>, а также население города.

Выступление члена Военного совета армии гв. генерал-майора Семенова.

На трибуне группы Героев Советского Союза, получивших это звание за форсирование Дуная.

Надпись на обелиске.

Общий план – панорама на реку Дунай и памятник.

  1. Торжественный митинг в гор. Пакш в честь открытия обелиска.

Общий план – панорама реки Дунай и митинг у обелиска.

Салют из зенитных орудий.

Возложение венков.

Средние и крупные планы наших солдат и офицеров, гражданского населения.

  1. Торжественный митинг у обелиска в Дунафёльдваре.

Момент опускания чехла с обелиска.

Надписи на памятнике.

Детали памятника.

Возложение венков.

Общие и средние планы присутствующих.

Кинооператоры Стояновский, Чикноверов.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

 Похороны фронтового кинооператора Семёна Стояновского. г. Вена (Австрия). Апрель 1945 года Фото из архива автора.

 «ПОХОРОНЫ СТОЯНОВСКОГО»[1]

20 апреля 1945 г.

Монтажный лист №№ 563, 564

Операторы: Сокольников – 90 м, Асланов – 60 м

«Суперпан» 150 м

17 апр. 8 ч. вечера умер после тяжелого ранения наш товарищ Сема Стояновский.

19 апреля Сема похоронен нами в центре гор. Вены, на площади нового здания коро­левского дворца Франца Иосифа.

Снято:

Траурная процессия на улицах города, за гробом идут его товарищи. У могилы высту­пает Файк.

Асланов.

Подлинник. Автограф.

1. Снимая бои за освобождение австрийской столицы, погиб один из лучших фрон­товых операторов Семен Стояновский. Он погиб, снимая форсирование нашими войска­ми дунайского канала.

Начальник киногруппы Роман Григорьев вспоминал:

«Цеплявшиеся за каждый клочок земли гитлеровцы вели по переправе шквальный минометный огонь, но наши саперы, успешно преодолевая водную преграду, продви­гались вперед. С ними шли кинооператоры Иван Чикноверов и Семен Стояновский. Мина разорвалась с ними рядом. Взрывной волной Стояновского отбросило на раз­валины горевшего дома. Офицер, которому удалось вытащить раненого оператора из огня, рассказывал: "Истекающий кровью, с перебитой рукой, он все еще держал каме­ру, а губы шептали: "Аппарат... сохраните аппарат... Не засветите пленку... Передайте в политуправление..."".

Раны Чикноверова оказались легче. За жизнь Стояновского боролись лучшие врачи фронта. И все же любимца киногруппы 3-го Украинского фронта, отважного, всегда жиз­нерадостного товарища, требовательного к себе художника, не стало».

(«Их оружие – кинокамера». С. 254–255.)

 Кинорежиссер Эмир Файк вспоминал:

«В небольшом саду – в центре города, против ратуши – есть могилы советских воинов, павших в боях за Вену. Вот там решили похо­ронить Семена. <…>

Над городом плыли траурные мелодии военного оркестра, гроб несли на руках. По обеим сторонам улицы молча стояли венцы, мужчины снимали шляпы, женщины кре­стились. Никто не двигался, не произносил ни слова. В центре города есть площадь, где сходятся шесть улиц. Улица, по которой несли гроб с телом Стояновского, привела нас на эту площадь. Вдруг наша девушка-регулировщица, увидев похоронную процессию, подняла флажок – и все замерло. Пока мы по дуге обходили площадь, регулировщица все поворачивалась к нам лицом и смотрела только на нас. Этого нельзя вспомнить без слез, и я тогда плакал. Мне казалось, все остановилось, вся Вена воздает последние почести советскому герою-кинооператору <…>.

Когда дней через десять мы приехали устанавливать памятник из черного мрамора (сделали его очень быстро), то увидели на могиле живые цветы. Назавтра живые цветы появились опять».

(Не забыто! С. 78–79.)


Материалы по теме