03.10.2018

Илья Трайнин

Трайнин Илья Павлович (07.01.1887, Рига — 27.06.1949, Москва), специалист в области права. С 1920 г. в наркомате национальностей (Наркомнац) РСФСР. В 1922—1924 гг. редактор журнала «Жизнь национальностей». В 1923—1925 гг. председатель Главного репертуарного комитета наркомата просвещения РСФСР, в 1925—1929 гг. член правления Совкино. Академик c 28.01.1939 — отделение общественных наук (право) АН СССР. В 1943—1945 годах — член ЧГК по преступлениям фашизма.

Опубликовано: Журнал «Советское кино» №1, апрель, 1925 год.
Источник: www.retropressa.ru
Фото: Москва, 1925 год.  Демонстрация фильма "Броненосец «Потёмкин»" (реж.: С. Эйзенштейн) в 1-м Художественном Госкино-Театре (ныне московский кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади). Фото: "Общественное достояние". 

"Советское кино" (1925-1928 гг.) являлся ежемесячным печатным органом Художественного отдела Главполитпросвета НКП. Статьи освещали вопросы кинопроизводства и работы киностудий. Здесь публиковались обзоры и рецензии на фильмы всех знаменитых режиссеров игрового кино тех лет: Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, Барнета, мастеров кинохроники Вертова, Шуб. В 1931-1932 в результате слияния журналов «Кино и жизнь» и «Кино и культура» стал называться «Пролетарское кино" С 1933 по 1935 г. – вновь «Советское кино», с 1936 года журнал получил наименование «Искусство кино», под которым выпускается и по сей день. В 1942-1944 годах журнал не издавался.

Основные вехи киностроительства были предуказаны резолюцией XIII Съезда РКП:

1. Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации. Необходимо привлечь к этому делу внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организаций. До сих пор не удалось подойти вплотную к надлежащему использованию кино и овладеть им.

Препятствием к этому являлось отсутствие достаточной материальной базы у существующих киноорганизаций (в виде оборотного капитала), неслаженность их отношений между собой, недостатки в области идеологического руководства и недостаток работников.

2. Съезд считает необходимым объединение существующих киноорганизаций на основе сохранения монополии проката в каждой республике. Эти меры поведут к устранению трений и конфликтов, серьезно тормозивших и дезорганизовавших работу, и сделают возможным рациональное использование средств.

3. Неокрепшее кинодело нуждается в материальном содействии, которое должно выразиться в понижении налогов и пошлин.

4. На этой материальной и организационной основе необходимо шире, чем до сих пор, снабжать рабочие районы и красноармейские клубы агитационными, научными и художественными фильмами и поставить реально задачу обслуживания деревни кинопередвижками.

5. Для направления производственной деятельности киноорганизаций в русло, максимально обеспечивающее рабочие, крестьянские и красноармейские массы здоровым киноматериалом, а также для обеспечения более строгого и систематического контроля и руководства идеологической стороной дела, признать необходимым создание при Наркомпросах РСФСР, УССР, БССР и ЗССР специального органа в составе представителя ЦК, Наркомпроса, профорганов и киноорганизаций.

6. Съезд подтверждает решение XII съезда о необходимости усиления советской кинематографии опытными работниками, поручает ЦК в ближайшее время усилить кинодело достаточным количеством коммунистов — крупных хозяйственников, идеологически выдержанных работников, и совместно с ЦК и РКИ произвести проверку личного состава работников кино.

Посмотрим, в какой мере и каким образом осуществляются эти общие директивы.

I. Организационная, правовая и хозяйственная сторона

До последнего времени отдельные госкинопредприятия грызлись меж собою из-за проката в различных районах, конкурировали на внешнем рынке, выхватывали друг у друга каждую картину, набивали цену на нее, перепродавая ее затем нуждавшимся в картинах госпредприятиям с начислением в 100 — 200% и т. п.

Не было, да и нет еще и поныне, полного соглашения между киноорганизациями Союзных Республик. Были, например, жалобы профсоюзов и рабочих клубов Украины на ВУФКУ, не разрешавшего свободного хождения по Украине производства Пролеткино, ввиду недоговоренности последнего с монополистом (ВУФКУ). Точно такое же положение неизбежно и для производства самого ВУФКУ, если не будет соглашения между ним и монополистом РСФСР и т. д.

Каждое из кинопредприятий ставило на первый план раньше всего свои коммерческие выгоды. Никто не станет, конечно, отрицать важность коммерческого успеха в киноделе, но тут, как и в отношении всей нашей промышленности, имеется общая директива «собирать яйца, а не резать курицу». Меж тем мы видим, что отдельные прокатные киноорганизации в течение одного лишь года удвоили, утроили свои основные капиталы, а кинотеатры претерпевают страшный кризис и, несмотря на повысившееся благосостояние страны, в некоторых местах влачат жалкое существование, а иногда и закрываются.

Характерную картину в этом отношении развертывает выборочное обследование состояния кинотеатров, произведенное РКИ РСФСР (см. статью т. Шаповаленко в этом же номере).

Первой серьезной попыткой урегулировать кинодело в РСФСР, по крайней мере в его прокатной части, является создание Всероссийского Фото-Кинематографического Акционерного Общества «Советское Кино» (Совкино), начавшего уже свою деятельность с 1 марта 1925 г.

а) Совкино.

Учредителями этого Общества являются: Наркомпрос, Наркомвнешторг, BCHX и Губисполкомы: Московский и Ленинградский. Заинтересованность в Совкино как идеологических, так и хозяйственных органов дает большую надежду на то, что, согласно резолюции XIII Съезда, будет создана, наконец, крепкая материальная и идеологическая база для правильного развития нашей советской кинопромышленности.

Согласно Устава новое Акционерное Общество Совкино имеет:

«исключительное право производить операции на заграничных рынках по вывозу и ввозу фото-кинотоваров, а также право изыскивать кредиты заграницей и привлекать иностранный капитал;

…исключительное право проката фильм как своего, так и чужого, в том числе и заграничного, производства на территории РСФСР;

… право организовывать и эксплоатировать кинотеатры на территории РСФСР…

Совкино уменьшит теперешние накладные расходы на картины путем: а) уничтожения существующих за-границей параллельных представительств каждой киноорганизации в отдельности и б) уничтожения параллелизма в работе прокатных контор на местах.

Будучи монополистом на внешнем рынке и не имея конкурентов, Совкино будет иметь больше возможности к удешевлению кинофильм и материалов путем возможного приобретения их из первоисточников, а не у посредников, являвшихся до сих пор почти единственными поставщиками нашего кинорынка.

Являясь монополистом в области проката на внутреннем рынке, оно исключает возможность грызни из-за районов проката, наблюдавшейся до сих пор между киноорганизациями, которые отныне сосредоточат все свое внимание на улучшении кинопроизводства.

Совкино создаст план прохождения каждого кинофильма в масштабе всей республики, исходя не из соображений «рвачества», а из нужд каждого района в отдельности, учитывая возможную прибыль в мощных районах и неизбежные убытки от приближения кино к населению маломощных районов. И наконец, оно объединит и расширит разрозненные пока попытки проката культурных, научных и деревенских фильм в масштабе не отдельных районов, а всей Республики.

Но на этом не следует и нельзя останавливаться.

От урегулирования вопросов внутри РСФСР нужно итти дальше и приступить к согласованию всей работы в масштабе СССР. С этой целью выдвигается мысль о создании Всесоюзного КиноСиндиката.

6) Всесоюзный КиноСиндикат.

Было бы целесообразно, чтобы в такой синдикат вошли: а) Совкино, б) ВУФКУ, в) Закавказское «Кино-Объединение», г) Белорусское Госкино.

Основными задачами такого синдиката могли бы быть:

1. Установление принципов и условий, при которых, не нарушая монопольных прав кинопредприятий отдельных союзных республик, каждый кинофильм имел бы хождение по всему Союзу.

2. Согласованное выступление на заграничных рынках.

3. Совместная заготовка киносырья и организация производства этого сырья на территории Союза.

Таким образом будут изжиты своеобразные «таможенные кинограницы», установившиеся внутри Союза, необъяснимые ни национальными, ни другими особенностями.

в) О кинотеатральной сети.

Сведения, поступающие с мест, в достаточной степени характеризуют печальное состояние нашего кинотеатрального дела.

На всей территории от Самары до Афганистанской границы работает всего 127 киноустановок (постоянных — 57, временных — 20, клубных — 42, сельских — 8).

По всему Уралу и необъятной Сибири, включая сюда и Дальний Восток, имеется всего 191 киноустановка (коммерческих — 81, клубных — 85, передвижек — 25)1

На Юго-Востоке РСФСР (Ростовский, Царицынский районы и весь Северный Кавказ) имеется — 170 киноустановок.

Иначе говоря, каждый из этих громадных районов имеет меньше чем, например, Московская губ., насчитывающая около 350 разных киноустановок.

Чтобы поднять нашу кинопромышленность, необходимо укрепить и расширить базу, на которой она держится, т.-е. кинотеатры. Повышающееся благосостояние населения, развитие электрофикации и необычайная тяга самых широких масс к просвещению могут в будущем сделать и отсталую ныне Сибирь и разноплеменный Кавказ источником доходов для кинопромышленности. Нужно добиться, чтоб каждый выпущенный фильм увеличивал бы круг своего использования и делал бы таким образом большие сборы.

Без этого не может быть серьезных разговоров об ощутительном удешевлении проката и приближении кино к массам.

г) Налоги, вопросы аренды и т. п.

Вопрос об облегчении положения существующей кинотеатральной сети поднят уже давно.

На кинотеатры смотрели до сих пор, как на дойную корову. Кроме обычных общегосударственных налогов, был и ряд местных. Сумма всяких обложений достигала иногда до 33% валового оборота. Сейчас этому положен конец. Постановлением Совнаркома от 21 ноября 1924 года общая сумма налогов не должна превышать 10% оборота. Постановление это уже проводится в жизнь и, нужно думать, несомненно облегчит работу кинотеатров.

Что касается вопросов аренды, то главная ненормальность заключается в том, что кинотеатры приравниваются к коммерческим предприятиям и арендная плата взимается с них по соответствующим повышенным ставкам. Необходимо, чтоб законодательные инстанции приравняли их к культурно-просветительным учреждениям или установили бы такую категорию арендных ставок, которая облегчила бы бюджет кинотеатров и позволила бы вместе с тем широко втянуть в них малоимущие массы.

Точно также поднимается вопрос о понижении тарифа на электрическую энергию для кинотеатров и т. д.

II. Производство

Несмотря на ряд значительных затруднений отдельные кинопредприятия не мало сделали, чтоб сдвинуть с мертвой точки наше производство. Бездействовавшие и полуразрушенные за время гражданской войны кинофабрики понемногу восстановлены, создана новая большая кинофабрика в Ленинграде (Севзапкино), почти на всех фабриках улучшается оборудование и т. д.

Мы уже имеем около 100 названий фильм советского производства.

Но все это еще «капля в море». Наше собственное производство дает нам пока лишь 10 — 12% нашей потребности. Обратить внимание на подъем, а главное, на улучшение нашего производства является сейчас делом первостепенной важности.

Меж тем, в связи с созданием Совкино пробуют создать панику, указывают, что отнятие от отдельных кинопредприятий права проката убьет производство.

Так ли это?

Поскольку кинопредприятия увлекались прокатом, главным образом, заграничных фильм, развивая попутно нездоровую атмосферу склоки, конкуренции и т. д., не могло быть и речи о том, чтоб каждое из них объективно подходило бы к общим вопросам кинополитики. Каждое предприятие смотрело на дело только с своей колокольни. Купить, например, фильм и перепродать его «лиценз» (монопольное право) на тот или иной район другому госпредприятию с начислением 200% до сих пор считалось нормальным. Делавшая это госорганизация мало интересовалась тем, что прокат на этот фильм удорожится вдвое, втрое, что это ляжет тяжким бременем и на театр и на потребителя.

А расширение киносети, приближение кино к массам? Где уж в такой атмосфере говорить о планомерной работе по разрешению грандиозных перспектив, всплывших перед нами в области кино.

И вот сейчас отдельные кино организации освобождаются от проката.

Значит ли это, что у них отнимается возможность вести дальше производство?

Можно отметить, что с первых же дней своего существования, Совкино стало на разумный путь поощрения советскому производству, заинтересовав каждую производственную организацию в доходах от проката. Каждый производитель, сдавший свой фильм Совкино получает не менее 75% всех сборов с проката этого фильма. Остальные 25% (средний %, стоимости прокатного аппарата каждой киноорганизации) идут на покрытие стоимости организации проката и на другие общие нужды.

Совкино будет, кроме того, премировать всякое здоровое начинание в области собственного производства, организует правильный сбыт его на иностранных рынках, позаботится о расширении сети кинотеатров и т. д. От самих производственных кинопредприятий будет, таким образом, зависеть вопрос об их преуспеянии. Качество выпускаемых ими фильм покажет жизнеспособность каждой организации.

Совкино будет стремится также создавать такие предпосылки, при которых вообще возможно строить планы крупного производства. Взять, например, вопрос о сырье, которое мы получаем пока исключительно из-за границы. Можем ли мы спокойно развивать нашу промышленность, когда ее судьбы будут зависеть от 2 — 3 заграничных монополистов, забравших в свои руки производство пленки и т. д. Перед Совкино уже сейчас вырисовываются задачи возможной разработки сырья на территории нашего Союза. Мы знаем, что это дело очень трудное, но без этого наше производство будет под постоянной угрозой быть задушенным иностранными монополистами.

III. О работе в деревне

Общая политика партии и соввласти диктует нам необходимость повернуться «лицом к деревне».

В области кино, в этом отношении сделано еще очень мало, почти ничего.

Всякому понятно, что без средств и материалов трудно будет быстро продвинуться на этом участке нашего кинофронта. Но это не значит, что мы сейчас уже не можем кое-что сделать. Нужно начать с последовательной, большой подготовительной работы. Нужно:

а) начать последовательное снабжение мест аппаратурой, улучшить ее качество, приспособить ее к специфическим условиям деревни и, что особенно важно, продвигать ее в деревню на льготных условиях;

б) нужно, чтоб производственные киноорганизации серьезно выполняли указания Художественного Совета о крестьянских (в том числе агрономических и др.) картинах;

в) нужно, чтоб Совкино установило бы льготные прокатные цены для обслуживания деревни.

IV. Национальный момент

Говоря о смычке с деревней, мы не можем миновать национального вопроса, играющего у нас в Союзе чрезвычайно важную роль. Все наши окраинные советские фортпосты населены, главным образом, крестьянским и скотоводческим населением, находящимся в отсталом состоянии (на Востоке), в сравнении с крестьянством центра. Помочь трудящимся окраин уравниться во всех отношениях (культурном, экономическом и т. д.) с трудящимися центра — такова сущность национальной политики нашей партии, и в осуществлении этого дела кино может занять не последнее место.

Тут недостаточно говорить только о том, что ту или иную киноленту нужно сопровождать текстом на том или ином наречии. Исходной точкой нужно брать специфические условия окраин, мировоззрение и быт народностей, их населяющих, и от этого итти к разрешению всех проблем. Иначе говоря — нужно создавать новые фильмы.

Это важно не только в культурно-пропагандистском отношении, но и в экономическом. Если мы действительно стремимся пробить выход нашим кинолентам на заграничные рынки, то вряд ли мы найдем более благодарного зрителя, чем, например, трудящиеся массы Китая, Персии, Турции и т. д., взоры которых с особой симпатией устремлены в сторону Советского Союза.

V. Научное и школьное кино

К этому чрезвычайно важному для нас вопросу мы еще вернемся более детально, но сейчас мы хотели бы только отметить, что наши киноорганизации до сих пор так увлекались всякими «драмами», что совершенно упустили из виду то колоссальное значение, которое имеет кино в качестве популярного научного пособия. Даже с точки зрения коммерческой, мы можем отметить, что эксплоатация нескольких научных лент, привезенных из-за границы (Теория Эйнштейна и др.) или произведенных у нас (Аборт) показала, что их выгодность не уступает «драмам» и, во всяком случае, является более доходной, чем, например, «Луч смерти», и ряд других картин собственного производства.

Особо остро стоит у нас вопрос со школьными и детскими лентами.

Наша кинематография обязана будет заняться сейчас и этими вопросами.

VI. Кинообразование

Мы не можем еще похвастать налаженностью постановки у нас этого дела. Меж тем большая часть наших неудач объясняется пока именно тем, что у нас нет еще своего режиссера, своих киноартистов и т. д.

Нам, кроме того, нужны новые кадры кинотехников, монтеров и др., без которых мы окажемся в затруднительном положении при расширении сети кинотеатров.

В настоящее время мы можем констатировать большой прилив рабочей молодежи в кинотехникумы и студии. Последние находятся, однако, в таких плохих материальных условиях, что отбивают часто охоту у учащихся продолжать в них свое образование.

Мы хорошо понимаем, что государство не в силах сейчас широко субсидировать это дело. Нужно, поэтому, чтоб к тем «крохам», которые получаются от государства, киноорганизации, непосредственно заинтересованные в развитии у нас кинообразования, прибавляли и от себя. Этот вопрос сейчас — в порядке обсуждения и, нужно надеяться, разрешится в положительном смысле.

VII. Художественное и идеологическое руководство

Художественное и идеологическое руководство над киноделом принадлежит Наркомпросу. Последний проводит свое влияние на кино: а) через Главный Репертуарный Комитет и б) через Художественный Совет по делам кино при Главполитпросвете.

На первый взгляд кажется странным такой параллелизм. Нужно зачесть, что приблизительно на 80% мы имеем пока дело с фильмами, привозимыми к нам из-за границы. Эти фильмы в значительной части не совсем соответствуют тому, что нам хотелось бы видеть на наших советских экранах. В лучшем случае — это просто безвредные фильмы. По отношению к этим последним стоит вопрос об их простой допустимости с точки зрения советской цензуры. Эту кропотливую работу по просмотру заграничных картин выполняет киносекция Главреперткома.

Другое дело — идеологическое влияние в нашем собственном советском кинопроизводстве. Тут встает вопрос о планах, темах, сценариях, художественном оформлении сценария и т. д. До сих пор здесь наблюдались хаос и кустарничество. Сценаристов вообще мало, приемлемых сценариев и того меньше. В начале, в работу бралось все, что случайно попадалось под руку и осуществлялось так, как нравилось режиссеру. В это дело нужно было ввести большую планомерность и контроль, более серьезный и вдумчивый подбор сценариев и т. д. Это и стало задачей Художественного Совета, начавшего свое существование в средине 1924 года.

В своей работе Художественный Совет опирается на различные художественные советы при отдельных киноорганизациях, которые, согласно получаемым директивам, должны явиться проводниками заданий Художественного Совета при ГПП.

VIII. Кино и печать

Критический подход к фильмам, появляющимся на наших экранах был до сих пор очень пестрый.

Ежедневная пресса вообще уделяет этому вопросу очень мало внимания. Что касается специальной кинопрессы, то она до последнего времени находилась в руках боровшихся меж собой кинопредприятий и требовать от отдельных киножурналов объективного подхода, как к оценке выпускаемых фильм, так и к вопросам общей кинополитики — было, конечно, трудно.

Сейчас этот вопрос на пути к упорядочению. Кинопресса отделяется от кинопредприятий. Создано самостоятельное Кино Издательство РСФСР, работающее как паевое товарищество, в которое входят большинство кинопредприятий и обществ. Издательство будет издавать периодическую и другую литературу, имеющую своей задачей, как общее руководство в области политики, идеологии, хозяйственно-художественного строительства кино, так и обслуживания рабочего и крестьянского зрителя. Издательство это будет работать под наблюдением директивных инстанций и, нужно думать, что субъективные уклоны от общей политики, больше не будут иметь места.

Остается упорядочить вопрос с отзывами о картинах в общей прессе. Нужно изменить практиковавшийся до сих пор метод обычных общих «разносных» или «хвалебных» рецензий, и давать более конкретную идеологическую и художественную оценку каждого фильма с тем, чтоб рядовой зритель лучше бы в нем разобрался.

Особенно это важно в отношении провинциальной прессы.

Нужно надеяться, что общие партийные директивы в отношении критических и библиографических отделов в нашей прессе найдут свое применение и в отношении кинокритики.

IX. Инициатива и поддержка масс

Кино — могучий культурный фактор.

Мы не предполагаем, что внедрение его в массы должно быть делом только кинопредприятий. Дело продвинется, если общественная инициатива и самодеятельность придут на помощь. Уже сейчас отдельные киноорганизации проявляют свою инициативу в изучении ряда вопросов, касающихся общественного применения и техники кино (АРК), в продвижении пролетарских фильм в организации передвижек (кооперативы), в издании кинолитературы и т. д.

Эту самодеятельность нужно расширить, объединить и всемерно поддержать. Это особенно важно при нащупывании верного подхода к деревне. Тут большую услугу могли бы оказать кооперативы, сельско-хозяйственные общества, коммуны и т. д., которые должны быть втянуты в работу по организации кино в деревне. Нужно расшевелить нашу общественность и вызвать ее интерес к советскому кино.

Если запросы низов будут организованны, их контроль более бдительным, то и сами киноорганизации несомненно подтянутся.
_________________________________
1. Цифры взяты из отчетов зав. отд. Совкино на местах.


В 1925 году на экраны СССР вышли фильмы и кинопериодика:

Игровые (выборочно)

Хроникально-документальные (выборочно)

  • «Под знаменем труда» (Производство: Пролеткино; операторы: П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне);
  • «Под знаменем труда (1-е мая 1925 года)»; (операторы:  П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне);
  • «Лицом к селу» (операторы: П. Новицкий, Э. Тиссэ);
  • «Первый Октябрь без Ильича» (Празднование седьмой годовщины Октября); режиссер: Дзига Вертов;
  • В 1922 — 1925 годах выходит ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера) и «Госкино календарь» (1923 – 1925 — 57 номеров),  выпускала  группа новаторов – документалистов — «киноки», созданная в 1919 году Вертовым из единомышленников.

Используя разнообразные съемки и различные технические возможности киноаппарата, старался показать жизненные процессы, скрытые от человеческого зрения. В статьях: «Мы, Он и я», «Киноки», «Переворот», «Кино-глаз» Вертов отрицал право художника на вымысел, видя задачу искусства в документировании действительности.
Интереснейшим творческим экспериментом в этот период стал фильм "Кино-глаз" (Жизнь врасплох), который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. Он стал родоначальником нового вида публицистики - поэтического документального кино.