Материал был опубликован в журнал «Отечественные архивы» № 3 (2018). Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии О. И. КАПЧИНСКОГО. Фото: Группа работников студии «Пролеткино». 20-е годы. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
Впервые опубликован текст записки из фонда Наркомата рабоче-крестьянской инспекции в Государственном архиве Российской Федерации, подробно освещающей проблемы советской кинематографии 1920-х гг. и взаимоотношения ведомства просвещения с карательными органами.
В апреле–мае 1926 г. в Бутырской тюрьме в Москве оказались свыше 20 руководящих, хозяйственных и творческих работников кинематографии (директора кинофабрик, их заместители, администраторы, режиссеры, большая часть которых трудилась в Госкино[1] и Пролеткино[2]), а еще около 10 человек находились под подпиской о невыезде[3]. В числе привлеченных к ответственности были заведующий Госкино С.А. Бала-Добров, производственный директор Госкино А.В. Данашевский, председатель Пролеткино И.Н. Бурсак, бывший заведующий производством Пролеткино А.А. Ханжонков, до революции крупный кинопромышленник. Дело против них было возбуждено Экономическим управлением (ЭКУ) ОГПУ СССР. До июня 1926 г. его вели одновременно два подразделения ОГПУ: 2-е отделение ЭКУ (оно курировало легкую промышленность) занималось Пролеткино, а 1-е отделение отдела информационного и политического контроля (осуществляло контроль за зрелищами) – Госкино. Последнее дознание и завершило. Подследственные обвинялись в преднамеренном доведении кинопредприятий до банкротства в целях передачи их в частные руки или в концессию, однако к концу расследования политические обвинения полностью сняли, оставив только должностные и хозяйственные: нарушение режима экономии, растрата, раздувание штатов. 24 июня 1926 г. законченное дело дознания было направлено из ОГПУ для проведения следствия в прокуратуру Верховного суда РСФСР[4].
В течение лета–осени 1926 г. всех арестованных освободили под подписку о невыезде. В ходе прокурорского следствия (оно завершилось 15 января 1927 г.) обвинения в отношении восьми человек сняли, а в отношении еще одиннадцати выделили в отдельное производство (позже все дела также прекратили). В итоге на процессе, начавшемся 4 апреля 1927 г., на скамье подсудимых Московского губернского суда, куда было направлено дело, оказались 16 кинематографистов. 22 апреля восемь из них (директора кинофабрики Пролеткино К.И. Фельдмана, администраторов Госкино В.И. Богомолова и М.А. Богорачева, директора объединения по постановке культурфильмов при Госкино В.Л. Степанова и его заместителя Н.В. Баклина, режиссеров Госкино и Пролеткино Б.А. Михина, П.К. Новицкого, В.Ю. Юренева) оправдали, двоим (А.В. Данашевскому и заместителю директора 1-й кинофабрики Госкино Я.М. Блиоху) объявили общественное порицание, шестерых (И.Н. Бурсака, А.А. Ханжонкова, директоров 1-й и 3-й кинофабрик М.Я. Капчинского и М.Л. Кресина, заместителя директора 3-й кинофабрики Е.М. Шнейдера) осудили к заключению на сроки от двух месяцев до одного года, но от отбытия наказания в силу разных обстоятельств освободили[5].
Данное дело – свидетельство того, как ОГПУ и один из его руководителей, зампред Г.Г. Ягода, игравший к середине 1920-х гг. уже заметную роль в деятельности органов госбезопасности и нередко лично вмешивавшийся в культурную жизнь, в том числе кинематографическую, пытались поставить под свой контроль зрелищные искусства. Отдельные документы о распространении влияния ОГПУ на кинопроизводство опубликованы в ряде документальных сборников, а также в многотомной «Летописи Российского кино»[6]. Однако сведения о «Деле Госкино–Пролеткино» (со ссылкой на периодическую печать 1927 г.) есть только в последнем издании[7], которое не лишено некоторых неточностей. Например, в нем сказано, что подсудимые были арестованы осенью 1926 г., тогда как это случилось весной. Ход данного дела кратко освещен в литературе[8].
Следственное дело киноработников не сохранилось. Однако в Центральном архиве (ЦА) ФСБ России в материалах, связанных с бывшим фигурантом дела А.В. Данашевским, в 1930–1931 гг. обвинявшимся по делу «так называемой вредительской организации в кинопромышленности», имеются обвинительное заключение ОГПУ 1926 г., приговор Московского губернского суда 1927 г. и некоторые другие документы «Дела Госкино–Пролеткино»[9].
Между тем в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в фонде Наркомата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) хранится документ, относящийся к этой истории. Он находится в деле, содержащем материалы к заседанию Секретариата Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б) от 23 февраля 1927 г. (с 1923 г. она была объединена с НК РКИ), посвященному проверке фактов бесхозяйственности администрации Госкино и Пролеткино. Речь идет о записке заместителя наркома просвещения РСФСР В.Н. Яковлевой[10] старшему помощнику прокурора республики Н.В. Крыленко[11] по поводу готовившегося к судебному разбирательству «Дела Госкино–Пролеткино».
Документ, с одной стороны, подробно освещает проблемы и трудности советской кинематографии 1920-х гг. (финансирование производства фильмов, соотношение государственного, общественного и частного начал, организация проката), с другой – наглядно иллюстрирует взаимоотношения ведомства просвещения с карательными органами. Напомним, что Яковлева в 1918 г. являлась руководящим работником ВЧК, и фигурирующее в письме выражение «массовая операция» ей было хорошо знакомо, как и работа ЧК в целом. Бесспорно, она являлась сторонницей «художественно-идеологического руководства» кинопроизводством, о чем, в частности, свидетельствует ее письмо в Оргбюро ЦК ВКП(б) об организации цензуры художественных фильмов от 26 июля 1926 г.[12], но не со стороны ОГПУ, а по линии партии и Наркомпроса РСФСР.
Записка не датирована; судя по содержанию, она написана после завершения прокурорского следствия, т.е. после 15 января 1927 г., но до 14 февраля, когда Крыленко, а также заместитель председателя Уголовно-судебной коллегии Верховного суда (ВС) РСФСР Н.М. Немцов и прокурор этой же коллегии Г.К. Рогинский направили в РКИ – ЦКК докладную записку. В ней авторы ставили перед ЦКК вопрос о целесообразности передачи дела Госкино в суд за отсутствием достаточно убедительных оснований, а дело Пролеткино (в силу не особой важности совершенных преступлений) предлагали рассмотреть не в республиканском, а в губернском суде. Также Крыленко, Немцов и Рогинский высказывали сомнения в правильности примененных ОГПУ методов, в первую очередь массовых арестов киноработников[13].
Резолюция на докладной записке секретаря ЦКК Н.М. Янсона гласила: «Поставить на Секретариат 23 февраля. Вызвать тт. Крыленко и Менжинского…»[14] Однако на заседание из ОГПУ явился не В.Р. Менжинский, а Г.Г. Ягода, причем в сопровождении руководителей ЭКУ и отдела информационного и политического контроля, что свидетельствует о явной заинтересованности Ягоды в доведении дела до суда. По итогам заседания Секретариат ЦКК постановил: считать целесообразным в срочном порядке направить дело в суд, а Крыленко предложить обеспечить скорый его разбор[15]. Дело назначили к слушанию в Уголовно-следственной коллегии ВС РСФСР под председательством А.В. Галкина при обвинителе Рогинском 15 марта 1927 г., но в начале марта оно было «спущено» в нижестоящую инстанцию – Мосгубсуд. Это означает, что, несмотря на определенное давление со стороны ОГПУ, Верховный суд РСФСР не счел это дело особо важным. Вероятно, записка В.Н. Яковлевой тоже сыграла определенную роль.
Ход слушаний в Мосгубсуде освещался в «Правде», «Рабочей газете», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве», газете «Кино» и других периодических изданиях. Любопытно, что если первые дни процесса тон судебных очерков был однозначно обвинительным, особенно у корреспондентов «Комсомольской правды» и «Вечерней Москвы»[16], то к концу слушаний после выступления многочисленных свидетелей он изменился: в «Вечерней Москве» стал более нейтральным[17], а «Комсомольская правда» вообще перестала печатать отчеты из зала суда.
Документ публикуется с сохранением его стилистических особенностей. Сокращения раскрыты в квадратных скобках.
______________________________________
[1] Госкино – кинопроизводственное объединение в системе Наркомпроса РСФСР, созданное в декабре 1922 г. на базе его фотокиноотдела. Включало две кинофабрики в Москве и одну в Ленинграде, а также несколько вспомогательных предприятий. В августе 1926 г. было влито в Государственное акционерное общество Совкино, занимавшееся кинопрокатом.
[2] Пролеткино – акционерное общество по производству и прокату фильмов, созданное в 1923 г. Учредители – ВЦСПС, МГСПС, ПУР, ЦК профсоюзов железнодорожников, металлистов, горняков, сахарников при участии Коминтерна и Профинтерна. Имело свою кинофабрику, 27 кинотеатров во всех регионах страны, центральный аппарат в столице и отделения на Дальнем Востоке, в Западной Сибири, Петрограде, Киеве, Минске, Баку, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, а также в Норвегии и Швеции. В Москве была открыта 1-я студия Пролеткино. В начале 1925 г. лишено права проката кинофильмов в связи с организацией Совкино, а осенью 1928 г. окончательно ликвидировано.
[3] ЦА ФСБ России. Д. Р‑37146. Т. 1. Л. 226.
[5] Там же. Л. 354; Дело 16-ти // Кино. 1927. 22 марта; Процесс киноработников // Там же. 12, 19, 26 апреля, 3 мая.
[6] Ф.Э. Дзержинский – председатель ВЧК–ОГПУ: Сб. док. (1917–1926) / Сост.: А.С. Велидов, В.К. Виноградов, А.А. Зюбченко, Г.А. Николаев. М., 1977; История отечественного кино: Документы. Мемуары. Письма / Сост.: В.С. Листов, Е.С. Хохлова. М., 1996. Вып. 1; Генрих Ягода. Нарком внутренних дел, Генеральный комиссар государственной безопасности: Сб. док. / Науч. ред. проф. А.Л. Литвин. Сост.: В.К. Виноградов, А.А. Зданович, В.И. Крылов и др. Казань, 1997; Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б)–ВКП(б), ВЧК–ОГПУ–НКВД о культурной политике. 1917–1953 / Под. ред. акад. А.Н. Яковлева. Сост.: А.Н. Артизов, О.В. Наумов. М., 2002; Летопись российского кино / Общ. ред. В.И. Фомина. Отв. ред. А.С. Дерябин. [Т. 1]: 1863–1929 / Сост.: В.П. Вишневский, В.П. Михайлов, В.А. Ватолин и др. М., 2004; Кремлевский кинотеатр. 1928–1953: Документы / Ред. Г.Л. Бондарева. Сост.: К.М. Андерсон, Л.В. Максименков, Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая. М., 2005; Ф.Э. Дзержинский. Председатель ВЧК–ОГПУ. 1917–1926: Документы / Сост.: А.А. Плеханов, А.М. Плеханов. М., 2007; Кино: организация управления и власть. 1917–1938 гг.: Док. / Сост., предисл. и примеч. А.Л. Евстигнеевой. М., 2016.
[7] Летопись российского кино. 1930–1945. М., 2007. С. 569, 572, 575.
[8] Капчинский О. Подсудимый Ханжонков // Родина. 2008. № 9. С. 137–139; Он же. Противоречия между ОГПУ СССР и Наркомпросом РСФСР в сфере кинематографии // Вопросы истории. 2017. № 3. С. 148–153; Янгиров Р.М. Другое кино: Статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. М., 2011. С. 333.
[9] ЦА ФСБ России. Д. Р‑37146. Т. 1. Л. 37, 191–354.
[10] Яковлева Варвара Николаевна (1885–1941) – член РСДРП(б) с 1904 г., участница революционного движения в Москве. В 1917–1918 гг. член коллегии, управделами и секретарь НКВД РСФСР. В 1918 г. член ВЧК, заместитель заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК, председатель ЧК при Совнаркоме Северной области (Петроград). В 1919–1921 гг. член коллегии Наркомпрода РСФСР, член Сиббюро ЦК РКП(б), ответственный секретарь МК РКП(б). В 1922–1929 гг. заместитель наркома просвещения РСФСР. В 1930–1937 гг. нарком финансов РСФСР. В 1937 г. репрессирована, расстреляна 11 сентября 1941 г. в Орловской тюрьме. Реабилитирована в 1958 г.
[11] Крыленко Николай Васильевич (1885–1938) – член РСДРП(б) с 1904 г., участник революционного движения в Петербурге. В 1917 г. один из руководителей Петроградского Военно-революционного комитета. В 1917–1918 гг. член Комиссариата по военным и морским делам, первый большевистский Верховный главнокомандующий. С 1918 г. член коллегии Наркомюста РСФСР и одновременно в 1918–1919 гг. председатель Ревтрибунала при ВЦИК. Одновременно в 1920–1921 гг. председатель Особой межведомственной комиссии по борьбе с хищениями и спекуляцией ВЧК и заведующий Экономическим управлением ВЧК. С 1922 г. заместитель наркома, в 1931–1936 гг. нарком юстиции РСФСР. Одновременно в 1922–1928 гг. старший помощник прокурора, в 1928–1931 гг. прокурор РСФСР. С 1936 г. нарком юстиции СССР. В 1938 г. репрессирован, расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.
[12] См.: История советской политической цензуры. Документы и материалы. М., 1997. С. 50–51.
[13] ГАРФ. Ф. Р‑374. Оп. 27. Д. 1170. Л. 15–16.
[16] См., напр.: М-ва З. Кино-дельцы // Вечерняя Москва. 1927. 5–9, 11 апреля.
[17] Там же. 12, 15, 18, 20 апреля.
[15 января – 14 февраля] 1927 г.
Ввиду того, что следствие по делу о бесхозяйственности в области кинопромышленности близится к окончанию, считаю необходимым довести до Вашего сведения свое отношение к этому делу, равно как и характеризовать ведение этого дела органами ОГПУ. Полагаю, что это мнение может иметь для органов судебной власти некоторый интерес ввиду того, что в течение нескольких лет мне как замнаркомпроса пришлось наблюдать работу крупнейшей из киноорганизаций – Госкино.
Как известно, на последних стадиях предварительного процесса администрация Госкино обвинялась в бескорыстной бесхозяйственности. Из хода следования и из допроса ряда лиц, в том числе и некоторых работников Наркомпроса, участвующих ныне в работе ликвидационной по делам Госкино[1], мне известны и те конкретные факты, которые послужили материалом для этого обвинения. На этих фактах я считаю необходимым остановиться. Сначала, однако, несколько слов вообще о бесхозяйственности в нашей кинематографии.
Кинематография в СССР начала возрождаться лишь с 1923 г., причем к этому моменту она пришла в состояние столь крайнего упадка, что кинофабрики, несколько раз переходившие из одного ведомства в другое, дошли почти до полного разрушения и представляли собой скорее старые заброшенные голубятни, чем что-либо другое. Специальное обследование кинопромышленности особой Комиссией ЦК ВКП(б) осенью 1922 г. признало необходимым вложить 2 000 000 руб. из государственных средств для возрождения этого дела. Однако из средств государства было получено всего 23 000 руб. в конце 1924 г. Тем не менее к началу 1925 г. три государственные кинофабрики были отремонтированы и на них поставлено производство. 1925 год является уже годом расцвета кинопроизводства на фабриках Госкино, которое впервые дало массовое, на основе определенного плана производство и притом, в смысле качества этих картин, выдвинулось на первое место среди кинопредприятий СССР. Основная же картина года «Броненосец “Потемкин”»[2] заставила говорить о себе Европу и Америку и до сих пор является непревзойденной в СССР.
Это восстановление и разворачивание кинопромышленности происходило без помощи старых специалистов в области кино: они оказались за пределами СССР, а отдельные оставшиеся не захотели идти на работу в государственные фабрики и вошли в состав частного предприятия (Межрабпом-Русь)[3]. Поэтому, если в идеологическом отношении мы в области кино, естественно, должны были искать собственных путей, то в отличие от ряда других отраслей работы мы в области техники производства в значительной степени были предоставлены самим себе. Силами старых специалистов мы могли воспользоваться в сущности лишь в области проката кинофильм[A]. При таких условиях бесхозяйственность в области кинопроизводства была неизбежна: она была законным этапом, который пришлось проходить государственной кинопромышленности. 1925–1926 гг. были годами нашей учебы в области кинопроизводства. Ошибки были неизбежны и законны. Более того, на этих ошибках не только Госкино и Ленинградкино[4], но и нынешнее Совкино[5] учились работать, учились ставить дело хозяйственно.
При этих условиях подходить к оценке степени бесхозяйственности в кинопроизводстве за эти годы нужно с достаточной осторожностью. Кроме того, надо учесть также и то обстоятельство, что человеческий материал, с которым приходилось иметь дело руководителям нашей кинопромышленности, исключительно неблагоприятен, представляет собой такую среду, которая неопытность и незнание наших работников старалась использовать отнюдь не в интересах сбережения государственных средств. К этому я хочу еще прибавить, что кинопромышленность – дело сложное еще и потому, что производство кинофильм – не просто производство, но вместе с тем и искусство, да еще такое искусство, которое на некоторых стадиях зависит от природы. Поэтому его не так-то легко вогнать в плановые рамки, как любое другое производство. Больше того, оно всегда будет выходить неизбежно за рамки плана. Точное совпадение хода работы с планом будет и впредь скорее делом счастливой случайности. Поэтому часто то, что на первый взгляд кажется вопиющей бесхозяйственностью, на поверку не может быть подогнано под это определение. Таков, например, случай с экспедицией в Ленинград для засъемки эскадры[B], которая просидела с 5 по 21 августа, а работала на досъемке лишь 4 дня. Уже не говоря о том, что точных сведений о месторасположении нашего флота получить было невозможно, но и сильная непогода многому помешала, ибо за две недели выпало только 4 дня, когда по состоянию погоды были возможны натурные съемки. Таким образом, все эти 2 недели и все 12 000 руб. считать за счет бесхозяйственности нет оснований, хотя я и не отрицаю того, что при лучшей организации дела тут можно было бы известную сумму сэкономить. Чтобы закончить с общей характеристикой нашей кинематографии за истекшие годы, я должна сказать несколько слов об условиях, в которых работали все кинопроизводственные организации РСФСР, начиная с марта 1925 г.
Хотя монополия проката кинофильм была установлена в декабре 1922 г., тем не менее все последующие годы она подвергалась жесточайшим нападкам со стороны местных советских органов, в особенности тех из них, которые организовали собственное кинопроизводство. Отсутствие оборотных капиталов или крайний их недостаток заставляли все организации ставить вопрос о получении для себя права проката фильм как единственного верного и постоянного источника оборотных средств. Несмотря на то что Наркомпрос проявлял очень большую терпимость в этой области, драки за право проката не прекращались, и это вынудило Совет народных комиссаров выделить специальную комиссию для разработки вопроса об организации кинодела[6]. Комиссия встала на точку зрения концентрации кинодела в единственном обществе, которое должно было сосредоточить у себя прокат и производство кинофильм. Однако чрезвычайное сопротивление со стороны крупнейших исполкомов заставило правительство пойти на уступки в этой области, и оно решило для начала сосредоточить в Акционерном обществе[C] лишь работу по прокату кинофильм, сохранив производство за теми организациями и обществами, в которых оно находилось. Таким образом, в марте 1925 г. все кинопроизводственные организации, до этого так или иначе связанные с прокатом, оказались сразу отрезанными и от этого источника оборотных средств и попали в полную зависимость от Совкино – монополиста проката.
В особенности тяжел этот переход был для Госкино, имевшего наибольшую прокатную сеть и наибольшее количество кинофабрик. Этот перелом в работе мог быть безболезненным для киноорганизаций лишь при условии величайшего внимания со стороны Совкино к нуждам советского кинопроизводства. Между тем правление Совкино не обнаружило этого внимания и свои взаимоотношения с кинопроизводственными организациями определяло, исходя исключительно из собственных интересов. При этом в течение 1925 г. для Совкино был характерен уклон в сторону наибольшего благоприятствования не советской, а заграничной, более рентабельной кинофабрике. Только под заявления собрания акционеров правление Совкино улучшило условия прокатов для советских кинофильм. Однако эти условия до самого конца, до лета 1926 г., продолжали оставаться ненормальными. Сущность этой ненормальности заключалась в следующем: вместо того, чтобы кредитовать и авансировать отрезанную от источника оборотных средств советскую кинопромышленность, которая к тому же еще только вставала на ноги, Совкино само авансировалось за счет этой промышленности. Расплачиваясь за заграничные кинофильмы наличными, Совкино за советские фильмы, сдаваемые ему в прокат нашими фабриками, платило сперва 20% их стоимости и только с января 1926 г., после решения собрания акционеров, 50% стоимости. Остальная сумма выплачивалась киноорганизациям путем определенных отчислений с доходов от прокатов в течение нескольких месяцев. Таким образом выходило, что наше кинопроизводство, сдав в прокат ту или иную фильму, не получало возможности немедленно вернуть в производство затраченные на нее средства, чтобы приступить к производству новых картин.
При таких условиях наше производство, если оно хотело расшириться, должно было получить какие-то собственные средства и притом более значительные, так как при емкости сети киноустановок в РСФСР оборачиваемость кинофильмов охватывает от 9 месяцев до 1 ½ лет. Поскольку же оборотных средств у кинопроизводственных организаций не имелось, они должны были или работать за счет чужих средств, накапливая таким образом свою задолженность, или хиреть и падать, сокращая свое производство. Таким образом и получилось, что Госкино, например, при большей задолженности и при непрерывном росте этой задолженности все время было прибыльной организацией, все время повышало свою рентабельность. Факт его доходности затушевывается тем обстоятельством, что оно по мере роста своего производства все возрастающими суммами кредитовало Совкино.
Явная неправильность такой организации кинодела, невозможность дальше допускать отрыв производства от проката в начале 1926 г. стали сознаваться всеми организациями, имеющими отношение к киноделу, и Совет народных комиссаров постановил сделать следующий шаг в деле концентрации кинодела, объединить в едином Акционерном обществе и производство, и прокат[7].
Когда в свете той обстановки [начинаешь] оценивать работу руководителей наших кинопроизводственных организаций, ныне отданных под суд, то невольно приходишь к заключению, что нужно было иметь большую энергию и преданность делу, чтобы при таких поистине беспримерных по тяжести условиях не только не уронить производство, но расширить его значительно и дать высокохудожественные вещи. А между тем находящаяся под судом администрация Госкино начала свою работу именно с 1925 г., с момента перехода проката из Госкино в Совкино. И как раз за 1925 г. Госкино более чем удвоило свое производство по сравнению с предыдущим годом и быстро догнало и обогнало другие советские кинопроизводственные организации в отношении качества картин, сумев собрать вокруг себя наиболее выдающихся кинорежиссеров. В связи с этим я хотела бы отметить еще один источник вынужденной бесхозяйственности. Лишенные источника оборотных средств, находясь в полной зависимости от Совкино, правление которого не могло похвастаться достаточным вниманием к нуждам кинопроизводственных организаций, эти последние испытывали порой весьма острое безденежье и не могли нормально иметь производство. Из этого и вытекали зачастую неполная нагрузка фабрики и даже простой[D]…
Еще весной 1926 г. Пролеткино утверждало, что кинофабрики должны основательно сократить свое производство, что они работают не по средствам. А предъявляя на утверждение собрания акционеров свой промфинплан на 1926–1927 г., оно заявило, что пропускная способность фабрик полностью загружена и что необходима постройка новой фабрики. Из этого следует, что при нормальных взаимоотношениях между Совкино и производственными организациями они могли бы нормально развивать свое производство и что финансовые затруднения в их работе были созданы искусственно неправильной политикой Совкино.
Я полагаю, что очерченная мною обстановка работы нашей кинопромышленности дает представление о том, насколько трудны были сами условия работы и как относительны все оценки, касающиеся характера ведения дела, все характеристики бесхозяйственности.
Переходя теперь к отдельным фактам, я считаю необходимым отметить следующее.
Все изложенное выше приводит меня к выводу, который был для меня ясен с самого начала возникновения этого дела. Шум, поднятый прошлой весной вокруг «вопиющих безобразий» в кинопромышленности, не имел под собою должных оснований. Дефекты и порою крупные дефекты в работе наших кинофабрик были – этого никто не отрицает. Но эти дефекты, происходившие от неопытности работников, от новизны этого дела для нас в целом, не излечиваются методами, которыми взялось лечить их ОГПУ. Здесь были бы более уместны нормальные методы советской планово-руководящей работы: указания руководящего характера со стороны РКИ, Госплана и самих заинтересованных ведомств, т.е. работа, которая по линии кинопромышленности уже велась. Больше того, эта работа была нарушена произведенной ОГПУ массовой операцией. Эта массовая операция, однако, не только ворвалась в область планово-руководящей работы по линии кинодела – она нарушила нормальную работу самих кинофабрик и принесла им не меньший убыток, чем ошибки и промахи арестованных хозяйственников. В одну ночь обе основные фабрики Госкино остались без директоров и другого руководящего персонала, выпали режиссеры нескольких находящихся в производстве картин. Это привело к приостановке работ по некоторым картинам, часть которых пришлось передать в руки других режиссеров. Это разрушило все расчеты Госкино на своевременную сдачу картин Совкино и получение от последнего соответственных сумм за них, уменьшив финансовые ресурсы Госкино. И все это в такой момент, когда Госкино должно было начать работу по подготовке новых картин, ибо лето – основной производственный сезон для кинопромышленности: некоторые съемки, сделанные летом, обеспечивают работу зимних месяцев. В этот производственный сезон наша кинопромышленность вступила без директоров фабрик и с дезорганизованным кадром художественных руководителей. Благодаря этому Госкино не только понесло непосредственный материальный урон в лице убытков от простоя фабрик, несвоевременной сдачи картин и необходимости некоторые из них по несколько раз переделывать, оно не смогло сколько-нибудь обеспечить зимний сезон. Эти последствия наша кинопромышленность, ныне переданная в Совкино, чувствует на себе и доныне.
Не менее тяжело, хотя и не имеет материального выражения, распыление из Госкино киноработников, быть может и допустивших ошибки, но на них поучившихся и достигших крупных художественных результатов. Ныне многие из этих работников, будучи еще под судом, занимают ответственные посты в кинопромышленности в других республиках Союза ССР. Это свидетельствует о том, что оценка их способностей и результатов их деятельности со стороны художественных органов нашей страны резко расходится с оценкой, дававшейся ОГПУ. Это свидетельствует также о том, как надо обходиться с накопленным опытом в таких трудных областях, как кинодело, хотя бы этот опыт и достигается ценою ошибок. А ошибки такого рода мы делали не в одной кинопромышленности, и притом не всегда в результате получался активный баланс.
В заключение прибавлю, что сами аресты по линии Наркомпроса не были согласованы ни со мною, ни с кем-либо другим из руководящих работников НКПроса. Не было мне известно до самых последних дней и то, что первоначально работники Госкино привлекались по подозрению в умышленной дезорганизации кинопромышленности в целях передачи ее концессионерам. Предъявлять ряду ответственных работников, среди которых были и члены ВКП(б), такие серьезные обвинения и не поставить об этом в известность руководителей ведомства! Чем можно объяснить и оправдать такое поведение органов ОГПУ?!
Во всяком случае, ясно одно, что тех результатов, к которым сейчас пришло следствие, можно было добиться, и не прибегая к массовым арестам, неизбежно дезорганизующим производство.
Замнаркомпроса В. Яковлева
ГАРФ. Ф. Р‑374. Оп. 27. Д. 1170. Л. 17–22 об. Копия. Машинопись.
А. До середины 1930-х гг. слово «фильм» обычно употреблялось в женском роде – «фильма».
B. Речь идет о киноэкспедиции съемочной группы по постановке картины «Броненосец “Потемкин”».
C. Здесь и далее имеется в виду Совкино.
[1] Речь идет о созданной в августе 1926 г. административно-организационным управлением Наркомпроса РСФСР технической ликвидационной по делам Госкино комиссии во главе с инспектором отдела предприятий Н.О. Элинсоном (1888–1943) – музыкантом по профессии, ранее в системе ведомства просвещения руководившим Музыкальным трестом.
[2] «Броненосец “Потемкин”» – картина 1-й кинофабрики Госкино (сценарий Н.Ф. Агаджановой-Шутко под названием «1905 год», постановка С.М. Эйзенштейна), посвященная одному из эпизодов Первой русской революции – восстанию матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Впервые показана 24 декабря 1925 г. в связи с 20-летием революции на торжественном собрании в Большом театре представителей советских, профсоюзных и партийных организаций и делегатов XIV съезда ВКП(б). Вышла в прокат 18 января 1926 г.
[3] Межрабпом-Русь – учрежденное в августе 1924 г. акционерное общество в составе частного кинопроизводственного коллектива «Русь» и представительства в Москве организации Международной помощи рабочим (Межрабпом). В сентябре 1928 г. реорганизовано в Межрабпомфильм.
[4] Ленинградкино – созданный осенью 1925 г. художественно-производственный трест, объединивший прокатно-производственную организацию Севзапкино и киноателье «Кино-Север». В документах нередко проходил как Севзапкино. С августа 1926 г. в составе акционерного общества Совкино.
[5] Совкино – учрежденное в 1924 г. и начавшее функционировать в РСФСР в марте 1925 г. государственное акционерное общество с монопольным правом кинопроката на внутреннем и внешнем рынках, а также импорта картин. В августе 1926 г. в его состав вошли Госкино, Пролеткино и Ленинградкино. В 1930 г. на базе Совкино было образовано Союзкино – первый общесоюзный орган руководства кинематографией.
[6] Речь идет о созданной 4 сентября 1923 г. Совнаркомом для обсуждения оргструктуры государственных кинопредприятий в пределах всего СССР и коммерчески выгодной постановки кинодела комиссии под председательством руководящего работника Рабкрина В.Н. Манцева, куда вошли представители Наркомпроса РСФСР, Всеукраинского фотокиноуправления, Севзапкино, а также Наркомфина. (См.: Кино: организация управления и власть… С. 114–115.)
[7] Речь идет о постановлении Совнаркома РСФСР от 11 августа 1926 г., согласно которому Госкино и Севзапкино (Ленинградкино) были окончательно ликвидированы как самостоятельные организации, а их учредителям (Наркомпросу и Ленинградскому губисполкому) было предложено войти пайщиками в Совкино со всем капиталом, вложенным в вышеуказанные организации. (См.: Там же. С. 307.)
[8] «Кафе Фанкони» – картина 1-й кинофабрики Госкино (сценарий С.А. Радзинского, постановка М.Я. Капчинского) – экранизация повести одесского советского работника и журналиста Н.И. Матьяша «Коровины дети» о событиях из жизни дореволюционной Одессы. Вышла в прокат 27 апреля 1927 г.
[9] Капчинский Михаил Яковлевич (1889–1981) – организатор кинопроизводства, режиссер. До 1921 г. на журналистской работе в Одесской губернии. В 1921–1922 гг. заместитель председателя Одесского губполитпросвета. В 1922–1925 гг. уполномоченный Всеукраинского фотокиноуправления по Одесской губернии, директор Одесской кинофабрики. В 1925–1926 гг. директор 1-й кинофабрики Госкино в Москве. С апреля по июль 1926 г. находился под арестом по «Делу Госкино–Пролеткино» (в частности, обвинялся в самоличной постановке с использованием своего служебного положения фильма «Кафе Фанкони»), по которому в апреле 1927 г. Мосгубсудом осужден на 8 месяцев лишения свободы, но от наказания освобожден. В 1927–1937 гг. находился на административной и режиссерской работе в украинской кинематографии (Киев). В 1939–1953 гг. режиссер Московской киностудии научно-популярных фильмов. В 1935 и 1953 гг. подвергался репрессиям. Реабилитирован. (Личный архив автора.)
[10] ВУФКУ – Всеукраинское фотокиноуправление – руководящий орган кинематографии Украинской ССР в 1922–1930 гг.
[11] «Блуждающие звезды» – картина 1-й кинофабрики Госкино, затем Одесской кинофабрики ВУФКУ (сценарий И.Э. Бабеля, постановка в Москве В.Р. Гардина; Г.З. Гричер-Чериковера – в Одессе) – экранизация одноименного романа Шолом-Алейхема, законченная Одесской кинофабрикой, на Украине была выпущена на экран 4 января 1927 г., в России – 14 февраля 1928 г. Одно из обвинений, предъявленных на дознании ОГПУ Гардину, состояло в срыве постановки «Блуждающие звезды», в результате чего ее передали ВУФКУ.
[12] «Ветер» – картина 1-й кинофабрики Госкино (сценарий Н.А. Салтыкова и А.М. Роома, постановка Ч.Г. Сабинского и Л.Б. Шеффера) – экранизация одноименной повести Б.А. Лавренева о событиях Гражданской войны. Вышла в прокат 26 октября 1926 г.
[13] Сабинский Чеслав Генрихович (1885–1941) – художник, режиссер, сценарист. В 1908–1918 гг. заведующий художественной частью, режиссер и сценарист в ряде частных кинофирм. В 1918–1924 гг. режиссер и сценарист разных киностудий. В 1924–1926 гг. режиссер 1-й кинофабрики Госкино. С 1926 г. режиссер Ленинградской фабрики Совкино, позднее – киностудии «Ленфильм».
[14] «Потомок араба» – картина 1-й кинофабрики Госкино (сценарий Н.П. Шпиковского, постановка Я.А. Морина), посвященная разведению в екатерининские времена графом А.Г. Орловым арабских рысаков. Вышла в прокат 5 ноября 1926 г.