Михаил КАПЧИНСКИЙ

директор киностудии, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Имя при рождении:
Розенберг Михаил Яковлевич

Дата рождения:
03 декабря 1889
Белая Церквь, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
28 марта 1981 (91 год)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
директор киностудии, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью М. Я. Капчинского, предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О. И. КапчинскимПортрет режиссера М. Я. Капчинского работы А. Е. Разумного. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино)

Капчинский (Розенберг[1]) Михаил Яковлевич (03 октября 1889, Белая Церковь (ныне Украина) —  28 марта 1981, Москва) — организатор кинопроизводства, режиссер, деятель советского кинематографа.

Родился в Белой Церкви Киевской губернии в семье мельничного рабочего (в 1908 -1914 — арендатор помещения). В 1915 году семья переехала в Одессу, где отец стал хозяином велосипедной мастерской.

Окончил хедер и 4-х классное начальное училище.
С 1903 по 1910 —  ученик слесаря, подмастерье, решеточник в частных мастерских (гг. Белая Церковь и Киев).

В 1904 году за участие в маевке в Белой Церкви был арестован и около 3-х месяцев просидел в полицейском участке.

В 1905 — 1906 — принимал участие в революционной деятельности, организованной меньшевиками-искровцами.
В 1910 — 1912 — солдат-наводчик 3-го артдивизиона, дислоцировавшегося в Литине.
В 1912 — 1914 — втулочник в механической мастерской (г. Киев).
В 1914 году был призван в армию; в качестве солдата-наводчика 2-го Сибирского артдивизиона находился на Австрийском фронте; был ранен. После излечения в часть не вернулся. Работал на аптечном складе в местечке Кривое озеро Балтийского уезда.

В начале 1916 года арестован властями; этапирован из Балтийской тюрьмы в Сквиру, откуда был вновь отправлен на фронт; служил телефонистом 9-го мортирного дивизиона.

В 1917 — 1918 — старший фейерверкер, председатель солдатского комитета артдивизиона; после его расформирования в Брянске в марте 1918 года — помощник начальника дальномерной команды.
С мая 1918 до лета 1919 — велосипедный механик в отцовской мастерской в Одессе.
В 1919 —.секретарь коллектива владельцев велосипедных мастерских Одессы.
В конце мая — начале июля 1919 — командир батареи полка Одесской ЧК, затем работник печати в сводной бригаде Особого корпуса по борьбе с бандитизмом на Украине, охранявшей большевистское Бессарабское правительство. После того как поезд Бессарабского правительства попал в августе 1919 года к махновцам, остался в контролируемой ими Новоукраинке. Во время нахождения в Одессе деникинцев нелегально жил у родственников; заболев сыпным тифом, находился на излечении в городской Еврейской больнице.

В 1920 году учился на курсах советского строительства в Одессе при Комуниверситете.
С сентября 1920 по май 1921 года работал в Первомайске Одесской губернии председателем Комиссии при уездном исполкоме по продразверстке, редактором газеты «Известия» Первомайского уездного комитета (укома) партии и уисполкома Совета», заведующим Первомайским уездным отделением Югроста; состоял членом укома партии.
С мая 1921 по 17 ноября 1921 — зам. заведующего Одесского Югроста.
С 17 ноября 1921 по август 1922 — зампред одесского губполитпросвета; одновременно, с апреля 1922 — заведующий Фотокиноотделом губполитпросвета и директор восстановленной кинофабрики.
С середины августа 1922 —  уполномоченный Всеукраинского Фотокиноуправления по Одесской губернии, также распространявшего свое руководство кинопрокатом на Николаевскую и Подольскую губернии.
15 января 1925 года постановлением Одесского губкома партии утвержден заведующим производством ВУФКУ —  комбината, состоявшего из Одесской и Ялтинской кинофабрик.
В конце марта 1925 г. ЦК ВКП(б) вызван в Москву, где 10 апреля назначен зам. директора по административно-хозяйственной части 1-й московской кинофабрики Госкино[2].
С 5 мая 1925 по 15 апреля 1926 —  директор 1-й Московской госкинофабрики.

Из воспоминаний режиссера Абрама Роома:

«Я пришел туда в 1924 году. Все только ещё складывалось. Бывшая студия Ханжонкова лишь год назад стала 1-й Госкинофабрикой. Тиссэ уже был там, Эйзенштейн пришел чуть позже. Директорствовал Б. Михин. Потом его сменил Капчинский, он привлек множество новых людей — режиссеров, операторов, писателей. Молодым легко доверяли постановки. Я снимал свой дебют "Гонка за сомогонкой" — так впервые вышел на экран молодой Охлопков. Всё-таки опирались на результат...»

(Источник: «Союзинформкино» выпуск № 9 (368), с. 2)

В 1925 году вместе со своим заместителем Я. Блиохом являлся уполномоченным правления Госкино (должность соответствует более поздней директора картины) по постановке фильма «Броненосец Потемкин» (режиссер С. Эйзенштейн).

15 апреля 1926 года был арестован ОГПУ по обвинению в бесхозяйственности вместе с группой руководящих хозяйственных и творческих работников Госкино, Пролеткино и Совкино; освобожден на стадии судебного следствия 20 июля 1926 года.

22 апреля 1927 года по данному делу Мосгубсудом осужден на 8 месяцев, но от наказания освобожден со снятием судимости.

В сентябре 1926 года в Одессе занимался доработкой своей картины «Кафе Фанкони».
30 декабря 1926 года приглашен в ВУФКУ в Киев и 10 января 1927 года назначен начальником Центральной кинолаборатории ВУФКУ в Киеве, которую возглавлял до апреля 1927 года.
С лета 1927 по 1928 —  режиссер-монтажер и заместитель заведующего производством ВУФКУ; в 1928 — зав. производством ВУФКУ.
С 10 декабря 1928 — режиссер-постановщик Киевской кинофабрики; его картина «Плотина прорвана» вышла на экраны 12 февраля 1929 года[3].

В 1933 году за выступление в защиту критикуемого актера, бывшего эмигранта В.Г. Гайдарова, был исключен из партии; восстановлен в феврале 1934 года.

В начале 1935 года в Киеве арестован органами НКВД по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации, дело было прекращено через два месяца.

С марта по август 1937 — директор мультстудии Киевской киностудии. Снят с должности за подлог с конкурсом на сценарий мультфильма «Волк на псарне», а затем уволен с киностудии «за невозможностью использования». Работал кладовщиком на Радиозаводе в Киеве.
В феврале 1938 года, после разбора его персонального дела Киевским обкомом партии, окончившегося строгим выговором, восстановлен на киноработе и направлен режиссером на Одесскую киностудию.
С лета 1939 — режиссер «Моснаучфильма» по договору; с июля 1940 — в штате киностудии.

10 октября 1941 г. с киностудией эвакуировался в Ташкент; с февраля 1942 г. по 25 марта 1943 г. режиссер и начальник отдела комбинированных съемок Объединенной студии художественных фильмов в Ташкенте.

С 25 марта 1943 по 24 октября 1944 — зам. директора и начальник ОРСА Объединенной студии художественных фильмов в Ташкенте.
С 24 мая 1944 по 09 октября 1944 — зам. директора и начальник ОРСа киностудии «Союздетфильм».
С ноября 1944 — режиссер «Воентехфильма», переименованного затем вновь в «Моснаучфильм».
С 20 мая 1945 по 13 сентября 1945 — врио начальника цеха комбинированных съемок, после чего вновь режиссер.

13 января 1953 года освобожден от работы на Моснаучфильме приказом министра кинематографии И.Г. Большакова по представлению директора Моснаучфильма М.В. Тихонова с формулировкой за «недоброкачественное отношение к порученному делу», выразившемся в «приукрашиваниях» в фильме «Счастливого пути».

20 января 1953 года был арестован МГБ СССР вместе с группой работников «Моснаучфильма» по обвинению в «еврейской националистической агитации».

10 февраля 1954 года Мосгорсудом вменяемая Капчинскому статья 58/10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда и агитация) была заменена на статью 59/7 (разговоры, разжигающие национальную рознь) и применен Указ об амнистии 1953 года, в результате чего Капчинский был освобожден в зале суда.

С 10 февраля 1954 по 21 августа 1954 года не работал по болезни.

19 августа 1954 года Приказом зам. министра культуры СССР Н.П. Охлопкова (знавшего Капчинского с 1920-х годов) был отменен Приказ от 13 января 1953 года как неправильный.

15 января 1955 года Капчинский был восстановлен на «Моснаучфильме» и направлен на Литовскую киностудию для продолжения постановки кинофильма «Перевалка» («Транспортировка грузов»), где работал до мая 1955 года, а затем вновь на «Моснаучфильме».

С февраля 1957 по сентябрь 1959 — на пенсии.

5 апреля 1957 года постановлением Президиума Верховного суда СССР полностью реабилитирован. 1 июня 1957 года решением Бюро МГК КПСС восстановлен в партии.

С сентября 1959 по июнь 1960 — режиссер Центральной кинолаборатории Минсельхоза СССР.
В начале 1960-х гг. ставил учебные фильмы на киностудии «Школфильм» Министерства просвещения РСФСР и спецвоенлаборатории Министерства обороны.

С июня 1960 — персональный пенсионер республиканского значения; с сентября 1977 — персональный пенсионер Союзного значения.

Умер в Москве. Похоронен на Донском кладбище.

______________________________
1. По его объяснениям в МГБ в 1953 г, впервые фамилию «Капчинский» стал носить в 1915 г. когда, не вернувшись в воинскую часть, проживал в местечке Кривое Озеро по документам, присланным из Одессы родственниками. Затем эту фамилию носил во время нелегального проживания в Одессе при «белых» в конце 1919 -феврале 1920 г.. и с 1920 г. уже официально.С 1920 г. во всех документах писался Капчинским, не указывая фамилию Розенберг.
Младший брат М. Я. Капчинского — Лев Яковлевич Розенберг (1898 — 17 апреля 1922) во время работы в деникинском подполье с августа 1919 по 1920 г. тоже поменял фамилию на Капчинский. А затем, работая в Одесской ЧК в 1920 — 1922 г. на ответственных оперативных должностях, поменял и имя-отчество на Георгия Викторовича.
2.  Первая фабрика Госкино — бывшее киноателье Ханжонкова на Житной в Москве (ныне киностудия «Мосфильм»).
3. Работа строившейся кинофабрики началась 15 октября 1928 года; кинофабрика была достроена в январе 1929 года.

Семья

Брат — Лев Яковлевич Розенберг (1898 — 17 апреля 1922), сотрудник Одесской ЧК; умер от сыпного тифа.
Сын — Илья Михайлович Капчинский (1919 — 1993), советский физик, доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской (1988) и Государственной (1970) премий.
Сын — Лев Михайлович Капчинский (1923 — 1999), инженер-радиотехник, кандидат технических наук, автор книг о проектировании телевизионных антенн.
Правнук — Олег Иванович Капчинский (род. в 1972 в Москве), кандидат исторических наук, писатель.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Составлена на основе твореской карточки кинорежиссера, электронного кинокаталог РГАКФД.

В качестве худрука на Одесской кинофабрике ВУФКУ руководил постановками фильмов «От мрака к свету» (1922), «Потоки» (1923), «Укразия» (1925). 

Игровые

1925 — Броненосец «Потёмкин»; полнометражный; производство: 1-я кинофабрика «Госкино»; ответственный руководитель Я. Блиох; сценарий Н.Ф. Агаджановой-Шутко; режиссер-постановщик: Сергей Эйзенштейн; ассистент режиссера Г. Александров; главный оператор Эдуард Тиссэ; оператор Владимир Попов; асс. режиссера: А. Антонов, М. Гоморов, А. Левшин, М. Штраух; администраторы: А.П. Крюков, А. Котошев; уполномоченный правления Госкино (по постановке фильма) М. Капчинский

1926 — Кафе Фанкони (фильм рассказывает об эксплуатации детей в дореволюционной России); полнометражный; производство: 1-я фабрика Госкино; режиссер М. Капчинский; авторы сценария: А. Рубинштейн, С. Уэйтинг-Радзинский, Н. Матьяш; оператор А. Левицкий
1927 — Плотина прорвана («Леся»); (фильм о борьбе крестьян Западной Украины с произволом польских панов); производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссеры: М. Капчинский, Л. Снежинская; авторы сценария: Ф. Фальковский, Л. Френкель; оператор Я. Краевский
Кадр из фильма «Белая смерть» (1933).

1933 — Белая смерть (Зона. «Последняя ночь»); (фильм, посвященный «маленьким пролетариям», долгое время был запрещен к показу и стал последней художественной картиной в творчестве Капчинского); производство: Киевская кинофабрика «Украинфильм»; авторы сценария: М. Капчинский и Урин; режиссер М. Капчинский; оператор А. Лаврин; ассистенты режиссера: С. Бабанов и А. Нозырь; звукооператор Б. Гальперин; композитор Л. Пульвер; художник С. Мандель; звук записан на аппарате НЗ системы инженера Никитина

Документальные, научно-популярные, технические и учебные 

1928 — Хрустальные стены; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария
1928 — Бекон; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария (возможно, речь иден о документальном фильме «Фабрика бекона» (1930), снятый операторами Г. Александровым и Ю. Тамарским)
1929 — Масло; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария
1929 — Пернатое золото; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария М. Капчинский; операторы: Г. Александров, А. Федотовы
1930 — Экспорт Украины; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария
1931 — Коммуна; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер (возможно, речь идет о полнометражном документальном фильме «Бессарабская сельскохозяйственная коммуна»,  который снял в 1928 году выпускник Одесского кинотехникума Г. Александров; фильм рассказывает о коммунарах-бессарабцах, демобилизованных из кавалерийского корпуса Григория Котовского и основавших на левобережье Днестра в 1924 году сельскохозяйственную коммуну)
1932 — Жемчужина степи; производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ; режиссер и автор сценария 
1934 — Праздник урожая; производство: «Украинфильм»; режиссер
1935 — Колхозы Украины; производство: «Украинфильм»; режиссер и автор сценария 
1936 — Матч четырех городов; производство: «Украинфильм»; режиссер
1936 — Праздник урожая в колхозах Днепропетровщины на Украине; производство: «Украинфильм»; режиссер М. Капчинский; оператор А. Лаврик
1937 — Цветущая Украина; производство: «Украинфильм»; режиссер и автор сценария
1938 — Метод Ильина; производство: Одесская киностудия; режиссер и автор сценария
1939 — Зерно; производство: Одесская киностудия; режиссер и автор сценария
1939 — Гипс; производство: «Мостехфильм»; режиссер и автор сценария
1946 — Советская Армения; полнометражный; производство: «Мостехфильм»; режиссер М. Капчинский; операторы: К.И. Строд, Я.М. Толчан; консультанты: Е.Д. Прозоров, И.С. Степанян; звукооператор А.М. Камионский
1947 — Боровое; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1947 — Караганда; производство: «Моснаучфильм»; автор сценария С. Кананыкин; режиссер М. Капчинский; оператор  К. Строд; звукооператор А. Митрохин
1947 — Балхаш; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1947 — Великая магистраль; производство: «Моснаучфильм»; автор сценария Г. Черняк; режиссеры: М. Капчинский, А. Граф; оператор К. Строд; звукооператор А. Митрохин
1947 — Изыскание железных дорог; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1947 — Механизация лесозаготовок; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1949-1949 — Электрический лесоруб (сюжет); производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1949 — Машинист Шумилов (сюжет; 1 часть); производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1949 — Безогневая заправка; производство: «Моснаучфильм»; режиссер и автор сценария
1949 — Новое депо (сюжет); производство: «Моснаучфильм»; режиссер и автор сценария
1950 — Замораживание льда (сюжет); производство: «Моснаучфильм»; режиссер и автор сценария
1950 — Поездная радиосвязь (сюжет); производство: «Моснаучфильм»; режиссер и автор сценария
1950 — Новое в культуре томатов; производство: «Моснаучфильм»; режиссер и автор сценария
1951 — Пятисотники; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1951 — Метод Черкасова; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1952 — Счастливого пути; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1953 — Ранние овощи; производство: «Моснаучфильм»; авторы сценария% М. Капчинский, С. Васильков
1954-1955 — Перевалка  («Транспортировка грузов»); производство: Литовская киностудия; режиссер
1956 — Сокровище речной долины; производство: «Моснаучфильм»; режиссер
1957 — Когда созравает свекла; производство: ЦКЛ Минсельхоза; режиссер
1958 — Рассказ о механизированном птичнике; производство: ЦКЛ Минсельхоза; режиссер
1962 — Советская Эстония; производство: киностудии «Школфильм»; режиссер
1963 — Спецвоенфильм; производство: Специальная военная лаборатория; режиссер

_________________________
При подготовке материала использованы следующие архивные сточники:

1. Архив семьи Капчинского М. Я.
2. Архив киностудии «Центрнаучфильма» (Личное дело Капчинского М. Я.)
3. Госархив Одесской области (— Ф. П-3. — Оп. 2. — Д. 367. — Л. 143-157; — Ф. П-4. — Оп. 2. Д. 1669; — Ф. П-7. — Оп. 2. — Д. 1270).
4. ГАРФ (—  Ф. 10249. — Оп. 8. — Д. 2647).
5. РГАСПИ (— Ф. 17. — Оп. 99. Регбланк № 1647474 члена ВКП (б); Регбланк № 2297460 члена ВКП (б); Регбланк № 076649688 члена КПСС; Учетная карточка № 016116194 члена КПСС; — Ф. 589. — Оп. 2. — Д. 1850).
6. ЦАОПИМ (— Ф. 1743. — Оп. 16. — Д. 1390).
7. ЦА ФСБ. Д. Р7555 (архивно-следственное дело М. Я. Капчинского).
8. РГАЛИ ( ф. 2497. — Оп1. — Д. 94).