Даниил ДЕМУЦКИЙ

кинооператор, педагог, фотограф

Имя при рождении:
Демуцький Данило Порфирович

Дата рождения:
16 июля 1893
с. Охматов (Охматів), Черкасский уезд, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
07 мая 1954 (60 лет)
г. Киев, Украинская ССР, СССР

Профессии:
кинооператор, педагог, фотограф

Краткая биография

Демуцкий Даниил Порфирьевич (04 (16) июля 1893, с. Охматов / Охматів  (ныне Черкасская область Украины) — 07 мая 1954, Киев (ныне Украина) — оператор игрового и документального кино, фотограф. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1954). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1952).

Даниил Демуцкий является одним из ярчайших представителей украинской операторской школы.

После окончания Второй Киевской гимназии в 1912 году поступил на медицинский факультет Императорского Киевского университета Святого Владимира, затем перешел на юридический факультет, который окончил в 1917 году[1].

В период с 1918 по 1921 год (включительно) работал в Министерстве торговли и промышленности, Наркомпроде Украины, Госбанке, Днепровском военном порту[2].

Даниил Демуцкий: «Увлечение художественным светописьмом началось у меня ещё со школьной скамьи[3]. Оно и сыграло решающую роль в выборе мною в конечном итоге специальности (сначала фотографа, а затем кинооператора).
Будучи ещё студентом 1 курса я уже участвовал в выставках художественной светописи в Киеве (1913)[4].
С тех пор мои работы стали всё чаще появляться на выставках, а также на страницах художественных журналов («Вестник фотографии», «Солнце России» и др.), пользуясь неизменным успехом»

(Источник: автобиография (ГЦМК)

В 1920 году открыл фотостудию при киевском театре «Березиль» (художественный руководитель и главный режиссёр Лесь Курбас).

В 1925 году его работы удостоены Золотой медали на Международной выставке декоративных искусств в Париже.

Групповой фотопортрет сотрудников студии ВУФКУ. Стоят в четвертом ряду: режиссер Григорий Рошаль (четвертый справа; в шляпе и очках), Даниил Демуцкий (пятый справа). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / ГЦМК.
В кино с 1925 года; заведующий фотоцехом на Одесской кинофабрике ВУФКУ.
С 1926 — оператор Киевской киностудии. Преподавал операторское мастерство в Киевском киноинституте.
В 1935 — 1937 — на Ташкентской киностудии.
В 1936 году совместно с оператором Николаем Голубевым снимал хроникальные фильмы о Киргизии (режиссер Генриетта Сатарова).
1941 —1948 — на Ташкентской киностудии.

Даниил Демуцкий и Александр Довженко. Фото: Общественное достояние.

Соратник кинорежиссера Александра Петровича Довженко.

_____________________________________
1. Источник: ГЦМК.
2. Там же.
3. Являлся членом Киевского обществе фотолюбителей «Дагер».
4. На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Киеве в 1913 году экспонировал четыре пейзажа, снятые объективом монокль.

СЕМЬЯ

Демуцкий П. Д. (1860-1927). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей музыки.

Отец — Демуцкий Порфирий Данилович (25 февраля (8 марта) 1860, село Янишевка, Таращанский уезд, Киевская губерния, Российская империя, ныне Ивановка, Ставищенский район, Киевская область, Украина — 5 июня 1927, Киев, Украинская ССР, ныне Украина) — композитор, собиратель народных песен и сельский врач. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документальные

1935 — Социалистическая деревня № 24 (киножурнал): производство: Союзкинохроника; режиссер Л. Зернов; операторы: Масленников, М. Ф. Ошурков, А. Д. Черепанов, Д. П. Демуцкий, Н. П. Голубев, И. М. Косицын, М. М. Балухтин
1936 — Союзкиножурнал № 2 (киножурнал); производство: Союзкинохроника; режиссер Л. Степанова; операторы: М. Ошурков, С. Семенов, Р. Кармен, В. Мищенко, Н. Блажков, Д. Демуцкий, Н. Голубев
1936 —  Колхозная Киргизия; производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: Г. Сатарова, Л. Зернов; операторы: Д. Демуцкий, Н. Голубев
1936 — Киргизстан; производство: Союзкинохроника; режиссер Г. Сатарова; операторы: Д. Демуцкий, Н. Голубев
1936 — По Киргизстану; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Г. Сатарова; операторы: Д. Демуцкий, Н. Голубев; композитор Гейчнер; музоформители Власов, Фере; звукооператор Д. Овсяников

Игровые

1926 — Свежий ветер (о борьбе рыбаков-поморов в первые годы нэпа с частником — скупщиком дешевой рыбы); производство: ВУФКУ (Одесса); режиссер Г. Стабовой; оператор Д. Демуцкий; фильм не сохранился
1926 — Вася-реформатор (советская кинокомедия); короткометражный; производство: Одесская кинофабрика ВУФКУ; режиссёр, автор сценария Александр Довженко в соавторстве с  Фаустом Лопатинским; операторы: Д. Демуцкий, Иосиф Рона; картина считается утерянной


1926 — Ягодка любвичёрно-белая, немая, короткометражная комедия; производство: Первая (Одесская) кинофабрика ВУФКУ; автор сценария, режиссёр-постановщик А. П. Довженко; операторы: Д. Демуцкий, Иосиф Рона
1927 — Лесной человек (о борьбе советских людей со шпионами и диверсантами); производство: ВУФКУ (Одесса); режиссер Г. Стабовой; оператор Д. Демуцкий 
1927 — Каприз Екатерины II (по мотивам романа В. Юрезанского «Исчезнувшее село»); производство: ВУФКУ (Одесса); режиссер П. Чардынин; оператор Д. Демуцкий
1927 — Два дня (фильм рассказывает об одном из трагических периодов гражданской войны); немой чёрно-белый; производство: ВУФКУ; режиссер Георгий Стабовой; оператор
1929 — Арсенал (революционная эпопея, кинопоэма, в основе которой лежит трагедия январского восстания в Киеве в 1918 году; второй фильм «украинской трилогии» А. П. Довженко) производство: Одесская кинофабрика ВУФКУ; оператор Д. Демуцкий; фильм восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1972 году
1930 — Земля (последний фильм «украинской трилогии» А. П. Довженко); производство Киевская кинофабрика ВУФКУ; оператор Д. Демуцкий; на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году в ходе опроса зарубежные критики назвали «Землю» в числе двенадцати лучших фильмов всех времен и народов
1929 — Мёртвая петля (Пилот и девушка); производство: ВУФКУ (Одесса); режиссер А. Перегуда; оператор Д. Демуцкий 
1930 — Тебе дарю (Нож прадедов тебе дарю); производство: ВУФКУ (Одесса); режиссер Василий Радыш; операторы: Александр Лаврик, Даниил Демуцкий
1931 — Фата моргана (по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского); производство: «Украинфильм»; режиссер Борис Тягно; оператор Д. Демуцкий 

1932 — Иван (история становления деревенского парня, который приходит на строительство Днепрогэса, становится передовым рабочим, коммунистом); производство: «Украинфильм»; режиссёр и автор сценария А. П. Довженко: операторы: Михаил Глидер, Юрий Екельчик и Д. Демуцкий в титрах не указаны
1941 — Последняя очередь; короткометражный; режиссер Георгий Тасин; оператор Д. Демуцкий
1942 — Годы молодые; производство: Киевская киностудия художественных фильмов (Ашхабад); режиссер Г. Гричер-Чериковер; оператор Д. Демуцкий
1942 — Боевой киносборник № 9 (киноновелла «Синие скалы» о борьбе восточно-европейских подпольщиков и партизан); производство: Киевская киностудия художественных фильмов (Ашхабад); режиссер киносборника М. Донской; 2-й режиссер киносборника Р. Перельштейн; режиссер новеллы «Синие скалы» В. Браун, оператор новеллы «Синие скалы» Д. Демуцкий
1943 — Насреддин в Бухаре (по мотивам романа Леонида Соловьёва «Возмутитель спокойствия» и народным восточным сказкам о Ходже Насреддине); производство: Ташкентская кино-студия художественных фильмов; режиссер Я. Протазанов; оператор Д. Демуцкий 
1945 — Тахир и Зухрапроизводство: Ташкентская кино-студия художественных фильмов; режиссер-постановщик Наби Ганиев; главный оператор Д. Демуцкий 
1946 — Похождения Насреддинапроизводство: Ташкентская кино-студия художественных фильмов; режиссер Наби Ганиев; оператор Д. Демуцкий
1947 — Подвиг разведчика (прототипом главного героя считается советский разведчик Николай Иванович Кузнецов); производство: Украинская киностудия; режиссер Борис Барнет; оператор Д. Демуцкий 
1950 — В мирные дни (об экипаже подводной лодки); производство: Киевская киностудия художественных фильмов; автор сценария И. Прут; режиссер В. Браун; операторы: Д. Демуцкий, М. Чёрный  
1951 — Тарас Шевченко (историко-биографический фильм режиссёра Игоря Савченко о жизни известного украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко); производство: Украинская киностудия художественных фильмов; операторы: Д. Демуцкий, И. И. Шеккер, А. Н. Кольцатый
1953 — Калиновая роща; производство: Украинская киностудия; режиссер Тимофей Левчук; операторы: Д. Демуцкий, Н. Ф. Слуцкий, В. К. Филиппов

РЕПРЕССИИ

В 30-х годах подвергался необоснованным репрессиям (1932, 1934, 1938).

В 1932 году арестован по обвинению в разглашении данных допроса и сокрытии сценария фильма «Украина» Фауста Лопатинского.

19 октября 1934 года арестован НКВД в Киеве, где работал оператором Киевской киностудии.

Звания

1944 — Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР
1954 — Заслуженный деятель искусств Украинской ССР

Награды

1952 — Сталинская премия (за съёмки игрового фильма «Тарас Шевченко» (1951))

Цитаты

[...]Отметив появление в украинском кино нового поколения операторов, Ушаков совершенно справедливо первый из трех очерков-портретов посвящает Даниилу Демуцкому. Фотографические «кисели» Демуцкого, снятые моноклем, вызвали неодобрение на родине и получили приз на Парижской выставке. Перейдя из фотографии в кино, Демуцкий в 1920-е годы совершил примерно такой же творческий рывок, как и знаменитый висконтиевский оператор Г.Р. Альдо в 1940-е. Он стал, вероятно, первым украинским оператором со своим неповторимым стилем. Ушаков подробно описывает его творческую эволюцию, но о лучшей его работе в фильме «Земля» отзывается скупо:
«Основная фактура картины — земля и небо. <…>.
Кадр обнажен до последней степени возможного. Из него выброшено все лишнее, все, что могло бы отвлечь внимание зрителя от основной идеи».
«Скупость» Ушакова — отнюдь не проявление осторожности. Это, прежде всего, глубочайшее понимание того, что Земля в первые дни творения — вовсе не та картина, которой следует восторгаться: она выше любых восторгов. Ушаков видит в этой операторской работе некий предел, возможно, даже тупик. Человек может вырастить плод более крупный, чем природа, но никогда — более совершенный.[...]

Киновед А. Дерябин о книге Н.Н. Ушакова «Три оператора» (1930), Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография (документальные) — электронный каталог РГАКФД. Биография — ГЦМК (КП-18768/245).